Вот это мастерство, а не вымышленные ребусы, которые разгадывают джокондоманы всего мира и есть главная ценность «Джоконды». Как однажды сказала Фаина Раневская о Джоконде, «Эта дама уже сама может выбирать, на кого ей производить впечатление». Это, конечно, добавляет загадочности истории Джоконды. И, наконец, одежда Джоконды испещрена золотом – согласно строкам из 44-го псалма Давида, посвященных Богородице, – на всех богородичных праздниках этот псалом звучит.
Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Одна из самых известных, если не самая известная картина в мире – это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Это портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.
Это «Джоконда», которая царствует в Лувре, «Джоконда в образе весны» и портрет Моны Лизы, также представляющий собой аллегорию весны, так называемую Флору, который тоже хранится в Париже. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. К тому же он доверял профессионалам.
Разразился страшный скандал. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Картина находилась при художнике до самой его смерти. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Ее перевели в покои министров.
Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Так и с данной статьей. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Он приходит в музей. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
В чём секрет знаменитой улыбки, кто изображен на картине, почему картина стала такой популярной. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. А еще – техника. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Леонард был арестован. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Эту картину надо просто один раз увидеть.
76х53 см. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего.
Но затворницей Мона Лиза не была. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. На его стихи есть неплохие песни.
Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном — синдрома хронической усталости. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Среди обвиняемых были немецкие шпионы, художники-авандгардисты (в особенности, Пабло Пикассо), подданный российской империи поэт Гийом Аполлинер Вот только никакие усилия полиции не сравнятся с усилиями прессы. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Глядя на потуги фотояпонцев, служители периодически ухмыляются одними глазами— при фотографировании со вспышкой на снимке можно будет увидеть разве что огромный белый блик от пуленепробиваемого стекла. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Я не говорю, что я совершенно прав. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были. Свидетельство тому – типичной для подобного недуга узелок на коже между левым веком и основанием носа. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды.
Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Время шло – картина не появлялась. Будем считать, что мне повезло.
Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
«Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом.
Я имею ввиду его черный квадрат. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Vincenzo Peruggia).
Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Такой вывод историк искусства, впрочем, сделал не только из-за внешнего сходства моделей, а после изучения фотографий в высоком разрешении, которые позволили разглядеть Винченти в глазах модели L и S – первые буквы имен автора картины и изображенного на ней юноши, по убеждению специалиста. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Мона Лиза – автопортрет художника.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства.
То есть разобраться в этом механизме. Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. До охраны наконец дошло, что картину украли. Многие исследователи склоняются к мнению, что моделью для картины Леонардо стала реальная женщина — Лиза ГерардиниядельДжокондо, третья жена флорентийского торговца ФранческодельДжокондо. А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Уже и рука дрожала и ноги почти не носили, а он все сидел возле "Джоконды", не замечая, как она уносит его силы.
Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
После смерти Чарткова открылась история создания портрета. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Как сообщает историк Вазари, дописать его Леонардо да Винчи намеревался во Франции, где у него была мастерская.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Это не радостная улыбка, зовущая к счастью. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Доска (тополь), масло. И что же. да там толпа.
Собственно, следуют советы современным женщинам: подумай, какая ты замечательная, милая, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и улыбаться себе. Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка. » В личной жизни длинногривый герой романтических салонов Готье был типичным подкаблучником своей любовницы балерины Карлотты Гризи. Горный пейзаж – символ горнего мира. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Исследователь Виппер отмечает ещё одну немаловажную деталь: «Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге — к потере богатства и к ужасной смерти. Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. И Франциск – король-победитель.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Эта загадка практически решена. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Только вот женщин там вы не найдете. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Именно она сделала кражу картины всемирной сенсацией: «Мона Лиза» попала на первые полосы лучших мировых газет. В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Что вы видите перед собой. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Многие годы первый экземпляр якобы оставался во Флоренции в семье дель Джокондо или у кого-то другого, пока не попал в Англию, где в 1962 году оказался в коллекции Пулитцера. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Как известно, Леонардо был левшой.
