В следующем году, 11 июля 1593, художник умер. Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.
При дворе РудольфаII, как и во всей Европе, была особенно популярна магическая теория знаменитого немецкого ученого Агриппы Неттесгеймского (1486–1535), построенная на той мысли, что как высшее влияет на низшее, так и обратно — всё низшее влияет на высшее, только в меньшей степени. Хочется подчеркнуть, что картины Арчимбольдо не являются «шутками, выдумками, предназначенными для кабинета редкостей», как утверждает Ч. Стерлинг, крупнейший специалист в области испанского и фламандского натюрморта XVII в. Если говорить о «натюрмортах» Арчимбольдо, то, помимо громадного, покоряющего мастерства и блестящей виртуозности, они всегда «одушевлены», что объясняется натурфилософскими идеями, заложенными в них. В картине «Лето» (1573, Лувр) развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари. Стремясь поделиться с друзьями своим «открытием», я услышала совершенно иные оценки: «Это шутки. », «Прикольно, но разве это красиво. », «Это не эстетично и к искусству никакого отношения не имеет».
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание.
Первый вариант серии «Времена года» относится к 1563 г. Из этих четырех картин Музей истории искусств в Вене обладает двумя — «Лето» и «Зима». В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание ХVI в. – «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Вариантов «Времен года» было несколько.
Так, с помощью художника он создал Кабинет искусства и редкостей. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи.
На воинственное начало указывают и пушки. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Полотно входит в цикл «Профессии». По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). При дворе императора работали такие знаменитые ученые, как Тихо Браге и Иоганн Кеплер.
После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа — наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. Эти идеи характерны и для последней картины Арчимбольдо «Вертумн», которую друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини называют «Портретом РудольфаII».
Его портрет Весна (The Spring) был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Все это ненавязчиво и естественно помогает созданию единого, цельного образа. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Недаром он стал героем пражских мифов, повествующих о его общении с духами.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году) В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее.
Они называют и дату создания «Вертумна» — 1590 г. Поэма Команини, посвященная этой картине, была послана в Прагу вместе с картиной. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Эти рисунки поразили воображение молодого художника и остались в его памяти. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г.
С Рудольфом II его связывала личная дружба. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
Дата рождения художника неизвестна. В старости вернулся в родной город. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. В картине «Осень» (1573, Лувр) тема «среднего возраста» находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563160год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий160— «Огонь» и «Вода», 1566160год, в Венском Музее истории искусств. Команини сообщает, что звуки «цветового клавикорда» соответствовали тому или иному цвету, составленному художником по цветовой шкале. Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» — в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием.
Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Карикатуры и наброски странных чудовищ нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи для юноши были настоящим потрясением, он их запомнил, что и повлияло на его собственное творчество.
Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. На воинственное начало указывают и пушки. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным: знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Картины художника при жизни вызывали споры.
Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Вертумн изображался в виде юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г., но только очень немногие из них известны нам. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Известно, что существовал (ныне его местонахождение неизвестно) автопортрет Арчимбольдо, написанный маслом в 1570 году, — единственный, если не считать рисунка пером, хранящегося в Национальной галерее Праги.
В трудах Т. Дакосты Кауфмана проводится последовательно серьёзная интерпретация наследия Арчимбольдо в контексте культуры XVI века. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Уже после смерти Рудольфа гениальный астроном Иоганн Кеплер, один из виднейших деятелей Пражской школы, в своей работе «Рудольфовы таблицы», подводящей итоги многолетним астрономическим исследованиям, ставил Рудольфа в один ряд с Юлием Цезарем и Альфонсо Мудрым, которые всегда сознавали высокую роль всеобщего просвещения и значение индивидуального образования, постоянно содействовали развитию науки, объединяли вокруг себя знаменитых ученых и художников. Однако он был лишь одним из придворных живописцев, наряду с Доменико и Джеронимо Поццо и Джулио Лучинио, которые также получали жалованье, но из разных источников. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер).
