Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) – итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Джованни Баттиста Пиранези 4 октября 1720, Мольяно-Венето — 9 ноября 1778, Рим. Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) — итальянский археолог, архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов. Джованни Баттиста Пиранези - итальянский археолог, архитектор и художник-график, живший в XVIII веке (1720-1778 гг. ) Он оставил множество рисунков с натуры, на которых был изображен современный ему Рим.
В 1743 опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». Гравюра работы Джованни Баттиста Пиранези, 1743 г. Фантазии на тему тюрем (Piranesi G. B. Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi или Giambattista Piranesi 1720—1778)— итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi), 4 октября 1720 г., Мольяно-Венето – 9 ноября 1778 г., Рим.
Дальнейшее обсуждение Пиранези и Carceri может быть найдено в Мышлении и Искусстве Джованни Баттисты Пиранези Джоном Вилтон-Эли (1978). Пиранези Джованни Баттиста (Piranesi) итальянский гравёр и архитектор. Рисунки и гравюры Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), явно свидетельствуют о каком-то сильном и разрушительном воздействии, следы которого повсеместно наблюдались в средние века в Италии. Папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.
В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765). Папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. В 1763 году папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Джованни Баттиста Пиранези (итал.
Некоторые листы этой небольшой серии сходны с гравюрами самой знаменитой серии Пиранези «Фантастические изображения тюрем». Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. Создавая второй вариант «Тюрем», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур— то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям. «Тюрьмы»— это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов. Остатки Рима разожгли энтузиазм Пиранези.
Пиранези говорил, что ему бы «хватило безумия приняться за план нового мироздания». С 1743 по 1747г. У Дж. Последняя серия, которая также известна, как «Тюрьмы», стала наиболее известной в творчестве данного художника. Производительность Пиранези, как и его мастерство непостижимы.
В 1740 году отправился в Рим, где получил большую известность. Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей. Создавая второй вариант «Тюрем» художник драматизирует первоначальные композиции. Известен, как художник архитектурных пейзажей. Абсолютно иным по сюжету и композиции является "Вид порта Рипетто" (Veduta del Porto di Ripetta, 1753-1755/56). Благодаря своей графике, он стал очень известен ещё при жизни. Пиранези берет уроки гравюры у гравера Карла Дзукки (Carlo Zucchi), брата известного живописца Антонио Дзукки (Antonio Zucchi), активно занимается самообразованием изучая трактаты по архитектуре и произведения античных авторов. Со временем стиль Пиранези эволюционирует в сторону большей монументальности и строгости, приближаясь к стилевым нормам классицизма конца XVIII века, что особенно заметно в его последней работе, серии «Различные виды Пестума» (издана в 1778-1779 годах).
Эти гравюры Пиранези стали серьезным вкладом в историю архитектуры античного Рима. Его гравюры удивляют своей мощью и размахом. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765). В 1747 году окончательно переехал в Рим. То есть либо Джованни – гений фантазии, либо он рисовал с натуры. В юности Пиранези посвятил себя труду в мастерской отца. Другие листы показывают, что адрес мастерской можно сократить ("Presso 139autore a Strada Felice vicino alia Trinita de monti" – "Вид храма Джиове Тонанте") или, наоборот, расширить ("Presso 139autore a Strada Felice ricino alla Trinita de39 monti, Apaoli due о mezzo" – "Внутренний вид Атриума портика Октавия").
Среди них выделяется серия «Виды Рима» (137 листов, около 1747-1748 годов), занявшая центральное место в истории римской ведуты и вызвавшая множество подражаний. В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима, участия в раскопках издал фундаментальный труд «Le Antichita romane» (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта. В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры. Этой же теме — пафосу римского зодчества — была посвящена серия гравюр «Della magnificenza ed architettura dei romani» (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико. Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры их инженерный талант, чувство структуры памятников, функциональность. Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа, Кордемуа, аббата Ложье, графа де Кейлюс. Piranesi F. ". Попутно обучился в мастерской Джузеппе Вази искусству гравюры на металле.
К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима. Цифрами 1-7 отмечены церкви, дворцы и другие постройки. А. Скальфаротто. Изучал приемы живописцев-перспективистов, брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки, известного гравера, автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки) самостоятельно изучал трактаты по архитектуре, читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери — аббат). В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология. Мощь каменных конструкций подавляет. «Тюрьмы»— это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Структура этой экспликации тоже несколько отличается от других, так как для обозначения остатков фортификационной системы постройки использована буквенная ("А" и "В"), а не цифровая система.
