Культурное наследие, оставленное Джованни Бернини, сформировало и развило новое направление искусства – стиль барокко. Алтарная группа в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа – экстаз Святой Терезы (Estasi di santa Teresa d39Avila) была создана Джованни Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии.
Бернини Джованни (Джан) Лоренцо (Bernini) итальянский архитектор и скульптор. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Джованни Бернини, мастер барокко, стремится в первую очередь передать движение и драматизм ситуации. Фонтан Баркаччанаплощади ИспанииуИспанской лестницыбылпостроен по проектуПьетро Бернини, отцаДжованни Лоренцо Бернини. Натурализм и высочайшее мастерство, проявившееся в этих работах, навсегда закрепили за Джованни Лоренцо Бернини репутацию гениального мастера-резчика, который мог превратить мрамор в людскую плоть.
Последняя работа 71-летнего Джованни Лоренцо Бернини, созданная им в 1674 году по заказу кардинала Paluzzi degli Albertoni – статуя, посвященная Людовике Альбертони, почитаемой в Риме как блаженная. Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) очень любил секс, был одним из величайших поклонников страсти и знал о ней практически все. Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Петра «Кафедре св. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. «Давид» Бернини еще один пример этого.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Но Деметра была богиней плодородия и без неё всякий рост на земле прекратился. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж47. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619 – 1625).
Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом». Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Последняя скульптура с большой вероятностью может считаться автопортретом художника. Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло.
Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Папа принял решение уничтожить башни.
Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы. Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить.
Бернини ответил уклончиво. Одной из его ранних работ стал величественный балдахин (киворий) собора Святого Петра (1624-33), осеняющий гробницу апостола Петра и украшенный позолоченной бронзой витых колонн, декоративной скульптурой и фигурками трубящих ангелов он составляет единое целое с исполненной Бернини позднее кафедрой святого Петра (1657-66) в алтарной нише собора. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. С именем Бернини связана римская традиция создания скульптурных фонтанов как важнейшего градостроительного элемента, формирующего ансамбль площади, – фонтаны Тритона на Пьяцца Барберини (1642-43) и Четырёх рек на Пьяцца Навона (1648-51). Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск.
Петра для римского собора св. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Все они вскоре были отвергнуты. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. После своей победы козу Зевс сделал созвездием, а также ее козлят.
Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Называется она Экстаз св. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Петра» (1656—1665). История об этом умалчивает. «Давид» Бернини еще один пример этого.
Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Бернини был любимцем Ватикана, пользуясь особым покровительством папы Урбана Восьмого и Александра Седьмого, ему поручались наиболее ответственные заказы церкви. Другой же стрелой, любовь убивающей, он пронзил сердце нимфы Дафны. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Это – чудо драматического действия, замороженное в камне. Все они вскоре были отвергнуты.
Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке. Взлохмаченные волосы Плутона, податливая плоть Прозерпины, листья, начинающие покрывать Дафну, — всё это демонстрирует, с каким восторгом и точностью Бернини переносил реальные формы в мрамор2021.
Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. драгоценнейшее наследство.
Скульптурное убранство тоже минимально. Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным.
И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина. По эскизам Лоренцо впоследствии были возведены пышные фонтаны, которые олицетворяли монументальные и в то же время поражавшие своей живостью природные стихии – это и Тритон на площади Барберини (1642-1643) и фонтан Четырех рек на площади Навона (1648-1651) и «ватиканский форум» – знаменитая площадь, расположенная перед собором Святого Петра (1656-1665), которая, как считает сам мастер, заключает в свои объятия, делая собор главным храмом всего католического мира.
По-разному обрабатывая и полируя мрамор, он достигает натуралистической имитации блеска и мягкости кожных покровов, разной фактуры тканей, лёгкой подвижности драпировок используя множественность точек зрения, добивается впечатления напряжённого или стремительного движения («Аполлон и Дафна», 1622-25, галерея Боргезе, Рим). Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. В самом начале XVII века он переехал вместе со своим отцом в Рим и с этого времени его жизнь и творчество были неразрывно связаны с «вечным городом». и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме.
Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Но в самом его страстном порыве ощущается личностное начало.
