Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Существует версия, что картины на самом деле две. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как же выглядит сей шедевр IRL. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». И больше заказов у Леонардо да Винчи не было.
А еще – техника. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Что вы видите перед собой.
В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Как известно, Леонардо был левшой. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Впрочем, последнее— полная херня. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Есть ещё одна экзотическая версия. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Предполагается, что их связывали не только дружеские отношения, но и нетрадиционная ориентация. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. 76х53 см. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. На раме он заметил отпечаток пальца.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Если говорить о причинах появления мифа Моны Лизы, версия, что прославленная картина – автопортрет самого художника, может быть очень близка к истине.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом.
И что же. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Пулитцер предпринял ещё более тщательное исследование работы и рассказал о своих выводах в книге «Где Мона Лиза. » (1966). Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать.
Это были живые, это были человеческие глаза. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо – Лизой Герардини. Портрет Лизы Джоконды не был завершен.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Где любовь, там и ревность. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Художник присутствовал при этом свидании. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. «Джоконда» впала в полное забвение. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Сыщики, подгоняемые возмущенной общественностью, лезли из кожи вон, но ничего, кроме издевок и насмешек, не добились. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины.
Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Были допрошены сотни людей. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. После смерти Чарткова открылась история создания портрета.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда».
Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Эта загадка практически решена. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вот таким образом неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. «Джокондомания» охватила Америку.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Кто такая Джоконда. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Потом разошлись по всему миру.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Назревала большая европейская война. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». За счет чего — объяснения пока нет. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Так он и спал на картине больше двух лет.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. И Франциск – король-победитель. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
То есть разобраться в этом механизме. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. «Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Но стоит отметить – каждый находит в Джоконде свой идеал – роковую женщину или скромную мать семейства. Ее перевели в покои министров. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Это ученик великого художника по имени Салаи. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Что за юноша. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
«Джоконда» – не портрет. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
До него никто не видел в ней никакой тайны. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Только вот женщин там вы не найдете.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. И кажется нам, будто эта улыбка разливается по всей картине, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, ее одеяние и лунный пейзаж, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Одним из источников его измышлений стали «Жизнеописания» художника и историка искусства XVI века Джорджо Вазари, который отмечал, что Лиза Герардини, жена богатого торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, действительно позировала Леонардо (Пулитцер рассчитал, что это было между 1503 и 1506 годами), но картина осталась незавершённой. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Только чувство утраты рождает любовь. Итак, перед нами образ Богородицы. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Грустит она или улыбается. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Голова слегка повёрнута10. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Подобно пропорциям леонардовских фигур, она построена на тончайших математических измерениях, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица.
Vincenzo Peruggia). К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Джоконда. А. С. Пушкина в Москве.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Дети смеялись. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Леонард был арестован.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. В 1502–1506 гг.
Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Что прячет улыбка её.
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
() Джоконда— не портрет. К тому же он доверял профессионалам. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Бельгиец Пьере был его секретарем. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Джорджо Вазари, биограф Леонардо, утверждает, что портрет был написан по заказу флорентийского купца. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Vincenzo Peruggia). Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Папа разгневался. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Время шло – картина не появлялась.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Интересны только новые. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Когда впервые 100 лучших картин из коллекции французского короля были показаны в 1750 году в Париже избранной аристократической публике, ее среди них не было. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Не было ее и у реставраторов. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Доска (тополь), масло.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Она считалась красавицей, но не красота её лица привлекала Леонардо, а редкая значительность всего её облика, дававшего возможность художнику проявить свою наблюдательность и блеснуть выразительностью своей работы. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь.
До него никто не видел в ней никакой тайны. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Ученым удалось разгадать эту загадку. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Мона Лиза» (1503-1519). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Но затворницей Мона Лиза не была.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Объектом для картины он выбрал двадцатипятилетнюю жену одного из магнатов Флоренции Франческо Джокондо, знатную и богатую Мону Лизу. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Так к художнику все и относились. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
После смерти последней полотно выкупил Фонд Моны Лизы. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. И как в Православии лествица – символ Божией Матери, соединившей Собой Небо и землю, так в западной традиции символ Богородицы – мост: мост между двумя мирами. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Что означают они, этот взгляд и эта улыбка. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Разразился страшный скандал. Где-то между 1503 и 1506-м.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Горный пейзаж – символ горнего мира. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Так что до нас дошли только отрывочные и поверхностные слухи, не раскрывающие тайны, где все два года находилась картина и почему сегодня в мире существует так много копий Джоконды, сделанных именно в это время.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Немецкие газеты платили той же монетой. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.