Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ. James Abbot McNeill Whistler, 1834—1903)— англо-американский художник, мастер живописного портрета в полный рост, а также офорта и литографии. На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Уистлер Джеймс Эббот Макнил. Джеймс Уистлер родился в США в 1834 году. Творчество Джеймса Макнейла Уистлера (1834-1903) так же загадочно, как и вся его жизнь.
Уистлер Джеймс Эббот Мак-Нил (Макнил) (James Abbot McNeill Whistler), англо-американский живописец и график, а также мастер офорта и литографии. Так окончился российский период жизни Джеймса Уистлера. Осенью 1855 года Джеймс Уистлер с согласия родных уезжает в Париж, чтобы стать профессиональным художником. Джеймс Эббот Макнил Уистлер (англ.
– Джеймс Уистлер — один из величайших мастеров живописи таково мое мнение. Джеймс Уистлер, англо-американский художник, родился 11 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США. Arrangement in Grey and Black: The Artists Mother) — наиболее известная из работ Джеймса Уистлера. Джеймс Эббот Макнил Уистлер.
Следуя заветам Глейра и передавая их затем своим ученикам, Уистлер сначала тщательно подбирал основные тона для лица, волос, одежды, фона – в свету, полутени и тени. Уистлер в офорте. Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами (Пеннель). Марка в Венеции»), серию офортов – так называемый «Венецианский цикл» («Нищие», «Площадь Св. Критики обвиняли его в том, что это всего лишь эскизы. Ионкинда. Созданная в 1875 году художником картина «Ноктюрн в черном и золотом.
Лекок требовал точного рисунка и изображения– по памяти. Из ранних вещей Уистлера влияние метода Курбе– «великого человека», по выражению Уистлера, – яснее всего сказывается в пастозно написанном остром портрете желчной старухи Жерар. Видимо, для него было важнее свое рождение в искусстве.
В мае 1879 года для оплаты судебных издержек и других долгов на аукционе за бесценок были проданы его работы, дом и восточные коллекции. Уистлера особенно привлекали произведения Рембрандта и Веласкеса: его первый автопортрет («Портрет Уистлера в шляпе», 1858) своим темным колоритом во многом обязан работам голландского мастера. Девочка в белом». Все внимание художника направлено на экономию средств. Ее колорит решен в серых и черных тонах.
Уистлер шел по нему первым. Правда, он так и не выучился хорошо рисовать конечности– бился над этим всю жизнь. Но в офортах «Венецианской серии» появляется взгляд не только отдаленный, но и удивительно отчужденный. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Неунывающий, веселый, беспечный, полный неистощимых выдумок и проделок, молодой демократически настроенный американец Уистлер очень мало походил на респектабельных юных членов небольшой английской колонии художников, учившихся тогда в Париже.
Но в 1849 году умер отец и семья Уистлер вернулась в Америку. Он не одобрял культ пленэра и говаривал, что «писать с натуры лучше всего дома». Вот таким образом, на вопрос, у кого ей учиться искусству гравюры, он лишь сказал: «Я не могу научить вас искусству, его постигают наедине или не постигают совсем». Офорты сразу же завоевали популярность, а их автор предстал сложившимся мастером художественной гравюры, переживавшей в те годы период глубокого упадка. При этих словах в зале раздались аплодисменты. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. Картина художника написана в сдержанной цветовой гамме.
А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Мать с детьми и гробом мужа возвращается на родину, в Америку. Особенно удачен офорт Пристань Черного Льва. Но обстановка постепенно менялась.
Однако ленивец всегда находил время, чтобы, находясь в Лувре, поучиться благородной сдержанности колорита и пристальному вниманию к живому человеку на произведениях Рембрандта, Веласкеса, Хальса. В Санкт-Петербурге Джеймс посещал уроки рисования в Императорской Академии художеств. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой.
Систематические занятия искусством приходится прекратить. К этому времени технические приемы мастера уже сложились. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а картина "Ноктюрн: Падающие огни", предмет судебного разбирательства, была продана в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за нее было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Эта «Гармония в голубом и золоте» (другое название интерьера) привела заказчика в ярость, однако она стала наиболее рафинированным выражением «японизма» в британской культуре и настоящим шедевром интерьерного и декоративного искусства, предвосхитив искания стиля модерн. Новаторство Уистлера вызывало раздражение не только у состоятельных невежд, но и у весьма почтенных художественных критиков.
Так, в «Ноктюрне в синем и золотом» сказалось знакомство Уистлера с гравюрой Хиросиге «Склады бамбука у моста Кёбаси». Художественные, разумеется. Он писал маслом, но очень жидко, как бы в технике акварели, добиваясь нужных эффектов освещения. Но чего это стоило Джорджу Уистлеру. – Золотой полоской заканчивается черная панель бантики на туфлях закреплены крошечными золотыми пряжками волосы заколоты золотой булавкой золото мы находим и в драпировке, брошенной на стул и в узоре циновки на полу: картина написана широкими, свободными мазками. К поэтическому отображению вечерней и ночной Темзы, ее старых мостов, огней над рекой художник шел от петербургских впечатлений юности, от гравюр японских мастеров. Созвучия тонов, по его мнению, должны соответствовать ритмам линий.
В 1884 г. художника приглашают стать членом «Общества английских художников», а через два года избирают его президентом. Не от Хогарта ли отчасти желчная злость и язвительный юмор Уистлера. Но он сражался, только будучи вынужден к этому. Песня «Mother» Джона Леннона посвящена матери Уистлера. Уистлер привлек критика к суду за диффамацию и оскорбление. Дега именно эту картину имел в виду, когда вспоминал начало своего творческого пути: «Фонтен, Уистлер и я шли одной дорогой — голландской».
Тем более что в Академии все французское было в моде. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже. Он общался больше с талантливой французской молодежью инстинктивно чувствуя, за кем будущее. В их лице Уистлер здесь сразу же столкнулся с квинтэссенцией викторианской Англии.
Целостность восприятия достигалась тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Все, казалось бы, полно внутренней подвижности и чисто импрессионистической изменчивости. Зеленые краски отсутствовали.
При оформлении выставок художник ввел принцип разреженного развешивания картин. Но обстановка постепенно менялась.
Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» — столовая в доме Лейландов. Композиция картины построена с использованием прямоугольных плоскостей: стен, рамки висящей картины, темной драпировки. Но с точными науками дело не ладилось. Его знаменитая картина «Симфония в белом 1. Полотно «У рояля» 1859 года получило одобрение Курбе. Вокруг этой картины был построен сюжет фильма «Мистер Бин».
Ученик Академии художеств Корицкий «подтянул» своего подопечного так, что Джеймс миновал первый класс престижного учебного заведения и поступил сразу во второй. Трудности, расходы не имели значения. Уистлер, уже живя во Франции, успешно участвовал в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. Слоновую кость, дающую в разбеле красивый перламутровый тон, Уистлер по примеру Ш. Глейра использовал в качестве «всеобщего гармонизатора», вводя ее почти во все красочные смеси. Художник изобразил не японскую искусительницу, а рыжеволосую ирландку Джо Хайфермен.
Художническая его жизнь начиналась, как ни странно, в России. В поздних произведениях, особенно «ноктюрнах» с видами Лондона, Уистлер использует крайне разведённые, по-акварельному прозрачные краски, которые передают ощущение зыбкой подвижности атмосферной среды. В мае 1879 года Уистлер был объявлен банкротом и все его имущество ушло с молотка. «У рояля» — первая большая картина Уистлера, работа над которой была начата в Лондоне в ноябре 1858 года, а закончена весной следующего года. Картина «Аранжировка в сером и чёрном.
А было что вспомнить: от веселых пирушек с участием любимой натурщицы «Тигрицы» Фюметты, декламировавшей Мюссе, но в припадке ревности изорвавшей все рисунки Уистлера, до голодных и холодных дней в пустой мансарде, когда ломбард отказывался принять в заклад старый тюфяк– последнюю надежду на добывание денег. Но учился он больше в залах Лувра и у самой жизни. Критики и публика начинают понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. И Корицкий тоже, как бы мы наслаждались». Картина появляется в нескольких эпизодах Симпсонов: «Rosebud», «Проблемы с Триллионами», «Бёрнс и пчёлы». В эти месяцы Уистлер жил в Венеции, работая над офортами и пастелями. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности.
Еще важнее было знакомство с Курбе, перед которым благоговел тогда Фантен. Как когда-то в юности, на склоне лет в жизнь Уистлера еще раз вошла Россия. Созданная в 1875 году художником картина Ноктюрн в черном и золотом.
Уистлера это приохотило к созданию художественных гравюр потом всю жизнь он параллельно работал маслом на полотне и гравировальным резцом по медной пластине. Художник сознательно повторил выбранные композиционное и колористическое решения в работе над портретом английского историка и философа Томаса Карлейля. Отдав дань семейным традициям, Уистлер проучился три года в Уэст-Пойнтской военной академии, затем работал чертежником в Геодезическом управлении, где овладел техникой офорта, необходимой для изготовления карт. По существу, основное учение Уистлера происходило именно здесь.
В то же время Уистлер по многим вопросам расходился с импрессионистами. Маленькая Дебора была одаренной пианисткой и часто выступала с концертами в Петербурге. Он стал искать перекличек своей живописи с музыкой, называл свои работы аранжировками, ноктюрнами и симфониями, настаивал на своей позиции: «Прежде всего мы должны помнить, что аранжировка красок и тонов в искусстве аналогична композиции в музыке и абсолютно независима от изображения фактов». Неприученная к подобному восприятию критика продолжала усматривать в произведениях Уистлера скрытую символику. Она же в рост– в раннем офорте, которым стал увлекаться Уистлер. Марка в Венеции») и около ста пастелей («Нищие.
Для раннего периода Уистлера характерно некоторое влияние Курбе. Музыкальная комната» (1861), «Аранжировка в сером и черном 1.
И, на удивление, выиграл процесс, отстояв свое профессиональное достоинство. Собор Св. В фильме «Голый пистолет 2» у одного из героев родимое пятно в форме Матери Уистлера. Писать надо было просто окружающую жизнь, что он и делал. Художник стремился увидеть и отразить поэзию труда. Дюморье, занимавшийся вместе с Джеймсом, позднее описал его в своем романе «Трильби», как ленивого «короля бродяг».
Впрочем, судьба была к нему благосклонной. На картине мы видим сестру художника Дебору и ее дочь Анну. Девушка в белом», решенная в необычайной для тех лет осветленной гамме. В 14 лет он твердо избирает путь художника. Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова.
Даже писал позднее Фантену, что жалеет, что не учился у Энгра. Одна из первых представленных публике работ художника («У рояля», 1859) была воспринята неоднозначно: Салон отверг картину, зато представленная в Королевской академии в Лондоне, она снискала похвалу критиков.
В картине «У рояля» можно заметить также влияние голландской живописина творчество Уистлера. А сначала жизнь его текла спокойно и без всяких тайн. Легенды о приключениях Уистлера долго ходили среди населения Монмартра.
Это очень пригодилось позднее Уистлеру при писании «ноктюрнов». Картина художника «Ноктюрн в черном и золотом», «Падающая ракета» 1875 года вызвала нападки известного критика Д. Рескина, обвинившего автора в том, что он бросил в лицо публике горшок с краской. Корицкий, у которого Уистлер продолжал заниматься, был одним из близких учеников Брюллова. Прием «усечения» висящих на заднем плане картин делает построение полотна абсолютно оригинальным, в отличие от композиций реалистов, которые с той же целью — максимально расширить картинное пространство — использовали только перспективу и игру света.
Случилось так, что его отец, окончивший американскую военную академию Вест-Пойнт и специализировавшийся как инженер по строительству железных дорог, в 1842 году поехал в Россию, приняв предложение представителя администрации царя Николая I участвовать в проектировании и постройке железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а "Падающие огни", предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Положительные и добропорядочные, плоть от плоти английской буржуазии, будущий академик Пойнтер, будущий музейный деятель Армстронг, Принсеп, рисовальщик Дюморье презрительно сторонились «безрубашечников»– талантливой, но нищей французской братии.
В ПарижеУистлер посещал мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. «Портрет матери» приобрело французское правительство, «Портрет Т. Карлейля» занял почетное место в Художественной галерее в Глазго. Может быть именно вот таким образом офорты его «Венецианской серии» были встречены в Англии и Америке возмущением. В 14 лет он твердо избирает путь художника. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей ДОрсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877).
Именно Петербург стал его колыбелью как художника. При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин. В этих листах художник развивает принципы пейзажей И. -Б. Постепенно, в художнике произошел душевный надлом. Но судебный процесс, хотя и выигранный художником, привел к его полному разорению. Нo на суде Уистлера ожидал удар: свидетель противоположной стороны, человек, которого он считал своим другом, художник Бери-Джонс, сказал, что считает поведение Уистлера саморекламой и что эта его картина – "просто набросок" а другой свидетель, художник Фриш, вообще сравнил ее с рисунком на обоях. Холсты грунтовались смесью белил и слоновой кости.
Живой и своевольный нрав Джимми никак не мог подчиниться военной дисциплине. Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Его увлеченность китайским и японским искусством проявилась в полной мере в оформлении интерьера «Павлиньей комнаты» (получившей название по украшавшим ее панно с павлинами), располагавшейся в доме Фредерика Лэйленда. Тему домашнего «музыкального концерта», часто встречающуюся в голландской живописи, художник решает по-своему, совмещая ее с темой материнства.
Но, постепенно, пришли признание и успех, появились почитатели и заказчики. Известное определение графики «искусство опускать», данное Максом Либерманом, как нельзя более подходит к работам Уистлера, в них все строится на редукции, на пропуске, все что можно опустить – опущено, штрих быстрый, курсивный, элегантный. Но все-таки Уистлер попал в Париж в самое решающее время становления новой европейской реалистической живописи. Ему было к этому времени восемнадцать лет.
Создавая образ девушки, Уистлер, несомненно, шел от инфант Веласкеса. Казалось бы, пришел успех, но Уистлер так и не мог забыть об обиде, нанесенной Рескиным. К этому времени технические приемы Уистлера уже сложились.
Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Нет, видимо, даже просто строгая красота города, «прозрачный сумрак, блеск безлунный» его белых ночей и пышность празднеств с фейерверками на замерзшей Неве, тонкая прелесть апартаментов Камерона в Царском, о которых пишет в своих петербургских дневниках его мать, навсегда остались где-то в подсознании впечатлительного мальчика. И хотя портрет писался долго, кропотливая работа художника скрыта за блестящим артистизмом исполнения.
Ему важно было передать "впечатление", "музыку" изображаемого, недаром позже он давал своим картинам "звучащие" названия: "Симфония в белом", "Ноктюрн, холод и серое: снег в Челси". На нем изображены близкие Уистлеру люди сестра Дебора и ее дочь Анни. Однако, художник, к тому времени уже не брал учеников.
От канонов классицизма Джеймс Уистлер отошел, когда писал две свои симфонии. Дом, где жили Уистлеры, находился близ величественных архитектурных ансамблей города. На нем изображены близкие Уистлеру люди — сестра Дебора и ее дочь Анни. Единственным сохранившимся интерьером стала знаменитая «Павлинья комната» – столовая в доме Лейландов. Мать художника, 1871» широко используется в современной поп-культуре. Идея создания полотна была навеяна детскими впечатлениями Уистлера о жизни в России. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, "как крестьян", а не как розовощеких пастушков).
Он любил только уроки рисования. Он с треском провалился на экзамене по химии и был уволен. Там должна была висеть картина Уистлера «Принцесса страны фарфора» и он, работая почти без эскизов, с двумя помощниками исполнил роспись, желая создать нечто «абсолютно новое, очень пышное, хотя и изысканное». Он был вторым с конца.
Полотно У рояля 1859 года получило одобрение Курбе. Однако «ленивец» всегда находил время, чтобы в Лувре на произведениях Рембрандта, Веласкеса, Хальса учиться благородной сдержанности колорита, пристальному вниманию к живому человеку. То же можно увидеть и в особом жанре – «ноктюрне», который создал Дж. В фильме мистер Бин, куратор «Лондонской Национальной галереи», был послан в Америку, чтобы проконтролировать передачу картины «Мать художника» в художественную галерею Лос-Анджелеса за 50 млн (USD).
При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. Зеленые краски отсутствовали. Впервые картина была представлена на 104-й выставке Королевской академии искусств в Лондоне (1872), но была отклонена Академией. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Уроки мальчику стал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Девушка в белом» вышла, что называется, комом и вызвала у зрителей только смех. Но он сражался, только будучи вынужден к этому.
Целостность достигается тонко прочувствованной градацией света и тени, гармонией чуть приглушенных контрастов, одновременно тональных и цветовых (черного и белого, темно-красного и светло-зеленого). Но и в «ноктюрнах» при всей светоносной поверхности листа, при всей красоте контрастов и тонкости градации есть та же отчужденность исключительно зрительного восприятия окружающего. Уистлера вдохновляет традиционная для живописи Востока фрагментарная композиция.
Вот таким образом, вероятно, наиболее полное представление о его творчестве можно получить лишь приехав с туром во Францию. Джеймс Уистлер родился 10 июля 1834 года в Лоуэлле, промышленном городе США. Портрет матери» (1871), а также пейзажи исполненные после поездки в Чили («Ноктюрн в синем и зеленом», 1871 «Ноктюрн в голубом и золотом: Старый мост Баттерси», 1872). Как и многие продвинутые художники того времени, Уистлер интересовался культурой Востока. В мюзикле Anything Goes Кола Портера. Поэтичностью проникнут и портрет миссис Лейланд, выдержанный в светлых оттенках розоватых тонов. Существеннее, что мастерская Глейра была средоточием вольномыслия и бунтарства. Художник постепенно вырабатывал тип светского портрета, который развивал в дальнейшем.
Разделяя бодлеровское учение о синестезии, Уистлер по аналогии с музыкой называл свои портреты «симфониями» и «импровизациями». Академию тех лет принято называть «брюлловской». Зима», «Ступеньки»). «Если б кремний был газ, я был бы теперь уже генерал-майором», – любил позднее шутить Уистлер.
Коллекционеры бросились к Уистлеру с предложениями, а Падающие огни, предмет судебного разбирательства, были проданы в Америку за сумму в четыре раза большую, чем за них было прошено на злополучной Гросвенорской выставке (Уистлер очень хотел, чтобы об этом сообщили Рескину). Правда, этот предмет был поставлен в Академии серьезно, почти профессионально. Он брал уроки живописи у Шарля Глейра, копировал полотна старых мастеров в Лувре. Он писал большими кистями на длинных рукоятях и наносил мазки сильными быстрыми ударами.
Во Франции Уистлер учился в мастерской художника-акмеиста Глейра. Сейчас уже трудно поверить, что эта работа, выставленная вместе с «Завтраком на траве» Э. Мане в Салоне отверженных, вызывала смех у зрителей, приученных к поверхностно — литературному восприятию живописи. Первым среди европейских художников Уистлер испытал увлечение искусством Японии и Китая. Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин.
Известный критик Д. Рескин обвинил Уистлера в том, «что он швырнул в лицо публике горшок с краской». Падающая ракета» тот высказался: «. Посчитав, что антикварные кожаные обои, привезенные в Англию еще Екатериной Арагонской и обошедшиеся Лэйленду в немалую сумму, плохо сочетаются с его собственной картиной «Принцесса из Фарфоровой страны», созданной специально для этой комнаты, Уистлер их попросту перекрасил.
Эти работы вызвали благосклонную реакцию критики и отчасти восстановили репутацию художника. Роспись «Павлиньей комнаты» предвещает панно стиля модерн конца XIX – начала XX века. При этих словах в зале раздались аплодисменты.
Но ничего хорошего из этого не вышло. При нарушении правильного соотношения тонов в своих «симфониях» и «аранжировках» он не довольствовался частичными исправлениями, а уничтожал все написанное иногда не один раз. художник брызнул краской из горшка в лицо публике. ») Уистлер подал на него в суд.
Творчество декоратора Д. Уистлер ценил не меньше своих картин. Известный английский теоретик искусства (в дальнейшем прославившийся своими работами по истории и философии) Джон Рескин выступил со статьей – анализом выставки. От полного разорения Уистлера спасла поездка в Венецию (1879 – 80 гг. ), где он написал несколько работ маслом («Ноктюрн в синем и золотом. У Лекока же учились Дега, Мане и Моне. Завершающий штрих этого портрета – подпись самого художника, напоминающая бабочку, окруженную овалом.
Соученик Уистлера Д. Дюморье описал в романе «Трильби» мастерскую Глейра и изобразил Джеймса ленивым учеником, «королем бродяг», которому все прощалось за его обаяние. Тончайшие сочетания палевых, серых, сероватозеленых, сероваторозовых оттенков великолепно передают и легкость одежд и теплоту просвечивающего сквозь материю тела и мягкость волос. В Париже он учился в художнических классах, копировал картины в Лувре, подружился со своими французскими собратьями (наиболее близким ему стал Гюстав Курбе, рисовавший крестьян, как крестьян, а не как розовощеких пастушков). При оформлении выставок Уистлер вводит принцип разреженного развешивания картин.
Падающая ракета стала неожиданно причиной громкого суда. Падающая ракета» стала неожиданно причиной громкого суда. Вдвоем со своим учителем рисования по имени Олден Уэйр он писал акварелью виды Академии, а для собственного удовольствия делал наброски любимых персонажей романов Диккенса, Дюма или Гюго– немного в духе современных им иллюстраций Гренвиля или Гаварни. Суд все же постановил, что Рескин в клевете виновен. Уистлер прекрасно знал цену этой популярности. Отец Уистлера заболел вместе с ними холерой и так и не смог от нее совсем оправиться.
Он верил на слово своим друзьям, пока они не доказывали на деле, что были его врагами» (Пеннель). В Париже Уистлер посещает мастерскую Ш. Глейра, сторонника академизма. Картина написана в сдержанной цветовой гамме. Годы в России пролетели быстро.
«Симфония в белом 1. Между тем обстановка постепенно меняется. Листы как бы внеэмоциональны, в них часто даже трудно уловить присутствие темперамента. Пославшее его в Италию и заказавшее ему эту серию «Fine Art Society» отказалось принять доски. Уистлер намеревался представит картину на Салоне в 1859 году, но она была названа «слишком оригинальной» и отвергнута, однако художник Франсуа Бонвен был другого мнения, вот таким образом он выставляет картину Уистлера в своей парижской мастерской.
Уистлер рано пристрастился к рисованию. Здесь важно не только то, что он бродил там с матерью по залам Эрмитажа, что там он взял первые уроки рисования, что в порядке исключения его мальчиком зачислили в «головной» класс Петербургской Академии художеств, где он был самым младшим учеником. Для картины позировала мать художника Анна Макнейл Уистлер (Anna McNeill Whistler), жившая в Лондоне с сыном. Только через несколько лет серия была издана и признана критикой. Уистлер успешно участвует в выставках во Франции, Германии, Бельгии и США. Так, например, «Девушку в белом» она посчитала аллегорией непорочности, тогда как действительным содержанием картины были тонкие тональные отношения.
Академию тех лет принято называть брюлловской. Уроки мальчику начал давать А. Корицкий, вольноприходящий ученик Академии художеств. Этот случай Уистлер описал в своей книге Изящное искусство создавать себе врагов (The Gentle Art of Making Enemies, 1890). В свою очередь, «фейерверки» русского художника К. Сомова будут перекликаться с работами Уистлера. Но, в апреле 1849 года скоропостижно умирает отец.
Как мы увидим, тесная связь Уистлера с французской поэзией продолжалась всю жизнь. В офортах всегда торжествует хладнокровная маэстрия. Он умер 9 апреля 1849 года, когда Джимми было всего четырнадцать лет. Этот щеголь сумел оценить реалистический пафос полотен Гюстава Курбе и воздействие их на молодого художника было чрезвычайно благотворным.
В 1877 году британский магнат пригласил Уистлера доработать и «добавить штрихи» к незавершенной столовой, где располагалась коллекция китайского фарфора. В мотиве золотых птиц, раскинувших пышные хвосты с сотнями «глазков», в насыщенном синем цвете фона можно увидеть переосмысленные в сказочном ключе темы фейерверков в ночном небе над Темзой, которые Уистлер так любил воспроизводить в своих пейзажах-ноктюрнах». Спустя год к нему присоединилась семья.
Детских книг в те времена было мало. Девушка в белом» (1862) была отвергнута жюри Салона и перешла в экспозицию Салона отверженных 1863 года, где наряду с «Завтраком на траве» Мане обрела скандальную известность. Ведя в Париже богемную жизнь изображая из себя аристократа, эпатируя публику экстравагантными нарядами, Уистлер познакомился с литераторами и художественными критиками Шарлем Бодлером и Теофилем Готье. Полученные смеси он хранил в баночках, заливая сверху водой. Грунтовал холсты он смесью белил и слоновой кости.
С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. Во Франции стали понемногу понимать и ценить новое направление – импрессионизм. Естественно, что Уистлер наслаждался этой атмосферой.