Эта загадка практически решена.
Только чувство утраты рождает любовь. Уже и рука дрожала и ноги почти не носили, а он все сидел возле Джоконды, не замечая, как она уносит его силы. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной.
Опасно попасть под обаяние этого призрака. Леонардо и Салаи были вместе 25 лет. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Работа над портретом итальянки началась в 1503 г. и продолжалась более десяти лет.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Папа разгневался. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Как Мерилин Монро или Микки-Маус. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. На его стихи есть неплохие песни. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Разразился страшный скандал. Ее перевели в покои министров.
Данная версия тоже объясняет, почему портрет остался у великого художника. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Так и с данной статьей. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Кроме всего прочего, появились китайцы, которые вместо собственного контента занимаются тем, что клепают подделки вообще на все работы западных мастеров и клепают действительно в промышленных масштабах. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь.
Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
На раме он заметил отпечаток пальца. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. До него никто не видел в ней никакой тайны. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Это ученик великого художника по имени Салаи.
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
История искусств очень сложная вещь. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Никто не знает, кто обрезал картину. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Я не говорю, что я совершенно прав. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Потом разошлись по всему миру. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Как известно, Леонардо был левшой. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Принадлежит к позднему периоду его творчества. В том и состоит гениальность произведения и потому оно стало символом начала новой эры в искусстве. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Не было ее и у реставраторов. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). придумал загадочную улыбку Джоконды. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Фантастический лунный пейзаж не случаен: плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде и со складками одеяния и с легкой накидкой на плече Моны Лизы.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Голова слегка повёрнута10.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Vincenzo Peruggia).
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Бельгиец Пьере был его секретарем. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Это не радостная улыбка, зовущая к счастью.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. «Джокондомания» охватила Америку. Доска (тополь), масло.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. В зальце размером метров десять на двадцать на стене за пуленепробиваемым стеклом висит темная дощечка 76х53см.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители.
Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Где любовь, там и ревность. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда».
Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. До охраны наконец дошло, что картину украли.
То есть разобраться в этом механизме. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Горный пейзаж – символ горнего мира. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Каждый может и должен видеть то, что произвело на него именно это художественное произведение. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Ученым удалось разгадать эту загадку. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
Что вы видите перед собой. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. До него никто не видел в ней никакой тайны. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Меня удивило, что он маленький. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Но затворницей Мона Лиза не была. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Были допрошены сотни людей. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Но если Леонардо было не суждено вернуться в родные пенаты, то судьба «Джоконды» складывалась несколько иначе. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Vincenzo Peruggia).
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. В 1911 г. в результате кражи полотно было вывезено обратно в Италию.
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Будем считать, что мне повезло. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г. Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Как было с Малевичем. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Она считалась красавицей, но не красота её лица привлекала Леонардо, а редкая значительность всего её облика, дававшего возможность художнику проявить свою наблюдательность и блеснуть выразительностью своей работы. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. «Джоконда» – не портрет. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. И Франциск – король-победитель. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Назревала большая европейская война. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки – взлетающую птицу. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Где-то между 1503 и 1506-м. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Она утверждает, что на портрете изображён юноша в женском платье. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Время шло – картина не появлялась. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху, повернувшись в кресле почти лицом к зрителю.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. К тому же он доверял профессионалам.
Изображение это давало возможность всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе, легко в этом убедиться ибо в нем были переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи. Цель этого похищения не выяснена одназначно. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. В 1991-м французский скульптор Ален Рош решил воплотить Мону Лизу в мраморе, у него ничего не вышло.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Вокруг постоянно толпятся 9000 таких же хомячков-туристов, как и ты, вот таким образом подойти к картине ближе, чем метров на десять— нереально. Что за юноша.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Так к художнику все и относились.
Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. Как же выглядит сей шедевр IRL. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Впрочем, последнее— полная херня. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. () Джоконда— не портрет. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Это та загадочная улыбка, которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, в страхе и желании, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, манящую его среди высоких скал. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»).
В 1502–1506 гг. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Я имею ввиду его черный квадрат. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Но загадка Мона Лизы автопортретом Леонардо не ограничивается. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». То, что эта картина точно принадлежит кисти Леонардо, подтвердила дактилоскопическая проверка.
Есть ещё одна экзотическая версия. Итак, перед нами образ Богородицы. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. да там толпа. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Но она ли на картине. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. И что же.
Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Грустит она или улыбается. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. 76х53 см. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. А еще – техника. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу»16.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Что означают они, этот взгляд и эта улыбка.
Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. О матери Леонардо почти ничего не известно. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Существует версия, что картины на самом деле две. Сегодня она является одним из шедевров экспозиции Лувра. Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине.
Была уволена администрация музея. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. После этих событий картина набрала небывалую популярность. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Дети смеялись. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». А. С. Пушкина в Москве. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Художник присутствовал при этом свидании. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом.
Так он и спал на картине больше двух лет. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Только вот женщин там вы не найдете. Цель этого похищения не выяснена однозначно. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. «Джоконда» впала в полное забвение. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
Немецкие газеты платили той же монетой. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
Мона Лиза» (1503-1519). Эту картину надо просто один раз увидеть. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Леонард был арестован. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.