Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Сейчас он находится вТоледо. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи5.
И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
c. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Вживописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять ивоспринять. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Грек по происхождению.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Он овладел техникой масляной живописи, которая открыла ему такие возможности, о которых он и не подозревал. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Художник и сам полюбил этот город. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Почему так произошло. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник.
Маврикия, 1580-82, Эскориал). Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Терезы и других испанских мистиков XVI века. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. Как это возможно.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Эль Греко сделал Толедо своим домом. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Однако, это не совсем так. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Город оказал на него огромное воздействие. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino).
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Крит в те времена был владением Венеции. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Однако вряд ли это справедливо. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. К работам Эль Греко относились с пренебрежением на протяжении нескольких поколений после его смерти из-за их явного противопоставления принципам раннего барокко, в начале XVII века вышедшего на первый план и вытеснившего последние следы маньеризма XVI века4. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. По словам Дж.
В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. e. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137109. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. f.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Грек по происхождению. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. С 1577 жил и работал в Испании.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. i.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). Однако, это не совсем так. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Бассано, Якопо Тинторетто).
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Причины этой опалы неясны и по сей день одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Что, вобщем-то, справедливо. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121. Тому есть несколько причин. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он исчитал его гениальным живописцем, мастером рисунка. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
В 1577 году Эль Греко уехал в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы30. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. Ильдефонсо4. С 1570 работал в Риме.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). 1576) и др. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Maurice). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Луки. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Августин и св. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Не осталось унего иучеников.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. 1572).
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Слава Богу, что так. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. При этом он был человеком Ренессанса. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. l. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.