Джеймс Энсор всю жизнь прожил в небольшом бельгийском городе Остенде. В историю мировой живописи Джеймс Энсор вошел, прежде всего, как символист. Джеймс Энсор умер после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года и был похоронен на кладбище «Vrouw Тер Duinen» (Храм дюны) рядом с церковью, которая не раз изображена на его картинах. В возрасте 89 лет, проболев непродолжительное время, 19 ноября 1949 Джеймс Энсор умер в родном Остенде и был похоронен на кладбище возле церкви, которую он часто изображал в своих произведениях. Один из родоначальников экспрессионизма, бельгийский художник Джеймс Энсор.
Джеймс Энсор – один из выдающихся бельгийских художников, творчество которого относят к авангарду. Джеймс Энсор (англ. Выставку приблизительно 120 работ Джеймсом Энсором показали в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2009 и затем в Музее д39Орсе, Париж, октябре 2009 – февраль 2010.
Энсор интерпретировал религиозные темы как личное отвращение для жестокости мира. Его картины — как театральный занавес, скрывающий темноту пустой сцены. Так же реалистично, со множеством бытовых деталей, с предельной экспрессивностью изображен «Въезд Христа в Брюссель на Масленицу 1888 года». В течение конца 19-го века большая часть его работы была отклонена как скандальная, особенно его Вход Христа живописи В Брюссель в 1889 (1888–89), но его картины продолжали показываться и он постепенно завоевывал признание и признание.
В 1879 году начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. Критики обычно рассматривали прошлые пятьдесят лет Энсора как длительный период снижения. Джеймс Энсор (James Ensor) (1860-1949), бельгийский художник и график, родился в Остенде 13 апреля 1860 года. Поняв, что официальное образование ему не подходит, Энсор внимательно изучал старых мастеров, делал многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло а также Тёрнера, Домье, Мане.
Вернувшись в свой родной Остенде, в середине 1880-х годов художник обратился к другим темам и образам в искусстве, где с особой силой проявилась его бурная, неуемная фантазия. А пейзажи мастера, обращавшегося в основном к морской теме, передавали ощущение пустынных пространств и щемящего чувства одиночества, одолевавшего его («После бури», 1880). Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. От ранних реалистических произведений ("Завтрак с устрицами", 1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) перешел к фантастическим, вызывающе ярким по колориту композициям с масками и скелетами, в которых сатира на пошлость буржуазного мира сочеталась со зловещей пародией на человечество ("Въезд Христа в Брюссель", 1888, Музей Энсора, Остенде). В 1881 Энсор сначала показал свою работу. «Я с радостью спрятался в одиночестве, где миром правит могущественная и сверкающая маска.
В 1895 его живопись Мальчика Лампы (1880) была приобретена Королевскими музеями Искусств Бельгии в Брюсселе и у него была своя первая сольная выставка в Брюсселе. Отсюда до Англии рукой подать. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков.
Эти четыре года между 1888 и 1892 отмечают поворотный момент в работе Энсора. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Бельгийский вариант импрессионизма, который придавал больше значения полутонам, чем четким цветам, смягчает буржуазные интерьеры, образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде («Дама в голубом», 1881, «После полудня в Остенде», 1881).
Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Энсор был и замечательным рисовальщиком и офортистом (первые офорты исполнены в 1886). Часто они напоминают манеру исполнения знаменитого английского пейзажиста Тёрнера и содержат религиозный сюжет. Она неподвижна посреди живой, движущейся, вздымающейся стихии. Позднее Энсор утверждал, что независимо от французских традиций, в то время он пытался передать работу света в новой радикальной форме.
Энсор больше известен как художник, однако продолжает расти интерес к его офортам. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. Энсор повернулся к религиозным темам, часто мучения Христа.
Этому же трагическому эпизоду посвящена и композиция «Жандармы» (1888, Музей изящных искусств, Остенде). В то же время закатный свет на картине «После полудня в Остенде» (1881) тревожно играет в интерьере помещения, создавая настроение чего-то неизбежно надвигающегося, неотвратимого. Например, полотно «Добрые судьи» (1891, собрание П. Де Вейсенбруха, Брюссель) было исполнено под впечатлением события 1887 года. Здесь есть лавочник и судья, клоун и епископ, профессор и монах, полицейский и актер. Это выражается в форме фламандских «моралите» XVI в. Босха, Брейгеля и маньеристов в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой.
Над толпой развиваются лозунги: «Да здравствует социальная. » (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Они забыли о своих ролях и наблюдают за совершающимся действом с неподдельным интересом. Впрочем, художник не обходит стороной и себя («Автопортрет с масками», 1899).
В 1877-1880 годах учился в Академии художеств в Антверпене. Для графики Э. особенно характерны многофигурные, полные напряженного драматизма офорты («Собор», 1886). Его натюрморты с разнообразными сосудами, дичью, овощами, фруктами и цветами, воскрешают в памяти знаменитые голландские натюрморты-«завтраки» и лавки со снедью («Раковины и фарфоровые безделушки», 1882). Испытал влияние фламандской живописи 17 в., Г. Курбе, Ш. де Гру импрессионистов. В 1929 году художник получил титул барона. Зато к матери был очень привязан и помогал ей в лавке.
Энсор показывает комнату, где происходит действо. После ее спорного экспорта в 1960-х, живопись теперь в Музее Дж. Энсор больше известен как художник, однако продолжает расти интерес к его офортам.
Художник любил писать романтические ландшафты. Англичанин по происхождению, Энсор жил в Остенде в полном уединении. Среди толпы выделяются и артисты, прервавшие спектакль в своем ярмарочном балагане. Полотну предшествовало шесть больших этюдов углем названных «Ореолы Христа или чувствительность света». Лит. : Haesaerts P., James Ensor, (P., 1957) Legran d Fr. Энсор создавал и сатирические гравюры, например «Битва золотых шпор» (1895).
Мать Энсора, Мария Катерина Хаегхеман, была бельгийкой. Учился в АХ в Брюсселе (с 1877), с 1881 жил в Остенде.
Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства. Зловеще – гротескное содержание работы показало ряд совершенно противоположных миров – истины и лжи, возвышенности и бездушия, а также мифа и современности. Художник поместил фигуру Христа в ореоле яркого сияния в нижнем углу полотна. Для графики Э. особенно характерны многофигурные, полные напряженного драматизма офорты ("Собор", 1886).
Но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз. Значительные работы последнего периода Энсора включают Мать Художника в Смерть (1915), подавленная живопись смертного ложа его матери с видной медициной разливает по бутылкам передний план и Мерзкий Vivisectors (1925), неистовое нападение на ответственных за использование животных в медицинском экспериментировании. Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны.
Персонажей картин и предметы, на них изображенные, обволакивает таинственная атмосфера, как, например, в композиции «Колористка» (1880, собрание Водон-Руссо, Ватерлоо). Постепенно, его работы приобретают импрессионистскую линию, но не в чистом виде, с ее четкой передачей цвета, а в смягченном варианте, с упором на полутона иногда этот вариант импрессионизма называют «бельгийским». Таковы композиции «Изгнание Адама и Евы из рая» (1887) и «Поражение восставших ангелов» (1889, обе — Королевский музей изящных искусств, Антверпен). Catalogue illustr de ses gravures.
Ранним портретам кисти Энсора присущ чуть насмешливый гротеск (неотъемлемая составная фламандской живописи), который в более поздних работах приобретает утрированный характер. Старуха явно растеряна, глядя на горстку праха она понимает, что близок тот час, когда ей придется разделить судьбу участников веселья, а по углам притаились, подобно злобным демонам, маски, еще полные жизни, которым пока некогда задумываться о собственной судьбе они кажутся воплощением свирепости и бездушия. Здание в готическом стиле создано при помощи тончайшего, сложного рисунка. Драматический характер живописи Энсора, ее мощное эмоциональное воздействие импонировали немецким художникам-экспрессионистам. В 1880 году Энсор оставил академию. Весь свой талант и воображение Энсор вкладывает в картину «Въезд Христа в Брюссель в 1889 году» (1888-1889), вызвавшую бурю негодования даже среди его товарищей-художников. Занимаясь «самообразованием», Энсор посещает музеи, выставки, тщательно изучая стиль мастеров прошлого, а также делая наброски с произведений старых фламандцев и голландцев.
