В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины. Картины Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) всегда производили и производят неизгладимое впечатление.
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Картины художника при жизни вызывали споры.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Имеются сведения, что отец Арчимольдо — Бьяджо — дружил с учеником Леонардо да Винчи — Бернардино Луини, скончавшимся в 1532 году. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Художник развлекается. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Дата рождения художника неизвестна. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Плохо еще и то, что Арчимбольдо Джузеппе, картины которого сейчас насчитываются в количестве 20 штук, не оставил после ухода никаких личных свидетельств ни о себе, ни о своих полотнах. Полотно входит в цикл «Профессии». В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы.
Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи.
Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Сохранилось около двух десятков работ Арчимбольдо того периода – официальных портретов и специфических картин, выполненных в виде необычного сочетания предметов, растений и животных возможно, на стилевое своеобразие оказала влияние придворная кунсткамера, которую курировал художник.
Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Только три художника в Священной Римской империи удостаивались этого чина – Верчелли Содома, Вечеллио Тициан и Арчимбольдо Джузеппе. Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Существует версия, что росписи в церкви св.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Им была основана одна из первых кунсткамер – предшественница современных музеев.
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Мифология, близкая сердцу Арчимбольдо, тоже «мага» метаморфоз. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности.
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Екатерины для витражей Миланского собора с этим заказом они были связаны до 1557 года — сохранилось более 150 счетов.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Вариантов «Времен года» было несколько. Краски нежные, как на утренней заре под первыми лучами солнца. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей именуемых арчимбольдесками. Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания.
Он изобретает карикатуру. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. После 1559 года имя Арчимбольдо не упоминается в документах о строительстве Миланского собора.
1573. Вероятно именно Арчимбольдо выполнил эскизы для всех 7 гобеленов в Комо, включая изображение Смерти, — это доказывается простым сравнением стиля. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо. Всё славит обильный урожай. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. С Рудольфом II его связывала личная дружба. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец — художником. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. В полотне «Осень» тема среднего возраста, где осенние плоды освещены заходящим солнцем.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры».
Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Если смотреть вблизи, это нагромождение фруктов и овощей. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Он родился в Милане в 1527 году. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Сложно сказать, где и у кого он учился. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Париж, Лувр Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание.
«Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. По мнению Г. Хоке, в сознании возникает concetto— концепция картины или картина концепции, умственный первообраз.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.
Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Тема картины «Зима» выражена в образе старика, кутающегося в сплетённую из соломы накидку. По словам Сальвадора Дали, Джузеппе Арчимбольдо явился предтечей сюрреализма.
Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. На воинственное начало указывают и пушки. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
Б. Гейгер рассматривал творчество художника как инверсию, когда в красоте видится уродство или наоборот, поскольку безобразие превышает собой красоту, развлекая царственного заказчика. Изобретательные импровизированные композиции из фруктов, цветов, вещей и животных складываются в причудливые полуфигуры. Несколько позже (1566) появились «Элементы». В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
Что это такое. Например, «Огонь», он же Марс, т. е. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея).
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер. В начале 1550-х гг.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В полотне «Лето» торжествуют яркие краски, здесь царствуют груши, золотистые колосья пшеницы. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Публиковались и другие работы. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. Его кора подобна коже, ветви – волосам. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Люди на них были как бы собраны из различных вещей из-за чего их часто называют вакханалией природы.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году). По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Публиковались и другие работы20.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. На воинственное начало указывают и пушки. В созданных им символических портретах-аллегориях в единый художественный образ сплетаются «представители» фауны (цикл «Стихии»), флоры (цикл «Времена года»), а также различные предметы: горшки, кастрюли, рабочие инструменты, даже книги. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Искусство Арчимбольдо нагло и сатирично.
О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Весна.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей именуемых арчимбольдесками. Среди небольшого наследия на себя обратили внимание загадочные и уникальные погрудные портреты. В полотне «Весна» раскрывается тема рассвета, юности.
Какое расхождение с имперской статью героя и какое мужество для той эпохи. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Даже оторопь берет.
В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Самое большое количество картин под названием «Весна». Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Маньеризму присуща претенциозность. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. Он родился в Милане. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В этих мероприятиях принимали участие аристократы и прелаты, центральной фигурой действа всегда был монарх.
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны).
Существует версия, что росписи в церкви св. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Дата рождения художника неизвестна. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II.
Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена. Исследователь предполагает, что цикл был представлен императору уже после возвращения художника из Милана, примерно в начале нового, 1569 года.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. Он играет со зрителем, создает оптические иллюзии, чтобы ввести в заблуждение.
До нас дошло 17 станковых картин, принадлежащих кисти художника. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Стоит отдалиться – и видишь лицо. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II.
Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать». Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
Арчимбольдо родился в эпоху позднего Ренессанса и его первые работы написаны в традиционной ренессансной манере.