Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ».
Цари и императоры в течение двух тысячелетий считали, что оружие, на котором запеклась кровь Христа, подарит им возможность управлять миром. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII-XVIII вв. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645 – 1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23. Услыхала крик Прозерпины Деметра.
Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Петра» (1656 – 1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671 – 1678). Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными. Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился.
Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли.
Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Скульптурное убранство тоже минимально. То же самое можно было сказать и о его скульптурных произведениях.
Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим. Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. Вот уже много лет их творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Художник вернул себе славу.
В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови излившейся из ран Спасителя. На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку.
На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Петра. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини.
Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Петра» в соборе святого Петра (1656-1665), которая была украшена статуями ангелов и церкви и еще одно триумфальное надгробие для папы Александра Седьмого (1671-1678).
Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva).
Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). В 1930-е гг. Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, там же) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
Ансамбли Бернини сумели вовлечь любого зрителя в довольно сложную постановочную игру, усиливая тем самым праздничность и авантюрность облика «вечного города». Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана. Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже).
Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Они много разговаривали. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Он является автором множества портретов. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли.
Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью (Людовик XIV, мрамор, Национальный музей Версаля и Трианонов). Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Гибель грозила всему людскому роду. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Со временем истина была открыта. Существует такая легенда, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал:Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить.
Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы Иннокентия Х, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера.
Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Петра для римского собора св.
225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим).
церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Один из самых знаменитых фонтанов Рима. римское предание о Корнелии). Петра «Кафедре св. Так, на площади св. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств.
В одной из ниш собора была установлена гробница Урбана Восьмого, продолжая, таким образом, традицию возведения ренессансного «триумфального надгробия». Петра с кафедрой св. 284 колонны и 80 столбов высотой по 19 м составляют эту четырехрядную крытую колоннаду, 96больших статуй венчают ее аттик. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни. На другой высечено имя Урбана VIII.
Так где же сегодня находится чудо-Копье. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Вопрос решился сам собою. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Петра, 1657-63 и церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1653-58, в Риме). Сверхчувственное видение святой – с ангелом, занесшим над ней копье, – представлено тут, по сути, как чувственно-эротическое переживание, но «плотская мистика» барокко при этом лишает материал (тот же мрамор) визуальной материальности, обращая камень в массу изломанных, невесомых форм.
При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи.
В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. Кафедра Святого Петра была реконструирована в монументальное бронзовое сооружение и стала соответствовать по великолепию балдахину Святого Петра, построенному в соборе ранее. С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как драгоценнейшее наследство. Он прославлял и абсолютизм и католицизм.
Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Выходит, это всего лишь копия. В 1639 году Бернини приобрёл недвижимость в Риме на углу улиц via della Mercede и via di Propaganda. В «Экстазе св. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ».
Лаврентий Римский (лат. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому.
Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Называется она Экстаз св.
Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».
В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
Крупнейший представитель барокко. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча.
Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Расцвет искусства Бернини был связан с более высоким — по сравнению с Боргезе — покровительством кардинала Маффео Барберини, который в 1623 году становится папой Урбаном VIII.
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Высоту балдахина – двадцать девять метров – многие современники считали чрезмерной. Петра.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Драматичный натурализм мастера обычно связывают с мотивами греческой эллинистической скульптуры.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят.
С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. По его проектам и эскизам были построены пышные фонтаны с живыми, динамичными фигурами, олицетворяющими природные стихии, – фонтаны Тритона (на площади Барберини, 1640) и Четырех рек (на площади Навона, 1647-52), была оформлена площадь перед собором Святого Петра (1656-65), закрепляющая его значение как главного храма католического мира – с грандиозной колоннадой, в плане овалообразующей и как бы по словам самого Бернини заключающей (зрителя) в объятия, возведена церковь СантАндреа аль Квиринале (1658), увлекающая мощным, пульсирующим ритмом своих форм, устроена Королевская лестница в Ватикане (1663-66), в которой хитроумный перспективный трюк заставляет спускающуюся сверху фигуру выглядеть гораздо выше, чем на самом деле. Восхищенный первый посетитель около полутора часов осматривал большую скульптуру и уже собираясь уходить, спросил, когда же пустят воду.
Как «светский» скульптор Бернини – прежде всего автор многочисленных портретов. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики.
Петра. Петра, 1657-66). Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда.
Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини57. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ).
Скульптуру Карла I Бернини изваял в Италии с портрета работы Ван Дейка, хотя и предпочитал работать с живыми натурщиками. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Лаврентия». Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом.
Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Петра.
И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Находится в римской Галерее Боргезе. Скульптор представил Истину девушкой, сидящей на обломке скалы с Солнцем в руке и наступающей левой ногой на земной шар.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело».
Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью39.
О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Но все представленные им варианты проекта восточного фасада Лувра были отвергнуты. Единственное произведение, оставшееся от его недолгого пребывания в Париже, – бюст Людовика XIV.
Другие проекты постигла та же судьба46. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси — два фонтана С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю.
Петра. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе.
К большому неудовольствию более именитых архитекторов, после смерти Карло Мадерно в 1629 году, Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра и его работа и художественное видение попали в символическое сердце Рима. Патетического величия полны образы герцога Франческод Эсте (1650-51, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальный музей Версаля), в которых Бернини создал канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Людовики Альбертини на смертном одре. Бернини ответил уклончиво. Уничтожение заняло 11 месяцев.
Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Это было подтверждено и более поздним расследованием, предпринятым в 1680 году, в период правления папы Иннокентия XI30. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью.
Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов ритмов, материалов и фактур, света и тени. Ученые часто придерживаются мнения, что эскизы были отклонены из-за того, что Людовик и его финансовый советник Жан-Батист Кольбер считали их слишком итальянскими и слишком в стиле барокко43.
Все они вскоре были отвергнуты. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир.
Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. В них также воплощена концепция барокко.
Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век.
Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев. Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли.
Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Впрочем, Франко Мормандо отмечает, что это всего лишь одна из многочисленных легенд вокруг Бернини и решительно отвергает саму возможность реальных оснований под ней60.
А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое». Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле. В 1629 был назначен главным архитектором собора св.
Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Другие проекты постигла та же судьба45.
В этой связи была создана комиссия по расследованию, которая установила, что начавшееся разрушение граничит с недостаточно прочным фундаментом, рассчитанным и возведенным еще Карло Мадерно. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Любимец папского двора (ему особенно покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал многие из самых ответственных церковных заказов. Петра в Риме по проекту Бернини. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины. Пропаганда католической веры (как главная задача Контрреформации) была неразрывно сопряжена у Бернини с традицией ренессансного гуманизма, то есть с наглядным выражением безграничных возможностей творческого гения человека.
Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св.
Терезы. Себе он оставлял огромные гонорары и славу. Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve).
Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. Заказ от иезуитов на постройку церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале был относительно невелик и по размерам и по оплате. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619-1625).
В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Замерла жизнь на земле. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Они много разговаривали.
Трещины увеличивались. Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма.
Ансамбли Бернини вовлекают зрителя в сложную театрализованную игру, усиливая праздничную авантюрность облика «вечного города». Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Рис. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее.
В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы.
Бюст Карла I был утрачен при пожаре в Уайтхолле в 1698 году и теперь известен только по рисункам и копиям, а изображение Генриетты так и не было создано из-за начала Английской революции28. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Иннокентий X стал дружить с ним. По обе стороны от скульптуры расположены своего рода театральные ложи, с рельефными изображениями членов семьи Корнаро— венецианской семьи, в честь которой сооружена капелла, включая кардинала Федерико Корнаро, который и заказал капеллу Бернини— погружённых в разговор между собой, предположительно, о событии, происходящем перед ними. Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера.
В 1568 г. папа св. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало. И что властитель, в руки которого попадет наконечник, может обрести власть над всем человечеством. Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке).
На протяжении своей долгой карьеры Бернини выполнял множество заказов и большинство из них было граничит со Святым Престолом. То же касается и его архитектуры.
1598, Неаполь, – 12. 11. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.
Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. Но выполнить его задание не успели. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Живопись становится в его творчестве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектурного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконечность окружающего пространства. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)45.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Скульптурное убранство тоже минимально. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ). В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62.
Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини.
Сюда же можно отнести церковь СантАндреа аль Квиринале (1658), которая не может не впечатлять своим мощным пульсирующим ритмом, «Королевскую лестницу» Ватикана (1663-1666) в которой посредством использования абсолютно хитроумного трюка удалось добиться представления спускающейся сверху фигуры более высокой, чем это есть на самом деле. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св.
Они-то и вернули его в Вену. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Адольф пытался спрятать Копье.
Там он и застал Луиджи с Констанцией. Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации.
В искусстве католических стран Лаврентий часто изображается с решёткой – орудием своей казни. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов.
Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. драгоценнейшее наследство. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам. Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Выразительность палаццо Монтечиторио (Рис. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Его авторитет был непререкаем.
Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола.
Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)67. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini).
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все — 1619—1625) Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий отражающей эмоциональное напряжение персонажей и почти иллюзорной вещественности, передав в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.
Годы ее создания – 1656-1665. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Высоту балдахина — двадцать девять метров — многие современники считали чрезмерной.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре.
Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Однако вскоре всё испортилось. 43 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Папа принял решение уничтожить башни. Весьма рано (около 1610) он заявляет о себе и как мастер скульптурного портрета.
Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Годы их создания – 1619-1625. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. По его эскизам (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – Тритона на площади Барберини (1642–1643) и Четырех рек на площади Навона (1648–1651) «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Гитлеру так и не удалось стать всесильным Адольф Гитлер известный своим увлечением мистикой и астрологией, всегда стремился обладать чудо-Копьем.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди.
Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628 – 1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия», придавая ей новое пышное красноречие. «Давид» Бернини еще один пример этого. То же касается и его архитектурных произведений. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61).
По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. История об этом умалчивает.
Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов.
Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро в церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения.
Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо дЭсте (1650 – 1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Петра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Сохранилось порядка 300 рисунков, но это лишь малая часть того количества, которое он, предположительно, создал за всю жизнь.
Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Уже позже Лоренцо смог вернуться к монументальным работам, создав бронзовую «кафедру Св. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств».
Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. Наша справка. Барокко (итал. А говорить о них можно очень долго. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Но мастер угадал точно — алтарь виден из дальнего дца главного нефа, влечет к себе, растет на глазах, бронзовые стволы, дрддерживающие перекрытия, летят вверх извиваясь и перекручиваясь, словно живые существа. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Место перед статуей становится частью концепции. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Борромини представил все улики против Бернини. Петра. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)63.
Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте.
Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628-47) продолжает традицию ренессансного триумфального надгробия, придавая ей новое пластическое красноречие. Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Все они вскоре были отвергнуты.
Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре). Впрочем, не привыкать. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV».
Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Вот уже много лет это творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Но оно ли это, так и остается загадкой.
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж47. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов.
И все произошло как и было предсказано. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Через два месяца появились трещины. Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа.
Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». ) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Но в то же время они полны особой энергии, приподымающей их над обыденной жизнью. Петра» (1656—1665). Бернини сильно переживал и перестал есть. Лаврентия».
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10.
В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652). Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Он возвел под его куполом (в 1624 – 1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности основу его конструкции составляют спиралевидно изгибающиеся колонны, рождающие эффект непрерывного роста. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ). Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Laurentius – «увенчанный лавром» ок. Порой кажется, что герои живут, дышат, разговаривают, жестикулируют иногда даже «выходят» из своих обрамлений и зритель видит не мрамор и бронзу, а кружево их жабо, шелк рубашек, материю плащей. Пропаганда католической веры (как главная задача искусства Контрреформации) была неразрывно сопряжена у художника с базисными принципами ренессансного гуманизма, т. е. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери.
В это время вне Ватикана им было создано известное сегодня скульптурное произведение «Экстаз Святой Терезы (1645-1652)», которое располагалось в капеллеКорнаро римской церкви Санта Мария дела Виттория. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Bernini) (1598-1680) итальянский архитектор и скульптор.
Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.
Последней крупной работой мастера, законченной до его смерти, стала гробница папы Александра VII в соборе Святого Петра. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела.
Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила.
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. Среди творений Бернини необходимо упомянуть его фонтаны, такие как фонтан Тритона и фонтан Пчёл58.
В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. Но не тут-то было. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера.
У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. 3) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
При всей живописной риторике, эти произведения имеют последовательно нарастающие черты, полные глубокого внутреннего драматизма, который сумел достичь своей кульминации в последнем скульптурном произведении Бернини – оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (1674). Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. По эскизам Лоренцо впоследствии были возведены пышные фонтаны, которые олицетворяли монументальные и в то же время поражавшие своей живостью природные стихии – это и Тритон на площади Барберини (1642-1643) и фонтан Четырех рек на площади Навона (1648-1651) и «ватиканский форум» – знаменитая площадь, расположенная перед собором Святого Петра (1656-1665), которая, как считает сам мастер, заключает в свои объятия, делая собор главным храмом всего католического мира. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). Интерес к Бернини вновь вырос. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций.
1674) – с фигурой св. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.