Картина Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина также известна, как "Джоконда" и считается одним из лучших примеров портретного искусства. Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда). Но если посмотреть на картину со стороны, кажется, что он приподнимается, создавая улыбку, которую можно увидеть только мимолётно, – как и у Джоконды.
До сих пор идут споры, кто же изображен на картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить. Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с "Джокондой" картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей.
Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Бельгиец Пьере был его секретарем. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. А его изобретения и вовсе никого не интересовали, разве что детей: он развлекал их тем, что ловил какое-нибудь насекомое, богомола например, приделывал ему крылышки и тот летал, как маленький дракончик.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Кроме того, по мнению владельцев, настало время, когда это произведение искусства должны увидеть все желающие в одном из лучших музеев мира. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Эта загадка практически решена.
Беда в том что 99 людей не понимает что такое живопись. Даже Сезана при жизни не понимали даже и художники. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Девушку звали Мона Лиза. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Художник присутствовал при этом свидании. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Горный пейзаж – символ горнего мира. С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Но затворницей Мона Лиза не была. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Мона Лиза» (1503-1519). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. придумал загадочную улыбку Джоконды. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Пабло Пикассо также находился под подозрением.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Более точная информация была получена вследствие анализа записей секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д39Арагону. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. В ее портрете зрителя притягивает облик – ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Папа разгневался. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. «Джокондомания» охватила Америку. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Так он и спал на картине больше двух лет. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. О матери Леонардо почти ничего не известно. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Живопись самое переоцененное искусство. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. В 2010 году Винчети обнаружил на полотне Леонардо загадочные цифры и символы: на одной части картины, где изображена арка моста, расположенная по левую руку от Джоконды, якобы изображены цифры 72. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Как выглядит «Мона Лиза». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Например великих ученных которые изобретали то все что делало нас лучше. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. А звёзды поп-арта – Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и граффитчик Бэнкси – стали эксплуатировать этот образ в своих работах.
Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Ее перевели в покои министров. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Дети смеялись. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Были допрошены сотни людей. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Доска (тополь), масло. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. 3.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. () Джоконда— не портрет. Когда каждый человек это уникум в своем роде.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Зачем же нам должны навязываться чужие стереотипы. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Какой блин приятель.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Где любовь, там и ревность. Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Разразился страшный скандал.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Картина это мир в который хочет затянуть его создатель. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Где-то между 1503 и 1506-м. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Время шло – картина не появлялась. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
5 июня 1940 года она была перевезена в Шовиньи на мягких носилках в машине скорой помощи, В сентябре ее перевезли в Музей Энгра в Монтобане, а затем в 1942 году в Монталь. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Только вот женщин там вы не найдете. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Не было ее и у реставраторов. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Vincenzo Peruggia).
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Итак, перед нами образ Богородицы. И Франциск – король-победитель. Единственный я думаю поллок был оценен при жизни. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет).
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Только чувство утраты рождает любовь. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Живопись мало кому доступна. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. До него никто не видел в ней никакой тайны.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Картина написана маслом на доске из тополя. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. Принадлежит к позднему периоду его творчества. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
«Джоконда» – не портрет. Остается только припомнить сказку «Голый король». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Потом разошлись по всему миру. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». То есть разобраться в этом механизме. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Но никто эти картины не оценивает по достоинству. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. А. С. Пушкина в Москве.
золотых экю. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Но опять же скажу это мое субъективное мнение, все это фигня. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Черный квадрат как был примитивной работой так и останется. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Она сберегается в Лувре.
Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. А еще – техника. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
«Джоконда» впала в полное забвение. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. 7.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Что вы видите перед собой. Но она ли на картине.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Голова слегка повёрнута10. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Никто не знает, кто обрезал картину. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Нам не известно. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
4. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Ни одна картина не стоит и 10 части денег за нее заплаченных. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
На раме он заметил отпечаток пальца. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. 76х53 см.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Картина «Джоконда» – самое известное произведение автора.
Она расположилась на фоне пейзажа. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах».
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Биографии художников почитайте.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. Родился в семье нотариуса. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Леонард был арестован. Назревала большая европейская война.
Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Немецкие газеты платили той же монетой. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Величайшим представителем этой звёздной плеяды является Леонардо да Винчи, у которого учились непревзойдённые мастера Ренессанса. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Именно ученики чаще всего прорисовывали все побочные элементы в картинах – деревья, животных, одежду, фон, а сам художник писал основное.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. А само изображение покрывает толстая броня.
Так к художнику все и относились. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. К тому же он доверял профессионалам. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. И это не было плагиатом, тогда считалось, что произведения ученика – заслуга учителя. Очень хорошо видно что идеи «современного» искусства 20 века как и идеи например бессмысленного психоанализа заменяют живопись и цвет как таковой. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Подделать произведение вторичного художника можно, подделать и повторить живопись никогда.