Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях. «я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» Джованни Лоренцо Бернини.
Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
Он также требовал, чтобы об этом непременно было доложено доблестному рыцарю Раймунду, графу Тулузскому. Его начал строить Бернини для кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Гибель грозила всему людскому роду. Терезы.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Современники включили Джованни Лоренцо Бернини в строй «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Фонтан был построен в 1627 (1628) – 1629 гг. Бюст Карла I был утрачен при пожаре в Уайтхолле в 1698 году и теперь известен только по рисункам и копиям, а изображение Генриетты так и не было создано из-за начала Английской революции28. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций ("Давид", мрамор, 1623, "Аполлон и Дафна", мрамор, 1622-25, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция).
Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками). Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло.
Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Иннокентий X стал дружить с ним.
В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона». Другие проекты постигла та же судьба. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское.
Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику.
Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой.
Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Все они вскоре были отвергнуты. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде.
А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. В их числе были выдающиеся художники и с одним из них, не уступавшим Бернини талантом.
От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Просвечивающий в глубине площади и замкнутого трапециевидного пространства, по-разному освещаемый лучами солнца, фасад храма вдруг вырастает во всем величии, зрительно подчеркнутом расходящимися в перспективе галереями. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было.
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Доказательство тому — Рим. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты.
Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе.
После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Архитектор взял за основу натуралистический сюжет – «Гимн океану» : группа обитателей моря во главе с владыкой океана богом Нептуном, несущимся на большой морской раковине-колеснице, запряженной морскими конями, управляет стихией воды. Он является автором множества портретов. Скульптурное убранство тоже минимально. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св.
Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства. При восшествии на престол папа Урбан VIII, как сообщается, заметил: «Это большая удача для вас, кавалер, что вы смогли узреть, как кардинала Маффео Барберини сделали папой. В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами.
Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Петра. Петра «Кафедре св.
Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя.
В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62. Петра. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона – первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини.
Со временем истина была открыта. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Laurentius – «увенчанный лавром» ок. Первые упоминания о фонтане «Треви» датируются второй половиной 17 века, когда Лоренцо Бернини делает несколько эскизов, которые только через сто лет будут использоваться в строительстве фонтана архитектором Николо Сальви.
Другие проекты постигла та же судьба45. В них также воплощена концепция барокко. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности».
Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры».
Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Его биограф – ученый, флорентийский антиквар и историк искусства Филиппе Бальдинуччи – пишет: «До семи часов без единой передышки, когда его не отвлекали занятия архитектурой, он до самых последних своих лет просто отдавался работе над мрамором – работа, которую его молодые помощники перенести не могли и если другой раз кто-нибудь из них хотел его от этой работы отвлечь, он сопротивлялся говоря: «Оставьте меня, я влюблен. ». «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ).
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ». Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости.
Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva). Один из самых знаменитых фонтанов Рима.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Современники скульптора были потрясены небывалой иллюзией жизненности и ощущением живой плоти, присущих его пластике, а также ее захватывающим динамизмом. Петра обширную площадь с колоннадой, подобной «распростертым объятиям» и многочисленные произведения, украшающие интерьер базилики, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале, Фонтан Тритона и Фонтан Четырех рек на знаменитой Пьяцца Навона. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Просто посмотрите на кровать Людовики.
Только вскрикнуть успела Прозерпина. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. С течением времени многие элементы фонтана, в том числе декоративные, были утрачены.
Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.
Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян26. Петра.
Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, это бюст Людовика XIV. Людовики Альбертини на смертном одре. Его авторитет был непререкаем. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».
Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина.
«Фонтан Треви» (Fontana del Tritone)- главный фонтан в Риме. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Вопрос решился сам собою. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы исполнив невероятно большое количество заказов понтифика.
История об этом умалчивает. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры.
Но не тут-то было. В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани.
Себе он оставлял огромные гонорары и славу. Знаменательным событием, повлиявшим на дальнейшую судьбу и творчество Джан Лоренцо Бернини, было восхождение к папскому трону его самого первого покровителя – Маффео Барберини, который в 1623 году стал Папой под именем Урбан VIII.
драгоценнейшее наследство. Мемуаристы описывают Бернини живым, темпераментным, неоднозначным мастером. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше.
Проектирование, расчеты, возведение вели помощники, работники мастерской. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Она принадлежит к разряду тех культовых сооружений, которые в противовес наиболее типизированным образцам дают пример глубоко индивидуального подхода зодчего к творческой задаче.
Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию ("Экстаз святой Терезы", мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII.
Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. по проекту Пьетро Бернини, отца Джованни Лоренцо Бернини по заказу папы Урбана VIII. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26.
В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Ансамбли Бернини вовлекают зрителя в сложную театрализованную игру, усиливая праздничную авантюрность облика «вечного города». Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). А у меня дом. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652).
По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине и возжелавшей принять католичество. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619-1625).
Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. На Пьяцца Навона, перед дворцом Памфили, стоит впечатляющая архитектурная композиция – Четырёх рек (Fontana dei Quattro Fiumi). Скульптурное убранство тоже минимально. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.
Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой.
После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663 – 66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Годы ее создания – 1656-1665.
Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Пропаганда католической веры (как главная задача искусства Контрреформации) была неразрывно сопряжена у художника с базисными принципами ренессансного гуманизма, т. е. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. То же касается и его архитектурных произведений. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Теперь он не только ваял скульптуры для частных резиденций, но и играл весьма значительную роль в масштабах города, как скульптор, архитектор и градостроитель. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Впрочем, не привыкать. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям.
Называется она Экстаз св. При этом главной его задачей было не столько создание отдельных памятников, сколько организация городского пространства. Петра в Риме по проекту Бернини.
Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Услыхала крик Прозерпины Деметра. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа изображающая экстаз испанской монахини Терезы Авильской. После смерти Иннокентия в 1655 году и вступления на престол Александра VII Бернини вернул себе ведущую роль в украшении собора и начал работы над площадью Святого Петра. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Сооружение сочетает в себе легкость и удивительное изящество. Представители барокко: архитекторы и скульпторы Бернини, Борромини, Гварино, Мадерна, художники Караваджо, Карраччи, Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Веласкес и др.
Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Fontana del Tritone) фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.
Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра.
Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином.
Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Мимолетность выражения лица Шипионе часто отмечается искусствоведами, как пример характерной для эпохи Барокко попытки передать движение в статике. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. И это лишь некоторые из наиболее знаменитых его творений.
Выразительность палаццо Монтечиторио (Рис. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Недоброжелатели тут же воспользовались возможностью обвинить Бернини в том, что реализованная им структура была неправильно спроектирована. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. Необычен рассчитанный на фронтальный аспект восприятия фасад церкви с низкими вогнутыми стенками-кулисами по сторонам и с возвышающейся над ними узкой центральной частью, которая целиком, от цоколя до кровли, трактована в форме прямоугольного портала в обрамлении двух широких пилястр и треугольного фронтона. В XVIII веке бывший палаццо Людовизи занимал папский наместник Рима.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Абсолютно невероятная динамичность скульптурных линий, которая отражала эмоциональное напряжение этих античных персонажей, переданные в мраморе нежные девичьи черты и волосы – все это вызвало восторг у его заказчиков и ценителей искусства. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Адольф пытался спрятать Копье. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини.
Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. Примечательно, что фонтан до сих пор снабжается водой из античного акведука Аква Вирго – самого древнего в Риме.
Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). 3) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко.
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Все они вскоре были отвергнуты. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
План на практике был «заморожен», а Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов. Однако вскоре всё испортилось. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения.
Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Начинающий мастер подтвердил это еще одной своей работой, сделанной по заказу флорентийского кардинала Маффео Барберини. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины.
Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Там он и застал Луиджи с Констанцией. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.
Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. «Давид» Бернини еще один пример этого. 1598, Неаполь, – 12. 11. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни.
Согласно его летописанию, участнику Крестового похода, провансальскому крестьянину Петру Бартоломею несколько раз являлся святой Андрей и указывал место, где было зарыто Копье Судьбы. 1598, Неаполь, – 12. 11. Он был мал ростом и очень красив. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте.
Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора.
Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Замерла жизнь на земле. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Через два месяца появились трещины. Высоту балдахина – двадцать девять метров – многие современники считали чрезмерной.
Бернини сильно переживал и перестал есть. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви.
Петра, лежащую перед фасадом собора. Фонтан Тритона (итал. Палаццо Монтечиторио (Palazzo Montecitorio) – барочный дворец в Риме, в котором заседает Палата депутатов Италии (во времена Муссолини – Палата фасций и корпораций).
Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Размеры Фонтана «Треви» впечатляют: более 25 метров в высоту (на фоне Дворца Поли) и около 20 метров в ширину.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Проект этой скульптуры разработал Бернини, однако изваял статую слона Эрколе Феррата. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.
Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). По его эскизам (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – Тритона на площади Барберини (1642–1643) и Четырех рек на площади Навона (1648–1651) «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
Вот уже много лет это творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Борромини представил все улики против Бернини.
Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови излившейся из ран Спасителя. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини.
Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 в Неаполе в семье известного скульптора Пьетро Бернини и был седьмым из его 13 детей. В июле 1641 года он представил свою первую башню.
Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу.
Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624). Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Фасад дворца выходит на Пьяцца ди Монте Читорио. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. В 1629 был назначен главным архитектором собора св. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Зачастую он работал чисто интуитивно.
Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Статуя установлена в нише на лестнице Скала Реджа и изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство.
Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу.
Место перед статуей становится частью концепции. Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось.
Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Петра. Между дельфинами расположены изображения герба семьи Барберини, папской тиары. Выходит, это всего лишь копия. Находится в римской Галерее Боргезе.
Петра для римского собора св. Но выполнить его задание не успели. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви.
Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653 – 58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск.
И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля).
Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини.
В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». В 1568 г. папа св. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета. Бернини ответил уклончиво. Годы их создания – 1619-1625.
В 1644 году вблизи площади Барберини и улицы Венето был установлен Фонтан Пчел (Fontana delle Api). При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Бернини устроил фонари над площадками лестницы, дав яркие ритмически распределенные световые акценты в местах, где движение меняет свой характер (подъем сменяется движением по горизонтали), где можно споткнуться, т. е. как раз в наиболее важных в функциональном отношении пунктах. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра.
Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23.
Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения.
Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение абсолютного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Эта точка зрения разделяется и другими учёными.
С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства.
В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя – частью архитектурного сооружения. Но оно ли это, так и остается загадкой. Так где же сегодня находится чудо-Копье. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Однако позже монахи монастыря Сопра Минерва (обелиск был откопан в саду монастыря) решили установить эту композицию возле своей церкви. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни.
Сверхчувственное видение святой – с ангелом, занесшим над ней копье, – представлено тут, по сути, как чувственно-эротическое переживание, но «плотская мистика» барокко при этом лишает материал (тот же мрамор) визуальной материальности, обращая камень в массу изломанных, невесомых форм. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Рис. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628 – 1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия», придавая ей новое пышное красноречие.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
В 1665 году папа Александр VII, обнаружив в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва древнеегипетский обелиск, решил установить его перед церковью на площади Минервы и поручил работу Бернини. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. На другой высечено имя Урбана VIII. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Уничтожение заняло 11 месяцев. И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Так, на площади св.
1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры.
А говорить о них можно очень долго. Наша справка. Барокко (итал. Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Они-то и вернули его в Вену.
«Фонтан Лодочка» (Fontana della Barcaccia) – фонтан в стиле барокко на площади Испании в Риме у Испанской лестницы. 1674) – с фигурой св. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Он возвел под его куполом (в 1624 – 1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639-46). 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим).
Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли.
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. В 1930-е гг.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. В «Экстазе св. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. После балдахина Бернини взялся за полномасштабное украшение массивных столпов в центре собора, поддерживающих купол.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Но вот в одном он оплошал. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Овальная форма площади придаёт всей композиции пластичности – с разных точек площадь выглядит по разному, кроме того колоннада создает эффектную перспективу, позволяющую оценить величие собора Святого Петра.
Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. По приглашению Людовика XIV, Бернини в 1665 г. отправился в Париж, где работал преимущественно над планами для постройки Луврского дворца последний, однако, строился впоследствии по плану французского архитектора Клода Перро.
Лаврентий Римский (лат. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. римское предание о Корнелии). Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
Спрашивала подруг, но никто не видел её. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645 – 1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.
barocco, буквально – причудливый, странный) один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII вв. Интерес к Бернини вновь вырос. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. «Давид» Бернини еще один пример этого.
1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. Папа принял решение уничтожить башни. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII).
Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Дворец может служить эталоном сдержанного «интернационального барокко». Сегодняшний вид фонтана «Треви», состоящий из скал, мраморных скульптур и ниш относится к 18 веку, когда папа Климент XII отдал выполнение работ Николо Сальви. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства.
И все произошло как и было предсказано. Фонтан довольно небольшой. Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Посередине — египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой. Петра.
Скульптурная группа включает в себя коленопреклонённого Александра, четыре женские фигуры изображающие добродетели, свойственные усопшему при жизни и Смерть с песочными часами в руках49. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра.
В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Трещины увеличивались. Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы.
И это чуть не стоило ему карьеры. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Петра» (1656—1665).
Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Эти посты дали Бернини возможность демонстрировать свои разносторонние таланты по всему городу. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
Художник вернул себе славу. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона.
Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. В боковых секторах находятся фонтаны.
Бернини представляет зрителю яркую картину, выполненную в блестящем белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Именно его архитектурные проекты, в том числе и колоннада Святого Петра, принесли ему наибольшую известность и мировую славу. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо дЭсте (1650 – 1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.
С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и выходят из своих обрамлений. Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой.
Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Петра» (1656 – 1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671 – 1678).
Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). И тут по тайному знаку Бернини забили струи.
В 1629 году Бернини был назначен главным архитектором этого собора, над которым трудилось не одно поколение выдающихся творцов, среди которых Браманте, Рафаэль, Микеланжело. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана.
Название «Баркачча» ("лодочка") фонтан получил благодаря своей форме полузатопленной лодки. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV».