Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.
И все это было в картине Джорджоне. Действительно, с именем художника связано много неясного. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Прижимистые немецкие купцы, восхищенные росписями, проявили небывалую щедрость и устроили в честь окончания работ настоящее празднество. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.
Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию.
Пейзажная живопись отходит на второй план. В 1939 году началась Вторая мировая война. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом.
Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. 82 x 73 см. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.
Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Вот почему Венера выглядит столь невозмутимой и спокойной, отдыхая телом и душой и не ведая своей наготы, как это было много столетий назад. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.
В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Тициановская Венера воспринимается не как мифологический персонаж, а как дивный этюд реально существовавшей обнаженной женщины.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Тем возмутительнее исключение, которое являет неизвестность даты его рождения, порожденная противоречащими друг другу, расходящимися на добрых семнадцать лет, фактами. Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
Фигура девушки кажется абсолютной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Попала не в лучшем состоянии. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Его свободный легкий мазок и мастерское владение цветом сделались отличительными признаками венецианского искусства. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна.
Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Как и иные творения Высокого Возрождения, Венера кисти Джорджоне замкнута в своей абсолютной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от созвучной ее красоте музыки окружающей ее природы.
Галерея Академии. И отвечал им взаимностью. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Уже при жизни о нем ходили легенды. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. В 1939 году началась Вторая мировая война.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Италия. Холст. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.
Каждый день уносила она сотни жизней. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Да и в искусстве шли разными дорогами. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи.
Спокойный, неспешный ритм широких пологих холмов за телом Венеры, подобно слабому эху, вторит плавным, певучим линиям дышащего целомудрием, мягко круглящегося, золотистого тела. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. А теперь он уже мог это сделать. Больницы были переполнены. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
Больницы были переполнены. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер.
Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Друзьями они никогда не были. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался».
Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Венеция.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. И все это было в картине Джорджоне. Возрождение. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. И отвечал им взаимностью. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Уже при жизни о нем ходили легенды. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр. С тех пор прославленный шедевр Джорджоне украшает одно из лучших художественных собраний мира.
Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.