Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. высказался о памятнике и его творце определённо: «. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Пушкин. За этим указующим путь перстом и во всей композиции нетрудно почувствовать мысль об огромной, но «неотёсанной» стране и организующем её начале, о безмерно властной силе преобразователя, преодолевающего любые препятствия. Это уникальное художественное дерзание предвосхищает радикальные искания позднего Родена, а для своего времени ближе всего к тому движению, которое получило в немецкой литературе название «Буря и натиск». Пигмалион – это кипрский античный скульптор.
Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Будучи талантливой портретисткой (наиболее значительные её работы -- мраморные бюсты Фальконе и Дидро), она моделировала и голову Петра (в Русском музее хранится гипсовый слепок 1773 года). Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо.
Давид (к слову, в согласии с названным стилем в одеянии всадника соединяется русское с античным). Впечатление торжественного покоя «кумира», застывшего в «неколебимой вышине» (А. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину. Сверху в этой форме сверлили отверстие и заливали внутрь расплавленную бронзу.
Ее-то и надо показать. Семья Фальконе происходила из провинции Савойя. Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни.
Почему именно он. Это был героико-драматический эпос -- художественный сплав, который приобрел важнейшее значение несколько позднее, на рубеже XIX века (его ведущим представителем стал Бетховен). Января 1770 года". В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Это событие было отмечено чеканкой медали "Дерзновению подобно.
Это один из тех фактов, которые заставляют признать: у императрицы имелись определённые основания для того, чтобы на постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая». сначала пасмурна и дождлива но, несмотря на сие, стекался народ из всех частей города. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние».
Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Пушкина. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Императрица начала холодеть к французу.
Он задумал его в виде гранитной скалы. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
После первой отливки, которая в целом была превосходной, все же голова всадника пострадала. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он очень много работал. А. С. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. тысячами.
Технология была очень сложна. Роха. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его.
В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Человек, обуздавший стихию.
Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Фальконе был человеком очень дотошным.
В образе божества любви воплощена именно младенческая пора жизни (пухлое детское тельце, курчавая головка изящные крылышки). Под копытами коня Фальконе поместил змею. Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Вес монолита – около 1600 тонн.
Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. И этому он научился почти самоучкой. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) – французский скульптор. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене.
Увековечить память Петра Великого предложила Екатерина II в самом начале своего правления. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом.
Поцеловав статую, скульптор оживил ее. В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Доставляли скалу до места назначения 9 месяцев, на барже. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.
В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году. Калло, О. Пажу, Ж. Б. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Через некоторое время бронза застывала – можно было снимать форму. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних.
Принадлежность этого произведения переходной фазе подтверждается появлением очень близкой ему лучшей работы русского скульптора Фёдора Гордеева «Прометей» (1769). И вот в июле 1769 г. глиняная модель будущего монумента в натуральную величину была готова. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. «Личность созидателя, законодателя, благодетеля» приобрела, благодаря гениальной творческой интуиции иные масштабы и очертания.
«Монумент мой будет прост. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры. Гранит, бронза. Когда глина затвердевала, её разрезали на две половины, разъединяли и вынимали модель.
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервой представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Мягкий наклон головы, хитроватый взгляд, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, – все это тонко подмечено в жизни. Не случайно этот памятник стал художественной эмблемой Петербурга и страны в целом. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. В 1747 г. скульптуру отлили в бронзе, но не установили. Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Прямым аналогом этой скульптуры является более ранняя «Психея» (1751), где изображена девочка чуть старше, но столь же милая и с той же лукавой улыбкой на устах. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму.
На складке плаща Петра I Фальконе оставил надпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». А Дидро, посетивший Петербург в 1773-1774 гг. Гудон, Э. М. Вид пленит и очаровывает изяществом трактовки темы.
чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Мастер воспользовался её помощью, поскольку его модели Екатерина II отвергла. Тоже символичное совпадение. Что касается помощи своей ученицы, то Фальконе признавался: «Я обязан мадемуазель Колло превосходнейшими советами, она заставила меня уничтожить пропасть глупостей». Среди наиболее популярных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Если рассказывать об этом предельно кратко, то процесс этот примерно таков. Он писал Дидро: «Памятник будет выполнен просто.
Богатая игра света и тени, мягкая и уверенная моделировка мрамора создает иллюзию живой поверхности обнаженного тела. Этот момент и взял за основу Фальконе. Данную работу можно считать эталоном актуализированной антики: она абсолютно безупречна с точки зрения требований классицизма, однако в воплощении идеальной живописной красоты явственно проступают миловидные черты современницы мастера.