Если не считать учебы в Брюсселе, он редко покидал город. От ранних реалистических произведений («Завтрак с устрицами», 1882, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) перешел к фантастическим, вызывающе ярким по колориту композициям с масками и скелетами, в которых сатира на пошлость буржуазного мира сочеталась со зловещей пародией на человечество («Въезд Христа в Брюссель», 1888, Музей Энсора, Остенде). Он вводит в свои картины фантастические элементы: карнавальные маски (излюбленные образы-символы Энсора), гротескные фигуры, скелеты, чудовищные образы, черпая сюжеты в творчестве Босха и Брейгеля, народной жизни, ярмарочных балаганах. Здесь он тяготится учебой, поняв, что официальное обучение не позволяет ему реализоваться как живописцу и начинает самостоятельно развивать свой творческий потенциал. Англия присутствовала в его доме – его отец был англичанином, а мать фламандкой. С ее помощью можно показать неприглядный внутренний облик человека, выразить его необузданные чувства и эмоции. Единственный персонаж без маски – Христос, но Его облик словно размыт столпотворением.
Так что Джеймс его почти не знал. В композиции «Колористка» свет просачивается сквозь щели закрытого окна он рассеивает сумрак и создает ощущение покоя, тишины и умиротворенности.
В течение всего этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (виды пляжа и порта Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах часто используя белую краску. Исполнена значимости и величия бескрайняя морская стихия на полотне «Христос, усмиряющий бурю» (1891, Музей изящных искусств, Остенде). Под влиянием творчества М. Метерлинка Энсор написал глубоко философскую композицию «Въезд Христа в Брюссель» (1881, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). — Cl., Ensor, cet inconnu, (Brux., 1971) Taevernier A., James Fnsor. Он выставлял полотна с пейзажами и интерьерами под названием «impression». Композиция «Интрига» (1890, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)— острая пародия на современное мастеру общество.
Картина «Въезд Христа в Брюссель» отвергнутая группой «ХХ» отражает всю суть творчества Энсора, но здесь сатирическая язвительность не сочетается с пленительностью. Эта же реалистичность и мастерство исполнения характеризуют и натюрморты Энсора, созданные в те годы («Натюрморт с китайскими безделушками», 1880) и оказавшие влияние на Пермеке. Энсор писал: «Маска дает мне свежесть тонов сверхострую выразительность пышный декор неожиданные широкие жесты хаотичность движений изысканную неугомонность». В 1879 начинается «темный период» его творчества, который продлится приблизительно до 1882. Он использовал рембрандтовские линию и эффекты светотени.
Также известный как Вход Христа в Брюссель, это считают «предшественником экспрессионизма двадцатого века». Агрессивный сарказм и сортирная порнография, которая характеризовала его работу с середины 1880-х, были менее очевидными в его немногих новых составах и большая часть его продукции состояла из умеренных повторений более ранних работ. Вы судите дерево по его плодам.
Энсор, Энзор (Ensor) Джеймс (13. 4. 1860, Остенде, — 19. 11. 1949, там же), бельгийский художник и график. Она неотрывно смотрит на яркий красный зонтик, который вносит диссонанс в общую картину. Она совсем лишена мебели, в ней даже отсутствуют окна. Впрочем, Джеймсу не надо было ездить за море, чтобы познакомиться с жителями Альбиона. В картине к религиозному сюжету добавлена тема маски. Родился в Остенде.
Все эти герои показаны с едкой иронией. Лица на первом плане похожи на маски и символизируют ложь. В 1884-м он становится одним из основателей группы «ХХ». Лучшие картины Энсора написанные после 1888 продолжают тему въезда Христа. Зато к матери был очень привязан и помогал ей в лавке.
Они реалистичны и принижены и оттого выглядят особенно пугающими. Испытал влияние фламандской живописи 17 в., Г. Курбе, Ш. де Гру импрессионистов. Графика Энсора отличается превосходными рисунками и печатью. В 1929 году художник принял бельгийское гражданство. Вообще национальная живописная традиция красной нитью проходит через все творчество художника.
Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. Энсор много размышлял о смерти и результатом этих творческих раздумий явились композиции, напоминающие гротескные полотна Босха, Брейгеля и Дюрера, в которых присутствуют устрашающие фантастические герои: «Дерущиеся скелеты» (1891, Королевский музей изящных искусств, Антверпен), «Скелет в мастерской» (1900, частное собрание, Брюссель), серия офортов «Смерть, преследующая людей» (1890-е).
С 1880 до 1917 у него была своя студия на чердаке дома его родителей. Офорты тех лет не уступают живописным произведениям художника. Так что Джеймс его почти не знал. Такие картины как Шокированные Маски (1883) и Скелеты, Борющиеся по Повешенному Человеку (1891) особенность, фигурируют в гротескных масках, вдохновленных теми проданными в магазине подарков его матери на ежегодный Карнавал Остенде. Затем вернулся в Остенде, где продолжал заниматься живописью и вел дела в устричной лавке своей матери.
Умер Джеймс Энсор в Остенде 19 ноября 1949 года. Учился в АХ в Брюсселе (с 1877), с 1881 жил в Остенде. Персонажи с лицами-масками обрисовываются художником при помощи нарочито грубых контуров, цветовых контрастов, а натуралистичность героев только лишний раз подчеркивает их гротескный характер («Скандализированные маски», 1883 «Обычные маски», 1892, обе — Королевский музей изящных искусств, Брюссель).
Энсор нарядил скелеты в своей студии и устроил их в красочных, загадочных таблицах на холсте и использовал маски в качестве театрального аспекта в его натюрмортах. Тревогой буквально пропитано полотно «Темная дама» (1881, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Лица людей ужасны: они оскалены и искажены от раздирающих страстей. В то время как ранние работы Энсора, такие как российская Музыка (1881) и Алкоголики (1883) изображают реалистические сцены в мрачном стиле, его палитра, впоследствии украшенная и он одобрил все более и более причудливый предмет. Отец Джеймса был англичанином, а мать фламандкой.
Молодой человек женился, но вскоре уехал по делам в Америку, потерпел там фиаско, запил и умер по дороге в Европу., Ledeberg, 1973. nbsp nbsp Выражена стихия Земли. Идентифицируемый в пределах толпы бельгийские политики исторические фигуры и члены семьи Энсора. Многие картины Энсора этого времени заставляют вспомнить о сатирической графике О. Домье. Художник видел, как много возможностей таит в себе изображение маски. Эта картина не была воспринята группой «XX» к Новозаветному сюжету Энсор добавил тему маски, уже появлявшуюся в 1879, правда использовав ее тогда как атрибут карнавала.
Картина является развитием третьего «ореола» — «Живой и лучистый вход в Иерусалим». В правой части картины изображены театральные подмостки с актерами. Его отзвуки появились позже у Ван ден Берге. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни.
Энсор, Энзор (Ensor) Джеймс (13. 4. 1860, Остенде, 19. 11. 1949, там же), бельгийский художник и график. В полотнах мистической направленности, в особенности в работе «Въезд Христа в Брюссель», отразилась вся суть его творчества. Войско занято тем, что оттесняет от собора толпу.
В некотором роде Энсор здесь сводит счеты с обществом в котором он вынужден жить. Джеймс Энсор (1860-1948). Поразительна композиция «Христос, шагающий по водам» (1883, собрание А. Нейман, Брюссель), где образ Христа на фоне пейзажа практически не прорисован, однако его присутствие ощущается совсем рядом, поскольку и небо и воду озаряет ослепительное радужное сияние и природа таким образом также приобретает мистическую окраску. Нелепо выглядит оркестр, приветствующий въезд. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Тема «художник в мастерской», столь любимая живописцами прошлого, находит новое звучание в произведениях Энсора, который зачастую использует прием «картина в картине», смешивает жанры (портрет и натюрморт) и всячески стремится к поиску нового («Автопортрет в шляпе с цветами», 1883). Одной из лучших работ Энсора-офортиста по праву считается «Собор» (1886).
Его творчество можно достаточно определенно разделить на два периода: ранний (1870—1880-е) и поздний (конец 1880-х -1940-е).