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Бельгиец Пьере был его секретарем.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. А в мае этого года лик Моны Лизы, набранный художником Георгием Пузенковым из компьютерных пикселей, отправился в космос на Международную станцию. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
За счет чего — объяснения пока нет. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Её страстно любят и так же страстно ненавидят. В 1911 году «Джоконда» оказалась в центре страшного политеческого скандала: её похители.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. ВандализмВ 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». Опасно попасть под обаяние этого призрака. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Музей – это публичное заведение. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности.
В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». «Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Другой владелец «подлинной» «Джоконды» – доктор Генри Пулитцер – также полагает, что Леонардо да Винчи сделал второй экземпляр картины, который оставил себе, отдав первый заказчику. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
«Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари).
Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Они избрали ее объектом своих экспериментов. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины изображённой на картине. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На ноги была поставлена вся французская полиция, на тот момент лучшая в мире.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х).
Художник присутствовал при этом свидании. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти».
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Где-то между 1503 и 1506-м. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Таковой и считали ее Франциск и его придворные.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Меня удивило, что он маленький. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). () Джоконда— не портрет.
Но стоит отметить – каждый находит в Джоконде свой идеал – роковую женщину или скромную мать семейства. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски.
Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Так он и спал на картине больше двух лет. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Джозеф Борковски, американский стоматолог и эксперт по живописи, считает, что женщина на картине, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Что означают они, этот взгляд и эта улыбка. Никто не знает, кто обрезал картину.
Одно – это чудесное леонардовское сфумато. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Итак, перед нами образ Богородицы.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Голова слегка повёрнута10. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась.
В 1502–1506 гг. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Над проверкой этой версии трудятся многие учёные, сегодня ведутся раскопки могилы Моны Лизы дельДжокондо в монастыре Святой Урсуллы на территории Италии. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Были допрошены сотни людей.
Но она ли на картине. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек.
В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
«Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. придумал загадочную улыбку Джоконды. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Как же выглядит сей шедевр IRL. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности.
Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Как было с Малевичем. Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук.
Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Но, действительно, бытует мнение, что художник, разлученный с матерью в раннем детстве, всю жизнь пытался воссоздать образ и улыбку матери в своих картинах. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. «Джоконда» впала в полное забвение. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. История искусств очень сложная вещь.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. А. С. Пушкина в Москве. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Кстати, самый легкий способ обратить на себя внимание – начать отрицать некий общепринятый факт. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Не было ее и у реставраторов. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Художник не расставался с портретом до самой смерти. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Отчаявшись найти драгоценную пропажу, руководством Лувра было принято решение повесить на место пропавшей Джоконды её цветную репродукцию в чёрно рамке.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.
Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Папа разгневался. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы».
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Только чувство утраты рождает любовь. «Джоконда» – не портрет.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Это были живые, это были человеческие глаза. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Цель этого похищения не выяснена одназначно. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Vincenzo Peruggia). Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Назревала большая европейская война.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Так к художнику все и относились. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Еще одна схожая версия. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели.
Как сказал Ротенберг: «само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
На раме он заметил отпечаток пальца. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Увлечение Леонардо объясняется другим.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что "сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини". Скорее, здесь было что-то из области колдовства.
Немецкие газеты платили той же монетой. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
О картине особенно не вспоминали до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
Впрочем, последнее— полная херня. Интересны только новые. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Для Уорхола, как и для его последователей, мастеров китча, Мона Лиза является квинтэссенцией понятия "знаменитость". На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Была уволена администрация музея. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. До него никто не видел в ней никакой тайны. Страстно любивший жизнь во всех её проявлениях, он задумал написать портрет, который был бы не условным, схематическим изображением объекта, а передавал этот объект во всей его многогранной живой реальности. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Потом разошлись по всему миру. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. С Джокондой этот прием не работает – о ней все сказано и все опровергнуто, в отношении этой картины прозвучали уже все взаимоисключающие версии. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Дети смеялись.
особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. История картиныЕщё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Джокондомания» охватила Америку. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были.
Мона Лиза» (1503-1519). Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Где любовь, там и ревность. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.