В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. упадка Норвегии и ее подчинения Дании. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Вслед за своим учителем Я. Кейсером М. разработал концепцию ср. -век. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1910—1920-х он неоднократно обращался к символическим мотивам Фриза жизни (Звездная ночь, 1923—1924, Осло, Музей Мунка). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. В 19161918 годах работал с немецким физиком и механиком Людвигом Прандтлем. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. В 1885 году появилась его «Мадонна», созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В тех же линейных ритмах с чередованием светлых и темных полос написаны северные пейзажи – лесные массивы, фьорды. С 1916-го постоянно жил в Экели, периодически совершая небольшие путешествия в Европу. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. 394).
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
В его судьбу вторглась война. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. В него вошло около трехсот листов.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Всего он провёл там более полугода.
Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В живописных картинах Мунка появился резко очерченный контур, который особенно заметен в серии его «Мостов», где подчеркнут ритм расходящихся линий перил, над которыми неподвижно застыли люди. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Скажите проклятье. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. принципа. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Проф.
Уже ранние работы Мунка при ярко выраженных индивидуальных особенностях были отмечены печатью символизма и экспрессионизма, которые в дальнейшем сосуществовали в его творчестве параллельно. Живое побеждает смерть. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В 1918 году Мунк писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет». В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Только на кровати светится яркое покрывало. Его творчество резко изменилось. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). 1890-х выработал собственный стиль. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В созданном в 1896 году «Портрете Августа Стриндберга» на черном фоне выступают лишь лицо и белый ворот рубашки. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». При неоднократных посещениях Парижа (с 1885), знакомстве с художественной жизнью Франции Мунк освоил живописные принципы импрессионизма и постимпрессионизма и к нач.
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. По замыслу он должен был состоять из картин символического содержания, в основе которых лежала бы жизнь «со всеми ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. ист. На смену приходит пафос утверждения жизни. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Один из первых представителей экспрессионизма. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. народа (Det norske folks historie, bd 1-6, del 1-4, Christiania, 1852-63 изложение доводится до 1397). Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Они запечатлены и в письмах художника, книгах современников, его высказываниях, насыщенных острыми, подчас парадоксальными мыслями. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Офорт «Голос» был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Несчастья.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов («Портрет сестры», 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в «Автопортрете с папиросой» (1895). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Являясь идеологом радикальных кругов норв. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В университетском ансамбле царит эпический покой. М. подчеркивал преемственность в развитии норв. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов26. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.
В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В них запечатлен духовный путь мастера. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
историк, крупнейший представитель норв. В 1921-1922 гг. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1879 году Эдвард поступил в в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. Осенью он едет в Париж. Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха и этот вопль превращается в своеобразный символ. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Уже в середине 80-х гг.
Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. В центральном полотне цикла Танец жизни (1889—1900, Осло, Нац.
В Берлине художник работал (с 1893г. ) над созданием большой серии картин «Фриз жизни», оставшейся незавершенной. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. работа – История норв. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Это были первые опыты художника. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Гл.
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Мунк практически не использоваал прямых линий. галерея), Тоска (1894, Осло, Музей Мунка), Танец на берегу (1900—1902, Прага, Нац. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. За небольшой промежуток времени он овладел всеми ее видами: черно-белой и цветной литографией, разновидностями офорта, тоновой и цветной ксилографией.
До 1907 г. Мунк бывал и в других немецких городах – Варнемюнде и Гамбурге, Любеке и Веймаре. С 1881 учился в Королевской школе рисования в Христиании (Осло), затем в Академии свободного света Ф. Таулова (1884), в художественной школе Л. Бонна в Париже (1889—1890). «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».
Мунк создал множество произведений печатной графики (гравюры на дереве и на металле, литографии). норв. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». истории, в основу к-рой положил борьбу между родовой аристократией (землевладельцами-лендерменами) и королев. галерея). Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Он работал также в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался литературным творчеством (Альфа и Омега, 1909).
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк практически не использоваал прямых линий. Уже в 1891 году Национальная галерея в Осло приобрела его картину «Ночь в Ницце» (1891 инв.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Прандтль утешал Мунка и предложил принять переработанный вариант его работы в Гёттингене в качестве докторской диссертации. Всего он провёл там более полугода. Богема стала для него второй семьей.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Темы Фриза жизни художник варьировал во множестве рисунков и гравюр, внося в них новые эмоциональные и смысловые оттенки (Крик, литография, 1895 Тоска, цветная литография, 1896). От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Среди крупных норвежских художников – старших современников Мунка – были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Всего он провёл там более полугода. Его краски стали резче и интенсивнее. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Они свободны от излишней повествовательности. Чувства трагического одиночества и нестерпимого страдания воплотились в самой известной картине Мунка «Крик» (1893), неоднократно повторявшейся художником.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. ориентация норвежского искусства меняется. Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк.
В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В композициях вертикального формата раскрывается тема животворной энергии любви, гармоничного единения мужского и женского начала (Источник, Сбор урожая, Новое сияние, Химия). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Близость к писательским кругам (А. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». галерея). Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. архива. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
В композициях Крик (1893, Осло, Нац. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Ее сюжет сам Мунк определил словами: «Поэзия жизни, любви и смерти» («Созревание», «Ревность» обе – 1895 «Разрыв», 1896 «Танец жизни», 1900 и др).
Эта композиция впоследствии была им переведена в литографию и ксилографию. После смерти художника почти все его произведения (1007 картин, 15 391 гравюра и 4443 рисунка) по завещанию перешли в собственность его родного города. Как. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Ни пользу. школы.
В конце 1880-1900-х гг. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Девушка есть и в «Танце жизни» (1899-1900) и в картине «Три возраста женщины». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Портреты художника – исследование человеческой души. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
В картине ярко воплотился главный принцип экспрессионизма, сформулированный Мунком: «писать не предметы, а переполняющие тебя эмоции». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году «Пепле» – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42.
Рядом с ней – мать. Лицо человека – застывшая безликая маска. В 1900-х гг.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности., Эдвард (Munch, Edvard) 1863, Летен — 1944, Экели.
Munch), Петер Андреас (15. XII. 1810 – 25. V. 1863) – норв. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Но практически тоже самое случается и с посетителями.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В Германии у Мунка было много друзей. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Гибель знатных родов, олицетворявших, по мнению М., нац. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Осенью он едет в Париж. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Всего он провёл там более полугода. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Каждый его портрет – это не только изображение конкретного человека, но и символ определенных представлений. Норвежский художник. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа «Христиания – богема» и афористаческой «Библии анархиста».
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. народа и его культуры на всем протяжении истории.
Одной из самых известных картин Мунка считается «Крик» (Национальная галерея, Осло, 1893), которой художник выразил предельное психическое состояние. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Самым значительным в творческом наследии Мунка можно считать созданный им в 1890-1910-е годы цикл «Фриз жизни».
Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти. истории в ун-те Христиании (Осло) с 1841, с 1861 – архивариус Гос. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Луч весеннего солнца пронизывает комнату, бросая яркие блики на предметы, на исполненные страдания и печали лица.
Это всё конечно не пошло на пользу полотну. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6.
Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
В течение 1909-1916 гг. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Вскоре семья переселилась в столицу.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Оправившись от болезни, приступил к работе над большим монументальным циклом для актового зала строящегося университета в Осло (1909—1911). Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
властью – носительницей феод. Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, «энергию жизни» героев способны только взвихренные, волнообразные линии. Потеряв в детстве мать и старшую сестру, умерших от чахотки, пережил сильнейшее потрясение и впоследствии на протяжении всего своего творчества обращался к темам страдания и сострадания, любви и боли, жизни и смерти (пять вариантов картины «Больной ребенок», 1886–1926 «Комната умирающего», 1893). Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В сущности его картины 80-х гг. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В его ранних работах, написанных в реалистической манере, отразились тяжелые впечатления детства, вызванные смертью матери (1868) и сестры (1877): Больной ребенок (1885—1886), Весна (1889, обе — Осло, Нац. В 1908 Мунк перенес нервный срыв, потребовавший лечения в клинике.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Результаты исследования опубликованы в 1918 году и известны как «теория крыла Ланчестера-Прандтля». Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Первая дата – 1888–1889 годы.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Он издает вопль.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Девушки на мосту – одна из немногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло к Мунку и большинству его творений лишь в последнее десятилетие жизни художника. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге.
В 80-е гг. носят пейзажный характер. Пластический язык обретает исключительную силу. Что же случалось. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Создана картина в Берлине. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году «Портрет Евы Мудосси». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Возможно, так случилось, так как это одно из немногих полотен Мунка, пропитанных умиротворением и спокойствием, где фигуры девушек и природа изображены в жизнерадостных красках. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Достоевского «Преступление и наказание». власти в руках государей, послужили определяющей причиной последующего политич. Самая знаменитая картина из цикла «Фриз жизни» – это созданная в 1901 году картина «Крик», которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в Берлине группа художников во главе с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу и организации «Нового Сецессиона».
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Его творчество резко изменилось. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В это же время А. Стринд-берг написал роман «Красная комната», в котором жестокость возводится в высший культ. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Замысел цикла (по определению художника, поэма о жизни, любви и смерти) сложился под воздействием идей символизма, с которыми Мунк познакомился в кружке С. Малларме, а также учений Э. Сведенборга, С. Киркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, увлеченно обсуждавшихся в богемной среде Христиании. оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Его портреты превосходно отражали характер человека. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Все вокруг мрачно и бледно.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Мунк упорно учился. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. унии.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Проект остался нереализованным. Осенью он едет в Париж. Но кроме задуманных картин, «Фриз жизни» объединил ряд живописных и графических произведений, каждое из которых граничит с трагическим и оптимистическим аспектами бытия.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», «Крик», сюжеты с образом Мадонны, с улицей, мужчинами и женщинами, вампирами В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. 1940 Автопортрет между часами и кроватью, 1940—1942, оба — Осло, Музей Мунка). В 1892 году в Христиании проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста имевшего репутацию консерватора34. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру «Мадонна».
Богема стала для него второй семьей. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Портреты художника – исследование человеческой души.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норв.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Тончайший серебристый тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Его краски стали резче и интенсивнее.
В ней кричит от боли и ужаса не только человек– кричит вся природа, кричат краски и вздыбленные, взвихренные линии, очерчивающие кроваво-красное небо, реку, перила моста. Графика Мунка поражает разнообразием техники. начало и сосредоточение всей политич. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Лица, объятые страхом, тоской, любовным экстазом, ревностью, отчаянием, предстают как некие архетипы извечной драмы человеческого существования (Ревность, 1895, Берген, частное собрание Дикий красный виноград, 1898—1900, Осло, Музей Мунка).
Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.