1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Наиболее известен из них, благодаря исследованиям Супино, Тино ди Камайно (ум. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон», «Исайя»).
На пяти парапетах (стенках кафедры), разделенных изящными небольшими колонками в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа одна за другой следуют сцены: Благовещение, Рождество, «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», Распятие, Страшный суд. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).
В то же время отд. Анны, одетой в широкий хитон, обращена к ангелу, как бы с трудом влетающему к ней в узкое окошко.
В противоположность «колеблющейся» готической постановке фигуры, донателловский Георгий твердо стоит на широко расставленных ногах. И именно в этот день по всей Италии празднуется «день святого Джованни» (он же Джон Баптист, он же Иоанн). В 1479 —1488 гг. Михаила и др. ) дополняется сложной полихромией, что придаёт произведению качества самостоят.
Первая самостоятельная работа Пизано— скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278—84). Усвоение им принципов античной пластики демонстрируют южные (первоначально вост. ) двери флорентийского баптистерия (1330–36), украшенные сюжетными рельефами, которые обрамлены квадрифолиями. Дата рождения Никколо Пизано не известна. Рельефы «Страшный суд», «Избиение младенцев» и «Распятие» полны динамизма и экспрессии, приведших к перегруженности композиции, угловатости контура, нервному ритму и излишней дробности.
В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная— аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса), Иоанна Крестителя и архангела Михаила. Известностью Джованни превзошёл своего отца. Франциска (всего 28 картин), украшающих нижние части стен того же помещения, хотя и с этим согласны не все. Отголоскам старого римского фрескового стиля (см.
Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Если «формой» божественного откровения является история, то свойственное римскому искусству отображение истории в художественных образах является надежной путеводной нитью. В фонтане Перуджи Джованни принадлежат, по-видимому, рельефы «свободных художеств» и — грациозная по своему движению, широко и свободно задрапированная сидячая фигура Рима. Они применялись в итальянской живописи с XIII в. и до середины XV в. При реставрации в 1960 г. «Триумфа смерти» в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе были обнаружены синопии, ещё более выразительные, чем сама фреска.
В документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано. 1265—68 гг. Конструктивное нововведение — замена обычных каменных сводов плоским деревянным перекрытием на горизонтальных стропилах — позволило сделать опорные столбы более тонкими и расширить пролеты между ними. была одним из важнейших художественных центров Тосканы. 1245 (вероятно, участвовал в строительстве имп.
Иконография большей части сюжетов Ветхого и Нового Заветов и житий святых, несомненно, сложилась первоначально в монастырской миниатюрной живописи, но образование живописного стиля, включая сюда и заполнение свободной плоскости, отведенной для картины (то есть композицию), произошло по преимуществу в стенной живописи.
Итальянское искусство 14 в. (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа, в чем выразился новый и характерный для конца 15 в. идеал красоты. Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV вв.
ФридрихаII Штауфена. Реалистический и наглядный, он превратил религиозные абстракции в материальные конкретные образы, дающие непосредственное ощущение действительности и обладающие большой изобразительной силой. В документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано. Они стали неким трамплином для высокого прыжка. Пизано, безусловно, разработал проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален.
Капители угловых колонн соединены между собой арками на угловых полях, образуемых этими арками изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей («Аллегория Силы»). Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия (it:Battistero di San Giovanni (Pisa) в Пизе. Все стены и потолочные своды как Верхней, так и Нижней церкви украшены фресками. А вот что Вазари рассказывает о последних годах знаменитого скульптора: «Равным образом Никколо составил проект церкви и монастыря Сан-Доменико в Ареццо для синьоров Пьетрамала их выстроивших.
работы– проект Сиенского собора, ц. Санта-Тринита во Флоренции. Кафедра в ц. Сант-Андреа в Пистое (1298–1301) воспроизводит тип кафедры пизанского баптистерия, но мастер добивается большего единства архит. Каковы же были эти реформы. Многогранная форма кажется круглой за счёт слегка выпуклого профиля граней парапета одна из почти круглых статуй кариатид, персонифицирующих Добродетели (Умеренность), создана по образцу найденной в те годы в Сиене античной статуи Венеры Стыдливой (утрачена). тем более, что по хорошему, здесь стоило бы провести целый день, а то и полтора. Эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам.
Знаменитая кафедра работы Никколо Пизано Лигурийцы (или Лигуры) по предположениям историков населяли Пизу и ее окрестности до появления в этой области римлян. Кафедра опирается на арки, поддерживаемые высокими колоннами. Мы соглашаемся, что стиль тосканской живописи этой эпохи в своих началах был обусловлен смешением готического течения, шедшего с севера, с господствовавшей до того в Италии греческой, то есть византийской, манерой мы признаем, что даже в искусстве Джотто наряду с готическими чертами могут быть указаны некоторые византийские элементы, но вместе с тем мы утверждаем, что тосканская живопись, созданная сильными духом, одаренными особенным чувством природы и жизни мастерами, по своему общему характеру не является северно-готическим или восточно-греческим, а чистейшей воды национальным итальянским искусством. Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277—1284 годах.
В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Андреа в Пистойе (1297— 1301). Как трогательна «Проповедь св.
также передано не в отвлеченной византийской манере, а с большей правдивостью. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Возможно, сформировался в кругу классицизирующих мастеров при дворе имп. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Начальный период своей деятельности Никколо Пизано (1220/25—1278/84) провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена.
Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. Пизанский Баптистерий в его теперешнем виде строили больше двух столетий (первоначально на его месте находился другой). он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Не все художники обращались к синопиям.
В рельефах кафедры Сиенского собора (1205—1268) исполненной им совместно с Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано и другими, Никколо Пизано обратился к готической традиции. Прежде чем перейти к знаменитому фресковому циклу Джотто, написанному им около 1305 г. в Капелле дель Арена в Падуе, надо остановиться на одном из его крайне немногочисленных станковых произведений — большой иконе «Мадонна со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици). Около 1245 года он переехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато.
Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Новые качества его искусства не были восприняты его учениками (за исключением Арнольфо ди Камбио), да и он сам в известной мере отошел от них в последующих произведениях. Пастухи встречают его, сочувственно переглядываясь друг с другом. Гнев раздирает на себе одежды, Милосердие изображено в виде молодой девушки с кротким лицом, похожей на античную статуэтку. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в «Мадонне» Джотто. Нино Пизано (около 1315 – 1368), скульптор, архитектор и ювелир. Между 1330 и 1336 гг.
Во фресках «Страшный суд», сохранившихся лишь фрагментарно, написанных ок. Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277—1284 годах. 1377—1379 гг. ). Он многое вынес из знакомства с античной и раннехристианской пластикой, что особенно заметно в трактовке голов и одежд.
В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Во второй половине XIV в. в Италии на первое место вышла живописная школа Сиены. В целом эта фреска еще несколько статична.
Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства (см. Задние планы в этих рельефах — сплошные, как в живописи. Итальянский скульптор 2-й пол.
Кроме своего художественного значения благодаря абсолютной работе мастера эта кафедра знаменита среди искусствоведов всего мира и по другой причина. О его возлюбленной неизвестно абсолютно ничего.
Чуть позже он переезжает в Пизу (между 1245 и 1250 годами). Таково «Опьянение Ноя», где под виноградной лозой около огромной винной бочки лежит толстый опьяневший крестьянин. Важно то, что Никколо стал первым выразителем нового воззрения на природу в пластике. Оценить акустические свойства этого необычного «зала» можно из этого ролика.
Чуть позже Никколо начал работать над проектом ковчега для мощей святого Доминика. Принимая, с одной стороны, что еще Чимабуэ получил заказ выполнить только что упомянутые нами библейские фрески верхних частей стен продольного корпуса Сан-Франческо, представляющие все переходные ступени от византийского к готическому (римскому или тосканскому) стилю, а с другой стороны — в позднейших и наиболее интересных из этих фресок (например, Исаак благословляет Иакова) признавая вместе с Тоде и Циммерманом юношеские произведения Джотто, мы не будем иметь никаких оснований, подобно многим исследователям, сомневаться в указанном свидетельстве Вазари. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени.
Пио Феди. Дж. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Стефана (1339–40, там же) для ниши цеха торговцев тканями на фасаде ц. Орсанмикеле. структуры. Испытал также заметное влияние Арнольфо ди Камбио.
Сцены отделены друг от друга изображенными почти в круглом рельефе фигурами святых и помещенных над капителями сивилл, переданными в сложных контрапостных поворотах. 1330). Эта фреска, написанная на противоположной от «Маэста» стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики.
Из сцен капеллы Перуцци особенно интересно остановиться на одной из них — «Вознесении Иоанна Богослова». 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент. Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних колонн. Фресковая роспись выполняется быстро и нередко по частям, между которыми остаются соединительные швы. Испытал воздействие позднеримской, южно-итальянской и тосканской скульптуры.
Франциск. Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio) (ок. На восточных стенах обоих поперечных нефов написаны Распятия. В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции на заднем плане даны архитектурные изображения. Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг.
Здесь родился его сын Джованни. Самая ранняя из ныне известных работ скульптора — шестиугольная мраморная кафедра, выполненная им для баптистерия в Пизе (1260), — стала выдающимся произведением ренессансной скульптуры и оказала огромное влияние на ее дальнейшее развитие. Pisano, Niccolo) Ок.
Всё внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов, получивших наконец благую весть о том, что у них вскоре родится ребёнок. В «Распятии» формы тела Христа так мощны, как будто Никколо Пизано был непосредственным предшественником Микеланджело. В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св.
На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». Джованни Пизано (ок. вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно» (Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М. —Л., «Academia», 1935, стр.
Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио известный также как архитектор. и в 1320-х гг. ) в церкви Санта Кроче. 1245–50, Пиза– между 1317 и 1319, Сиена), сын Никколо, работал в мастерской отца. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев».
он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Изображая процессию параллельно плоскости стены, Джотто с огромной уверенностью и мастерством ставит свои фигуры твердо на почву и дает их пространственный объем. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора.
В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря»—открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. Никколо Пизано родился в Апулии, на юге Италии. рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок.
Кафедра баптистерия в Пизе. Среди многих характерных для итальянских городов лоджий выделяется колоссальная Лоджия деи Ланци во Флоренции (1376—1382 строители Бенчи ди Чьоне и Симоне Таленти), служившая для гражданских церемоний и торжественных приемов.
В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями. Великолепен силуэт конной статуи, одинаково выразительный и гармоничный со всех точек, с которых она открывается зрителю.
Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. А Пиза в те времена была столицей Тосканы, она считала себя древнее Рима. позволяет нам лучше понять дух того времени, чем ваяние.
Итальянская живопись 1250–1400 гг. Однако здесь он изменил размах и сделал сооружение большим по размеру. программа включала в себя многочисл. Около 1270—1276 Пизано посетил Францию.
Джованни Пизано был ревностным почитателем готического искусства Франции. В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. Подле Богоматери здесь изображен св. 1-я, стр. Сильный своей простотой рассказ сменяется драматическим оживлением.
Алтари, кафедры, бронзовые двери, гробницы — нет, пожалуй, ни одной области скульптуры, в которую он не внес бы важного вклада. Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. В произведениях Джованни было много нового и необычного. С его именем также связывают статую св.
Арки поддерживались высокими колоннами. Кафедра была очень похожа на его первый шедевр – баптистерию. Джованни Пизано (прибл. в 1337 г. ), который около 1312–1315 гг.
В 1285г. Петра в Риме. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Злого правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке.
Кроме Флоренции и Рима он работал в Неаполе, Болонье и Милане.