«Темницы»— это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. совершенства, в том числе в применении многоступенчатого травления. Также понятие «бумажная архитектура», что означает – проектирование домов, зданий и строений только на бумаге, без воплощения их в реальности – также граничит с именем этого талантливого художника-графика. Еще одним листом со своеобразным портретом древнеримского памятника является "Гробница Цицелии Метеллы" (Sepolero di Cecilia Metella or ditto Capo di bove ruori della porta di S. Sebastiano su 139antica via Appia, 1762). К концу жизни (он умер 9 ноября 1778) Пиранези стал одним из самых знаменитых граждан Рима.
Часть предметов из обоих сервизов хранится в ГМК и "Усадьба Кусково XVIII века". В 1761 он стал членом Аккадемии ди Сан Луки и открыл собственное средство для печати. Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749году.
Известно, что при создании "Кабинетского сервиза" (ИФЗ, 1793 – 1801) для Екатерины II были использованы альбомы Джузеппе Вази де Корлеоне (1710-1782) (Delle Magnificente di Roma antika e moderna. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П. Ж. Мариэтт, выступивший в «Gazette Litterere delEurope» с возражениями против взглядов Пиранези. В литературном труде «Parere su larchitettura» (1765) Пиранези ответил ему, разъяснив свою позицию. Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези. В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том, что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности»Все должно быть согласно разуму и правде, но это грозит все свести к хижинам», — писал Пиранези. Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата, работы которого изучал Пиранези. Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. Это скорее миниатюры, выполненные "по мотивам" его известных работ, которые несколько упростили для фарфорового декора.
В 1749-1750 годах создал серию «Темницы» («Тюрьмы», «I Carceri»), прославившую Пиранези как художника-визионера: 14 изображений интерьеров громадных зданий, лишённых декора и признаков какой-либо конкретной исторической эпохи или стиля. Его работы постоянно участвовали в выставках, о его гравюрах писались книги, а сам он пользовался настоящей славой. Большая часть наследия Пиранези составляют серии на археологические темы, среди которых главная – «Римские древности» (1756 год, 218 гравюр с обмерами, планами и видами римских сооружений). Впоследствии стал обучаться архитектуре у родного дяди инженера и архитектора Маттео Луккези (Matteo Lucchesi), а позже – у архитектора Джованни Скальфаротто (Giovanni Scalfarotto), ориентировавшегося в своих работах на знаменитого Андреа Палладио (Andrea Palladio), основоположника палладианства в архитектуре. Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах — декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства, и в серии гравюр «Diverse maniere dadornare I cammini» (1768 известна также под названием Vasi, candelapi, cippi). Восхищение древней цивилизацией Рима и понимание неизбежности её гибели, когда на месте величественных зданий современные люди заняты своими скромными повседневными делами— вот основной мотив этих гравюр Пиранези.
Тем временем Piranesi посвятил себя измерению многих древних зданий: это привело к публикации Le Antichit Romane de39 темп della prima Repubblica e dei primi imperatori («римские Предметы старины Времени Первой республики и Первых Императоров187). Da Giuseppe Vasi de Corleone. и Дж. Адам, Дж. А. Сельва, Ш. Персье и П. Фонтен, Ш. Клериссо и др. ). Элементы декора из его труда «Diverse maniere» воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие. В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758—1810), издавшего серию «Raccolta de Tempi antichi» (1786 или 1788) и последний труд отца «Differentes vues de la quelques restes» с видами храмов Пестума, который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции. Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини, сенатор Аббондио Реццонико, племянник «венецианского папы» Климента XIII Реццонико — приор Мальтийского ордена, а также сам «венецианский папа» самым ревностным поклонником таланта Пиранези, коллекционером его работ стал лорд Карлемонт. Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция, резиденции венецианского посла в Риме изучал гравюры Дж. Родился 4 октября 1720 года в городе Мольяно-Венето. Изображения на посудных формах – не прямое копирование гравюр Пиранези.
Успех «Римских древностей» был необычайно велик, хотя критики усмотрели в них отступление от норм классической гравюры. Уже в этой серии можно увидеть основные черты искусства итальянского художника – архитектурные пейзажи и композиции, которые отличаются монументальными строениями и широкие пространства. Главной работой Пиранези в области архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764–1765).
Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф. Гилли, Р. Современные художники также не остаются в стороне от итальянского наследия.
Вази. За свою жизнь создал большое количество серий работ: «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором», «Римские древности», «Виды Рима», «Фантастические изображения тюрем». Мощь каменных конструкций подавляет. В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Основам архитектуры его обучал собственный дядя.
Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Темницы». Кураторы показали, как идеи Пиранези восприняли и в России. Античные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются с архитектурными проектами парковых руин в окрестностях Петербурга, выполненными Д. Кваренги, О. Монферраном, В. П. Лангером и др. Последние десятилетия известность и слава Пиранези растёт с каждым годом.
Слова Дж. Б. Пиранези:»the Parere su l Architettura» («Они презирают мою новизну, я — их боязливость») — могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Именно в сфере практической архитектуры деятельность Пиранези была весьма скромной, хотя сам он никогда не забывал на титульных листах своих гравюрных сюит прибавить вслед за своим именем слова «венецианский архитектор». Создавая второй вариант «Темницы», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур— то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям. В 1748–1774 он создал длинную серию vedute города, который установил его известность. Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр "Гротески" (1745) и серии из четырнадцати листов "Фантазии на темы темниц" (1745 1761).
ПИРАНЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Piranesi, Giovanni Battista) (1720–1778) итальянский гравер и архитектор. Одно из свидетельств огромной популярности творчества Пиранези в XVIII веке – тот факт, что его гравюры служили образцом для декора фарфора. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Джованни Баттиста Пиранези родился в семье камнетёса.
Это очень большие листы (в среднем около 40см в высоту и 60-70см. в ширину), которые сохранили для нас облик Рима в Восемнадцатом веке. Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Пиранези, вероятно, самый знаменитый художник, который приобрёл такую известность лишь графикой, в отличие от других великих гравёров, которые были кроме того великими живописцами (Дюрер, Рембрандт, Гойя). В 1740г.
Первая серия гравюр Пиранези вышла в 1743 году. Пиранези много экспериментировал с техникой офорта, добившись большого технич. Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749г. Мощь каменных конструкций подавляет. Batta. Варьируется и подпись автора.
Одной из первых работ, выполненных после возвращения, стала серия «Гротески» (1747-1748 годы) – 4 каприччио, символика которых связана с темой ванитас. За свою жизнь создал огромное количество графических рисунков и чертежей, однако смог возвести очень немного зданий. Затем он ненадолго вернулся в Венецию, а с 1745 навсегда поселился в Риме. "Кабинетский сервиз" стал образцом для сервиза Великой княжны Елены Павловны, заказанного Павлом (ИФЗ, 1797 – 1799). Он задумывает и выполняет многотомное издание офортов под общим названием «Римские древности», содержащее изображения архитектурных памятников древнего Рима, капителей колонн древних зданий, скульптурных фрагментов, саркофагов, каменных ваз, канделябров, плит для мощения дорог, надгробных надписей, планов зданий и городских ансамблей.
Родился 4 октября 1720 в Мольяно близ Местре. Издание состояло из четырех томов, каждый из которых содержал большое количество до того не исследованных материалов. Более того, все здания, отделенные от зрителя рекой, размещены на втором плане, что, однако, не уменьшает степени их детализации.
Как архитектор Пиранези создал в Риме ц. Санта-Мария-дель-Приорато с прилегающей площадью (1764-1766 годы) в стиле, сочетающем элементы классицизма и рококо, разработал план перестройки интерьера базилики Сан-Джованни-ин-Латерано (1763-1767 годы, не осуществил). Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) – известный итальянский художник и архитектор. Учился в Венеции у своего отца, который был каменщиком, у дяди — инженера и архитектора и у некоторых других мастеров. Часть его более поздней работы была закончена его детьми и несколькими учениками. В работе отцу помогала и дочь Лаура, исполнявшая рисунки. В 1762 Бразильская саванна Марцио dell39antica коллекция цыган гравюр была напечатана. Пиранези определял себя как венецианского архитектора.
В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж. Б. Тьеполо. В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты, в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм. С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи, которую он называл «место для души», зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Однако он был более известен не постройками, а гравюрами Рима, циклом о темницах идеями в декоративном искусстве. С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Так нам говорит официальная история. Производительность Пиранези, как и его мастерство, непостижимы.
В 1761 году к серии добавлены два новых листа, на созданных ранее листах были углублены светотеневые контрасты и нанесены многочисленные изображения пыточных инструментов, а также детали, отсылающие к описаниям римских тюрем у античных авторов. Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Тюрьмы». Мощь каменных конструкций подавляет. Пиранези восхищался Римом, отстаивая главенствующую роль архитектуры Вечного города против «эллинистов» в споре «о греках и римлянах» в середине XVIII века.
С 1740 по 1744 изучал технику гравюры у Джузеппе Вази и Феличе Поланцани в Риме там в 1743 он опубликовал свою первую серию гравюр Первая часть архитектурных и перспективных построений (La parte prima di Architetture e Prospettive). Издаются всё новые книги о нём и лучшие музеи мира устраивают выставки его работ. Как это сделал, например, Умбэрто Эко, описывая библиотеку-лабиринт в романе «Имя Розы». Но в 18-ом веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась. Первый успех пришел к нему после создания четырех больших гравюр Гротески (1745) и серии из четырнадцати листов Фантазии на темы темниц (1745 1761). Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры. Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте, динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города. Мысль о том, что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого, о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том, что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764—1766) в Риме на Авентинском холме. Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А. Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма. Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини, уроки венецианских перспективистов — все соединилось в этом талантливом создании Пиранези, ставшем некой «энциклопедией» элементов античного декора. Выходящий на площадь фасад, состоящий из арсенала античных деталей, воспроизведенных, как в гравюрах, в строгом обрамлении убранство алтаря, тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи, составленные из «цитат», взятых из античного декора (букраниев, факелов, трофеев, маскаронов и пр. ). Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения, свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.
На других листах Пиранези включает в подпись слово "архитектор". «Темницы»— это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. В Риме увлеченно исследовал древнюю архитектуру. По этой причине художника часто называют «бумажным архитектором».
(итал. Он тогда возвратился в Рим, где он открыл семинар на пути дель Корсо. Создавал также проекты оформления интерьеров, предметов декоративно-прикладного искусства (серия «Различные манеры украшения каминов и всех других частей зданий», 1769 год), производил археологические раскопки, торговал антиками, реконструируя их по собственным, подчас довольно экстравагантным, рисункам (коллекция Пиранези опубликована им в серии «Античные вазы, канделябры, саркофаги, треножники и украшения», 1768-1778 годы). Рисунки Дж.
Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749г. Он зарисовывал античные памятники, детали их декора. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр под названием «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором». Пиранези даже издал в Риме так называемые «Оправдательные письма», в которых отстаивал правоту своих взглядов и метода воспроизведения античных памятников.
Так, лист с "Гробницей Цицелии Метеллы" подписан "Piranesi F. ", причем в отличие от других гравюр подпись эта не на полях, а внутри изображения (в нижнем правом углу). "Колонна Траяна" подписана "Piranesi fecit", а "Вид моста Салярио" – "Gio. блоков и цепей.
В 1743г. Наибольший творческий интерес для Пиранези представляла архитектура Ему принадлежит неисчислимое множество архитектурных студии, проектов реконструкции древнеримских памятников, среди которых – и реконструкция плана античного Рима (1756), основанная на археологических материалах, разнообразные архитектурные альбомы ("Первая часть архитектурных и перспективных построений", 1743 "Гротески", 1745 "Фантазии на темы темниц", 1745, 1761 "Виды Рима", 1748 – 1778) и теоретические труды по архитектуре ("О великолепии и архитектуре римлян", 1761). Б. Пиранези не столь многочисленны, как его гравюры. Русский историк искусства П. Муратов пишет о Пиранези в своих «Образах Италии» «В классическом мире его не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Roma, 1756). Отец его был резчик по камню и в юности Пиранези работал в мастерской отца «LOrbo Celega» на Большом канале, которая выполняла заказы архитектора Д. Росси. Обучался архитектуре у своего дяди, архитектора и инженера Маттео Луккези, а также у архитектора Дж.
В течение всей своей жизни Пиранези работает над серией гравюр «Виды Рима» (Vedute di Roma). Однако отдельно в его творчестве стоит цикл «Фантастические изображения тюрем». В зрелище Рима он видел только трагическую сторону вещей и вот таким образом его Рим вышел даже более грандиозным, чем он был когда-либо в действительности» Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Тюрьмы» Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749г. Создавая второй вариант «Темницы», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих фигур— то ли тюремщиков, то ли узников, привязанных к пыточным приспособлениям. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. А недавно Пиранези на страницах DARKER вспоминали в рецензии на мангу Цутому Нихея.