е. Предвозрождением).
Местами эта зависимость сказывается в столь сильной степени (в виде крошечных бутафорских домиков и павильонов, в виде кулисообразных, плоских, точно из картона вырезанных скал), что сомневаться в воздействии постановок духовных спектаклей на его живопись просто невозможно: мы, вероятно, видим в некоторых фресках прямо зафиксированные сцены этих зрелищ. Мы же обратимся лишь к двум из них. Для своего времени, Джотто был великим новатором.
Имамы отказались повторить подвиг святого Франциска, но сам султан, хотя и был глубоко потрясен случившимся, так и не стал христианином. Джотто пользовался огромной прижизненной славой и даже стал персонажем нескольких новелл XIV века. Он интуитивно обращался к действию и убедительно изображал его.
Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Они составляют идейный центр композиции. Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. Он помещает Богородицу под деревянный навес и прислоняет этот навес к скале14.
Персианова. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Франциска, Св. Тело подчеркивает её мощь.
Между 1329 и 1333 годами художник работал в Неаполе для короля Роберта Анжуйского. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным.
В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано. А рядом висит икона или, скажем, уже картина, Джотто. Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Кажется, ничего тут не происходит, но как все насыщено эмоциями.
Джотто умел писать животных так же искусно, как и людей, о чем свидетельствует изображенный на фреске ослик. Как лучший мастер того времени, Джотто был приглашен расписать ее фресками. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане.
Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». В верхней части алтарной стены предстает "Саваоф в окружении ангелов", а входную, западную стену капеллы целиком заполняет огромная композиция "Страшный Суд". В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе.
Святому Антонию Падуанскому был поставлен величественный храм по проекту Николо Пизано. И это было идеальное воплощение, соответствующее христианскому представлению. В 1300 году он побывал в Риме, где должен был видеть работы своего прямого предшественника — римского живописца Пьетро Каваллини. 1318—1325).
Будто отец отдал молодого Джотто в учение к торговцу шерстью. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. Все персонажи наделены пластической цельностью, одухотворенностью, силой. У Джотто нет и следа этих отталкивающих подробностей (нарочито выставленных ребер и натянутых связок).
Это только имена первого ряда. Фрески Джоттов капелле дель Арена повествуют о ряде событий, связанных с житием Богородицы, ее родителей святого Иоакима и святой Анны, а также ее сына, Иисуса Христа. Изображенные на фресках сцены Священной Истории различны по эмоциональной насыщенности и накалу страстей, однако каждая из них демонстрирует глубокое осмысление художником выбранного для той или иной работы сюжета. Начнём с фрески Джотто «Несение креста». В лице её нет страданий. Капелла Скровеньи аллАрена.
Он показывает пальцем на Христа. И хотя сейчас это доказать (или опровергнуть) уже трудно, но многое говорит в пользу этого предположения, в частности, полное совпадение внутренних пространств и живописных изображений. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка.
Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме.
Что нового внес Джотто в живопись. Разнообразны жесты, мимика печальных лиц.
В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Крепко держит руками младенца. Фрески располагаются на стене в четком порядке, создавая величавый ансамбль. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу.
При этом, часть византийских канонов была сохранена. Менее других удавались бывшему пастуху овцы и козы18 зато лошадей и ослов Джотто изображает с таким совершенством, какого не достигали и последующие итальянские мастера вплоть до Джентиле да Фабриано в XV веке.
1280) Чимабуэ. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Сюда относятся Сон св. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние.
«Испытание огнем» — одна из них. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. Используя ряд известных в то время приемов, вкл. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман.
Микеланджело упрекали и упрекают (абсолютно справедливо) в излишней скульптурности живописи, доходящей до топорной грубости. Рядом была его мать – Мария. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы).
Навели справки и выяснили, что все это время он проводил в мастерской живописца. Так, например, трудно определить, какие деревья он желал изобразить (особенно постарался он вырисовать их в падуйской гризайли изображающей Несправедливость, но и там не скажешь, что именно видишь: бук, пинию или даже какие-то высокие овощи). Движения, позы, жесты сдержанно, но удивительно верно передают душевное состояние: материнской нежности полна Мария, склонившаяся над новорожденным младенцем («Рождество»), глубоким горем охвачены люди, собравшиеся у тела мертвого Христа («Оплакивание»), торжественно-праздничное настроение царит в группе волхвов, пришедших поклониться младенцу («Поклонение волхвов»). Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета.
В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Иногда размеры росписей были огромные.
Он сознательно изображает Христа, только что испустившего дух, с тихо наклоненною головою. Со временем, такая техника получала своё официальное название – гризайль. То есть это и Мария и Прекрасная дама. Евангельский цикл продолжен и на алтарной стене, где справа и слева от алтарной ниши предстают архангел Гавриил и внимающая благой вести коленопреклоненная Мария, а ниже – еще две евангельские сцены – "Встреча Марии и Елизаветы" и "Иуда", получающий сребряники. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу.
Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе.
Данилов). Иногда силе и правде изображения Джотто приносил в жертву красоту. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником. "Пожалуй, во всей мировой истории искусств не найти столь безупречной репутации. С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».
Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Италия. Он принес естественное искусство. В византийской живописи существовал ограниченный набор сюжетов, а само изображение отличалось концептуальной плоскостностью. Они отправились вслед за звездой.
Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Джотто был решительным реформатором живописи.
Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Колорит картин художника строг и целостен. Это строгий последовательный рассказ о величайших событиях мира. Внешний облик капеллы очень прост.
Она действительно далека от полного реализма. По всей вероятности, это одна из немногих его совершенно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема.
В XIV веке этот итальянский город окружали беспокойные, враждовавшие между собой соседи.
Ничего лишнего Все внимание художника сосредоточено на главном и дается синтез, грандиозное обобщение», — пишет о первом среди титанов великой эпохи итальянского искусства Л. Любимов. Для современников, его произведения стали редким откровением. Джотто мог великолепно передавать изобразительными средствами драматизм ситуации. Какова была зависимость пейзажей Джотто от декорации мистерий. Прекрасная белая рубашка. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. На картины изображены: переживающие горе Никодим и Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, несколько женщин в отчаянии и оплакивающие смерть Спасителя ангелы.
Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому – капеллы дель Арена) в Падуе, Италия. Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери.
Царственная Мадонна Джотто сидит на роскошном троне, держа маленькую фигуру Христа. И она спокойно смотрит на нас. — Его герои исполнены благородного достоинства и духовной красоты. Пейзаж выглядит символистическим.
Он первым стал изображать ноги Иисуса Христа, пригвожденными одним гвоздем. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Это небольшая однонефная базилика с коробовым сводом.
Жена его, окруженная детьми, расположилась по-домашнему и прядет пряжу. Волхвы принесли младенцу богатые дары. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии.
Его учитель Чимабуэ еще был тесно связан с византийскими традициями и не мог оказать на него заметного влияния. Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус.
Техника таких влажных фресок получила название буон фреско. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Медленно движется печальная процессия. В этом центре происходят главные драматические события.
Сверкающее «Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца двадцатых годов, — это, безусловно, один из последних великих замыслов мастера. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске.
Никаких других картин не существовало, даже подражать природе считалось грехом. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены.
Фрески Джотто, сплошным ковром устилающие стены и свод капеллы, включают в себя 34 (37) сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три регистра на продольных стенах. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Ни с одним признанным гением не обходились так почтительно на протяжении времени. Создание фресок считали мужской работой. Рафаэль многим казался и кажется приглаженным, едва ли не слащавым.
Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Около 1335 года — в Милане для правителя Аццоне Висконти, как о том сообщает в своей «Хронике» Джованни Виллани.
Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. Франциска, Рождественская ночь в Греччио, Видение блаженного Августина и некоторые другие. Франциск, мчимый небесными конями, ассизский вариант сцены перед султаном, Экстаз св. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику.
Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Слишком еще много в них схематичного, обобщенного, приблизительного.
С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. И эти две фигуры – центральные. Настроение путешествия, переданное с идиллическим оттенком, в вышеупомянутой фреске ассизской церкви Бегство в Египет находит себе в падуйском варианте того же сюжета иное, более строгое и печальное, выражение, Печальное настроение пейзажа усиливается затем в Падуе с каждой картиной15 (за исключением Входа Господня в Иерусалим) и таким образом подготовляется впечатление от финала в Распятии16 и особенно в Плаче над Телом, в которых печаль переходит в трагический пафос. Проследить творческое формирование Джотто невозможно. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию.
Сцены из Евангелия художник изобразил с небывалой для своего времени убедительностью, превратив их в художественный рассказ исполненный драматизма. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря.
Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. Вот таким образом фрески Джотто — не изображение в виде эффектных эпизодов на заданную тему. Некоторые исторические хроники приписывают Джотто и постройку самой капеллы.
угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции.
Ченнино Ченнини, автор первого трактата о живописи, написанного в конце XIV века, передает со слов художников, учившихся у учеников Джотто, что последний прописывал какой-то определенной краской самые затемненные части той или иной формы, затем, разбавляя ее в определенной пропорции белилами, прописывал более светлые места и, еще раз добавив белил, писал самые освещенные части. Хорошо сохранившиеся фрески Джотто сейчас можно увидеть в Падуе. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне.
Джотто не только руководит работами по строительству, но и выполняет престижные заказы. «Поцелуй Иуды» – фреска, которую он писал сам. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития.
Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Такая инкрустация мрамором. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима.