Джеймс Энсор умер после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года и был похоронен на кладбище "Vrouw Тер Duinen" (Храм дюны) рядом с церковью, которая не раз изображена на его картинах.
Постепенно художественная публика стала принимать его с большей терпимостью. Он описывал ее как «скопление самых разных причудливых объектов, которые то и дело опрокидывали кот или обезьяна, а воздух сотрясал воплями попугай». «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска. Именно из них появилась театральность, черепа и маски в его работах. Эти четыре года между 1888 и 1892 отмечают поворотный момент в работе Энсора. После первой полноценной выставки в 1929 году художник получает титул барона.
В течение конца 19-го века большая часть его работы была отклонена как скандальная, особенно его Вход Христа живописи В Брюссель в 1889 (1888–89), но его картины продолжали показываться и он постепенно завоевывал признание и признание. В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах часто используя белую краску. Энсор писал: «Маска дает мне свежесть тонов сверхострую выразительность пышный декор неожиданные широкие жесты хаотичность движений изысканную неугомонность». Родился в городе Остенде. Джеймс, появившийся на свет 13 апреля 1860, практически не знал своего родителя.
В некотором роде Энсор здесь сводит счеты с обществом в котором он вынужден жить. Но и другие темы отслеживаются в картинах Джеймса Энсора: пейзаж «Вид на маяк Остенде» и «Вид Брюсселя» (1885), натюрморт «Цветы и фрукты» (1886) и «Синяя ваза» (1894). В 1879 начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. Весь свой талант и воображение Энсор вкладывает в картину «Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888-1889), вызвавшую бурю негодования даже среди его товарищей-художников. Его отец, по происхождению англичанин, держал лавку.
В 1881 Энсор сначала показал свою работу. Зато к матери был очень привязан и помогал ей в лавке. Он вводит в свои картины фантастические элементы: карнавальные маски (излюбленные образы-символы Энсора), гротескные фигуры, скелеты, чудовищные образы, черпая сюжеты в творчестве Босха и Брейгеля, народной жизни, ярмарочных балаганах. В 1895 его живопись Мальчика Лампы (1880) была приобретена Королевскими музеями Искусств Бельгии в Брюсселе и у него была своя первая сольная выставка в Брюсселе. К сожалению, оно было негативным.
А пейзажи мастера, обращавшегося в основном к морской теме, передавали ощущение пустынных пространств и щемящего чувства одиночества, одолевавшего его («После бури», 1880). Офорты тех лет не уступают живописным произведениям художника. Впрочем, художник не обходит стороной и себя («Автопортрет с масками», 1899). Это выражается в форме фламандских «моралите» XVI в. Босха, Брейгеля и маньеристов в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой. С 1880 до 1917 у него была своя студия на чердаке дома его родителей.
А в возрасте 21 года он стал выставлять свои полотна в галереях. Энсор Джеймс, Энзор (Ensor) (1860-1949), бельгийский художник и график. Если не считать учебы в Брюсселе, он редко покидал город.
Тема «художник в мастерской», столь любимая живописцами прошлого, находит новое звучание в произведениях Энсора, который зачастую использует прием «картина в картине», смешивает жанры (портрет и натюрморт) и всячески стремится к поиску нового («Автопортрет в шляпе с цветами», 1883). Энсор скрылся — как на старом чердаке, за сувенирные маски, которыми торговали в родительской лавке. Пола Гетти в Лос-Анджелесе.
Кроме того именно ему досталось звание «предвестника экспрессионизма». Единственный персонаж без маски – Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Энсор в 15 лет оставляет школу и берет уроки изобразительного искусства. Биография: Джеймс Энсор (англ.
Джеймс Энсор (1860–1949) сегодня один из самых известных бельгийских живописцев. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем названных «Ореолы Христа или чувствительность света». Над толпой развиваются лозунги: «Да здравствует социальная. » (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Творчество художника запоминается благодаря эксцентричным и выразительным образам (скелеты, автопортреты, черепа, страдающий Христос).
Его натюрморты с разнообразными сосудами, дичью, овощами, фруктами и цветами, воскрешают в памяти знаменитые голландские натюрморты-«завтраки» и лавки со снедью («Раковины и фарфоровые безделушки», 1882).
Значительные работы последнего периода Энсора включают Мать Художника в Смерть (1915), подавленная живопись смертного ложа его матери с видной медициной разливает по бутылкам передний план и Мерзкий Vivisectors (1925), неистовое нападение на ответственных за использование животных в медицинском экспериментировании. Он стал знаменит еще при жизни (ему даже установили памятник), потом был незаслуженно забыт и вновь обрел былую славу уже в новейшей истории, в XXI веке, после нескольких крупных выставок в Париже, Нью-Йорке и других городах. Джеймс Энсор (1860-1948). Так, его картина «Вход Христа в Брюссель» (1888) вызвала бурю негодования. Родился в Остенде.
Так что Джеймс его почти не знал. Его отзвуки появились позже у Ван ден Берге. «Христос усмиряет бурю» (1891), а также работы периода обучения «Орест, мучимый фуриями», «Портрет художника», «Художник за работой» (1879), «Ламповщик», «Русская музыка», «Вазы», «Рыбы» (1880), «Черная дюна», «Фландрская улица в Остенде», «Канал», «Отец художника» (1881) уже входят в коллекции национальных музеев.
В 1884-м он становится одним из основателей группы «ХХ». Энсор был и замечательным рисовальщиком и офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Мать Энсора, Мария Катерина Хаегхеман, была бельгийкой.
Его картины — как театральный занавес, скрывающий темноту пустой сцены. После окончания Академии Энсор возвращается в родной город, где вёдет дела в лавке своих родителей, не оставляя занятий живописью. Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. Учился в АХ в Брюсселе (с 1877). Отец Энсора, Джеймс Фредерик Энсор, родившийся в Брюсселе английских родителей, был культурным человеком, который изучил разработку в Англии и Германии.
В раннем творчестве художника заметно влияние импрессионизма. Но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. Также известный как Вход Христа в Брюссель, это считают «предшественником экспрессионизма двадцатого века».
В то время как ранние работы Энсора, такие как российская Музыка (1881) и Алкоголики (1883) изображают реалистические сцены в мрачном стиле, его палитра, впоследствии украшенная и он одобрил все более и более причудливый предмет. Энсор повернулся к религиозным темам, часто мучения Христа. Такие картины как Шокированные Маски (1883) и Скелеты, Борющиеся по Повешенному Человеку (1891) особенность, фигурируют в гротескных масках, вдохновленных теми проданными в магазине подарков его матери на ежегодный Карнавал Остенде. В картине к религиозному сюжету добавлена тема маски.
Зато к матери был очень привязан и помогал ей в лавке. Энсор выполнил ряд многофигурных офортов, полных беспокойного движения и драматизма (Собор, 1886 Смерть, преследующая человеческое стадо, 1896). Но, к сожалению, столь лихорадочное творение не прошло для его здоровья даром. Стоит отметить, что они пользовались у критиков особым вниманием. По мнению критиков, лучшие работы были им созданы в период между 1885 и 1891 годами. Бельгийский вариант импрессионизма, который придавал больше значения полутонам, чем четким цветам, смягчает буржуазные интерьеры, образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде («Дама в голубом», 1881, «После полудня в Остенде», 1881). Художник является одним из основателей брюссельской группы «XX», кроме того Энсор состоял в объединении «Современное искусство» в Антверпене.
Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. В 1879 году начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. С 1881 жил в Остенде.
В этих картинах воедино соединились острое видение натуры в любых ее проявлениях и великолепная живописная культура, восходящая к манере старых мастеров. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени. Шероховатая фактура и пестрота карнавальных масок позволили художнику расширить выразительные средства живописи диссонансом красок и гротескными преувеличениями. Он выставлял полотна с пейзажами и интерьерами под названием «impression».
Критики обычно рассматривали прошлые пятьдесят лет Энсора как длительный период снижения. Его творчество можно достаточно определенно разделить на два периода: ранний (1870—1880-е) и поздний (конец 1880-х -1940-е). Отсюда до Англии рукой подать.
После ее спорного экспорта в 1960-х, живопись теперь в Музее Дж. Лучшие картины Энсора написанные после 1888 продолжают тему въезда Христа. Энсор интерпретировал религиозные темы как личное отвращение для жестокости мира.
Так что Джеймс его почти не знал. Ранним портретам кисти Энсора присущ чуть насмешливый гротеск (неотъемлемая составная фламандской живописи), который в более поздних работах приобретает утрированный характер. От ранних реалистических произведений (Завтрак с устрицами, 1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) перешёл к символико- фантастическим, кричаще-ярким по колориту композициям с изображениями масок, скелетов и т. п., в которых предвосхищающие экспрессионизм острая ирония и гротеск, сатира на пошлость буржуазного мира сочетались порой со зловещей пародией на жизнь человечества (Въезд Христа в Брюссель, 1888, Музей Энсора, Остенде Странные маски, 1892, Музей современного искусства, Брюссель).
Эта же реалистичность и мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора, созданные в те годы («Натюрморт с китайскими безделушками», 1880) и оказавшие влияние на Пермеке. Англия присутствовала в его доме – его отец был англичанином, а мать фламандкой. В правой части картины изображены театральные подмостки с актерами. Впрочем, Джеймсу не надо было ездить за море, чтобы познакомиться с жителями Альбиона.
Картина «Въезд Христа в Брюссель» отвергнутая группой «ХХ» отражает всю суть творчества Энсора, но здесь сатирическая язвительность не сочетается с пленительностью. Отец Джеймса был англичанином, а мать фламандкой. С 1910-х годов он не пишет новых картин, копирует старые сюжеты. Картина является развитием третьего «ореола» — «Живой и лучистый вход в Иерусалим».