По целому ряду картин Джованни Беллини можно проследить, как изменялся его стиль по мере того, как он переходил под влиянием Антонелло к живописи масляными красками. Специальные издательства выпускают музейные каталоги, представляющие творчество Джованни Беллини, – картины (с названиями, датой происхождения, хронологией и условиями хранения). На картинах Джованни Беллини отображен мир во всем его разнообразии: глубокое синее итальянское небо, сельские виды, разнообразные человеческие переживания и чувства.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Лондон, Национальная галерея). Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.
1455, обе — Венеция, Музей Коррер), Моление о чаше (ок. Алтарь Сан Джоббе был написан примерно в конце 1470-х годов. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Эта картина, к сожалению, не сохранилась. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Чаще всего, на них изображались молодые люди.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). В середине 1470-х годов, видимо, под впечатлением от работ Антонелло да Мессина, Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Происходил из семьи известных венецианских живописцев. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Винченцо Ферреро (ок. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Св. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Тициан работал над полотном уже после смерти Беллини.
По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Они расположены в три яруса. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Относительно героя этого произведения велась долгая дискуссия в качестве претендентов назывались имена Бартоломео дАльвиано, Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
Венецианская школа). Он же хорошо мне заплатит. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Святые объединены общим действом, общим чувством. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид).
Это произведение уже зрелого мастера. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Джованни Беллини — единственный венецианский художник XV века, в картинах которого никогда не появляется Венеция исключением были его погибшие во время пожара исторические композиции в Дворце Дожей. На этой ранней картине мы видим художественную аллегорию Страстей Господних и Евхаристии (таинства причастия).
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Иова и св. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). На ней можно видеть, как св. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Ранние Мадонны Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.
Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок.
В настоящее время хранится в галерее National Gallery of Art, США, Вашингтон. Это, видимо, граничит с тем, что во время Высокого Ренессанса папский престол пользовался услугами более маститых живописцев, а Джованни только начинал свою карьеру. Он же хорошо мне заплатит. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Картины Воскресение Христа (Берлин-Далем, музей), Святой Иероним (Флоренция, Палаццо Питти) и Стигматизация святого Франциска (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. В годы творческой зрелости (конец 1470-х — 1480-е) и в поздних работах особенно полно раскрываются особенности дарования художника. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Джованни Беллини работал на стыке раннего и высокого Возрождения.
Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Джованни Беллини на протяжении всей своей жизни и творчества также писал портреты. В центре картины – несущий крест Христос (на картине лишь придерживающий его).
На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Нет картин знаменитого художника в Риме. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата).
15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (ок. Гармонический строй дарования Джованни Беллини проявляется уже в ранних, отмеченных влиянием Мантеньи, композициях художника. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Он же хорошо мне заплатит.
Несколько «Мадонн с младенцем» относят к раннему этапу творчества художника, это где-то 1450-60-е годы. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Мир, совершенный и упорядоченный, залитый ясным светом. Изображённый за парапетом св. Не вызывает сомнений только «Триптих св. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).
Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Вместо суровых замков появляются простые сельские дома и фермы. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В трактовке пейзажа чувствуется явное влияние Мантеньи. Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.
В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
По-видимому, ок. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Себастьяна, защитников от чумы. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
Винченцо: «Св. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Краснова).
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись. Он же хорошо мне заплатит.
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Джованни Беллини (с 1450 годов) помимо больших алтарных композиций (которые имели предназначение украшать церкви) писал образы Богоматери и святых согласно частным предпочтениям.
В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Четкие светотени прекрасно рисуют высокие скулы, нос и упрямый подбородок умного и волевого лица пожилого человека.
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Христофор» и «Св. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Беллини был не только автором композиций на религиозные сюжеты.
Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию, в письме Виллибальду Пиркгеймеру сообщал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. Прекрасно написанный на заднем плане пейзаж наделен очевидной символикой. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Джованни начал свое обучение художественному мастерству в мастерской отца. Знаменитый критик 19 века Уолтер Патер о картине Джорджоне, одного из учеников Беллини отзывался: «Только ангельские звуки их музыки нарушают тишину мира, где сама жизнь понимается как своего рода вслушивание».
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
«Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Винченцо: «Св. Она написана в свойственной поздним работам Беллини широкой живописной манере, дымка светотени смягчает очертания лиц, контуры очерченных широкими, плавными линиями фигур, рисунок складок, объединяет звучание сине-голубых, ультрамариновых, карминных, розово-красных, бледно-розовых пятен одежд. Примерно в 1475 – 1476 годах Антонелло да Мессина яркий представитель южной итальянской школы живописи эпохи раннего Возрождения посетил Венецию, где получал и выполнял заказы.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Джованни Беллини недаром называли «отцом венецианской живописи».
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Иову и св. и подпись Беллини. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Винченцо: «Св.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Изображённый за парапетом св. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. 1455, Венеция, Музей Коррер).
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. 1459, Лондон, Нац. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», ок. 1501, Лондон, Нац. Мадонна на лугу Мадонна на лугу написана художником в 1500-1505 годах.
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. В середине 1470-х Джованни Беллини обратился к портретному жанру. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». 1505, Хэмптон-корт).
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Иову и св. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища».
Прелестно ее задумчивое лицо, прекрасны сложенные в молитвенном жесте руки. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Изображённый за парапетом св. Несколько выделяется из общего ряда, нетипичная для Беллини работа в портретном жанре – «Портрет дожа Леонардо Лоредано».
По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
Исследователи видят в них несомненное влияние Антонелло да Мессины, который был замечательным мастером этого жанра. Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Парапет также закрывает руки дожа, словно исключая прямой контакт между ним и зрителем. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Боги и богини Джованни Беллини величавы и прекрасны их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. 23 февраля 1506г. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
Уют распространяется даже на пещеру анахорета, расположенную на картине Беллини у самого берега реки. Над низким парапетом виднеются только плечи, одетые в накидку и лицо, буквально втиснутое в узкие рамки шапочки. Фортуна или Меланхолия 1490 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Христофор» и «Св.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Рядом изображено языческое жертвоприношение. Этот тип распространился и за пределами Венеции. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид).
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Один из величайших живописцев итальянского Возрождения. Эта мраморная стенка изображена в данном случае с неподражаемым иллюзорным мастерством.
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). По другой версии (П.
В старости Беллини не утратил способности как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Он располагается в одноименной церкви Венеции. Чистота и светоносность основных тонов синего, розово- и вишнево-красного, зеленого, охристо-желтого сочетаются у него с разработкой полутонов, золотистых оттенков, придающих красочной гамме природную естественность и единство тональное богатство приобретают переходы света и теней. Мадонны того времени – знаменитая «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря церкви Сан-Джоббе, будто окутанная дымкой, «Мадонна с младенцем» 1483 года из Академии Каррара, отличающаяся чувством умиротворённости, а также «Мадонна с деревцами» – нежное и наполненное символами произведение. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
Екатерины и св. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
На ней можно видеть, как св. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. 1500, Рим, Капитолийские музеи). Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. В его монументальных алтарных композициях (Алтарь Сан Джобе, ок. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме горнему миру. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи исследователи считают его созданным около 1460г.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Фигурка божественного малыша кажется скульптурно смоделированной, что напоминает о близком знакомстве мастера с творчеством Мантеньи. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я пол. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Самая известная из них – «Греческая Мадонна» украшала Дворец Дожей, пока в начале 19 века после наполеоновских церковных реквизиций не попала в Галерею Брера.
«Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501).
Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Созданная им портретная галерея — одна из самых обширных в Италии XV века — насчитывает около двадцати портретов. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Св. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям.
Размер картины: 170 x 188 см. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно.
В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. В начале 1470-х гг. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св.
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», ок. Такие мастера Высокого Возрождения, как Лотто, Тициан и Джорджоне называли Джамбеллино своим учителем. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Однако может быть предложена и другая интерпретация.
Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
Схема здесь как будто прежняя, падуйская, суровая перед нами камень и вода. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины.
Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Уже в работах 1450—1460-х, таких, как Преображение (ок. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление.
Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Две картины – «Св.
Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца – Якопо Беллини. Вершиной его искусства 1480-х гг. Беллини полностью переходит к нидерландской технике чистого масла (до этого он писал темперой, соединенной с маслом), что, начиная с Вазари, связывают с пребыванием в Венеции в 1475/76 Антонелло де Мессины, который познакомил живописца с техникой письма «чистой» краской. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Именно она положило начало многочисленных произведений автора посвящённых данной тематике. Кровь искупителя написана художником в 1460-1465 годах. Так же в ногах у Мадонны можно увидеть трех восседающих ангелов играющих на музыкальных инструментах святые, окружавшие Мадонну, погружены в молитву и размышление. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. 1455), Распятие (ок. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство, просветленной задумчивости. 1460, Милан, галерея Брера), Алтарь св.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Другой характер имеют эти самые угрожающие формы у Босха и Брейгеля: там они входят не в качестве декоративной схемы (как, например, в Мадонне с каменоломней Мантеньи), а в качестве драматически необходимого элемента (как у того же Мантеньи в Распятии). Следы влияния Мантеньи на творчество начинающего художника хорошо заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше», сходной с одноименной композицией Мантеньи: та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (ок. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
— Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. 1505, Лондон, Нац. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Она создана совместно с братом Джентиле. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.
Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни— аскезу и науку, открывающую истину. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. В одной из его картин «Мадонна на лугу», можно отметить, что положение и явная бледность младенца напоминают композицию «Оплакивание», в которой на коленях Богоматери лежит мертвый Христос. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
«Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». В раннем творчестве многие картины Джованни были написаны темперой смешанной с краской. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Мир, предстающий в последней картине Джованни Беллини, не менее прекрасен и полон жизненных сил, чем мир Вакханалий Тициана.
В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж Национальной галереи, Вашингтон Галереи Уффици, Флоренция можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Лаврентия», «Триптих св. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. В Священной аллегории (1490-е, Флоренция, галерея Уффици) главным мотивом композиции становится пейзаж с зеркальной гладью небольшого озера, объединяющий внешне разрозненные фигурки святых и других персонажей. В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Две картины— «Св. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь.
Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна». Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. Лаврентия», «Триптих св. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори.
Одна из последних и самых знаменитых работ художника – «Пир богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея). 23 февраля 1506г. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). С 1470-х гг. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Он изменил ландшафт и добавил горы за фигурами группы Богов. галерея), Мёртвый Христос с Мадонной и апостолом Иоанном (ок.
Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры.
В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. То же самое – в картинах «Преображение», «Распятие», «Моление о чаше», написанных под влиянием Мантеньи.
Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. И хотя Беллини не удаётся в них достигнуть той степени психологического контакта со зрителем, который присущ работам Антонелло да Мессины, эти портреты глубоко реалистичны. 1501, Лондон, Национальная галерея) силу характера и интеллектуальную энергию.
Восхитительный зеленый пейзаж, правдивый, как этюд Дюрера, стелется по обе стороны Мадонны с херувимами Беллини (1480-х годов, в Венецианской академии) очень близок к нему по настроению пейзаж с замком, видимым справа за мраморным парапетом (отметим этот парапет, как черту сходства с картиной в Уффици), на большом подписанном образе Беллини (1488 года) в церкви С. -Пиетро в Мурано подобный же мотив с замком встречается и на лондонской Мадонне с апельсином и на одной из маленьких, полных романтического чувства картин Злословие в серии странных аллегорических сюжетов Беллини в Венецианской академии66. На этом же образе мы встречаем и парапет, отделяющий первый план от второго. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Не вызывает сомнений только «Триптих св.
1500). Силуэт Христа и пейзаж фона соединены несколько искусственно. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
«Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. С именем Джованни Беллини связывают около шестидесяти таких композиций, хотя принадлежность некоторых из них его кисти сомнительна. Они расположены в три яруса.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим.
Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца— Якопо Беллини. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны.
1500, Париж, Лувр Портрет юноши, ок. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. 1505г., Лондон, Национальная галерея). 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Каменистая поверхность земли покрывается теперь не тонким зеленым покровом, но настоящей растительной жизнью: травой, кустарниками, деревьями. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
Все они, в первую очередь, поражают совершенством колористического решения, которое в полной мере раскрывается в шедевральных «Мадонна на лугу» и «Мадонна с благословляющим младенцем», написанных уже в начале XVI века. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция). Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. По другой версии (П.
Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок.
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому » Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Этот тип распространился и за пределами Венеции. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Изображение Богоматери, молящейся своему спящему Сыну, расположенного на парапете символизирующего престол и гроб (крестная жертва Христа в будущем) оставляет неизгладимое впечатление.
В «Мадонне Леман» того же периода уже чувствуется влияние Мантеньи – застылая, мертвенная атмосфера, силуэт, будто высеченный из мрамора и ощущение остановившегося времени. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Точная дата его рождения неизвестна. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Исследователи указывают на «нежную бесстрастность» Мадонн Беллини, связывая это качества с влиянием византийской школы, при этом технику исполнения определяя как нидерландскую. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота.
В 1453 году Мантенья женился на дочери Джакопо Беллини Николосии (Николозе). В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера.
1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Не вызывает сомнений только «Триптих св. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация св.
В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал.
Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Христофор» и «Св. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих Мадоннах).
галерея, окончен Тицианом). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Особая тема искусства Беллини его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Критик В. Н. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем».
В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Следы влияния Мантеньи заметны в одной из ранних картин Беллини «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), сходной с одноименной композицией Мантеньи (также в Лондоне): та же жесткая угловатость рисунка, окаменелые складки одежд, строгие, простые лица. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень.
Лаврентия», «Триптих св. Екатерины и св. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. На одной из работ того периода – «Пьете», художником сделана латинская надпись: «Как только эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини исторгнет слёзы» – слова из «Элегии» Секста Проперция.
У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501). И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Известным живописцем был и старший брат будущего мастера.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Однако в этом, как и в других ранних произведениях художника («Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами» обе Венеция, Музей Коррер), мотивы Мантеньи преображаются иным, ясным и поэтическим восприятием мира, постепенно его живопись приобретает эмоциональную сдержанность и одухотворенность, мягкость и особое, характерное для Беллини, настроение светлой грусти. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Это было последнее завершенное произведение мастера. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).
Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Но благодаря краскам теплых оттенков лицо кажется почти живым. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (кон. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция).
«Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
1487, Венеция, галереи Академии триптих Мадонна с четырьмя святыми, ок. Они расположены в три яруса. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
В то же время его творческий облик отличает большая целостность. По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». По предположению Роберто Лонги, она являлась продолжением неоконченного Мантеньей живописного фриза для украшения одного из залов дома некоего Франческо Коронаро, богатого выходца из Мантуи, жившего в Венеции.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
1475, Городской музей в Пезаро). Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.