(част. ) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб. : Педология юности, М. –Л., 1931. пер. : (част. ) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. Тип людей, для к-рых эта установка яв-ся ведущей, примерно совпадает с первым из выделенных Платоном типов, характеризующимся хорошим аппетитом, любовью к еде, питью, чувственным удовольствиям или деньгам. 7 Aufl., 1962 Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen).
Бывает так, что религиозный тип формируется с доминированием эстетического начала и тогда он признает недостаточность эстетических средств для выражения высшего (Кьеркегор) или, напротив, создает эстетически окрашенную форму религии (Плотин). С этого времени он сам становится великим обожаемым отцом. Биография.
Холланда. Большое влияние на немецкую педагогику оказала его книга «Психология юношеского возраста» 1924 год. Третью, высшую ступень эротического чувства Э. Шпрангер назвал «понимающей симпатией, созвучием душ, покоящемся на эстетическом отношении, но основывающемся также и на совместном переживании глубоких ценностей».
Только тогда можно говорить о наступлении периода зрелой личности. Geistwissenschaftliche Psychologie, Halle, 1914, в рус. исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии". В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen.
Он писал, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь постигаем». В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Свою концепцию Шпрангер и зложил в работе, посвященной характеристике особенностей психологии юношеского возраста («Psychologie des Jugendalters», Lpz., 1924). Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности».
Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Он отождествляет себя с отцом. Он отождествляет себя со своим отцом и находит молодого человека, которого отождествляет с собой затем он начинает проявлять по отношению к этому молодому человеку такую любовь, которую заставляет желать от своего отца его неудовлетворенная пассивность по отношению к отцу. Из такого взаимодействия рождается оригинальный взгляд на человеческую личность.
Stuttgart, 1948. Сексуальность «тащит его в круг чисто телесных потребностей. Основные идеальные типы индивидуальности" / "Психология личности. В основном своем труде, «Формы жизни», Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). Неудовлетворенные сублимированные желания либидо породили искусство и литературу.
В основном своем труде, «Формы жизни» Э. Шпрангер отверг психологию элементов, расчленяющую душевный процесс на составные части и основывающуюся на данных физики и физиологии. С исчезновением спонтанности личнолсть погибает. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, другой материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Холланда". М., 1980, с. 286-300 Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности.
Сторонник метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии).
Религия дает человеку возможность постичь смысл мира, постичь мир как целое, чего не может дать наука и различные формы философствования (ведь здесь Шпрангер имеет в виду прежде всего новоевропейский рационализм). Например, основной религиозный настрой может связываться с ценностями познания и демонстрируется противоположность рационального и религиозного способов познания мира (Декарт, Юм, Кант, Якоби, Фихте, Жан-Поль) или их близость и слияние в некотором высшем синтезе (Гегель) или же они разделяются с признанием значения чисто теоретической сферы и утверждением самостоятельного права некоторого откровения ценности (Шлейермахер). Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. Каждому человеку (который живет в мире) приходится достигать такого примирения с миром реальности. В начале XX в. сходная типология была предложена немецким психологом Эдуардом Шпрангером.
Эротика же является духовной формой любви. Ни одно из влечений его либидо не может найти полного удовлетворения в реальном мире. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). Сочинения. Этические ценности понимаются при этом как относящиеся к тотальной продуктивности духовной жизни, близко стоящие вот таким образом к религиозной полноте смысла жизни.
Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. М. -Л., 1931. людьми. 1940 Lebensfuhrung. Помочь подростку со страхами может большая и чистая любовь. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. пер.
4. (част. ) Два вида психологии, в кн. Холланда.
В своем труде «Формы жизни» (1914) Шпрангер отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Они кончают в сумасшедших домах. пер. : (част. ) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. 1947 Die Magie der Seele, Tubingen. Хотя сами эти качества не были им привнесены в психологию (об этом говорили и другие ученые, например Брентано и Джемс), но принципиально новым в концепции Дильтея было стремление вывести их не из органической, но из исторической жизни из чисто человеческих видов деятельности, которые отличает воплощение переживаний в творениях культуры.
Тексты. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). Как правило, страдающий от мании преследования верит в то, что он преследуется и «предается» тем лицом, которого больше всего любит. Это не человек, который стремится к административной власти.
Ребенок, который привык «кататься» на плечах отца, «играя в лошадку», может (если отец долгое время отсутствует) посадить на плечи какую-нибудь куклу и носить ее, как его носил отец, таким образом, представляя себя отцом. 3. Таким образом у Шпрангера сохраняется связь религии и миром ценностей, которую проследил еще Геффдинг в своей «Философии религии».
