В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности. На воинственное начало указывают и пушки. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов57.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна23. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Вода. Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. На воинственное начало указывают и пушки. Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Дата рождения художника неизвестна. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Всё славит обильный урожай. Воздух. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды. Он родился в Милане в 1527 году.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». Есть сведения, что в возрасте 22 лет он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода — официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Все увлечены разнообразием живых форм. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Существует версия, что росписи в церкви св. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Дата рождения художника неизвестна.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. «Библиотекарь», сконструированный из уложенных в стопку книг (например, отрытая книга и два колечка для ключей являются образами соответственно волос и глаз), считается фантастическим портретом Вольфганга Лациуса, личности, очень близкой Максимилиану II. Что это такое. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. «Лето» — уже не девушка, а молодая женщина картина ярко передаёт пышность и зрелость, богатство фруктов, ягод и овощей.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Персонификации Лета и Весны — это изобилие растений, фруктов и цветов, а Зима составлена только из старого пня. Маньеризму присуща претенциозность.
В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Рисунок в Луврском музее— «Повар»- составлен из кухонных элементов. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Полотно входит в цикл «Профессии».
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю.
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Картины художника при жизни вызывали споры.
Лица стилизованы весьма искусная (теперь сказали бы— компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами.
Публиковались и другие работы20. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Сохранилось мало его работ: обычно— это портреты по грудь, в профиль, реже— в фас. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
С Рудольфом II его связывала личная дружба. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. С появлением сюрреализма его апологеты и теоретики обратили внимание на формальные эксперименты Арчимбольдо и в первой половине ХХ века ему наследию было посвящено много статей.
Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Вариантов «Времен года» было несколько. Существует версия, что росписи в церкви св. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Зима.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. «Времена года» — цикл из четырёх работ итальянского живописца шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо, создавшего их по заказу императора.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Особенности расположения картин отражают господствовавшие в эпоху позднего Средневековья представления о годовом цикле, который в то время обычно делили на два полугодия (зимне-весеннее и летне-осеннее) также и у Арчимбольдо соседние периоды одного полугодия обращены друг к другу, как бы переговариваясь друг с другом и образуя единую композицию. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Земля. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Самое большое количество картин под названием «Весна». Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В начале 1550-х гг. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Даже оторопь берет. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Художники считают природу живым спектаклем и стараются найти соответствия между человеческими, растительными и минеральными тканями. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков.
Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Не будучи воинственным, он стремился к примирению своих католических и протестантских подданных, но при этом был склонен к мистике. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Он играет правилами искусства. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Публиковались и другие работы. Публиковались и другие работы. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Его произведения написаны с блестящим колористическим мастерством и вниманием к мельчайшим деталям в строении растений. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. «Осень» показана в виде буйства винограда, гранатов и множества других плодов, формирующих профиль весёлого и крепкого мужчины. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. «Времена года» характеризуются причудливым сочетанием множества объектов окружающей природы, в аллегорической форме отражающих дух своего времени и его восприятие.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Лица стилизованы эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Вообще художнику очень повезло с покровителями. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Огонь. Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.
Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
В старости вернулся в родной город. было довольно много. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.