В его лице совмещаются скульптор и архитектор, глава огромной мастерской, осуществляющей его проекты художник, театральный декоратор, автор и исполнитель комедий, наконец, широко образованный теоретик искусства. Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Амалфея, Амалтея, Амальтея (др. -греч. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Но что, пожалуй, никогда не изменится во Вселенной, так это желание человека всецело ей обладать. В портретах-бюстах Бернини сочетал психологическую остроту образной характеристики модели с декоративной пышностью и парадной репрезентативностью (кардинал Шипионе Боргезе, 1632, галерея Боргезе, Рим Констанция Бонарелли, около 1635, Национальный музей Барджелло, Флоренция герцог Франческо дЭсте, 1650-51, Музей дЭсте, Модена все – мрамор).
Этот сюжет, который использовал Бернини, в очередной раз подчеркивает отношение мастеров бароко к античности. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Петра, церкви Сант-Андреа аль Квиринале и лестница «Скала Реджа» в Ватикане — мастер как бы взрывает архитектурную ордерную систему напором тех же органических сил, которые переполняли его пластику.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Но вот в одном он оплошал.
Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. Петра в Риме по проекту Бернини. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра.
В них рука Джованни уверенно заявляет о себе в яркости декоративных элементов – цветочных венков (например, в Весне с ее прекрасным розовым деревом) и фруктовых гирлянд (Гермес, Осень), присутствующих также в скульптурной композиции с Фавном. Эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Просто посмотрите на кровать Людовики. Лаврентия».
Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Скульптор водрузил на массивном цоколе из черно- белого мрамора и желто-красной яшмы четыре бронзовых статуи дискутирующих «отцов церкви», над которыми поднимается бронзовый трон с остатками «кресла св. Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов».
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Бернини сильно переживал и перестал есть.
Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Странствия завершаются основанием в Лации нового города – Рима. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Лоренцо было лет десять, когда его отец известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой в одной из ватиканских капелл. Однако вскоре всё испортилось. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Там он и застал Луиджи с Констанцией. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Все на пределе, где каждый нерв напряжен до судорожной боли. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем». Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу.
Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—1646). Благодаря измененному иллюзорному восприятию и особо расположенному освещению, фигура папы, выходящего из дворца, кажется больше. Захватив с собой священные изображения троянских богов (Анхиз прижимает к себе статую Минервы), Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправляется на поиски новой родины.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина и решил её тут же похитить. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу.
Другие проекты постигла та же судьба46. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов.
Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. В 1930-е гг. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св.
Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. В одной из ниш собора была установлена гробница Урбана Восьмого, продолжая, таким образом, традицию возведения ренессансного «триумфального надгробия». Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор. 225, Оска, Римская Испания – 10 августа 258, Рим).
Спрашивала подруг, но никто не видел её. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Все эти работы находятся в Риме в галерее Боргезе. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко.
В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. В это время вне Ватикана им было создано известное сегодня скульптурное произведение «Экстаз Святой Терезы (1645-1652)», которое располагалось в капеллеКорнаро римской церкви Санта Мария дела Виттория. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
Всмотритесь в эти безумные глаза, присборенные складки на лице, широко открытый рот и даже приподнятый кончик языка, все настолько реалистично, что поражает воображение. Однако вскоре всё испортилось. 43 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. От его потомка Аскания (Юла) вели свое происхождение представители рода Юлиев (Юлий Цезарь, Август и др. ).
Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян. И действительно, папский Рим был обязан своим великолепием прежде всего Бернини. 1598, Неаполь, – 12. 11. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Выходит, это всего лишь копия. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Ходили слухи, будто Франческо Борромини, отстраненный всевластным соперником от работы именно из-за этого покончил с собой, утопившись в Тибре, добавляя, впрочем, что оба отличались неуживчивостью и плохим характером. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Донателло, Верроккио, Микеланджело и наконец Бернини. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26.
Они много разговаривали. римское предание о Корнелии). Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Исследование показало, что причиной были дефекты оснований башен, спроектированных Мадерно и вины Бернини в произошедшем не было. Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина.
По большей части это лица крупным планом— в том числе несколько замечательных автопортретов— выполненные в свободной живописной манере, напоминающей его современника Веласкеса, мрачными контрастными цветами на простом фоне. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди. По Мусею, шкуру этой козы (Эгиду) Зевс использовал для щита во время войны с титанами. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной.
Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Результатом такого подхода стал большой психологический заряд, вложенный в скульптуры, так что зрители могли понять состояние персонажей и лучше понять историю, о которой повествует произведение: рот Дафны, открытый в страхе и изумлении сосредоточенный Давид, решительно закусивший губу Прозерпина, отчаянно пытающаяся освободиться.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Возведение фонтана на одной из центральных площадей Рима – Пьяцца Навона – первоначально было поручено его давнему недругу и сопернику Франческо Борромини. Петра. Услыхала крик Прозерпины Деметра.
Борромини представил все улики против Бернини. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома.
Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Творчество Бернини оказало большое влияние на типы барочного надгробия, сочетающего архитектуру, скульптуру, разнообразные декоративные формы и материалы (гробницы пап Урбана VIII и Александра VII в соборе Святого Петра в Риме).
Достаточно рано проявил он себя и в качестве мастера скульптурного портрета. Интерес к Бернини вновь вырос. Но не тут-то было. Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы.
Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью39. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики. При папском дворе, Лоренцо быстро завоевал признание и уже в 1622 был удостоен почетного ордена Христа, который дал ему титул кавалера. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). Эта точка зрения разделяется и другими учёными.
В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. При всей живописной риторике, эти произведения имеют последовательно нарастающие черты, полные глубокого внутреннего драматизма, который сумел достичь своей кульминации в последнем скульптурном произведении Бернини – оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (1674). Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). И все эти чувства бесподобно изображены Бернини.
На другой высечено имя Урбана VIII. В 1665 году папа Александр VII, обнаружив в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва древнеегипетский обелиск, решил установить его перед церковью на площади Минервы и поручил работу Бернини. По мнению Э. Панофски, этот монумент стал вершиной европейского погребального искусства, чью творческую изобретательность последующие мастера не могли даже надеяться превзойти.
Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)45.
Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Ее подробно изложил непосредственный очевидец тех событий, летописец и каноник Раймунд Агильский. Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Петра» в соборе святого Петра (1656-1665), которая была украшена статуями ангелов и церкви и еще одно триумфальное надгробие для папы Александра Седьмого (1671-1678).
Вопрос решился сам собою.
Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа. ». Живопись становится в его творчестве одним из художественных приемов скульптуры, а сама скульптура — частью архитектурного сооружения, которое, в свою очередь, включается в бесконечность окружающего пространства. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23.
Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини. В 1629 г, еще до окончания работы над балдахином, по приказу папы Урбана VIII Бернини возглавил все архитектурные работы в соборе. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Мастер всегда стремился к тому, чтобы его любимый материал – мрамор – стал, как он говорил, податливым, словно воск, благодаря чему ему удавалось добиться иллюзии безупречных пластичных форм. С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Терезы.
Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Тем не менее, есть и другие предположения, согласно которым Копье так и осталось в Америке, а в Вену вернули лишь его копию.
Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Недаром он образно сравнивал свое творчество с мощными струями своих фонтанов. В церковном зодчестве Бернини (церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, 1653-58) выразительная игра контрастных пластических форм, сочетание скульптуры и тектонических элементов архитектурного декора создают напряжение рельефной поверхности стены, а криволинейные очертания планов динамизируют восприятие интерьера, обогащают его дополнительными пластическими и пространственными эффектами. Но добраться до графа долго не удавалось, так как дистанция в те времена между сословиями была просто катастрофическая. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. А говорить о них можно очень долго. К наиболее значительным произведениям принадлежит ансамбль площади Святого Петра (1657-63): эффектно используя мощные сдвоенные колоннады обрамляющих её боковых крыльев, Бернини организует пространство овальной площади (с двумя фонтанами и обелиском) и направляет движение паломников, при котором открываются различные архитектурные перспективы собора и зданий Ватикана. Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61).
и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции. В июле 1641 года он представил свою первую башню.
Трещины увеличивались. Место перед статуей становится частью концепции. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).
Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Среди живописных работ – «Автопортрет» (Уффици, Флоренция). Этот прием получил впоследствии широкое распространение в европейской дворцовой архитектуре, став олицетворением парадной торжественности. Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству.
В них также воплощена концепция барокко. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Сюда же можно отнести церковь СантАндреа аль Квиринале (1658), которая не может не впечатлять своим мощным пульсирующим ритмом, «Королевскую лестницу» Ватикана (1663-1666) в которой посредством использования абсолютно хитроумного трюка удалось добиться представления спускающейся сверху фигуры более высокой, чем это есть на самом деле. Также, Бернини умерил количество цвета и украшений в здании, фокусируя зрителей на простоте. Не было плодов в садах и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья.