Шпрангер пишет: «Богом называют объективный принцип, мыслимый в качестве предмета высшего ценностного опыта личности». Типы развития отрочества. (27. 6. 1882, Берлин – 17. 9. 1963, Тюбинген) – немецкий философ, психолог и педагог. Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо.
Сексуальными возбуждениями и переживаниями он называл не только такие чувства, «которые реально или в фантазии направлены на телесное соприкосновение или соединение с предметом полового вожделения, но и все те, которые находятся в сознательной связи с чувственными возбуждением имеющим в своей основе характер полового наслаждения». (частично): Два вида психологии, в кн. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. Он проявляет к сыну ту любовь, которую страстно желал получить в детстве от отца. – это возраст врастания в культуру.
Verstehende Psychology. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Рождение меньшего брата вызывает определенную реакцию у маленького мальчика: он чувствует себя «преданным» отцом и матерью.
Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог. Мужчина, потерявший любимую женщину, может (пока не найдет новой любви) пытаться заменить потерянный объект любви собой. 2 Aufl., B., 1928 Kultur und Erziehung. Экономическая ориентация уделяет особое внимание объектам, значимым для телесных потребностей чел. В основном своем труде, Формы жизни" (1914) (в рус. Политический человек.
Персоналистический подход Шпрангера Э. к структуре личности Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др. ). Во всех этих случаях развитие того или иного религиозного типа, поводы к религиозному обращению, скорость, с которой происходит обращение интенсивность религиозных переживаний различаются в зависимости от индивидуальных особенностей, в частности, от того, является ли тот или иной человек по своей природе творческим или воспринимающим, каковы его познания, каким путем он пришел к религии (по традиции или в результате личной духовной работы). Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). 2 Aufl., 1956 Der geborene Erzieher.
Чувство «предательства», описанное выше, проистекает от обманутых надежд в отношении удовлетворения как активных, так и пассивных влечений либидо но из вытеснения пассивности по отношению к отцу может возникнуть нечто, намного более серьезное. Холланда.
1930 Weltfrommigkeit. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться "не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма — робость и застенчивость)". 1958 Pestalozzis Denkformen. Все, что он делает, должно быть справедливым, так как сам Бог делает это. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции. Шпрангер Эдуард (27. 6. 1882.
Этому типу соответствует тип трансцендентого мистика. Его пассивность по отношению к отцу находит тогда разрядку посредством его отношений с сыном. Э. Шпрангер разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста. Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (PIAV – Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников.
Образование Супер-Эго не решает все трудности Эдипова комплекса, но оно порождает «аккумулятор» для определенного количества оттока части либидо, которое первоначально заряжало агрессивность по отношению к отцу. Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882–1963) — немецкий философ, психолог и педагог. Отождествление с матерью возникает от пассивности по отношению к отцу. Сообразно идее направлений душевной жизни Шпрангер выделяет шесть идеальных (в смысле теоретической чистоты) типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный. Это также основа развития личности, характера.
Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена «теле» – т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу. Он рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял между 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. В вину Э. Шпрангеру ставилось то, что он выводил особенности переходного периода из идеального смысла, а не «из социальных и биологических корней и не из той функции, которую он выполняет в развитии личности, как реального целого, развивающегося по определенным законам».
Если оно не может найти места для накопления или разрядки путем использования одного «аккумулятора», оно размещает себя и разряжается посредством использования других «аккумуляторов». Эта установка свойственна людям теорет. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Соц.
путём познания любых духовных форм Шпрангер Эдуард считал постижение индивидуальной структуры духа. Lpz., 1924, в рус. Либидо ребенка заполняет 5 «аккумуляторов»: нарциссизм, пассивность по отношению к матери, пассивность по отношению к отцу, активность по отношению к матери и активность по отношению к отцу — и начинает разряжаться через эти желания. 2Aufl., Stutt., 1955 Der Eigengeist der Volksschule. Структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Из этой ситуации развивается Эдипов комплекс.
Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. Уникальный характер объекта исследования (духовный мир), по мнению ученого, определял и уникальность метода. В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму.
Эти идеальные типы служат ориентирами для выбора путей и средств школьного воспитания. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. непосредственное постижение смысла психических явлений. В ее основе лежит «восхищение красотой, грацией и силой чужого тела».
В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. И первый тип, теоретический, тоже, по существу ищет смысл жизни. Чем больше его жена напоминает ему о матери, тем большим будет отток его либидо в этот брак но многие инстинктивные садистские импульсы, которые имеют тенденцию разрушить брак, также сопутствуют таким «материнским» взаимоотношениям. энергетической основой личности. Проблеме развития чувства любви в подростковом возрасте была посвящена работа Э. Шпрангера «Психология юношеского возраста».
В своем труде «Формы жизни» (1914) Шпрангер отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Под руководством Дильтея (и в соответствии с методологическими посылками его системы) Шпрангер приступил к исследованию личности Фридриха Якоби и написал (в 19 лет. ) о нем большую работу, которую, однако, не удалось защитить.
Шпрангер исходит из различения психологии элементов и структурной (или гуманитарной) психологии. Эта система напряжения стремится к разрядке. Но при менее нормальном развитии упрек в «предательстве» продолжает оставаться и относиться к брату, таким образом, старший брат на протяжении всей своей жизни продолжает опасаться, что те из его друзей, которые напоминают ему меньшего брата, повторят по отношению к нему акты «предательства». Когда приходит конец первой фазе чистого нарциссизма и объектная любовь начинает играть свою роль, либидо начинает наполнять три «аккумулятора»: нарциссизм, мужественность и женственность.
«Духовнонаучная» или понимающая психология должна рассматривать душевный процесс как некоторую целостность в его смысловых связях, т. е. в его включенности в определенное содержание культуры. 1947 Goethes Weltanschauung. 1974.
На практике эта проблема была им реализована в дефектологии. С точки зрения сексуального развития, подросток испытывает неутолимое влечение, но, по словам Э. Шпрангера, «эта сексуальность никогда его не удовлетворит». Наконец, помимо этих двух основных идеальных религиозных типов (положительного и отрицательного), существует еще множество промежуточных типов.
Читал гостевые лекции в Японии (1936–1939). Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение «Я» Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьёзных сдвигов в собственно й личности Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда Подросток сам активно И сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Halle, 1914, в рус. 2 Aufl., Hdlb., 1959 Kulturfragen der Gegenwart.
Единств. пер. Он дал психологическое описание двух сторон любви – эротики и сексуальности. Люди эстетического типа ценят форму и гармонию.
Политическая ориентация направлена на приобретение превосходства и власти над др. Супер-Эго такого сорта не является редкостью.
Все науки о духе должны базироваться на психологии. Э. Шпрангер писал: «Он переполнен творчески эротическими духовными силами, то тело еще не вполне способно к сотрудничеству в этом созидании». Шпрангер обосновывает принцип целостной структурной или понимающей психологии, ориентированной на смысловые структуры духовной жизни человека в культуре и выявляет идеальные типы индивидуальности, по определяющей в структуре каждого ценности.
4 Aufl., 1928 Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. Им было выделено шесть основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности), экономические (материальные блага, полезность), эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению), социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни).
Содержанием этого возраста является освобождение от детской независимости. отношений, а «лично-человеческому» и «предметно-культурному» содержанию, развёртывающемуся в этих формах и определяющему их ценность. 1918 Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. Структурная психология занимается этой целостностью, полнотой душевных взаимосвязей, а также исследует мир надындивидуальных смыслов (духовных достижений, как их называет Шпрангер), формирующихся в результате взаимодействия психических структур отдельных субъектов.
Она присуща людям политического типа. Психическая жизнь мужчины является крайне сложной вещью. Литература. Шпрангер Эдуард (1882–1963) — немецкий философ, психолог и педагог.
Создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка. Способы, которые применяет Эго для проведения индивидуальных актов вытеснения. Холланда. Он является таким отцом, каким он представлялся маленькому мальчику.
В 1944 был арестован и заключён в Моабитскую тюрьму. Также на основе представления о культурно-психологических типах Билл Дж. В 1924 г. Э. Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста». Две др.
Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (- Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников. В России этот труд был переведен частично под названием «Эротика и сексуальность в юношеском возрасте». Под понятием «мужественность» – желания, которые служат проявлением активности характера, подобно желанию любить и желанию достичь власти над другими людьми, контролировать внешний мир и изменять его в соответствии со своими желаниями. Он отмечает: "то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение.
Эта задача нелегка для ребенка. Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (— Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников. Г. Аркин писал: «Для Шпрангера развитие есть цепь чисто психических превращений, связанных между собой не причинной связью, а телеологической, то есть вытекающих из внутренних целей, – и притом целей чисто духовного порядка, – которые заложены в личности». Создал лабораторию психологии аномального детства (1925), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка.