Так получалась бронзовая фигура. На этот раз работа удалась. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Усидчивый юноша поступил в мастерскую к прославленному в то время скульптору Ж. Лемуану. Он писал: «Монумент мой будет прост. Всадник на своенравном коне.
На открытие его даже не пригласили. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Лемуана, сразу распознавшего способности своего ученика.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Скоро после сего явилась монархиня на балконе Сената. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно».
Ему в это время было уже 50 лет. Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». В 1766--1778 годах Фальконе жил в России и эти двенадцать последних лет творчества отдал фактически только единственному своему произведению -- памятнику Петру I (после него он не сделал ничего примечательного, тем более что в последние десять лет жизни мастер был разбит параличом). В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Причем не такой уж выдающийся. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе. Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни.
Здесь и показались его способности к резьбе по дереву. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. На родине художник принимал участие в создании скульптур нескольких церквей.
Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Хотя она была студено принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». Гораздо выше личность созидателя, законодателя.
Перевозили камень зимой, когда почва подмёрзла и смогла выдерживать тяжесть. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам.
В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга.
Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. Памятник, концепция которого была задумана еще Дидро и Вольтером, должен был изображать победу цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Растрелли. Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). В нём есть бездна тонкого вкуса, ума, деликатности, прелести и грации.
Фальконе специально изучал технику литья бронзы монументальных произведений. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции.
Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции.
Губерта. Да-да именно в моде. Дидро напутствовал его такими словами: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой или создать нечто великое. »Но это легко сказать. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Возражения, как обычно, посыпались со всех сторон. Екатерина сомневалась: «Аллегорическая змея ни нравится, ни не нравится мне. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров – Гром камень.
– Я ограничусь статуей героя и его изображу не в качестве великого полководца и победителя, хотя, конечно, он был и тем и другим. Фальконе, М. А.
Шедевр Фальконе стал прямым прообразом знаменитой поэмы А. Пушкина «Медный всадник» и последующих её интерпретаций. В четвёртом часу соблаговолила её императорское величество прибыть на шлюпке. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре). Пигаль, Ж. А. Этьен Фальконе.
Позвольте мне высказать жёсткую истину. Этьен работал у дяди подмастерьем. Мне хотелось выяснить всевозможные против змеи возражения. ». Работа над моделью заняла полтора года.
Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Скульптор расплакался. К сожалению, большинство его работ погибло во время Великой французской революции. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.
Каноны соответствующей традиции отчётливее всего сказались в соответствующей тематике: «Амур» (с повторением), «Флора» (также дважды), «Психея», «Пигмалион и Галатея» и т. д. От классики наследована чистота и законченность форм, превосходная обработка поверхности материала -- большинство его работ выполнено в мраморе и верх мастерства являет белоснежно-светоносная «Флора» 1775 года. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы.
Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. В жесте правой руки царя скульптор стремился запечатлеть, по его выражению, «отеческую десницу», простёртую над «объезжаемой страной». Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.
он мнёт глину, обрабатывает мрамор и в то же время читает и размышляет. А сам памятник Петру Первому стал одним из символов Санкт-Петербурга. Он сумел разыскать остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры.
Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Французский скульптор. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
такова участь всякого великого человека. Мой царь простирает свою благодетельную десницу над страной. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года. Удивительная судьба у Фальконе.
У него блестящая память. Он колоссален, но лёгок, он мощён и грациозен, его голова полна ума и жизни. Клодион, С. Л.
Он поднимается на скалу – эмблема преодоленных им трудностей». Памятник Петру I (1768-1770). Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Многие мастера отказались от подобной затеи.
Столько великих памятников уже существует в Европе. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Огромный гений Фальконе позволил ему в то же время с 1757 года трудиться на Севрской мануфактуре.
Прослеживается путь великого ваятеля от ранних работ к наивысшей точке его мастерства, воплотившейся в «Медном всаднике», впоследствии ставшем самым знаковым брендом города на Неве. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Однако высшим достижением французского мастера явилось созданное им в Петербурге.
Эта эволюция постепенно подводит к работе под названием «Зима» («Аллегория Зимы», 1763--1771), воссоздающей пору цветущей молодости. Но Фальконе не суждено было наличествовать при этом долгожданном событии.
По существовавшим правилам художник, для того чтобы стать полноправным членом Академии, должен был исполнить вторую работу. Его Амурка – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Многие смеялись над задумкой Фальконе. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. А автор, обессмертивший себя этим творением, никогда больше скульптурой не занимался.
Но, возможно императрица знала о существовании единственного исключения в ряду работ французского мастера, о скульптурной группе «Милон Кротонский» (в гипсе -- 1744, в мраморе -- 1754). Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях). Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. Кроме того, чёткий силуэт статуи связывается то с различными объектами ансамбля обширной Сенатской площади, то с простором Невы и виднеющейся вдали Петропавловской крепостью, с которой начинался Петербург (именно к ней обращён взгляд Петра).
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.
Роха. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии.
Варварства, любви народной и символа нации там не будет. Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Выполняя заказы своих влиятельных покровителей, он потерял творческую свободу. Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе.
Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Гудон, К. М.
Портретное сходство памятника с оригиналом было очень высоким, т. к. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. "Медным всадником" скульптуру в своей поэме назвал А. С. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Будучи человеком начитанным и широко эрудированным, он неоднократно излагал свои взгляды на мастерство скульптора.
Чем же не понравилась Екатерине статуя работы Растрелли. пишет Фальконе. Ещё в Париже он обдумал проект будущего памятника и сделал первые его эскизы. Роха. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры.
Так решил Фальконе. Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. Известно, что Фальконе в своей творческой жизни не был счастлив. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. оставило значительный след в произведениях поэтов и художников последующих поколений и приобрело широкую известность под пушкинским наименованием «Медный всадник». Половинки вновь соединяли и обматывали проволокой. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Критика была нужна Фальконе, но она же доставляла ему и нравственные страдания. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. Ещё старше «Купальщица» (1757), в которой подчёркнуты грация и «галантный вкус». В 1777-1778 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Таково и моё правило».
Фальконе был доволен и писал другу: «Совершил я свою главную работу. Надо признать, что, как и в случае со скульптурой «Амур», которая отнюдь не соответствует авторскому обозначению «Грозящий Амур», реальное воплощение в данном случае вышло далеко за пределы первоначального замысла. Он был сыном простого столяра. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг.
Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. Одной заливкой статуи дело не обошлось.
в работе над памятником явилась его ученица Мария Анна Колло (1748 – 1821) изваявшая голову Петра. В 1765 г. она дала поручение российскому посланнику в Париже, князю Дмитрию Голицыну, найти ей «опытного и талантливого ваятеля». Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Его отец был простым столяром. Там он занялся литературным трудом. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. постановкой памятника руководил скульптор Гордеев. Здесь скульптор занимал место директора модельерной мастерской. О, если бы приведённый мною к концу памятник достоин был и великого мужа им изображаемого, если бы памятник этот не постыдил ни художества, ни моего отечества, тогда бы и я мог с Горацием сказать: «Не весь я умру. »Фальконе пригласил русских художников обсудить недостатки модели, «которые там могут ещё быть, с тем, чтобы по возможности их исправить», после этого модель была выставлена «целые две недели для всенародного зрелища».
Во Франции он сейчас почти забыт. Статуя Амура была выполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше. гонящего перед собой варварство.
Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. Обдумывание проекта изготовление моделей – сложная часть работы, но не менее сложной является и заключительная часть – отливка монумента. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.
Но вот, наконец, работа окончена. (1716 – 1791 в России с 1766 по 1778 г. ), автора памятника Петру I. Первоначальный эскиз монумента был готов уже в 1765 году. Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны.
Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Иван Бакмейстер: «. Но когда выяснилось, что змея будет не только символом, но и частью несущей конструкции, Екатерина решила: «Есть одна старинная песня, в которой говорится: если надо, так надо, вот мой ответ касательно змеи». Через год после прибытия в Петербург Фальконе уже изготовил «малую модель» памятника, которая получила высочайшее одобрение. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». с наполовину распущенными, наполовину заплетёнными в косы волосами, с телом, покрытым дикой шкурой, кидающее свирепый угрожающий взгляд на Вашего героя, страшась его и готовясь быть растоптанным копытами его коня чтоб я видел с одной стороны любовь народа, простирающего руки своему законодателю, провожающего его взглядом и благословляющего, чтоб с другой стороны я видел символ нации, распростёртый на земле и спокойно наслаждающийся покоем, отдыхом и беспечностью». Одна только Екатерина поддерживала поиски Фальконе: «Послушайте, киньте. Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И. Число войска простиралось до 15000 человек. Затем её создали в гипсе. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. На сей раз выбор темы предоставляется скульптору. Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра.
1770. В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Открытие сего памятника воспоследовало точно сто лет спустя по вступлении на всероссийский престол героя, которому в честь оный воздвигнут. Огромный валун, так называемый "гром-камень" был найден неподалеку от Лахты среди труднопроходимого болота. Особой прелестью в этом отношении отличается «Амур» (1775--1758, неслучайно Фальконе повторил эту скульптуру).
Екатерина II, поручившая ему этот грандиозный заказ, не ошиблась в выборе, хотя могло показаться, что вряд ли такое по плечу автору «милых, нежных, грациозных» вещей (особенно это касалось статуэток, выполненных из севрского фарфора). Возможно, ответ на этот вопрос покажется вам странным, но всё дело было в моде.
принялея за работу и к 1770 году закончил модель в натуральную величину. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем». Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. Природа и люди противоставляли ему самые отпугивающие трудности но сила и упорство его гения преодолели их, он, быстро совершил то добро, которого никто не желал.
Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Но конная статуя Петра I уже была в Петербурге – это работа итальянского скульптора Б. К. Руководство сооружением памятника затем отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра.
В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Однако маркиза умирает. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Ни напряжения, ни труда не чувствуешь нигде подумаешь, что это работа одного дня. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Пётр Великий сам себе сюжет и атрибут: остаётся только его показать. Екимова и была закончена в 1778 г. В процессе литья не обошлось без накладок.
Почему француз иностранец. к тому направлению поисков «большого стиля», по которому шло в эти годы формирование классицизма. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Ремесло скульптора он стал осваивать у своего дяди Ж. -Б.
статую Марка Аврелия и плохие рассуждения людей, не смыслящих никакого толку идите своей дорогой, Вы сделаете во сто раз лучше, слушаясь своего упрямства. »Когда 5 мая 1768 г. определилось место для памятника – «между Невы реки, от Адмиралтейства и дома, в коем присутствует Правительствующий Сенат» – можно было уже мыслить более конкретно, так как памятник всегда должен вписываться в окружающее пространство. Но у Фальконе были уже и свои планы. Большой успех выпал и на долю «Купальщицы». Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. Царственное величие этого удивительно цельного, необычного по энергии, размаху и смысловой ёмкости монумента выступает как олицетворение государственного могущества России, находящейся на высоком подъёме и располагающей большими историческими перспективами, которые определились в петровскую эпоху. Генваря, 20.
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Сейчас она находится в собрании петербургского Эрмитажа. В обрисовку мифологического существа очень многое привнесено от реальной натуры: забавно вздёрнутый носик и жест, призывающий хранить тайну (хотя по замыслу это «Грозящий Амур» -- таково полное авторское название работы). Фальконе выступал как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761).
Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. В детстве занимался резьбой по дереву. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника. Позже Этьен перешел в ученики к столяру и быстро превзошел своего учителя. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев.
Погода была. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Скульптор расплакался. Может быть, эти фигуры прибавили бы больше поэзии в мое произведение, но в моем ремесле, когда тебе 50 лет от роду, надо затевать попроще, если хочешь дожить до последнего акта. Модель, сделанную из любого материала (к примеру из дерева), покрывали слоем глины.
Лучше символа не найти. Пришлось её срубить, ещё три года готовиться ко второй заливке. В отличие от многих своих современников Фальконе не побывал в Италии.
В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. статуе «Зима». Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более.
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Фальконе, О. Роден, А. Матисс, выставлены целыми комплексами произведений. Екатерина II старалась его подбодрить: «Смейтесь над глупцами и идите своею дорогою.
Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. И какой успех.
Высота 10, 4 м. Сенатская площадь (Петербург)Открытие памятник Петру I стало настоящим праздником. Сохранилось множество описаний этого зрелищного праздника очевидцами. Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски, подвластными становятся и латынь и греческий.
Представить их помогает одна из чрезвычайно выразительных характеристик, данных в поэме А. Пушкина «Медный всадник» (кстати, её название закрепило широко распространившееся в обиходе россиян «неофициальное» наименование прославленного памятника). Вскоре о ней и вовсе забыли (он был установлен только в 1800 г. ).
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры.
Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. Однако Фальконе придумал ранее не применявшуюся технологию: отлить переднюю часть статуи с более тонкими стенками. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади.
Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался.
Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Суворову 1799--1801, «Самсон, раздирающий пасть льва» 1800--1802). Петру Великому перечила зависть, это несомненно он мужественно поборол её. И вообще больше он в России не был. отрывок великой эпической поэмы».
Памятник Петру I – один из замечательнейших монументов, когда-либо созданных. Вы сумели сделать в жизни. Список знаменитых мастеров таких, как Ж. А. таковы вот перепетии жизни. Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор.
Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале, – вот сюжет, который даёт мне Пётр Великий». Пришлось размышлять и об одежде, в которой Пётр будет изображён: «Французская одежда к героическому изваянному образу совсем непристойна, стояча и облеписта». Философское содержание памятника выражено с замечательной силой. Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Отталкиваясь от греческого мифа, он создаёт нечто вроде пластического триллера: лев, терзающий разметавшуюся фигуру страдальца исходящего в крике отчаяния и боли. Здесь он делал первые шаги к искусству.
Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России. Так продолжалось по несколько часов в день. Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.