О тайне написания Джоконды Леонардо да Винчи ходит множество версий. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. Джоконда – самая таинственная и неоднозначная картина Леонардо да Винчи.
В 1502-1506гг Леонардо да Винчи написал свое самое значительное произведение- портрет Моны Лизы, жены мессера Франческо дель Джокондо. Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. После Готье, пишет искусствовед Г. Козлов, загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство «Джоконды», затмив даже авторство самого Леонардо. Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой.
До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Как пишут биографы, на самом деле, Леонардо выполнил заказ мужа Джоконды. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным». "мона Лиза", которая иначе именуется "Джокондой" художника Леонардо да Винчи – самое известное произведение на планете.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
«Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Где любовь, там и ревность. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Так к художнику все и относились. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах.
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Итак, перед нами образ Богородицы. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Грудь преподнимется.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Поиски полиции были безуспешными. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Мона Лиза – автопортрет художника.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Но это уже дело вкуса.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Ученым удалось разгадать эту загадку.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Разве что Рафаэль. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». То есть разобраться в этом механизме. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Все они похожи друг на друга и одновременно имеют большое сходство с Моной Лизой: это стройные, слегка женоподобные, кудрявые юноши. Джоконда— не портрет.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. 1503-1519 гг. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Что вы видите перед собой. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. До охраны наконец дошло, что картину украли. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Увлечение Леонардо объясняется другим.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Единственный стоящий след обнаружил самый знаменитый полицейский Франции тех лет Альфонс Бертильон.
В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). До него никто не видел в ней никакой тайны. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Только чувство утраты рождает любовь. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Ею вдохновлялись Каземир Малевич, Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Сальвадор Дали. Создание шедевра относится к 1514 – 1515 гг. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки – взлетающую птицу. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. «Джоконда» – не портрет. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Горный пейзаж – символ горнего мира. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Но затворницей Мона Лиза не была. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление.
Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
И Франциск – король-победитель. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Но она ли на картине.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности.
Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Почему же художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. А еще – техника. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Бельгиец Пьере был его секретарем. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Только вот женщин там вы не найдете. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Публика разделилась на два враждующих лагеря. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Голова слегка повёрнута10.
Ведь история знает немало примеров того, как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых невероятных случаев. Еще одна схожая версия. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () Джоконда— не портрет. «Джокондомания» охватила Америку. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Грустит она или улыбается. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Ее перевели в покои министров.
Никто не знает, кто обрезал картину. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. В Джоконде сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Он мечтал взять верх над природой, научившись менять направление рек и осушать болота, он хотел похитить у птиц искусство полета.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. придумал загадочную улыбку Джоконды. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Существует версия, что картины на самом деле две. К тому же он доверял профессионалам. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Музей – это публичное заведение. Где-то между 1503 и 1506-м. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Вот это уже серьёзная несостыковка.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Это уже дама, которой за 30-35 лет. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
На раме он заметил отпечаток пальца.
Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, крестьянку Катерину. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Мону Лизу художник писал не по заказу, он сам предложил написать портрет жены её мужу. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Для написания портрета матери, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения и насколько сильно это увеличило достоинства портрета. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. До него никто не видел в ней никакой тайны. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Посередине: Дама с горностаем.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Благодаря этому контрасту Мона Лиза кажется такой невероятно близкой и ощутимой, а пейзаж мы воспринимаем как излучение ее собственной мечты». Пачифика (если это она) на картине вышла как живая.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но он любил этот образ. Цель этого похищения не выяснена однозначно. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс».
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Мона Лиза (фрагмент).
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Были допрошены сотни людей. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Назревала большая европейская война. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Время шло – картина не появлялась.
В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Потом разошлись по всему миру.
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А. С. Пушкина в Москве.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной».
Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Художник не расставался с портретом до самой смерти. В ХХ ст.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Мона Лиза из Лувра явно старше. Которых у Моны Лизы нет. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
Так он и спал на картине больше двух лет. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Папа разгневался. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Цель этого похищения не выяснена однозначно.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта загадка практически решена. Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, вот таким образом полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора. Вывод: правая половина тела модели парализована, а, значит, таинственная улыбка – тоже лишь судорога. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Он был влюблен в собственную мать. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». 1503-1519 гг. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Немецкие газеты платили той же монетой.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Он приходит в музей. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, управляющего любовной жизнью женщины, сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, поглощающей мужчину как нечто постороннее.
С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Далеко не всем она кажется таковой. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью».
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Леонардо да Винчи. Её страстно любят и так же страстно ненавидят.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Леонардо да Винчи.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
И почему художник не имел семьи. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Разразился страшный скандал.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. «Джоконда» впала в полное забвение.
И 3 не официальная версия: Леонардо да Винчи писал Мону Лизу не с Лизы дель Джоконда, а со своего юного подмастерья по имени Джан Джакомо Капротти, который работал у него с 1490 по 1510 год. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
А не так давно, в 2009 году, россиянка запустила в стекло глиняной чашкой, но ни один из двух последних случаев не нанес картине никакого вреда. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окруженным снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Также Вазари говорит о бровях. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
76х53 см. Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Дети смеялись. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Тогда скульптор обратился к физиологу, профессору Анри Греппо, а тот привлек специалиста по микрохирургии рук Жан-Жака Контэ. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Она вздохнёт.
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Почему Леонардо не рисовал своих автопортретов. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Голова слегка повернута. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками.
Вот почему он не писал автопортреты. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Мона Лиза» (1503-1519). Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана – легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей.
Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Доска (тополь), масло. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально.
«Мо на Ли за» («Джоко нда») полное название— Портре т госпожи Ли зы Джоко ндо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Художник присутствовал при этом свидании. Леонард был арестован. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека. Vincenzo Peruggia). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Справа: Мона Лиза. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Не было ее и у реставраторов.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.