Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83 счастливая, на 9 – испытывающая чувство отвращения, на 6 – полная страха и на 2 – злая. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской.
Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри.
Увлечение Леонардо объясняется другим. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». «Джоконда» – не портрет.
В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Грустит она или улыбается. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Художник присутствовал при этом свидании.
Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника.
Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Все детали её исполнены с величайшим усердием. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Знаменитая на весь мир картина «Мона Лиза», вышедшая из-под кисти Леонардо да Винчи, больше пяти веков хранит тайну своего происхождения. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. И Франциск – король-победитель.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
золотых экю.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Исходящее от картины «Мона Лизы» ощущение силы – это гармоничное сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Но самое интересное, что по мере удаления от начала, при делении двух последующих чисел (55/34 или 89/55) их значения будут приближаться к цифре золотого сечения 1. 618. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой.
Она придаст твоему лицу таинственное выражение. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Художник любил наблюдать за окружающей действительностью. Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся.
Те, кого он оставил здесь, были уже на вершине славы а о нем, когда-то пользовавшемся всеобщим поклонением, уже почти забыли. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Но это чрезвычайно трудная задача. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». Он никогда не расставался с блокнотом, в котором отмечал всё, что было достойно внимания. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. «Мона» переводится как «госпожа». Мона Лиза – автопортрет художника. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Леонардо да Винчи был не только живописцем, но и математиком. Как все изменилось в его родном городе. Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
«Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда». Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
В целом, «Мона Лиза» – наивысшее достижение, своеобразный пик в карьере Леонардо, как живописца. Находясь в состоянии расширенного сознания, художник и получил доступ к тайным духовным Знаниям. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Флорентийский мастер живописи всю жизнь посвятил совсем не поиску идеальных пропорций – он познавал Бога, пытаясь отыскать его проявления во внешнем мире. Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в своём стремлении добиться «совершенства над совершенством» и, кажется, он достиг этого.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Так к художнику все и относились. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Он приходит в музей. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Как все изменилось в его родном городе. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. В 1920 году в журнале Дада художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии загадочнейшей из улыбок пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов ей невтерпеж.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Эта загадка практически решена. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В ХХ ст. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Еще одна схожая версия.
Художник работал над полотном 15 лет, не расставаясь с ним даже во время путешествий. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Портрет прекрасной Джоконды и её улыбка включают целую серию золотых сечений.
И подобных примеров великое множество. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Голова слегка повёрнута10. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Долгие годы портрет придворной дамы в прозрачном покрывале был украшением королевских коллекций. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Название «Мона» – это производная слова Мадонна, что в переводе звучит как my lady. Ученым удалось разгадать эту загадку. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Кстати именно такие прямоугольники и треугольники были использованы Леонардо в таких известных полотнах, как «Тайная Вечеря», «Мужчина в Действии», «Мона Лиза» и другие. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Проходил месяц за месяцем.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Удивительно то, что эти числа очень часто встречаются в природе. О матери Леонардо почти ничего не известно. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Никто не знает, кто обрезал картину.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
По такому же принципу были написаны многие картины Леонардо да Винчи. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак».
Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Была ли она красива.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Дети смеялись. Ещё один проходит по правой кисти до левого локтя и касается головы женщины.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Мона Лиза стала своеобразным воплощением этих поисков. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. В этой последовательности каждое новое число равняется сумме 2-х предыдущих.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Горный пейзаж – символ горнего мира. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Ещё одно название картины – «Джоконда» – происходит от фамилии мужа главной героини полотна – Francesco Gioсondo, богатого торговца шелками, хотя эта версия и является официальной, но не имеет под собой никаких доказательств. Один из них стал монахом другой, в отчаянии от смерти неистового Савонаролы, бросил живопись и остаток дней своих решил провести в госпитале Santa Maria Novella третий, состарившийся духом и телом, уже не мог быть прежним товарищем Леонардо. Только один Пьетро Перуджино, уже искушенный в житейских делах, по-старому беседовал с Леонардо и давал ему полезные советы. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете.
Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону во время его визита к художнику. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон.
В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Доска (тополь), масло. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Похоже, что эта притягательность будет вечной. Папа разгневался. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека.
Это и есть одна из главных тайн изображения. Но никто не пришел. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед.
В последнее время было выдвинуто множество версий, но ни одна из них до конца так и не смогла объяснить, почему «Мона Лиза», даже спустя 500 лет, всё ещё не спешит раскрывать свои тайны. Это одно из чудес этого портрета. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи.
Что за юноша. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Новейшие исследования показывают, что на картине изображена не жена флорентийского дворянина дель Джокондо, а какая-то другая высокопоставленная дама.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61. 8. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. До него никто не видел в ней никакой тайны. () Джоконда— не портрет.
Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Среди работников Лувра началось смятение.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Это ученик великого художника по имени Салаи. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали.
По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Если мы задаем себе другой вопрос – какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Но она ли на картине. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. В своих поисках Леонардо да Винчи вплотную подошёл к «Золотому сечению или Божественной пропорции», которые были известны ещё во времена Древнего Египта, Греции и широко использовались в различных произведениях искусства. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. 76х53 см. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Почему.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Существует версия, что картины на самом деле две. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Одним из средств такой тончайшей нюансировки было характерное Леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Первое сентября прошло, но картины не было. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Мона Лиза» (1503-1519). Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Есть ещё одна экзотическая версия.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. М. А.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Смысл этой улыбки остаётся загадкой для нас и посей день. Художник работал над картиной на протяжении 15 лет, не расставаясь с ней ни на миг.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Эти числа обладают особым значением, вот таким образом ими пронизана вся вселенная.
Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета.
Учёные всего мира до сих пор ломают головы над тем, что скрывается за улыбкой Джоконды. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Уже известный многим ученый Винчети, который годами скрупулезно изучает шедевр да Винчи, заявляет, что изображенная на портрете Мона Лиза вовсе не женщина, а мужчина, некий юный красавец Джан Джакомо Капротти, который в течение 20 лет работал у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужил прозвище Дьяволенок.
Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). А. С. Пушкина в Москве.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Итак, перед нами образ Богородицы. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Художник не расставался с портретом до самой смерти.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из самых загадочных художников и учёных. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября». Может быть, на портрете изображена не конкретная женщина, а своеобразное отображение священного женского начала – Аллата. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Кроме того, форма лица и рук образуют равнобедренный треугольник, а в лицо Моны Лизы идеально вписывается золотой прямоугольник. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Леонардо работал над ним не один год.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Так же, как с каждой новой находкой появляется всё больше желающих расшифровать загадку «Моны Лизы», так и в каждом веке интерес к личности художника с годами не угасает, а, напротив, возгорается с новой силой. Леонардо доказывает, что художник стоит выше всего этого, что ценнее всего творческий замысел мастера.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Музей – это публичное заведение.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».