Э. Л. Виже-Лебрен принадлежит к числу самых популярных художников своего времени. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда».
Три года жила в Италии, посетила Англию, Швецию, Австрию. C 1780-х гг. Тем не менее Элизабет с помощью Марии Антуанетты все удалось, а зависть к ней и без того большая, возросла в разы. Автор воспоминаний (т. 1–3, 1835–37). В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати.
Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Напрашивается и третье предположение.
Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. «Гений Александра I» имеет уже некоторые черты классицизма, вполне достаточные, чтобы не казаться в Петербурге начала века картиной, вышедшей из моды. На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. В свою очередь, Виже-Лебрён с симпатией отзывалась о русских, которые «проворны, умны познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».
Большой портрет Елизаветы Алексеевны Виже-Лебрен представила своей порфироносной заказчице 2 ноября 1796 года. Большие правильного разреза глаза, маленький пухлый рот, перламутрово розовый цвет кожи изящное сложение, ни одна из черт образа, выработанного мастером позднего рококо, не упущена художницей. Писала портреты членов императорской семьи и придворной аристократии. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. За это время она успела искренне полюбить страну, о чем написала в своих мемуарах.
Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. Упоминается и еще одна небезынтересная деталь: якобы Виже-Лебрен, очевидно, торопясь с работой, превратила в гения Александра I портрет «молодого князя Любомирского». Здесь ею были написаны более 50 портретов, ставших украшением лучших российских музеев. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. Летом 1795 года Виже-Лебрен приехала в Петербург по приглашению императрицы Екатерины II. В доме Виже-Лебрен был один из самых популярных в Париже салонов. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию. Зная характер творчества Виже-Лебрен, я не сомневаюсь, что ей ничего не стоит при необходимости сделать отрока из младенца и обратно. Грёза, влияние которого в значит. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини.
В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Эта женщина стала одной из главных портретисток своего времени. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Она училась у блестящих мастеров – своего отца Л. Виже, Ж. -Б.
"». Королева с восторгом принимала каждую работу художницы и в 1783 году способствовала тому, что Элизабет Виже-Лебрен стала членом Королевской академии художеств. Однако и среди них можно выделить ряд запоминающихся образов, в особенности полные искренней симпатии портреты художников Ж. Верне (1778) и Г. Робера (1788 оба — Париж, Лувр). Портреты исполненные Виже-Лебрен в России, привлекают значительно большей простотой, задушевностью и отсутствием манерности, присущей ряду ее портретов французского периода. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным.
Дуайена. С 1783 член Парижской Королевской Академии живописи и скульптуры. Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание».
Перед представлением Екатерине II Виже-Лебрён вспоминала все, что она слышала о русской государыне от принца де Линя, а также разговаривала о ней с графом Шуазель-Гуфье. Это объясняется особым волнением: «. В ее мастерской за целую жизнь работы скопилось достаточное количество изображений миловидных головок (именно подобные картины были ее специальностью) и если она не хотела писать новый, то могла выбрать для подарка не обязательно этюд давности в четверть века, да еще изображающий одного из противников России. Г-жа Виже-Лебрен неспроста писала портрет молодого Генриха Любомирского. 31 марта 1814 года».
Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». Безмятежная, счастливая улыбка является своеобразным лейтмотивом портретов Виже-Лебрен. Ее отец был малозначительным мастером, но он сумел привить дочери любовь к живописи. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию.
Оно легко опровергается следующими доводами: во-первых, в 1814 году Виже-Лебрен еще работала в полную силу и не утеряла своего мастерства. Училась у отца, художника-портретиста Л. Виже (профессора Академии св. Словом искусство и личность Виже-Лебрен в полной мере соответствовали типу придворного художника, который получил яркое развитие во французской школе живописи.
Рентгеноскопия «Гения» гораздо ближе к подобным же снимкам с произведений Виже-Лебрен раннего периода, чем позднего. В лучших своих портретах, созданных в 1780-е годы, Виже-Лебрен достойно продолжает традицию французского портрета 17 -18 веков. Кто-нибудь из сведущих в политике друзей художницы мог подсказать ей этот дипломатический ход. 30-е гг.
«Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». " Это была принцесса Елизавета, жена Александра". Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других.
С 1783 член Парижской Королевской Академии живописи и скульптуры. Женщины на портретах кисти Виже-Лебрен всегда привлекательны. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1783), поч. вольный общник петерб.
Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Отправляясь в конце июля 1795 года на первую аудиенцию к императрице Екатерине в Царском Селе, художница заметила у окна на первом этаже молодую особу, поливавшую цветы. Юноша держит в руках щит и пальмовую ветвь.
(Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. На щите выведена легко читаемая надпись «Alexandre le Magnanime. Дуайена, копировала Ж. Б. Она умело сочетала незыблемые законы изображения великих людей (подчеркивание во всем их высокого положения и власти) с сентиментальной чувствительностью, смягчающей даже наиболее парадные из ее образов.
Греза, Ж. Верне, Г. Бриара и Г. Ф. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное.
степени определило манеру В. -Л. Работала в Париже (до 1789 и с 1809), Италии, Австрии и Германии (1789–95), России (1795–1801), Великобритании, Голландии и Швейцарии. Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Греза. Во время Великой французской революции покинула родину.
Я заметила у окна. «Мне рассказывали, — замечает Виже-Лебрён, — что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие». Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. ".
Первое впечатление оказалось безошибочным. Луки. Произведения Виже-Лебрен очень высоко ценились в России в XIX веке. Луки, а несколько ранее – в Пармскую. Над головой легкий колеблющийся язычок пламени, обозначающий божественность его происхождения. Она сглаживала индивидуальные черты людей, которых рисовала.
Греза, Ж. Берне, Г. -Ф. Прежде всего, могло казаться, что художница понадеялась, что история ее портрета забыта, что на Александра произведет благоприятное впечатление миловидность «гения» и что у него не возникнет никаких неприятных ассоциаций. Он был художником, реставратором, критиком и торговцем картинами.
Подарила Академии свой автопортрет. Писала живописные и миниатюрные портреты. Наибольшей живостью отличаются многочисленные портреты, которые она охотно писала. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много.
Почетный вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств (1800 ИАХ). Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался.
Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми. Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. Автор этого полотна, французская портретистка Мари Луиз Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842), принадлежала к числу наиболее успешных и знаменитых женщин-художниц в истории мировой живописи. В их облике она подчеркивает прежде всего черты женственности: это и кокетство, как во многих автопортретах (например, в автопортрете 1782 года из частного собрания в Швейцарии) и томная нежность, как в портрете графини Скавронской (Париж, музей Жакмар-Андре), открытая чувственность в портрете Эммы Харт в виде Ариадны (США, частное собрание) или игривость и задор в портрете графини А. Потоцкой (США, Форт Уорт, музей Кимбелл). Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Луки, Римской, Пармской, Болонской, Берлинской, Авиньонской.
В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Училась у отца, художника-портретиста Л. Виже (профессора Академии св. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Элизабет-Луиза Виже-Лебрён стала второй после Мари Анн Колло иностранкой, удостоенной звания «почетный вольный общник» Санкт-Петербургской академии художеств.
Он обращен в пол-оборота к зрителю. В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы.
Луки, Римской, Пармской, Болонской, Берлинской, Авиньонской. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755 – 1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Н. М. Карамзина. Несмотря на потерю средств и клиентуры, Виже-Лебрен быстро вернула себе утраченные позиции, благо что слава шла впереди нее – художницу с удовольствием принимали и в королевских дворцах и в аристократических салонах. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть.
700 портретов, ряд картин бытового жанра и на мифологич. После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи. В последующие годы Элизабет создала свыше 20 портретов королевы, а также писала её детей, других членов королевской семьи и близких к ней лиц. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810).
художница. Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились.
На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы, талии. « Я отнюдь не заметила, чтобы она обратила на него хоть малейшее внимание, а быть может она вообще не столь строга в этом отношении, как, например, госпожа посольша». Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Была необычайно работоспособна.
Это объясняется особым волнением: « Ведь уже один только вид сей знаменитой женщины произвел на меня такое впечатление, что я всецело отдалась ее созерцанию». К числу лучших детских портретов в искусстве 18 века принадлежит портрет дочери Жюли (1787, Париж, собрание М. Давид Вейль), на котором девочка смотрится в зеркало, так что мы можем видеть задумчивое личико и в профиль и в фас. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея».
Дуайена. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Так, руки «Гения» первично не держали щита с надписью, они были заняты каким-то другим, впоследствии перекрытым щитом, предметом, может быть, гирляндой цветов, может быть, как у его прообраза, венком или венками. Оставила мемуары Воспоминания госпожи Виже-Лебрен.
Воспитывала его тетка. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Работа минутная: берется биографический словарь, родословная дома Любомирских, . Слава любимой придворной портретистки Марии-Антуанетты была столь велика, что Екатерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда.
Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. В своём салоне в Отеле Де-Любер она выставляет портреты Шарля Александра де Калонна и Никола Божона, посылает на академическую выставку ряд других работ, произведших большое впечатление на публику и критиков. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. Она сокрушается, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «для исполнения сего традиционного обряда., сняла одну перчатку». Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне.
Например, упомянув ужасную дорогу из Риги, представлявшую собой «наваленные кучами каменья», она тут же добавляла, что император Александр ее перестроил, «и теперь она хороша». Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Модели портретов держатся естественно, в них, как правило, нет нарочитого позирования. Виже-Лебрен даже какое-то время училась у него и, естественно, подражала ему.
Французская художница. Училась живописи у своего отца, художника. Заключается она в следующем: уж не написан ли этот «гений» гораздо раньше, чем был он подарен, как-то слишком он напоминает всяких амуров (в том числе эрмитажного), гениев и прочих небожителей с произведений Ж. -Б. Но вряд ли это простейшее соображение может быть уместным. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину.
Три года жила в Италии, посетила Англию, Швецию, Австрию. В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. АХ (1800) также чл.
Э. Л. Виже-Лебрен родилась в Париже в семье художника-портретиста. C 1780-х гг. Дуайена. Благодаря королевской протекции, в 1783 году Виже-Лебрен принимают в члены Королевской Академии художеств.
— последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Луки), пользовалась советами Ж. -Б. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться. Художница помнила о своей дружбе с поляками и боялась, что император, который слыл как ничего не забывающий, тоже может припомнить этот прискорбный для нее факт и в частности то значение, которое приобрел написанный ею портрет Генриха Любомирского. На театральной сцене утвердились «слезная комедия» и «мещанская драма», светские дамы зачитывались «Новой Элоизой» Руссо и, стараясь соответствовать идеалу матери, начали сами кормить младенцев грудью.
Писала портреты членов императорской семьи и придворной аристократии. Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Я пытаюсь выйти из тяжелого положения: расширяю возрастной диапазон изображенного от шести до шестнадцати лет. Жюли с мужем осталась в России. Все герои ее картин смотрят на нас как живые.
Чл. К счастью, эту проблему можно разрешить с большей долей уверенности, чем все другие. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд».
Виже-Лебрён становится всё популярнее. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Всего создала ок.
В 1769 году по его совету начала брать уроки у, которые способствовали её прогрессу. «. Была замужем за художником, торговцем картин Ле Бреном. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Греза, Ж. Берне, Г. -Ф.
Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «. На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие. »), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. По отзывам современников, Елизавета Алексеевна отличалась мечтательностью, много читала и занималась благотворительностью. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов.
Оставила мемуары Воспоминания госпожи Виже-Лебрен. Какие только люди их не посещали. Манера живописи, характер образа, все то, что насторожило меня в начале работы, заставив искать более раннюю дату исполнения картины, чем та, которая стоит на ней, были проверены при помощи снимка картины в рентгеновских лучах.
Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. В портретной композиции часто вводила сельские мотивы. Виже-Лебрен Мари-Луиз Элизабет (1755, Париж – 1842, там же)Работала в России с 1795 по 1801. Французская художница. Приближала их лица к модному в то время идеала.
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. В нем сообщается, что картина была написана старой художницей для Александра I и поднесена ему в день его вступления в столицу Франции. Член академий св. Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Императрица велела поместить его в Тронной зале и долго его изучала. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Она и заказала с него портрет в виде гения играющего с аллегорическими символами победы и мира – лавровым и миртовым венками, картину, получившую название «Гения Славы». Почетный вольный общник Санкт-Петербургской Академии художеств (1800 ИАХ). В1776г. Образ Генриха Любомирского был бы дискредитирован раз и навсегда.
На протяжении всей своей долгой карьеры Виже-Лебрен постоянно стремилась к самоутверждению, добиваясь как профессионального признания наравне с художниками-мужчинами, так и финансовой независимости. Она всю свою жизнь просуществовала в запасах музея. В 1814 году польский вопрос стоял достаточно остро.
Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет. Она преуспела в жанре живописи, который во Франции всегда ценился очень высоко.
Подарила Академии свой автопортрет. Виже-Лебрён дала словесный портрет молодой женщины – великой княгини Елизаветы, жены Александра: «. АХ в Риме, Парме, Болонье и др.
Член академий св. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам».
Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. Александр I решал по-своему судьбы Европы. Четыре дня спустя государыня скончалась.
Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. В столице Австрии художница вращалась в кругу австрийских и польских аристократов и писала их портреты. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи.
Была необычайно работоспособна. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина».
сюжеты, пейзажей, став одним из предшественников салонного искусства. Молодежь восхищалась «Вертером» Гёте, некоторые юноши надевали по его примеру синие фраки и желтые перчатки и кончали жизнь самоубийством. Слава любимой придворной портретистки Марии-Антуанетты была столь велика, что Екатерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда. — 298 с. ). Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
Российские исследователи относят эту художницу к категории «восторженных русофилов», в то время как типология всех путешественников включает и «желчных русофобов» и «критически настроенных наблюдателей». Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. Во время Великой французской революции покинула родину. Творчество Виже-Лебрён вписывалось в рамки эстетики сентиментализма. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба. За два года до рождения дочери в жизни Элизабет Виже-Лебрен произошло удивительное событие, полностью перевернувшее ее жизнь – знакомство с королевой Марией-Антуанеттой.
Предпочитаю последнее. Вот таким образом настойчивые отсылки Виже-Лебрён к этому мифологическому образу призваны подчеркнуть доминанту духовного, поэтического начала в образе Елизаветы.
Мужские портреты, созданные Виже-Лебрен, пожалуй, менее выразительны. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. Первое впечатление оказалось безошибочно точным. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо).
Особую роль в искусстве и биографии Виже-Лебрен сыграло ее пребывание в России, где она провела 6 лет (с 1795 по 1801), сначала в Петербурге, затем в Москве. У нее появилось множество друзей в среде образованной русской аристократии. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Особую известность Виже-Лебрен принес портрет Марии-Антуанетты с детьми 1787 года (Версаль, музей), в котором она предстает одновременно и величавой монархиней и добродетельной матерью, давая своим подданным достойный пример для подражания. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Под этим названием она проходит по старым каталогам императорского собрания, сохраняет его и по настоящее время.
Портрет был заказан ей княгиней Любомирской, которой Генрих приходился племянником. C 1780-х гг.
Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. "Нам не нужно златого кумира, – пели граждане обновленной России, – Ненавистен нам царский чертог.
Виже-Лебрен была с детства наделена большой силой воли и редкой работоспособностью.
Надпись на картине комментируется и каталогом 1838 года. Поскольку Двор и сама Екатерина летом находились в Царском Селе (Виже-Лебрён прибыла в Петербург 23 июля 1795 г. ), знакомство с Россией началось для художницы именно с Царскосельского дворца и его царственных обитателей. Троицы. Острый взгляд портретистки отметил: «Меня крайне удивил весьма малый ее рост, ведь я представляла ее столь же большой, как и слава.
В портрете графини В. Н. Головиной (Бирмингем, университет) Виже-Лебрен удачно использует эффект света, который падает под углом слева направо, ярко освещая лицо модели и придавая остроту композиции портрета. В десяти покоях, выходящих на площадь, водворился караул. Байрона, 1803), автопортреты (1800, Эрмитаж, С. -Петербург и др. ).
Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась.
Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. Училась у своего отца, портретиста Луи Виже (1715–67), затем у Г. Бриара, Ж. Верне, Г. Ф. Моих читателей может заинтересовать вполне правомерный вопрос. Шансов не оказаться на гильотине у фаворитки королевы не было и для Виже-Лебрен начался долгий 12-летний путь эмиграции.
Картина носит несколько непонятное в настоящее время название – «Гений Александра I». Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). Однако, по мнению ряда современных исследователей их было значительно больше (по-видимому, около 67).
Paris, 31 Mars 1814», что в переводе означает «Александр Великодушный. Манера письма художницы ясная и точная. Писала живописные и миниатюрные портреты. Уже в возрасте 19 лет Виже-Лебрен приняли в Академию Св. Наконец происходит представление императрице, перед которой Виже-Лебрён предстает «с некоторым страхом».
Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. Приглашение к императрице через сутки после приезда, застало Элизабет врасплох, так как она не имела парадного платья для представления. Дочь портретиста Луи Виже. « Я заметила у окна молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками.
ВИЖЕ-ЛЕБРН (Vigee-Lebrun) Мари Луиз Элизабет (16. 4. 1755, Париж– 30. 3. 1842, там же), франц. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. — 298 с. ). Первый портрет королевы она исполнила в 1778 году. Луки), пользовалась советами Ж. -Б.
В этой связи она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. В словесном описании Елизаветы художница начинает с детали (забота о комнатном цветке), затем переходит к гармоничной внешности и ангельскому выражению лица, позволяющим сделать обобщение («Вот истинная Психея». ). Продолжаются заказы на изображение королевы. Была замужем за художником, торговцем картин Ле Бреном.
— последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. Россия полюбила французскую художницу. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. Удивительная история связана с жизнью Элизабет Виже Лебрен.
В 1780-е годы художнице особенно удавались портреты детей.