Его Супер-Эго требует многого и получает многое. В зависимости от того, какое отношение – положительное, отрицательное или смешанное – религиозная личность занимает по отношению к ценностям жизни, Шпрангер выделяет основные формы проявления религиозного типа личности. Каждое препятствие в разрядке либидо вызывает накопление психической энергии и возрастание давления в затрагиваемом «аккумуляторе» может распространиться на другие «аккумуляторы». Поскольку такой человек все равно оказывается включенным в многообразные связи этого мира, то к этому чистому типу всегда примешиваются оттенки иных областей жизни и формируется тип философского мистика (Дионисий Ареопагит), эстетического мистика (Плотин) и некоторые другие подтипы в рамках одного общего типа отрицательного мировосприятия. ориентации касаются отношений индивидуума с др.
Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». Холланда. Geistwissenschaftliche Psychologie.
На русский язык была переведена лишь часть его исследования («Эротика и сексуальность в юношеском возрасте», оубликована в сборнке «Педология юности», М. -Л., 1931). Выделил три ступени эротических переживаний: вчувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю одухотворённую красоту 2) психическое понимание, которое «воспринимает другого как духовное образование, как определённую осмысленную форму» 3) понимающая симпатия или «созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также на совместном переживании глубоких ценностей». Как правило, скорость и кульминация развития также не совпадают. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа.
4 Aufl., Wiesbaden, 1949 Der unbekante Gott. Этому типу, по Шпрангеру, соответствует тип имманентного мистика. Одним из центральных в его теории стало понятие переживания.
Spranger. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т. п. ). Культурно-историческая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера.
1905 Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 6. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в к-рых реализуется определенная ценностная система. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, — понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Заслуженным успехом увенчался его труд под названием «Теоретико-познавательные и психологические основания исторической науки», который был написан под научным руководством Фридриха Паульсена и Эриха Шмидта и успешно защищен Шпрангером в 1905 году. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая ограничивается 14-17 годами.
Ориентация Дильтея на бессознательные духовные, нравственные переживания, которые составляют суть человеческой личности, дала основание С. Л. Рубинштейну назвать его психологию «вершинной», в отличие от «глубинной» психологии Фрейда, видевшего в бессознательном лишь биологические влечения. Для познавательной ориентации важны идеи как таковые. В основном философском сочинении «Формы жизни» (1914) развивал идеи целостной («структурной») психологии, которую он — в духе неокантианского разграничения «наук о духе» и «наук о природе»— противополагал естественнонаучной «психологии элементов». В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, но понимание, постижение.
Такая замена достигается посредством перенесения заряда либидо с одного объекта на другой. У подростка предмет эротического чувства и предмет сексуального влечения, по мнению Э. Шпрангера, различны, в этом заключается главный смысл противоречий пубертатного периода. Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. Интерес к психологии и философии личности появился у мыслителя совсем не случайно.
Все человеческие существа являются бисексуальными. В 30-х годах была предпринята попытка связать принципы социального научения (бихевиоризм) и глубинную психологии. На основе типологии Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. людьми. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни».
Либидо ребенка сначала разряжается через эти пассивные отношения. Холланда. 6.
Под понятием «женственность» понимаются все те желания, которые характеризуются пассивностью, основной потребностью быть любимым и склонностью подчиняться другим, что находит свое выражение в мазохизме, желании, чтобы тебе причиняли боль другие. Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе», который базируется на интуитивном постижении духовной целостности, основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Э. Шпрангер ввел понятие «понимающей психологии». 3 Aufl., Hdlb., 1961 Pedagogischen Perspektiven.
Стержнем всей системы психоанализа является предложенная 3. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». По его мнению. В основном своем труде, Формы жизни (Lebensformen.
1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, — 17. 9. 1963, Тюбинген), немецкий философ-идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920—46), Тюбингена (с 1946). Основной труд: «Описательная психология». Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явяется.
Эта ситуация называлась Левином психологическим полем. Шпрангер (Spranger) Эдуард (27. 6. Психоанализ может подтвердить, что отождествление отца с Богом является обычным, если не общим, явлением в психической жизни.
Он считает, что есть извечное и оно является, оно детерминирует жизнь человека. Любовь Э. Шпрангер определял как «глубокое духовное взаимопроникновение, духовную связь».
Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в к-рых реализуется определенная ценностная система. Психология элементов занимается частными структурами и в этом отношении должна следовать за структурной (гуманитарной) психологией. типа.
В этом заключается главная задача учителя. Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение форм жизни. Вот таким образом Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). Он будет проявлять свою враждебность безотносительно к тому, заслуживают это представители отца или нет. Сторонником культурно-психологического подхода к объяснению пубертатного периода был немецкий психолог Эдуард Шпрангер. Исследования.
Постижение основывается на анализе непосредственных переживаний «Я». Подобно философам Платона, такие люди ценят знания и истину. Несомненный научный интерес представляют рассуждения Э. Шпрангера об этапах развития эротического чувства у подростка. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивидуальных особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток).
Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Структурная психология постигает душевную жизнь как «осмысленную взаимосвязь функций, в которой различные ценностные направления соотнесены друг с другом через единство сознания Я». Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э. Шпрангером (1882-1963). Важным связующим звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками (философией историей, психологией) стала герменевтика или учение об истолковании, которая в теории Дильтея являлась средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого. Тот, кому совершенно не удается выполнить эту задачу, впадает в психоз, слабоумие.
В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при этом будет доминировать. Призывая освободиться от «социологической иллюзии» — сведения науки искусства, нравственности и религии к общественным силам, Шпрангер Эдуард признавал неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводил не формам обществ. Труд ученого был переведен почти на все европейские языки. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни).
В то же время, стремясь к более объективному постижению психической жизни, центральным в своей концепции он сделал не переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом, » писал Э. Шпрангер, «на основе акта вчувствования образуется теперь другой вид психических актов, а именно – психическое понимание». Получил философское историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. 1929 Volk, Staat, Erziehung. Шпрангер (Spranger) Эдуард (27. 6. 1882, Берлин – 17. 9. 1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог и педагог.
Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). Ребенок, развивающийся нормально, освобождается от такой ненависти и чувства «предательства», абсолютного по отношению к нему, путем типичной идентификации: он как бы становится отцом появившегося ребенка, а его «превращает» в себя. Специализация – практическая психиатрия интерс к теоретической психологии. Инстинкт смерти представляется как импульс к разрушению.
Боннстеттер, глава компании TTI Success Insights, разработал онлайн-диагностику основных мотиваторов человека (PIAV— Personal Interests, Attitudes Values), применяющуюся в управлении персоналом для отбора, мотивации, повышения эффективности работы сотрудников. Взамен элементов он предлагал внутренне связанные структуры, лежащие в основе душевных процессов, развитие которых определяется целью.
Холланда. Мужественность связана с активностью, а женственность — с пассивностью. Вот таким образом все люди являются более или менее невротичными.
Во многих людях эта борьба в Эго между либидо и Супер-Эго не является жестокой либо из-за того, что либидо является слабым и легко подчиняется Супер-Эго, либо из-за того, что Супер-Эго является столь слабым, что оно может лишь смотреть, в то время как либидо идет своим путем или из-за того, что идеалы Супер-Эго не превышают возможностей человеческой природы и тем самым не требуют от либидо большего, чем свойственно либидинозным влечениям данного индивида. Существуют люди, живущие религией совершенного утверждения жизни, религией любви и принятия всех форм живого существования (Бруно, Шефтсбери, Гете). пер. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания.
Берлин – 17. 9. 1963. B., 1933 Gruhle H. W. Croner E. E. Конечным продуктом всех этих попыток примирения является характер.
Основываясь на этих формах, он предложил следующую типологию личности: 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. 5. До второй половины 20-х годов занимался проблемой восприятия произведений искусства.
Последняя тайна религиозности противится всякому, даже эстетическому, оформлению». Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Литература. Несмотря на то, что он прожил очень короткую жизнь (36 лет), его влияние на отечественную психологию весьма значительно.
4. Эдипов комплекс мальчика. Психоанализ обнаружил, что такое отождествление имеется у совершенно нормальных лиц. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. Первоначально эстетическая любовь или эротика, считает Э. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе, Э. Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний. Согласованность этих двух моментов (эротики и сексуальности) "в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения" Э. Шпрангер считает "симптомом зрелости".
ориентация и, следовательно, соц. Она обрекает его на частичное существование, в котором он не может быть целиком самим собой», такое положение в конечном итоге вызывает у подростка чувство «вины и раскаяния, которые всегда наступают тогда, когда человек чувствует, что он не вполне тот, кем мог бы и должен бы быть». Фундаментальное значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Затем можно наблюдать реакцию со стороны ребенка.
Если страдающий верит в то, что лицо, которое он любит, «предает» и преследует его, тогда на смену любви приходит ненависть и он способен убежать от любимого человека. Тексты", М,, 1982, с. 55-59). В 1948 г. ему удалось начать издание «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов». Укор за такое «предательство» и ненависть по отношению к своим родителям могут затем быть им трансформированы либо полностью, либо частично по отношению к брату. Подростковый возраст. Ее автора – амери5канского психолога Х. С. Салливана (1892 – 1949) вот таким образом часто относят к обеим направлениям.