В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как Гроза и Сельский концерт, появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения. «сельский КОНЦЕРТ» – картина венецианского художника Джорджоне да Кастельфранко, признанный шедевр мирового искусства.
Стройная, холодно прекрасная и ясная, с полуулыбкой попирающая голову Олоферна. Муратов). В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». Мария Египетская»). При всех её проблемах, поддерживала всех она, а не её.
Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. Согласно Вазари, в апреле 1500 встречался с Леонардо да Винчи. На других изображен концерт на вольном воздухе. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Волнение в спокойствии – так можно определить настроение картины.
В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562-1563, Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто, Бассано и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. Или перед нами морской залив, на берегу пасутся коровы, пастух играет на свирели, а Юпитер-бык похищает Европу. и готовность убить во имя идеи. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. На третьих изображаются сады любви.
В 1530—1540 гг. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на противоречиях, что, вероятно и отпугивало его современников: его образы -- явно демократического склада, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера исполнены с маньеристической изощренностью. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. Всем желаю такую подругу, но не желаю рано её потерять.
Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии. Тем не менее ему было невдомёк, что слово иго изменяется по падежам. Венеция. Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне. Или юный воин, похожий, несмотря на стальные латы, скорее на переодетую девушку, едет со своим оруженосцем по темному лесу.
1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Галерея Академии. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Слева с картины смотрит богато одетый юноша. И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней.
1554 г., Мадрид, Прадо). Как и Веронезе, Тинторетто много пишет для Дворца дожей, венецианских церквей, но более всего --для филантропических братств. Иногда воспроизводится античная идиллия. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж.
Его живописная манера благородна, сдержанна и величественна, как и трактовка моделей. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Но это характер, которому нравственные страдания придали силу и величие. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры --Андреа Палладио (1508--1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце).
Действительно, с именем художника связано много неясного. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.
Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея.
и Мл. Возрождение.
В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко. 1560-е годы – период расцвета творчества Веронезе. Он выполнил декоративные панно и плафоны в технике масляной живописи на холсте. Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок.
На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Но в картине нет и намека на эротичность.
Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют. Я человек эмоций и настроения. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. Однако в «бытовых» мотивах такого рода мастер не ставит себе задачу художественного раскрытия через естественное течение жизни обычных простых людей всей типической характерности их взаимоотношений. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен.
Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Он постоянно находит приключения себе и создаёт их другим.
Неёловы, Ч. Камерон и более всего --Дж.
В его произведениях 1518—1530 гг. Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. В 1493 перебрался в Венецию и стал учеником Джованни Беллини. Я е умею в ответ промолчать в основном. Родился в Вероне в семье скульптора. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). Тинторетто много занимался портретом. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов.
И как бы освещены сказочно загадочным светом. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. Но всегда, несмотря на множество действующих лиц, его картины легко воспринимаются благодаря стройности композиции (Поклонение волхвов, около 1548, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
свой «Сельский концерт». Или изображаются три возраста человека.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная».
Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. «Святая аллегория).
Тициан. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу. Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием.
Марка (1562--1566). С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. Картины Веронезе наполнены жизнерадостностью, весельем. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию.
Тинторетто (1518--1594) Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. С конца 1540-х годов Веронезе начал работать самостоятельно. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника.
И могла веселится как подросток, шутить. На первый взгляд, всё просто и ясно. Истина в первой инстанции. Скончался Веронезе в 1588 году и был погребен в церкви Сан Себастьяно в Венеции.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Однако Гроза – не просто иллюстрация к литературному произведению.
Италия. Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Во многих масштабных произведениях Веронезе переносил события священной истории в обстановку современной Венеции: Пир у Симона Фарисея (1570, Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1573, Венеция, Галерея Академии) и др.
На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. В 1540—1550-х гг. Исполненные маслом на холсте монументальные многофигурные композиции Веронезе (Триумф Мардохея, 1556, в церкви Сан-Себастьяно Триумф Венеции, 1578-1585, во Дворце дожей, – все в Венеции) выделяются в его творчестве праздничной приподнятостью образов, выразительностью ракурсов, поз, движения, ликующим великолепием звучного колорита. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. Загадочный и сложный внутренний мир женщины. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Буря», Галерея Академии, Венеция «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза».
Композиция упрощается, строится на сочетании одной или нескольких фигур с архитектурным или пейзажным фоном, погруженным в полумрак вечерние или ночные сцепы озаряются зловещими зарницами, светом факелов. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.
Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. Предполагают, что картину мог завершить Тициан. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант.
Хрупкая фигурка маленькой Марии поставлена на ступени круто вздымающейся лестницы, на верху которой ее ожидает первосвященник. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Вышла 1 книга, скоро выйдет 2 и потом 3 книга с её стихами.
Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее. В картине «Венера Урбинская» (ок. А в 34 нелепо абсолютно умерла из за несчастного случая.
В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера» «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника— гармоничное единство человека и природы. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана.
Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. Александр Артюшенко, они эмоционально выражают своё мнение. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Она была удивительным светлым оптимистичным человеком. Не установлено его происхождение. Холст. В 1553 Веронезе приехал в Венецию для участия в работах по украшению Дворца дожей.
Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. И юноши и куртизанки погружены в тихий мир природы и музыки. находятся с ними в различных мирах. Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников. Она умела философствовать, легко употреблять сложные слова замысловатые. Художник в картине «Сельский концерт» изображает на фоне спокойно торжественного пейзажа группу из двух юношей в пышных одеждах и двух обнаженных женщин.
Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. Немалую роль в картине играют композиция и цвет. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр.
Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Умер в октябре-ноябре 1510 года от чумы. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»).
Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». До недавнего времени в искусствоведческой литературе шли споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок.
Оригинальная трактовка образа Юдифь. (Ок. По распоряжению Сената республики в 1507—1508 привлекался к фресковым росписям Немецкого подворья (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры), работы были завершены, как об этом свидетельствует официальный документ, 14 декабря 1508.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. Большей интимностью образов, включением в композицию пейзажных и жанровых мотивов отличаются выполненные Веронезе фрески в загородных венецианских виллах (Барбаро, около 1561 и др. ). Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю.
Она никогда не жаловалась. Манера общения насмешливая и высокомерная. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
У нас в институте был на курсе такой парень, потом ушёл. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Веронезе писал также станковые многофигурные композиции с изображением праздничных пиршеств, шествий, приемов (Брак в Кане, 1563, Лувр, Париж Поклонение волхвов, около 1571, Картинная галерея, Дрезден Пир в доме Левия, 1573, Галерея Академии, Венеция), монументальные по композиции алтарные образы (Обручение святой Екатерины, около 1575, Галерея Академии, Венеция).
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Кваренги.
Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». В картины на религиозные и мифологические темы художник вводит конкретную среду, народные типы, точно наблюденные детали быта.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Но к этому же времени относится самая пышная декоративная композиция мастера – Триумф Венеции, плафон зала Большого Совета Дворца дожей (1580-1585). В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Справа поместил св.
Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. Итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Творчество Паоло Веронезе завершает искусство эпохи позднего Возрождения.
Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. 82 x 73 см.
Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Джорджоне родился в небольшом городке недалеко от Венеции. В то же время сам сюжет картины необычен.
и готовность убить во имя идеи. Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. В 1504 исполнил в родном городе Кастельфранко заказанный ему алтарный образ «Мадонна Кастельфранко», предназначенный для семейной часовни Святого Георгия в местном соборе, чтобы увековечить память Маттео Костанцо.
Себастьян» (ок. Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576).
Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Так написана им «Тайная вечеря» для братства св.
Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж.
«Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела. Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт».
Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Веронезе первое время работал на терраферме, создавая ряд фресок и масляных композиций (фрески в вилле Эмо начала 1550-х годов и другие). Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Веронезе Паоло Веронезе (1528-1588). Итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
В картинах других художников Юдифь поражает мечом опьяненного Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову. Разносторонность его дарования проявилась в разработке различных жанров и тем лирических и драматических. В поздних работах Веронезе, отмеченных чертами кризиса ренессансного мировоззрения, появляются настроения смутной тревоги, скорби и меланхолии (Похищение Европы, 1580, Дворец дожей, Венеция Оплакивание Христа, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон.
Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. Развивала любую философскую мысль. Алексей, я лично знаю человека бесполезного агрессивного портящего нервы всем. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века.
Она выжила в ужасной аварии оставшись инвалидом на всю жизнь. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Он был умнее всех историк ему не указ.
1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Гармония и пластика. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Внешняя красота и благородство. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Всё что смотрят другие, знают другие, думают другие это ерунда. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П.
Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. В 1497 появилась его первая самостоятельная работа— «Христос, Несущий Крест». Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое.
Франциска, в котором запечатлел черты одного из своих братьев и передал некоторые вещи в натуральной манере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Марка»). С 60-х годов композиции Тинторетто становятся проще. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы».
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. Общая направленность творчества художника определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Лаура). Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы.
А им мог быть только Джорджоне. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. Венера у Джорджоне в абсолютной красоте и в единстве с окружающей ее природой.
Не установлено его происхождение. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Загадочный и сложный внутренний мир женщины.
История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Великолепная картина в галерее Питти является прелюдией ко всем изображениям концертов, бывшим вплоть до Караваджо в такой моде в Венеции. Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). В произведениях Джорджоне (Три философа, Гроза, Спящая Венера) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Именно в этих картинах с античной ясностью раскрылось единство физической и духовной красоты человека. Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (около 1477-1576), у которого он воспринял широкую, свободную манеру письма, ставшую характерной для его произведений. В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике.
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, самым конечно известным Тициан. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона.
Пусть Леонардо ненаписал в Венеции ни одной картины, все же здесь возникли кое-какие его рисунки. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570--1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. Мир воспринимается в изменчивости и движении. Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне.
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. Оригинальная трактовка образа Юдифь. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Кто не знает этой картины. Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный.
Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Немногочисленным интимным портретам Веронезе свойственна мягкая иногда с оттенком жанровости лиричность (Граф де Порто с сыном Адриано, 1554-1556, собрание Контини-Бонакосси, Флоренция). В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного.
Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. В этом цикле непринужденно чередуются полные пенящегося «танцующего веселья» композиции на мифологические темы -- плафон «Олимп» и другие -- с остроумно неожиданными выхваченными из жизни мотивами: например изображение двери, через которую входит в зал красивый юноша, снявший шляпу в поклоне, как бы обращенном к хозяевам дома. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности.
Он изображал замкнутых в своем величии венецианских патрициев, гордых венецианских дожей. Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506). Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Это было типа Роман Первый Непогрешимый, прям как папа римский. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. Блестящий талант декоратора, одаренность колориста проявилось в росписях на мифологическую тематику на вилле Соранцо около Кастельфранко (начало 1550-х).
На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Почему обнаженная женщина, кормящая грудью ребенка изображена в открытом пространстве, в глубине которого на небе сверкает молния. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Стройная, холодно прекрасная и ясная, с полуулыбкой попирающая голову Олоферна. Внешняя красота и благородство. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот.