В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Ее перевели в покои министров. Италия. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Доска (тополь), масло. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. На раме он заметил отпечаток пальца.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. «Джоконда» впала в полное забвение. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Она сберегается в Лувре.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Как было с Малевичем. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. «Джоконда» – не портрет. Цель этого похищения не выяснена одназначно. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Где-то между 1503 и 1506-м. Как все изменилось в его родном городе. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Опасно попасть под обаяние этого призрака. «Джокондомания» охватила Америку. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Никто не знает, кто обрезал картину. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. придумал загадочную улыбку Джоконды. Существовали гравюры, хотя собирательный портрет Леонардо да Винчи, над которым он работал в течение нескольких лет, уже давно оказалось чрезвычайно трудно скопировать в виде гравюры. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Где любовь, там и ревность. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Эта загадка практически решена. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Вместе они пришли к выводу, что правая рука загадочной женщины не опирается на левую, потому как, возможно, короче и могла быть подвержена судорогам. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В ХХ ст. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. 76х53 см. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Будем считать, что мне повезло.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Лувр. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды.
Только вот женщин там вы не найдете. Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его».
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом.
Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Исследователь Виппер отмечает ещё одну немаловажную деталь: «Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. Картина «Джоконда» – самое известное произведение автора. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа».
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. До него никто не видел в ней никакой тайны. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Были допрошены сотни людей. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Через два года в Италии картина была найдена.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Мона Лиза улыбается, но почему. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда».
Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая.
Только чувство утраты рождает любовь. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Так и с данной статьей.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». До охраны наконец дошло, что картину украли. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды». Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились.
Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Морщины были ее безошибочным паспортом. Увлечение Леонардо объясняется другим. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Принадлежит к позднему периоду его творчества. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Девушку звали Мона Лиза. () Джоконда— не портрет. Дерево, масло. К тому же он доверял профессионалам.
Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Как все изменилось в его родном городе. Среди работников Лувра началось смятение. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Стекольщик получил тюремный срок за свое деяние, а "Джоконда" была торжественно передана Лувру галереей Уффици. После похищения и неоднократных попыток вандализма руководство Лувра поместило "Джоконду" под пуленепробиваемое стекло и всё равно покушения продолжились. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Родился в семье нотариуса. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. золотых экю.
То есть разобраться в этом механизме. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Vincenzo Peruggia).
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Что вы видите перед собой. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. А еще – техника. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Только один Пьетро Перуджино, уже искушенный в житейских делах, по-старому беседовал с Леонардо и давал ему полезные советы.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Голова слегка повёрнута10. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Картина написана маслом на доске из тополя. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Но затворницей Мона Лиза не была.
А. С. Пушкина в Москве. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Так он и спал на картине больше двух лет. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Первое сентября прошло, но картины не было. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. До него никто не видел в ней никакой тайны. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи.
Немецкие газеты платили той же монетой. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. 77 x 53 см.
Леонард был арестован. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей.
Не было ее и у реставраторов. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Возрождение. О матери Леонардо почти ничего не известно. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой».
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября».
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Меня удивило, что он маленький. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты». Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Но никто не пришел. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Эту картину надо просто один раз увидеть.
Назревала большая европейская война. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». На его стихи есть неплохие песни.
Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Мне показалась такая реакция странной. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Потом разошлись по всему миру. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Была уволена администрация музея. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Может быть эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля.
20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Я не говорю, что я совершенно прав.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Я имею ввиду его черный квадрат. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Была ли она красива.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Время шло – картина не появлялась. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Она расположилась на фоне пейзажа. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Париж. Вот таким образом старайтесь найти в искусстве то, что вас привлекает, что вызывает ассоциации и заставляет вас задуматься над своей жизнью, а не то, что сказали другие или кто эти люди.
Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете.
Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Но она ли на картине.
Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Vincenzo Peruggia).
Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Но перед зрителем на заднем плане возникает еще и обрывистая цепь скал с ледяными вершинами у подножия гор, водная гладь с вытекающей из нее широкой и извилистой рекой, которая, сужаясь под маленьким мостиком, превращается в миниатюрный водопад исчезающий за пределами картины.
Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду». Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Мона Лиза» (1503-1519). Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Как выглядит «Мона Лиза». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. да там толпа.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. А само изображение покрывает толстая броня.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. История искусств очень сложная вещь.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. Однако Мона Лиза была удивительно привлекательна, хотя черты ее лица и не были гармоничными.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Проходил месяц за месяцем. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. М. А.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс». Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Разразился страшный скандал. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.