С тех пор сменявшиеся на престоле папы передавали его друг другу как драгоценнейшее наследство. «Деяния» Лаврентия были утрачены уже ко временам Блаженного Августина, который в одной из проповедей, посвящённых памяти святого, признавался, что использовал многочисленные предания о его жизни. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
А у меня дом. Ансамбли Бернини сумели вовлечь любого зрителя в довольно сложную постановочную игру, усиливая тем самым праздничность и авантюрность облика «вечного города». Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини.
Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Но выполнить его задание не успели. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». «Давид» Бернини — не величественный полубог, как у Микеланджело, а вполне земной человек, охваченный бурным и мгновенным аффектом, непосредственно выраженным в мимике и движениях тела. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. И только Бернини, кажется, определенно интересуется правдоподобным описанием убийства Голиафа юным Давидом. Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56.
Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини57.
Он является автором множества портретов. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. В творчестве Бернини живопись становится одним из приемов скульптуры, а последняя – частью архитектурного сооружения. Согласно традиционному житию, Лаврентий происходил из города Оска (ныне Уэска) в Тарраконской Испании и был учеником архидиакона Сикста.
По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком40. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства.
Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Через два месяца появились трещины. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра.
Скульптор изобразил мистическое видение жившей в 16 веке испанской монахини с такой же достоверностью, с которой о нем было рассказано в письмах. В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк). Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини.
Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). В 1568 г. папа св.
А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие.
Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Не случайно гримаса боли, отраженная на лице укушенного мальчика, который резко, но безуспешно пытается отдернуть руку, повторяется, получая еще большую экспрессию в лице Святого Лаврентия изображение которого восходит отчасти к микеланджеловским фигурам на гробницах в церкви Сан Лоренцо, особенно к Вечеру и Утру (Авроре).
Последней крупной работой мастера, законченной до его смерти, стала гробница папы Александра VII в соборе Святого Петра. Щедро субсидируемый церковью, Бернини воздвигает архитектурные сооружения, создает фонтаны, пышные алтарные композиции и надгробия (в том числе знаменитое надгробие Урбану VIII), скульптурные портреты и монументы. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Эти четыре скульптора имели абсолютно различные цели. Он был мал ростом и очень красив.
Портретные бюсты в его исполнении относятся к шедеврам именно данного вида искусства, которые не могли не впечатлять своим полнокровием эмоций и характеров – К. Буонарелли – возлюбленная художника (1635, Национальный музей во Флоренции), кардинала Ш. Боргезе, (1632), герцога Франческо д Эсте (1650-1651, Музей Эсте в Модене), Людовика Четрынадцатого (1665, Национальные Музеи Версаля). Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы).
Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Петра», еще выше клубятся облака и движется целый сонм бронзовых ангелов, увенчанных золотыми лучами, а в центре всего этого космического по мощи всплеска материи — реальный свет в круглом окне собора, уравновешивающий и собирающий всю композицию. Сикст II был одной из первых жертв этих преследований (обезглавлен 6 августа). Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Созданный, по свидетельству биографов, «в неполных десять лет», он демонстрирует еще сильную зависимость юного художника от отцовского стиля, проявляющуюся в манере «прорисовки» прядей волос и бороды. Популярность Бернини была так велика, что во время его прогулок на улицах буквально собирались толпы. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Начиная с середины 1630-х годов, Бернини получил известность в Европе как один из самых искусных мастеров мраморного портрета и начал получать заказы из-за пределов Рима, к примеру от кардинала Ришельё, Франческо I дЭсте, английского короля Карла I и Генриетты Марии Французской. Вскоре римский префект потребовал у него отдать государству сокровища Церкви.
Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Скульптурное убранство тоже минимально. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62.
Годы их создания – 1619-1625. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты.
Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624-33) полностью особенности его манеры проявились в 1650-60-х гг. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644—1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Несмотря на поверженную репутацию, кардинал Федерико Коронаро доверил скульптору сооружение семейной часовни в церкви Санта Мария делла Виттория в Риме.
На третий день он явился к префекту вместе с толпой нищих, калек, слепых и больных, заявив: «Вот подлинные сокровища Церкви» (в другом варианте – «Воистину богата Церковь, богаче вашего императора» ср. Наша справка. Барокко (итал. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию.
Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Отцом Прозерпины был громовержец Зевс.
Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе, в семье известного скульптора Пьетро Бернини. Доказательство тому — Рим.
Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера.
Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Ее отец, речное божество Пеней и жена Зевса богиня Гея услышали ее мольбы: кора покрыла тело нимфы, руки стали ветвями, а волосы – пышной листвой, Дафна превратилась в лавровое дерево. Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. Главное творение Бернини — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657-63). Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.
Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Именно здесь наиболее полно воплотились основные принципы стиля барокко, противоречиво соединившего в себе чувственное и духовное начала, внутреннее величие с «возвеличением» и театральной патетикой, конкретный психологизм с мистикой, а стремление к точной имитации натуры с могучим жизненным порывом, придававшим пластическим формам органическую цельность. Уничтожение заняло 11 месяцев. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.
В этих произведениях ощущается связь с ренессансной и античной пластикой (изображение Аполлона — прямая цитата из эллинистической скульптуры), но в целом классические традиции почти полностью переосмыслены. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)63. Бернини мыслил категориями улиц и площадей используя и архитектурные и пластические средства выражения, синтезом которых явились его знаменитые фонтаны («Баркачча», «Мавр», «Тритон», «Четыре реки» и выполненный уже после смерти скульптора фонтан «Треви»), с наибольшей силой воплощающие стихийно-природ ное и жизнеутверждающее начало барокко.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). В 1605 году семья уехала жить в Рим. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Гибель грозила всему людскому роду.
Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Годы ее создания – 1656-1665. Философско-богословское учение Отцов Церкви именуется патристикой.
Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—1625, - в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Двадцатичетырехлетний Бернини задумал и вырезал статую Давида всего за семь месяцев, что является замечательным достижением уже само по себе. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Бегство Энея, Анхиза и Аскания из охваченной пожаром Трои – сюжет, описанный в «Энеиде» Вергилия. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Я старец и иду на лёгкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания.
Ему поручили надзор за имуществом Церкви и заботу о бедных. Это раннее произведение Джан Лоренцо Бернини, по мнению историков, стало поворотным моментом в обучении и положило начало его собственному, отличному от творчества отца, стилю в скульптуре. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей. Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св.
Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром.
В своих прославленных архитектурных сооружениях – колоннаде собора св. О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. В отместку Эрот пустил в его сердце стрелу, вызывающую любовь. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.
Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Однако главным видом его художественной деятельности остается скульптура. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. Петра. Однажды бог Аполлон оскорбил Эрота, усомнившись в его власти над богами и смертными.
Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св. Уже позже Лоренцо смог вернуться к монументальным работам, создав бронзовую «кафедру Св. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. И все произошло как и было предсказано.
Фонтан довольно небольшой. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Когда Сикст стал Римским епископом в 257 году, Лаврентий был рукоположен в диаконы. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века).
Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Замерла жизнь на земле. Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. С опытом он перестал допускать подобные ошибки.
То же самое можно было сказать и о его скульптурных произведениях. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. По преданию, во время казни Лаврентий сказал своим мучителям: «Вот, вы испекли одну сторону, поверните на другую и ешьте моё тело. ».
Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Зачастую он работал чисто интуитивно. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Попросив три дня срока, архидиакон раздал почти всё церковное имущество беднякам.
В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански. Так где же сегодня находится чудо-Копье. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии».
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных).
Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Но оно ли это, так и остается загадкой. Отцы Церкви – почётный титул используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона – списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических) иерархической организации и богослужения Церкви. Было проведено расследование причин ошибки Бернини.
Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. И это чуть не стоило ему карьеры. Бернини принадлежит также главная заслуга в создании «барочного Рима». Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах.
Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). Кафедра Святого Петра была реконструирована в монументальное бронзовое сооружение и стала соответствовать по великолепию балдахину Святого Петра, построенному в соборе ранее. Между тем зад слона направлен точно на штаб-квартиру доминиканского ордена и место службы отца Джузеппе Палья, одного из основных недоброжелателей Бернини и, таким образом, скульптура якобы является своего рода последним словом в конфликте.
Когда родился Зевс, Амалфея произвела на свет двух козлят. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. Это два античных образа – Плутона и Прозерпины, дочери богини пладородия Цереры, которую Плутон похитил, что бы сделаьть женой. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана.
Адольф пытался спрятать Копье. Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями).
В «Экстазе св. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно». С начала 20-х годов XVII века по его идеям, под его руководством создаются самые знаменитые памятники и формируется стиль римского барокко. Хотя при правлении Иннокентия X он не достиг больших успехов, в период правления Александра VII он восстановил своё художественное доминирование и при Клименте IX по-прежнему был в почёте. Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Восхищал и захватывающий динамизм этих работ.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости.
Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Эней – сын Анхиза и Афродиты (рим.
Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием.
После того, как в 1641 году первая башня была построена, на фасаде начали появляться трещины, однако, как ни странно, работы на второй башне были продолжены и был сооружён первый ярус. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. ) – в древнегреческой мифологии – легендарная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере Козьей горы (др. -греч.
Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). Мимолетность выражения лица Шипионе часто отмечается искусствоведами, как пример характерной для эпохи Барокко попытки передать движение в статике.
Находится в римской Галерее Боргезе. Другие проекты постигла та же судьба45. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы». Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. В честь Амалфеи назван астероид (113) Амальтея, открытый в 1871 году, а также спутник Юпитера Амальтея, открытый в 1892 году.
Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Художник вернул себе славу. 23 февраля 1646 года в Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башен Бернини. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Все они вскоре были отвергнуты.
Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции.
В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670). А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства.
Другие проекты постигла та же судьба. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии.
Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Laurentius – «увенчанный лавром» ок.
Первые зрелые свои работы — мраморную статую Давида и скульптурные группы «Эней и Анхизом», «Плутон и Прозерпина» и «Аполлон и Дафна» (1619—1625) —Бернини создал по заказу римского кардинала и любителя искусств Шипионе Боргезе. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам. Лаврентия». Скульптурное убранство тоже минимально.
Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора.
Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)67. Современные исследователи отвергают этот эпизод как недостоверный. В их числе были выдающиеся художники и с одним из них, не уступавшим Бернини талантом, связана темная и трагическая история. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской.
Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Это, разумеется, ошибочно, фонтан был построен за несколько лет до окончания работ над фасадом. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. Обнеся колоннадой круглую площадь глубиной в двести восемьдесят метров, архитектор загородил прямой путь к собору, поставив в центре обелиск, а на поперечной оси – два фонтана.
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. После Лоренцо осталось очень много экспрессивных автопортретов, – графических, скульптурных и живописных, выполненных в различном возрасте, – поздний бюст в Петербургском Эрмитаже, картина в галерее Боргезе (1622).
Пылкий темперамент скульптора можно наблюдать и в его графических саркастических шаржах на современников из-за которых в итальянском языке появилось слово «карикатура». Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине.
Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди и сделало его достойным преемником Микеланджело. Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Существует такая легенда, что когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе Бернини и сказал:Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате».
Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Они много разговаривали.
Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Иннокентий X стал дружить с ним. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619—1625). В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды.
Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Об исключительном даровании художника свидетельствуют даже самые ранние его работы – скульптуры Похищение Прозерпины (1621-1622), Давид (1623-1624), Аполлон и Дафна (1624). Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру».
) в то время, когда богиня Рея (мать Зевса) прятала юного бога от его отца Кроноса, хотевшего сына съесть. Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженность тела. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
С тех пор лавр украшает голову и кифару Аполлона, став символом его безутешного горя. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью» (БСЭ).
Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу.
В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. Лаврентий Римский (лат. Они-то и вернули его в Вену.
Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini). Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона».
Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Учителем Джованни стал его родной отец, но особое влияние на юного художника было оказано скульптурой поздней античности и живописью болонской школы. Впрочем, не привыкать. В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность.
Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). Единственная надежно датированная работа — это изображение апостолов Андрея и Фомы, хранящаяся ныне в Лондонской национальной галерее61. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос. Один из самых знаменитых фонтанов Рима.
Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. По замыслу мастера, мраморная скульптурная группа должна была означать некий намек на несправедливость обвинений, выдвинутых против него, которые исчезли бы только с течением времени и позволили бы восторжествовать истине. Эти качества Бернини проявились в сооружении парадной лестницы (Скала-Реджа) в Ватикане (1663-1666), в ансамбле Капеллы Корнаро в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме (1647-52), алтарную нишу которой занимает «Экстаз свыше Терезы» – наиболее чувственное и мистическое произведение мастера.