В 1296 А. ди К. начал строительство собора во Флоренции. 294), обнаженная классическая фигура, но и женские одетые, какова, например, сидящая на троне Вера, фигура, которую рельеф с Распятием поясняет как «Fides». Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Но и он был лишь искусный мастер-резчик. 299), сколько драматизма в «Чуде перед султаном». В лице Джотто, друга Данте, впервые со времени классической древности возникла мощная, увлекающая за собой личность, взявшаяся за кисть, чтобы поведать миру откровения гения.
«Голова девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается работой Никколо Пизано тосканского периода. 85—86. ). За кафедрой пизанского баптистерия последовала кафедра собора в Сиене (1265—1268), над которой Никколо Пизано работал со своими помощниками — сыном Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, в которой язык мастера становится более экспрессивным и динамичным, что, по-видимому, граничит с достаточно активным участием в работе над кафедрой сына мастера — Джованни.
Дата рождения Пизано не известна. 1260-х возглавлял мастерскую, в которой работали его сын Джованни Пизано и скульптор (а впоследствии и архитектор) Арнольфо ди Камбио.
основателей ремёсел, а также статую Соломона (ныне все в Музее собора во Флоренции). замка в Прато), после 1266 подписывал свои работы Pisanus (Пизанец).
Рядом с Данте, великим флорентийским поэтом, становится Джотто, великий флорентийский художник. В архитектуре Андреа Пизано соединяются позднеготические и проторенессансные тенденции (руководство строительством кампанилы флорентийского собора, 1337-43 и собора в Орвието, 1347-48).
В документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано. Позднее Пизано переехал в Лукку. Внутри баптистерия обязательно располагается крестильная купель. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был Симоне Мартини (ок. Разнообразие скульптурных форм (орнаментальная резьба, повествоват.
структура, умножается число фигур используются яркие светотеневые эффекты. Дуччо ди Буонинсенья (около 1255 — 1320), старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своём творчестве придерживался традиций византийской иконописи. Созданный им проект воплощался при активном участии ассистентов (Арнольфо ди Камбио, Лапо ди Ричевуто, Гульельмо да Пиза). На боковых створках композиции изображены святые. Доминика для одноименной церкви в Болонье (12641267). Кафедра собора в Сиене.
В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная — аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса), Иоанна Крестителя и архангела Михаила. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны.
Пизано умело выделяет композиционный центр, ядро действия. архит. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии. Более того, оно отставало от других форм художественной культуры.
Примером служит рельеф саркофага св. Жил и работал в Тоскане, а затем переехал в Лукку – город в итальянском регионе Тоскана. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Сведения об их жизни крайне скудны.
Испытал влияние французской готической пластики. Отнесение памятника в сторону от храмового фасада (на фоне которого он бы затерялся) позволяет видеть его все время либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными, чуть вытянутыми полусферами церковных куполов. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла. Бесспорно, Джотто написал, прежде всего, ряд сцен из жизни св. Его колорит светел и ясен, как и его истолкование человеческих действий.
Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях. Донателло представил Давида в облике еще не вполне сложившегося юноши. Причём Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. С 1290-х гг. Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру.
Но несомненно, что в украшении Верхней церкви главное участие принимал Чимабуэ. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение.
Чтобы дать себе отчет в отличиях стиля Никколо и Джованни Пизано, достаточно сопоставить, как это делает Шубринг, «Силу» Никколо с «Силой» пизанской кафедры Джованни (рис. Изначально им занимался архитектор Диотисальви, но потом работа была отдана Никколо. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам») свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Дж. Каждый персонаж является, таким образом, «историческим» и история придает ему достоинство и величие.
Датой окончания строительства считается 1363 год. Пять (больших) полей внешних и десять (меньших) полей внутренних простенков обрамлены, не совсем удачно, ветвями родословного дерева, ствол которого как бы поддерживает их. Предполагается, что изображение львов на портале замка, выполнено Никколо Пизано. Рельефы кафедры. Скорее всего он происходил из Апулии. Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную линию кватроченто, вобрав в себя и высший взлет новой реалистической пластики и ее кризисные моменты.
Никколо (Никола) Пизано (около 1220 – между 1278 – 1284), скульптор. С 1302 по 1320 Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для Пизанского собора (1302-1310), фрагменты которой хранятся сейчас в Берлине и Нью-Йорке. Она выполнялась в технике фрески — красками, приготовленными на воде, писали по сырой штукатурке (само слово «фреска» по-итальянски означает «свежий», «сырой») и по сухой («а секко», что в переводе с итальянского означает «по сухому»). По своему облику она напоминает величавую и монументальную «Мадонну со святыми и ангелами», описанную выше.
Никколо Пизано. 1260г. Пизанская башня и собор на слуху у туристов во всем мире.
Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284 -1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Андреа приписывают сцены из Книги Бытия, фигуры т. н. В «Возвращении Иоакима к пастухам» условно трактованный пейзажный фон, еще к тому же несоразмерный по масштабам с фигурами людей, напоминает по своему характеру фоны византийских икон.
Его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). Подробности его биографии мало известны. Доминика в Болонье совместно с Фра Гульельмо. Как писал П. П. Муратов — историк искусствовед, один из ярких представителей русского «серебряного века», «Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством.
В рельефе «Скульптор» показан момент создания статуи. С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато и ди Камбио. Возможно это было сделано из «готических» представлений о прекрасном, а может быть еще с одной специальной целью – ради создания в самом здании и на площади особого акустического пространства. Биографические сведения о Никколо Пизано крайне скудны. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев».
Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. программу. К его скульптурным произведениям относится, например, гробница кардинала де Брэ в церкви Сан-Доменико в Орвието — прототип многочисленных позднейших памятников изображающих умершего на его ложе смерти, перед которым отдергивают завесу ангелы или мальчики-клирошане (fancinlli del coro), в то время как наверху святые подводят того же умершего к Богоматери. В 1265 году он уже работал над кафедрой для Сиенского собора.
Однако эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Начальный период Пизано. Некоторые туристы даже приходят суда со специальной целью оценить акустику здания. Кафедра пизанского баптистерия (крещальни) должна была поразить современников великолепием и новизной своего облика. Не зная анатомии, не изучая детально строения человеческого тела, Джотто тем не менее придавал ему объемную трехмерную форму. 1260—ок. 297).
Медленно и торжественно, подобно шествиям на фризах Парфенона, движется свадебная процессия с музыкантами в дом, который дан условно в виде балкона с пальмовой ветвью. Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть 13 в. ), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. Из них одна особенно обращает на себя внимание полусогнутой фигурой, словно придавленной какой-то реальной тяжестью и напряженным, тревожным, чисто «человеческим» выражением лица. скульптор посетил Францию). 1301 -11. Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.
Причём Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. Объемно переданная коленопреклоненная фигура св.
Развитие светской поэзии и новеллистической литературы значительно его опередило. В этом произведении Каваллини выступил уже как законченный мастер. Свое окончательное выражение готический стиль получил во Флоренции в работах живописца Андреа ди Чоне, прозванного Орканья (впервые упоминается в 1343 или 1344–1368).
В «Явлении ангела св. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»). О них написаны миллионы страниц. Около 1270-76, по-видимому, посетил Францию. Великий художник Джотто (1266 или 1267–1337) не только составил проект флорентийской кампанилы (колокольни), но и сочинил композиции обоих нижних рядов библейских и аллегорических рельефных изображений, помещенных в многоугольных или ромбовидных полях.
1285—1344). Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года.
Та высокая степень самосознания, которая отличала граждан городских коммун Италии исключительно ярко отразилась в крупных масштабах и монументальном языке архитектуры зданий городского самоуправления.
В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. Пока только ощупью продвигался Джотто в этом направлении. Самая ранняя из ныне известных работ скульптора – шестиугольная мраморная кафедра для баптистерия в Пизе (1260).
В выполнении последнего произведения Никколо — «Большого фонтана» в Перуджи (1277–1280) — принимали участие Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио. готики в формировании его стиля. Позже рельефов этой кафедры выполнены наиболее зрелые из скульптур портала собора св. Созданная в 1416 г. статуя св.
Готический изгиб, которым и Джованни заплатил дань духу времени, появляется в Мадоннах на порталах Кампосанто и баптистерия в Пизе, а своего крайнего выражения S-образная поза достигает в статуэтке из словной кости 1299 г. (а не 1310 г. ), хранящейся в ризнице Пизанского собора. Это очень большая площадь, с раннесредневековых времен обнесенная каменной стеной. Джотто, например, обходился без них. Пизано.
Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника. Доминика на его мраморном саркофаге (Arca di San Domenico) в церкви этого святого в Болонье. Но тем сильнее ощущается, что перед нами чисто ренессансный образ.
В 1265-1278 работал вместе с отцом. мотивы и приёмы демонстрируют важную роль визант. Лючии, выполнена Аванцо.
В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. т. II, кн. Последняя работа Джованни– созданное в 1311 в Генуе надгробие Маргариты Люксембургской (фрагменты– в музее Сант-Агостино в Генуе).
Никколо приписывают также и архит. Характерно – одеяния угловых фигур ниспадают до пят готическими волнообразными складками. О жизни Пизано можно почерпнуть не так много достоверных сведений. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Итальянский скульптор Никколо ПизаноНикколо Пизано – итальянский скульптор и архитектор.
готики. церкви. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств». В 1265 году он уже работал над кафедрой для Сиенского собора.
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. программой и новый тип фасадного декора, основанный на мотиве статуи в нише. И у правителей города (а именно под их патронажем работали пизанские мастера) были все причины возродить у себя античный имперский стиль.
За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов. «Творческий путь Никколо Пизано может быть схематически представлен в виде параболы идущей от классики к готике, хотя классический опыт включается им в лоно готического направления, развивающегося вначале в романских формах», — пишет Ньюди. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело. Оформлены иначе.
Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. Дата рождения Пизано не известна.
Идеальный стиль XIV в. царит в этих произведениях в благородной просветленной красоте. В полном блеске новый стиль представляет кафедра Пизанского собора (1303–1311, рис. Воспитан в традициях тосканского ювелирного иск-ва.
Среди многочисленных флорентийских мастеров дученто был особенно известен Чимабуэ — создатель ряда монументальных произведений. В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена. Пизано (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII-XIV вв. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства.
Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви (англ. )русск. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. Изображения на внутренних стенах нанесены два яруса – двухуровневой архитрав повествует о жизни Иоанна Крестителя (внизу) и эпизодах с участием Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя, четырех евангелистов и ангелов (вверху). Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм. 3 из 6 колонн из зеленого и розово-красного мрамора, поддерживающих кафедру, опираются на спины рычащих львов, капители колонн становятся постаментом для аллегорических фигур, стоящих по углам, трехлопастные арки, опирающиеся на колонны, украшают рельефы с фигурами пророков, по углам кафедры, непосредственно над капителями колонн — аллегорические фигуры Добродетелей и, наконец, парапет кафедры образуют шесть больших прямоугольных рельефов из белого мрамора, обрамленных розово-красными тягами и сдвоенными коринфскими колоннами. появились признаки Проторенессанса, особенно это касается итальянской Тосканы.
Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, — на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову. Франциска в Ассизи — настоящее святилище живописи. Колонны поддерживают полуциркульные арки с вписанными в них трилистниками. Давайте вспомним, что Триумфальная арка Константина также украшена колоннами и рельефами. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г. ), Сиене (1265– 1268 гг. ), Перудже (1278 г. ). Вероятно скульптор был вдохновлён триумфальными арками, которые видел в Риме. 1340 работал вПизе (статуя «Мадонна с Младенцем» на фасаде пизанского собора идр. ), в1347 занял должность капомаэстро собора в Орвието. С сер. Франциска, мы не знаем.
В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. В этих фигурах скульптор сумел передать все богатство движений человеческого тела. Восьмиугольная кафедра (завершена в ноябре 1268 года) похожа на пизанскую, но большего размера и декорирована более роскошно. Наиболее красивые и живые принадлежат, несомненно, Джованни Пизано.
Его колоссальный облицованный огромными каменными квадрами и увенчанный зубцами массив объединен в неразрывное целое с высящейся над ним стройной высокой башней. В утренние часы, когда туристов немного, это не возбраняется. Здесь родился его сын Джованни.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. иконографич. Сын, ученик и помощник Никколо Пизано.
Андреа (Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera), скульптор и ювелир. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни.
В основе композиции Распятие лежат византийские образцы известные по изделиям из слоновой кости, Страшный Суд трактован в духе французской готики. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Его рельеф чище и не так высок. 292).
Скульптурным произведениям Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99, кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301, – обе работы в мраморе), проникнутым страстной эмоциональной напряжённостью, присуще сочетание традиций проторенессансной пластики с готической изломанностью контуров. Джотто ди Бондоне (1266/76—1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., но из его работ этого периода известна лишь мозаика «Чудо на Генисаретском озере» («Навичелла») в соборе св. 296).
цикла на парапете). После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Пребывание Чимабуэ в Риме (1272), доказанное Стриговским, приходится на время между возникновением этих двух произведений. Франциска. Страшный Суд.
Другой важной чертой проторенессансного искусства является интерес к искусству античности. В архитектуре уже в XI-XIII вв. 1240—ок. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма.
Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277--1284 годах. Образы Пизано статичны, величавы и бесстрастны. Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277—1284 годах.
Последние были сделаны в готическом стиле в виде трилистника. Дата рождения Пизано не известна. Следует сказать, что в Пизу он приехал уже довольно сформированным скульптором. В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и допускала отделку деталей.
Вполне вероятно, что и во времена мастера они были доступны ему для ознакомления. Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ.
Его крупнейшим произведением вПизе являетсяпроповедническая кафедра баптистерия (1260). Начинал строительство в 1152 году мастер Диотисальви, а завершающих облик сооружение получило благодаря мастерам Никколо Пизано и Селино ди Несе (Cellino di Nese).
На внутренней части входной стены против алтарной арки дано традиционное изображение Страшного суда.
В живописи эти тенденции выразились в создании больших росписей, отличающихся Эклектизмом и известной банальностью, как, например, «Триумф церкви» кисти флорентийского мастера Андреа Буонайути (упоминается в 1339—1377 гг. Считается, что Донателло использовал в этой скульптуре мотив античной статуи Гермеса, но в замкнутом силуэте Давида— хотя он изображен в состоянии покоя — есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных прототипов абсолютно очевидно. Однако лица персонажей более выразительны их позы и жесты, более драматичны.
Позднее Пизано переехал в Лукку. Примером служит рельеф саркофага св. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. Одна из центральных фресок падуанского цикла—«Поцелуй Иуды». Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия в Пизе. В «Мадонне Ручеллаи» Дуччо не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ.
Одним из первых в Италии он обратился к античной пластике: от позднеримских саркофагов заимствованы использование бурава для проработки волос и бороды, типы фигур (аллегория Силы в образе обнажённого Геракла и др. ), принципы построения композиции (отсутствие незаполненного фона и изокефалия), придающие рельефам монументальность. т. II, кн. Но, помимо этого, данное произведение Донателло представляет одно из замечательнейших решений проблемы постановки конного памятника в активной взаимосвязи с архитектурным ансамблем. Гений Джотто проявляется не только в области решений новых формально художественных проблем.
Многое в работах Пизано относится к прошлому: остались устаревшие символы и образы, пространство заполнялось полностью, не давая места полету фантазии. Радикальным новшеством втрадиции тосканской пластики стала её свободностоящая 6-угольная форма. Пизано Джованни. рис.
Но не во всех рельефах выдерживается эта монументальная манера. В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом. Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. В Сиене Джованни был назначен на должность главного архитектора кафедрального собора. По-видимому, около 1270—1277 гг. По-видимому, около 1270—1277 гг. В этих случаях он очень удачно передает особые детали. Так, в сцене «Бичевание Христа» позы и жесты палачей, которые плотным кольцом из шести фигур окружили исполненного печали Христа, разнообразны и характерны.
Предполагается, что изображение львов на портале замка, выполнено Никколо Пизано. 1220/25– до 1284), предположительно родом с юга Италии (в документах 1266 его называют Никколо из Апулии). Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда, отражают его знакомство с изображениями на древнеримских саркофагах из Кампосанто. и скульптурных элементов, а также слияния античных и готич. Иоанна Крестителя и Св.
Король Карл, удовлетворившись работой Никколо, обласкал его и щедро вознаградил. Раньше, чем в архитектуре и живописи, художественные искания наметились в скульптуре и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, — на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову. Воспринял от Никколо Пизано интерес к античному наследию, стремился наделить свои изваяния пластическим пафосом, телесной мощью, что и определило видную роль А. ди К. — скульптора в искусстве Проторенессанса.
Джованни (ок. Драматические образы сивилл Джованни Пизано словно предвещают образы сивилл Микеланджело. Наиболее значительными из падуанских фресок оказываются именно те, где Джотто дает драматическую концентрацию рассказа или одухотворяет его чисто лирическим началом, как во «Встрече Иоакима и Анны у Золотых ворот» или во «Встрече Марии и Елизаветы», где он стремится выявить душевное состояние своих героев.
Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Не случайно именно эту фигуру скопировал Микеланджело в одном из своих ранних рисунков. Ученик Никколо Пизано и его помощник при выполнении скульптурной декорации раки св.
420-421). Кафедра опирается на полуциркульные арки, поддерживаемые высокими колоннами. Здесь родился его сын Джованни. Фрески были расположены в три ряда. Здесь для живописцев Средней Италии и Тосканы открылось обширное поле деятельности. Уже в них проявились черты преувеличенной экспрессии, заимствованной из франц.
Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264–1267). Причём Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Джованни в 1277—1284 годах. 1275 г. ) Мадонна Берлинского музея. галерее Умбрии, Перуджа).
ПИЗАНО, НИККОЛО (Pisano, Niccol) (ок. Вместо классического спокойствия в лицах и жестах появляется живое, страстное духовное выражение. Никколо Пизано, находившийся на службе у Карла Анжуйского, получил от последнего заказ на создание и скульптурное оформление фонтана в Перудже. Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. Лучшая часть фрески — левая, с изображением праведников.
Дантовская «Божественная комедия» талантливо объединила в одно целое средневековое миросозерцание и заложила в основу воззрений нового времени не только его общие черты, но и личное миропонимание автора, вот таким образом еще и теперь она не утратила к себе интереса. Реалистический элемент возрастает еще сильнее во фреске «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы. Великолепны рельефы «Поклонение волхвов» и «Сретение во храме». Свет и тени располагаются, следуя естественному падению света на стенную поверхность.
Небесная Царица охвачена сильным духовным переживанием ее строгое, почти суровое лицо с резким прямым профилем обращено к Спасителю, с которым она обменивается долгим пристальным взглядом. В документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано. Примером служит рельеф саркофага св. Из 6 колонн с капителями, украшенными лиственным орнаментом, 3 опираются на спины львов.
Эта работа считается шедевром: в ней Пизано сумел соединить традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. Как сообщает Вазари, Пизано хорошо изучил римскую скульптуру времён Октавиана Августа и её влияние проявилось в кафедре пизанского баптистерия (пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения). Так, например, в «Благовещении» трон мадонны напоминает по своей архитектуре римскую триумфальную арку, а фигура ангела с мощно распростертыми крыльями словно предвосхищает собой образы искусства раннего Возрождения. В 1265 году он уже работал над кафедрой для Сиенского собора. Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии.
Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ). Одним из лучших творений Никколо Пизано является рельеф Благовещение, Рождество Христа, Поклонение пастухов, открывающий повествовательный цикл, завершающийся Распятием.
В то же время величественный облик его персонажей, сдержанная возвышенность и величавое достоинство персонажей Благовещения, благоговейность, с которой склоняются над Младенцем омывающие его женщины или преклоняют колена перед Девой Марией волхвы, выдают иное качество духовности и озарения, нежели в античном искусстве. Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни св. Едва ли было создано что-либо более привлекательное в этом роде, чем рельеф Рождества Богоматери (рис. Фонте Маджоре, украшенный многочисленными статуями и рельефами, стал гордостью города.
1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти. В Пизе в должности капомаэстро собора видоизменил в готич. Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда, отражают его знакомство с изображениями на древнеримских саркофагах из Кампосанто.
Д. Пизано. Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и особенно его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. С 1302 по 1320 гг. готики. В первом поле искусно соединены в одно целое композиции «Благовещение» и «Рождество Христово», где выделяется два раза повторенная матрональная фигура Богоматери в виде Юноны.
Тем реалистичнее изображена фигура медленно идущего Иоакима. Доминика в церкви Сан-Доменико в Болонье (1264—67) и кафедры собора в Сиене (1265—68). Георгия помещена в старой готической нише. В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Не менее выразительна группа справа — Пилат с фарисеями. Переехал в Тоскану ок. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал.
В 1265–68 Никколо работал в Сиене над кафедрой собора (с ассистентами Арнольфо ди Камбио, Дж. Пизано и Лапо ди Ричевуто). 1300, ныне в музеях). В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная -- аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса), Иоанна Крестителя и архангела Михаила. Арнольфо ди Камбио (1232–1301 или 1302) был более значительным архитектором, чем скульптором. Мартина в соседней Лукке, то все станет понятно.
Его главное произведение — облицовка большого кивория в Орсанмикеле во Флоренции (1359). Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. 1293 г. в церкви Санта Чечилия ин Трастевере в Риме, Каваллини пошел еще дальше. Наряду сдр. Франциска перед Гонорием III и утверждения францисканского ордена папой Иннокентием III.
По углам каждой арки размещалась фигура какой-либо из 4 главных добродетелей (самая популярная фигура – образ Силы в виде Геркулеса). Умер Никколо Пизано после 1278 года. Пизано получал явное удовольствие от таких выхваченных из жизни частностей.
Скульптурные произведения: гробница кардинала Аннибальди в церкви Сан-Джованни ин Латерано в Риме (1276), фигуры для фонтана (1281, Национальные галереи Умории, Перуджа), скульптура для фасада собора во Флоренции (ок. Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов.
Его фигуры массивны и несколько тяжеловесны, но осязательны и материальны. Такого откровенного «буйства» движений и чувств мы не найдем в последующих работах мастера.
Здесь родился его сын Джованни. На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». В документах с этого времени Никколо фигурирует как Никколо Пизано.
Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия в Пизе. Всего он потратил на неё около трёх лет. «Голова девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается работой Никколо Пизано тосканского периода. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. «Голова девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается работой Никколо Пизано тосканского периода.
В рельефах существенно усложняется ритмич. В одном из документов, датированном 1266 (Сиена, городской архив), Никколо Пизано называет себя сыном некоего Пьетро из Апулии (Южной Италии). К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная— аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса), Иоанна Крестителя и архангела Михаила.
Причём Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. рис. Джованни Пизано (ок. К 1315 г. относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико.
духе проект баптистерия (ок. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии. Аналой поддерживают распростертые крылья орла. В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений.
Андреа Пизано (около 1290–1348 или 1349) — выдающийся мастер. Церковь св. Родился в Апулии. ПИЗАНО, ДЖОВАННИ (Pisano, Giovanni) (ок.
Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. С именем Джованни связан целый ряд статуй «Мадонны с Младенцем», самой известной из которых является монументальное произведение для Капеллы дельи-Скровеньи в Падуе (1305–06). В 1264–67 работал в Болонье над ракой св. Введением ряда жанровых моментов Джотто усиливает реализм религиозных сцен, которые трактуются им в повествовательном плане. 293) позже она была разбита, но куски ее были помещены в Публичном музее в Пизе. Для пластики Нино Пизано (Мадонна, мрамор, 1343-47, Музей собора, Орвието) испытавшего влияние французской готики, характерны S-образный изгиб фигур иррациональность линейных ритмов. Разработку Пизано одобрили, но в дальнейшей работе было отказано.
1215 — 1278/1284. Как архитектор продолжил строительство собора в Орвието после смерти отца. Один из основоположников Проторенессанса. Его называли «величайшим и, в некотором смысле, последним мастером средневекового классицизма». Сыновья Андреа, Томмазо и Нино, также оставили нам несколько достоверных произведений.
Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев». Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви.
В числе других детей Никколо имел сына по имени Джованни, который, всегда следуя за отцом и занимаясь под его руководством скульптурой и архитектурой, в немногие годы не только догнал отца, но кое в чем и превзошел его. Позднее Пизано переехал в Лукку. Одна из лучших работ, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи (1278). Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви (англ. ). В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства.
В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем. жизни Европы. 1-я).
Предполагается, что изображение львов на портале замка, выполнено Никколо Пизано. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни.
Именно эти черты творчества Никколо сделали его идейным предшественником Джотто и других передовых мастеров Проторенессанса. Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Но работы Никколо Пизано (его картины) подготовили общество к большим переменам в сфере скульптуры и архитектуры. приёмов для создания пронизанных драматизмом композиций («Избиение младенцев»). Предполагается, что изображение львов на портале замка выполнено Никколо Пизано.
Джотто ди Бондоне (1266 или 1267–1337) Вазари называл учеником Чимабуэ. Общее решение этого рельефа, плотно заполненного, как и другие рельефы кафедры, человеческими фигурами, характерный рисунок складок, применение таких инструментов, как буравчик и троянка, свидетельствуют о том, что Никколо Пизано внимательно изучал не только работы, но и технологию античных мастеров. около 1290 – ум.
1245. В 1277–78 создал Большой фонтан («Фонтана Маджоре») в Перудже, обширная иконографич. В 1284–97 работал в Сиене (с 1290 капомаэстро собора).
Немного позже он всё-таки приложил руку к созданию гробницы для св. Уже этим Джотто внес изменение в традиционную для византийских икон строго симметричную схему расположения фигур. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284 -1299) развивалось в русле готики. Около 1264 года Пизано заканчивал работу надо куполом баптистерия. Они выделяются своим новым подходом к форме, основанным не на линейном принципе, а на чрезвычайно сильной светотеневой моделировке, которая, по словам Гиберти, придавала форме «величайший рельеф». Сына Пизано очень любил и обучал своему мастерству с ранних лет.
Исследователи полагают, что он посетил эту страну и был потрясен великолепием и выразительностью ее архитектуры и скульптуры. Римские барельефы из Кампо-Санто Почему именно в Пизе и именно в то время появились эти ростки Возрождения объяснимо.
Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду— Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях. Капители угловых колонн соединены между собою арками. По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника.
Около 1245 года он переехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато. Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Фра Гульельмо дельАньелло из Пизы (около 1228 — после 1313), около 1270 г. изваял четырехстороннюю кафедру церкви Сан-Джованни-вне-города в Пистойе. Основное связующее вещество штукатурки — известь. После смерти Джотто в 1337–1341 возглавлял строительство кампанилы флорентийского собора.
В архитектурных работах (начатые в конце 13 в. церковь Санта-Кроче и Палаццо Веккьо во Флоренции) А. ди К. выступает как типичный представитель итальянской готики используя лишь отдельные готические элементы и сохраняя приверженность к традиционным для Италии конструктивным системам. Джованни приехал в Сиену, где с 1287 по 1296гг. Андреа Пизано (собственно Андреа да Понтедера, Andrea da Pontedera) (p. Скульптор решил сделать баптистерий выше и украсить его двумя куполами.
Никколо Пизано родился между 1220 и 1225 годами, умер после 1278 года. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264-1267). Под его непосредственным руководством были расписаны трансепт и хор. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Примерно в 1265 году он начинает работать над кафедрой для Сиенского собора.
Кто были первые художники, увековечившие в продольном корпусе Нижней церкви историю жизни св. На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста» (северный тимпан).
Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Фигуры на каждой панели по-прежнему тесно примыкают друг к другу, но это не антика. Родился в Апулии. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок.
Его кафедра в Сант-Андреа в Пистойе (окончена в 1301 г. ) по виду напоминает пизанскую кафедру Никколо но ее угловые фигуры, как и рельефы балюстрады, обнаруживают переход от размеренных к более свободным движениям, от стильно-широких драпировок к более натуральным, с мелкими складками. 294 и 295).
Это был Никколо Пизано, работавший в крупном портовом и торговом городе Пизе. купол с2 ярусами резных щипцов. сооружения, основанного на синтезе искусств. Маленькая «Мадонна» из сцены «Благовещение» (Ленинград, Эрмитаж), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини.
Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины правда, он дан в обратной перспективе. Никколo (Никола) (ок. Доминика для одноим. Но прежде чем остановиться на творчестве Джотто — центральной фигуры проторенессансной живописи, надо уяснить себе, кто же был его предшественником на этом пути и кто мог быть его учителем.
На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан).
1260–64), увеличив его высоту и добавив полусферич.
Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. статуи и рельефы (фрагменты– в Нац.
Кафедра Джованни Пизано, так же как и кафедра в Пизе его отца Никколо Пизано, возвышается на семи колоннах и балюстраду ее украшают пять рельефов: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Распятие» и «Страшный суд». На входной стене расположена огромная роспись «Страшный суд», против нее — «Благовещение». Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. Никколо опирался на широкий круг источников.
Ранее всего — с 1200-х гг. 1348/1349), скульптор и архитектор. Позже он вернулся в Пизу и работал архитектором и скульптором церквей. По бокам от него восседают отцы церкви. Статуя мадонны, находящаяся в Капелле дель Арена в Падуе исполнена около 1305 г., в тот же год, когда Джотто расписывал стены этой капеллы фресками, но по своим формам она отличается от вышеупомянутой.
иск-ва и сев. -европ. Ок. Именно в этом городе Никколо Пизано встретил будущую жену и стал отцом.
Около 1255 года он получил заказ на кафедру для баптистерия (it:Battistero di San Giovanni (Pisa) в Пизе.
Джованни Пизано (около 1245-1250 – после 1314), скульптор и архитектор. Позднее Пизано переехал в Лукку. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36—1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов. Вернувшись в Пизу, Джованни занял должность капомаэстро собора, для которого создал 8-гранную кафедру (1302–1310)– самое пластичное и классицизирующее из произведений такого рода, созданных им и его отцом (кафедра демонтирована в 1599–1601 и собрана вновь в 1926).
Особое место занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 в. Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. 1245—ок.
Они, по существу и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. Воспринимал пластику как искусство, тектонически равноправное с архитектурой (мраморные кафедры баптистерия в Пизе, окончена в 1260 и собора в Сиене, при участии Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано). Здесь родился его сын Джованни. Но основная пора его деятельности протекала во Флоренции, где он жил с 1307 г. Живой, общительный и активный, он пользовался здесь огромным уважением и почетом и с 1333 г. был назначен главным руководителем всех художественных работ от городского управления. В «Кузнице», «Гончарной мастерской» с большой Экспрессией и непосредственностью переданы различные жизненные ситуации. В 1265—78 гг.
Около 1305 г. Джотто создал свой фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе. 1305). 1305). Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение св.
На пазухах арок изваяны пророки и евангелисты. Баптистерий Святого Джона (Иоанна Крестителя) в Пизе (Battistero di San Giovanni) – один из самых больших в мире и самый большой в Италии.
Позднее Пизано переехал в Лукку. «Благовещение» (Уффици), написанное в 1333 г., — одна из самых лучших работ художника. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. На великолепном фасаде Сиенского собора, который Юсти приписал Джованни, — колоссальные статуи пророков и сивилл (около 1290 г. ).
На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан). Кафедра пизанского баптистерия является первой достоверной (подписанной) работой Никколо Пизано. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам используя отдельные приемы древних мастеров. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла.
В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. Как прекрасно изображает он, например, поющих монахов в композиции «Праздник Рождества Христова в Греччио» и пьющего крестьянина в «Чудесном источении воды». Восьмиугольная кафедра (завершена в ноябре 1268 года) похожа на пизанскую, но большего размера и декорирована более роскошно. Первоначально рельефы из каррарского мрамора для придания б льшей выразительности были окрашены. ооКафедра баптистерия в Пизе. Особенно же ярко новые веяния выразались в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио.
Франциска птицам» какое захватывающее впечатление производит «Расставание Франциска с отцом» (рис. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью. Лицо Марии, несколько удлиненное, с узким, характерным для Джотто разрезом глаз.
Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла во Флоренции). Сын и ученик Андреа Пизано. Помещенный в пятом поле «Страшный Суд» своим беспокойным общим исполнением обнаруживает новое художественное чувство, заметное в деталях остальных четырех изображений. Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из шедевров, в ней Пизано удалось сочетать традиционные сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. Джованни Пизано (около 1245 -1250 – после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270 -1276 работал, видимо, во Франции испытал влияние французской готической пластики.
Он выполнил также несколько статуй Мадонны и начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (1313). В 1299г. Никколо все больше обращается к образцам Иль-де-Франса. Родился в Апулии, в архивах сиенского собора он назван сыном Пьетро из Апулии.
На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество» и «Поклонение волхвов» (северный тимпан). Новизной в картине является трон со ступенями, на который Чимабуэ посадил Богоматерь, нов мотив окружения трона ангелами в виде сильных стройных юношей в длинных одеждах с крыльями и нимбами, которые поддерживают его отличают эту Мадонну от родственных ей изображений, с резко обозначенными контурами, более нежная и совершенная моделировка, передача внутреннего состояния. по проекту Арнольфо ди Камбио. Архитектурное творчество Джованни Пизано (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99) развивалось в русле готики.
Фиолетово-серые и светло-зеленые хитоны ангелов, сливаясь с золотом фона и красными с голубым тонами одеяний Марии и младенца, создают праздничный и звучный аккорд, сильно отличающийся по своей мажорной тональности от более сдержанных пурпурно-фиолетовых и коричневых тонов иконы Чимабуэ.
Первая достоверная и точно датированная работа Никколо Пизано — кафедра баптистерия в Пизе (1260) — открыла новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Пизано Никколо. На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста» (северный тимпан).
В сиенской кафедре ощущается большее влияние франц. В её рельефах изображены евангельские сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный Суд. музее Перуджи. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение. 1245—ок.
Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Работал в Пизе (1260), Сиене (1265—1268), Перудже (1278).
В его скульптурных работах (рельефы южных дверей (флорентийского баптистерия, позолоченная бронза, 1330-36 рельефы и статуи кампанилы флорентийского собора, мрамор, 1337-43, ныне в Музее собора) ясность композиции сочетается с изысканностью форм, линеарностью и мягкой плавностью ритмов. «Голова девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция, также считается работой Никколо Пизано тосканского периода. Около 1245 года он переехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато. Родился в Пизе ок. Из сцен, посвященных жизни Марии, особенно интересно «Отправление Марии в дом Иосифа». Итак, Никколо со своими скульптурными и архитектурными работами приобретал известность все большую по сравнению со скульпторами и архитекторами, работавшими тогда в Романье» Постепенно античность и современность у Пизано сливаются в единый поток. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Восьмиугольная кафедра (завершена в ноябре 1268 года) похожа на пизанскую, но большего размера и декорирована более роскошно.