В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
Маньеризму присуща претенциозность. Маньеризм — всегда искусствовысокой игры. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет — смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Позже эти собрания стали основой знаменитого музея-кунсткамеры РудольфаII.
Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо— лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка. Джузеппе Арчимбольдо (1527, Милан — 11 июля 1593, там же) итальянский художник.
Живописью в этот период художник занимался, видимо, немного. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Известно, что в 1551 году Джузеппе расписал пять гербов по заказу герцога Богемского Фердинанда — ещё до того, как он стал императором. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности.
Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит ХХ веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника.
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Поперек скалы вздымается мост, под ним — поднятая решетка, дающая дорогу потоку воды. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в XVI столетии». Загадочна живопись этого художника и загадочна его жизнь. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Публиковались и другие работы. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Он играет правилами искусства. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века.
Создал несколько портретов членов императорской семьи, первый вариант серии «Времена года» («Лето» и «Зима» находятся в Музее искусств в Вене, «Весна» – в мадридской академии «Сан-Фернандо», «Осень» утеряна). Об этом пишет Команини в своей поэме «Вертумн». Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах. Известны также знаменитый цикл «Четыре стихии» («Вода» и «Огонь» находятся в Музее искусств в Вене, местонахождение «Земли» и «Воздуха» не установлено), несколько повторений серии «Времена года» (один из вариантов 1573 г. был приобретен Лувром), «Адвокат», «Повар», «Официантка» (две последние картины, а также множество других, написанных в этот период, утеряны). В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Вертумн — этрусское божество садов и обработки земли. Эти идеи наиболее ярко отразились в картине Арчимбольдо «Огонь» (1566, Вена), входящей в цикл «Стихии». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Это латинская надпись: «Guseppe Arcimboldo. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года».
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Рисунок в Луврском музее – «Повар» – составлен из кухонных элементов. Еще современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем последней пьесы В. Шекспира «Буря». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. В 1591 г. художник написал два своих самых прославленных полотна – «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа). Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. Сложно сказать, где и у кого он учился. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Среди этих замечательных ученых Арчимбольдо занимал не последнее место. Существует версия, что Арчимбольдо профессионально занимался естествознанием и сотрудничал на этой почве с У. Альдовранди32. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Дата рождения художника неизвестна. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»). Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и Прага при дворе короля Рудольфа II). Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий – «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Турнир и триумфальное шествие оформлялись как театрализованное представление, сюжет для которого брался из античной мифологии или истории, причём император играл роль героя, чьи подвиги обязательно заканчивались триумфом. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров.
Арчимбольдо, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Самое большое количество картин под названием «Весна». При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) и послал их императору в Прагу тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника. В этой картине поражают удивительная естественность, полное отсутствие всякой «заданности», мастерство, с которым художник компонует многочисленные плоды и овощи, будто сами собой составляющие лицо «Осени». По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело.
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Тот факт, что картины Арчимбольдо несколько столетий «скрывались» в частных собраниях, стал причиной того, что искусство его до середины 20-х годов прошлого столетия было практически неизвестно широкой публике. Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода.
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Естественная история продвигается вперед удивительно большими шагами даже во время прогулок по прекрасным садам. Так, в картине «Флора» многочисленные цветы, разнообразные изображенные в сотнях тончайших цветовых нюансов лепестки соединяются в женский образ, таинственный и загадочный. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства.
Некоторые из картин Арчимбольдо, включая знаменитого «Вертумна», до сих пор находятся в Швеции в замке Шкоклостер — бывшей резиденции маршала. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254. В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Даже оторопь берет.
Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Все увлечены разнообразием живых форм. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Обратимся теперь непосредственно к «Временам года». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. В начале 1550-х гг.
Публиковались и другие работы20. И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Люди на них были как бы собраны из различных вещей из-за чего их часто называют вакханалией природы. Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни». Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков. Известны два его изобретения, зафиксированные в мемуарах современников, — «Перспективная лютня» и «Цветовой клавикорд». Его кора подобна коже, ветви – волосам.
Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. На полотнах "Лето" и "Осень" – композиции из фруктов и овощей, на портрете "Весна" – цветочная композиция, "Зима" – ветвистое дерево с кислым лимоном. В портрете Зима (The Winter), в основном, задействованы корни деревьев.
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. Так, согласно Парацельсу, огонь и светящее пламя подчинены солнцу. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет160— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». В начале 1550-х гг. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь», 1566г. Вообще художнику очень повезло с покровителями. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши.
Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. К примеру, для создания Библиотекаря (The Librarian) он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. Лица стилизованы весьма искусная (теперь сказали бы— компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). В 22 года он помогал отцу расписывать Миланский собор.
Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств».
С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Он родился в Милане. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Главная обязанность Арчимбольдо, помимо писания королевских портретов, состояла в приведении в порядок и украшении знаменитого «Кабинета», включающего необозримую коллекцию произведений искусства и редкостей или «курьезов», как их тогда именовали.
Плоды «Лета» будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. На портретах императора мы видим тяжелый подбородок Габсбургов, заросший кустистой бородой (колючие растения), черные, круглые, блестящие глаза (вишня и ежевика), одутловатые круглые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), оттопыренные уши (початки кукурузы). Рисунок в Луврском музее— «Повар»— составлен из кухонных элементов. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
В основе его «Цветового клавикорда» лежала идея о соответствии каждому звуковому тону определенного цвета из составленной им цветовой шкалы. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг.
Огонь горяч и сух, земля суха и холодна, вода холодна и влажна, воздух влажен и горяч. В начале 1550-х гг. Что это такое. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. В 1592 г. РудольфII император Священной Римской империи, возвел его в титул пфальцграфа. И только после того как шведский коллекционер Олаф Гранберг в 1911 г. в Стокгольме опубликовал «Генеральную опись сокровищ искусств в Швеции», картины мастера получили известность., но только очень немногие из них известны нам. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Например, «Огонь», он же Марс, т. е.
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Из металлов ему «симпатичны» золото и яшма изображенные здесь на ордене Золотого Руна.
Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563г. Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже – анфас. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II.
Известно, что в 1577 он дважды повторил «Времена года». Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. Отсутствуют и данные, чему именно обязан художник своим приглашением к императорскому двору и высокому положению13. Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком.
Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу160— императора Максимилиана. Хотя в литературе часто можно встретить утверждения, что художника пригласил его давний почитатель — император Фердинанд I, в действительности, судя по архивным данным, своим приглашением в Вену художник обязан Максимилиану II. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Забытый средневековый художник был провозглашен в ХХ в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин («Библиотекарь») названа «триумфом абстрактного искусства в ХVI столетии».
Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. Существует версия, что росписи в церкви св. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. итальянский художник.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Здесь Арчимбольдо как бы предвосхищает позднейшую идею Новалиса (1772–1801): «Всё поэтически созданное должно быть живым индивидом.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. было довольно много. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес.
Команини превосходно уловил поэзию «Флоры», соотнесенность отдельного с целым и проявление целого в отдельном. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения.
Вплетённая в круговорот этих символическихобозначений, персона императора Максимилиана из серии Времена годав её аллегорическом истолковании (в облике зимы, таящей в недрахсвоих золотые плоды будущего лета, в соответствии с представлениемо том, что зима — голова года, как считали римляне) утверждаетидею постоянства и высшей, природной естественности императорскойвласти, священной империи Габсбургов. По возвращении в Италию продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565 из книжных томов). Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
РудольфII собрал огромное количество произведений искусства. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв. Упоминая об Александре Македонском как о высоком покровителе живописцев древности, он не преминул заметить: «Но кто требует новых примеров, тот должен, коли для него это возможно, отправиться к императору Римской империи РудольфуII — величайшему из современных нам ценителей живописи». Существует версия, что росписи в церкви св. Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
В этих исследованиях, по всей видимости, Арчимбольдо преуспел. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.