Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем»: «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия) исследователи датируют 1450–1460 гг., «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Андреа Мантеньи (1431–1506 гг. ), а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан), которая считается несомненным шедевром.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. Две картины— «Св. Иову и св.
Не вызывает сомнений только «Триптих св. Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. Ни один современный мастеру грек не смог бы так нарисовать морщины одежды Христа или лицо маленького Христа. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори.
За перилами стоят апостолы Павел и Петр. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Он же хорошо мне заплатит.
Джованни Беллини — единственный венецианский художник XV века, в картинах которого никогда не появляется Венеция исключением были его погибшие во время пожара исторические композиции в Дворце Дожей. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. В старости Беллини не утратил способности как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470х годов занимался портретами. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Мастера Венеции оставили все это в прошлом и обратились к привлекательной реальности. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Музей Коррер, Венеция. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». Не вызывает сомнений только «Триптих св. Он создан до того, как Беллини познакомился с портретным искусством Антонелло да Мессины, в нём ощущается застылость и ещё видна связь с портретом поздней готики. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
И здесь ландшафт сводится в своих очертаниях к некой почти геометрически правильной форме. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность.
Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Приезд в Венецию Антонелло да Мессины исполнившего в этом городе алтарный образ для для церкви Сан-Кассиано, способствовал серьёзному повороту в искусстве Венеции второй половины XV века.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм».
29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно». На картине есть подпись художника и дата 1488г.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок.
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». К периоду между 1490 и 1500 годами относится одно из самых загадочных произведений Беллини— «Священная аллегория» из Галереи Уффици, Флоренция. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501).
Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». Величав ее облик и жест благословляющей нас руки, прекрасны ангелы, музицирующие, сидя на ступеньках трона. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Это самый большой из портретов Беллини.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
В первой половине XX века придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIVв. ). крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Джованни Беллини (1430-1516 гг. ) был крупнейшим венецианским художником эпохи Раннего Возрождения. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
– Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
Святые объединены общим действом, общим чувством. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Он же хорошо мне заплатит.
В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Св. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надписи золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI в., сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века.
Алтарная картина Беллини была одной из них она была размещена на почётном месте в главном салоне семейного дворца и являлась как бы знаком искупления морального долга перед братом. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Изображённый за парапетом св.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. 23 февраля 1506г. Нет картин знаменитого художника в Риме. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. На нём изображён шестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избран дожем (он занимал эту должность до 85-и лет). И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
«Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души». Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). дерево, масло.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле).
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Они расположены в три яруса. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. «Мадонна с младенцем». Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений.
Св. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 году, подтвердили вмешательство в картину двух художников – Доссо Досси и Тициана, однако это вмешательство относилось главным образом к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Изображённый за парапетом св.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. На другом, отдалённом берегу озера видны двое влюблённых, держащихся за руки.
На картине есть подпись художника и дата 1488г. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Критик В. Н. Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. «Озёрная мадонна» Джованни Беллини лучше, чем более холодные фантазии одного из величайших мастеров классического пейзажа, французского живописца Клода Лоррена (1600–1682 гг. ), оправдывает крик души русского писателя Ф. М. Лаврентия», «Триптих св. Христофор» и «Св.
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом.
В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты».
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Они расположены в три яруса.
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. «Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Екатерины и св. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Эта комната располагалась в частных апартаментах Альфонса и, вероятно, получила своё название от находившихся там мраморных рельефов Антонио Ломбардо. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств).
Из его мастерской вышли все художники так называемого «золотого века». «Преображение». На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Портрет дожа Леонардо Лоредано исполнен гораздо позже, около 1501 года. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан.
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Так, например, в одной из последних картин Опьянение Ноя художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Время от времени мысль художника творила подобные золотые сны.
Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. В них присутствуют жесткость форм, «геологические» пейзажи, окаменелые натуры. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами.
Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета. С момента своего создания она украшала Палаццо Дожей в Венеции в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино».
«Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Достоевского (1821–1881 гг. ): «Чудный сон, высокое заблуждение человечества. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501). Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св.
Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный».
Он же хорошо мне заплатит. Кроме очевидного влияния Мантеньи исследователи отмечают в алтаре следы знакомства Беллини с работами Пьеро делла Франческа, однако где он их мог видеть— загадка. Иероним, отшельник и Отец церкви, представляет вершину духовной жизни – аскезу и науку, открывающую истину. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. 23 февраля 1506г.
1500). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам.
Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру возвышающегося над саркофагом мёртвого Христа (этот тип распространился и за пределами Венеции). «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе.
Лондон, Национальная галерея). Винченцо испепеляет силой слова тела мужчины и женщины, виновных в преступлении и спасает их души», «Св. Картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Точная дата его рождения неизвестна. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника.
Эта картина, к сожалению, не сохранилась. Лаврентия», «Триптих св. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Известно, что византийские греки постоянную эмигрировали в Италию и Венецию. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Винченцо: «Св. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Это было последнее завершенное произведение мастера. Изображённый за парапетом св. Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю свою жизнь и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже умереть. » Другая тема творчества Джованни Беллини – «Оплакивание Христа» («Пьета») – также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. На нескольких портретах юношей из Лувра, Париж Национальной галереи, Вашингтон Галереи Уффици, Флоренция можно видеть молодых людей с характерным для итальянского Ренессанса мечтательным выражением лица. Екатерины и св. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Две картины – «Св. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан).
Изображённый за парапетом св. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Стиль Джованни Беллини колебал от статического манеры венецианских работ середины XV столетия к гармонии и великолепия работ эпохи Высокого Возрождения, как, например, в алтаре Церкви Святого Захария, Венеция (1505).
Они расположены в три яруса. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.
Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Разные исследователи относят его создание к 1465-70 годам, к 1470-75 годам и даже к 1480 м. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. Винченцо: «Св.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Этот тип распространился и за пределами Венеции. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. дерево, темпера. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Он же хорошо мне заплатит. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Христофор» и «Св. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней, скорее, напоминают маски. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Относительно героя этого произведения велась долгая дискуссия в качестве претендентов назывались имена Бартоломео дАльвиано, Джакомо Марчелло, Витторио Павиони, Бартоломео Коллеони. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. По другой версии (П.
«Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Венецианская живопись XV в. в целом находилась под влиянием двух культур – византийской и нидерландской. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св.
Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. О любимых мотивах Мантеньи напоминает место действия — скала с плоской вершиной, спускающаяся подобными гигантским ступеням уступами к первому плану, где скудный покров почвы составляет россыпь камней и редкие кустики жестких трав. Джованни испытал сильное влияние Мантеньи и Антонелло да Мессины. Ок. 1510.
Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. Она создана совместно с братом Джентиле. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны.
Краснова). Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Лондон, Национальная галерея). Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
По мнению исследователей в изображении чудес святого художнику ассистировал один из его помощников Лодовико Падовано. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Лаврентия», «Триптих св.
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Он сравнительно мало эволюционировал (за исключением раннего периода). Та полнота жизни, которую излучают его картины, — это плод не только гармонического склада его таланта, его мироощущения, но и того, как он передает мягкими, чуть приглушенными красками зелень лугов, зеркальную поверхность вод, голубизну неба, какие полные гармонии красочные аккорды образуют тона одежд, оттеняющие нежность лиц его Мадонн и живую теплоту обнаженных прелестных младенцев. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан), которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид). Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Они расположены в три яруса. На ней можно видеть, как св.
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. «Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, – считает М. Оливари. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). 1505 г., Лондон, Национальная галерея). Загадочная по сюжету картина «Озёрная мадонна» показывает, какой силой поэтической фантазии обладал Джованни Беллини. В 1513 году Джованни подписал и датировал алтарную картину с фигурами святых Христофора, Иеронима и Людовика Тулузского из церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции.
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Однако может быть предложена и другая интерпретация. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90гг) из вашингтонской Национальной галереи. Окончательной ясности нет до сих пор, саму же картину ранее приписывали Джорджоне. На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании.
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». У живописца Андреа Мантенья драма отраженная в призме научной стратиграфии теряет свою насыщенность у Беллини напротив она подчеркивается и усиливается самой природой. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
В 1500 – 1505 годах художник написал один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Ибо Венеция сквозит из нее всюду. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Работы 1480х годов имеют абсолютно другой характер. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Иову и св. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
1505г., Лондон, Национальная галерея). «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан Марко. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Исследователи отмечают «нежную бесстрастность» его Мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием, однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Влияние византийской живописи, традиции которой сохранялись в Венеции того времени, проявилось здесь не только в греческой надписи по сторонам от основных фигур (отсюда происходит название картины), но и в изображении Мадонны, придерживающей стоящего Младенца, на фоне занавеса. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний.
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В первые годы своего правления Агостино делал множество крупных заказов на художественные и строительные работы общественного характера. Джованни же вспомнил древние каноны (грустная Богородица, фон без пейзажей, однообразные краски), но много и нового.
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. По другой версии (П. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Две картины («Св.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Несколькими годами позже он пишет «Моление о чаше», которое еще ближе к Мантенье. Две картины— «Св. Оно долго оставалось незавершённым и одиннадцать лет спустя его дописал Витторе Беллиниано, который оставил на нём дату и подпись. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Она была заказана в 1494 году купцом Джорджо Дилетти, распорядившимся в своём завещании возвести алтарь и написать образ с этими святыми. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья).
Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св.
Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
Иову и св. и подпись Беллини. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Этот тип распространился и за пределами Венеции. Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза".
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Он же хорошо мне заплатит.
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Привозили они свои иконы, которые хранили древние, неприглядные итальянцам каноны (плоскостность, суровость образов, знаковое изображение среды вместо реального, подчинение древним авторитетам, отказ от поисков нового). Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». Екатерины и св. Христофор» и «Св. Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо).
Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. На ней можно видеть, как св. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан.
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Галерея Боргезе, Рим.
Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик— церковную службу во всех её видах, Христофор— проповедничество. На нём художник изобразил в центре— Мадонну с младенцем на троне, слева— святых Николая и Петра, справа— святых Марка и Бенедикта. Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога».
1455, Венеция, Музей Коррер). Такова работа Джованни «Преображение». Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Лаврентия», «Триптих св. Удачное художественное решение темы, найденное в этой картине имело продолжение в нескольких вариациях, напр. До сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах).
1471—1475, Пезаро, Городской музей). Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Христофор» и «Св. Ок. 1455. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Винченцо: «Св. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг. ) в Падуе. Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью.
Его любимыми и часто варьируемыми темами являются «Мадонна с младенцем», «Пьета», «Sacra Conversaziоne». Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни – Николозии. В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне.
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». Винченцо: «Св. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности.