Джером Майерс (англ. Jerome Myers 1867—1940) — американский художник и писатель, связанный со школой Мусорных вёдер, особенно известный за изображение городского пейзажа и его людей.
Золя заявил, что у Жерома «сюжет— всё, а живопись— ничто» именно вот таким образом в репродукциях он производит более сильное впечатление, чем в оригинале. В 1861 году Жером сражался на дуэли с торговцем картинами Стивенсом. По мнению А. Шестимирова, Жером искажал действительное положение дел. Готье заметил, что сюжет тривиальный и тема подобного рода должна быть воплощена в небольшом по размеру холсте, однако «фигуры написаны в натуральную величину и выполнены с такой тщательностью, что делает картину исторической»11. Компания была музыкальной, вот таким образом нередко устраивались домашние концерты.
Он в равной степени удовлетворял потребности буржуазной и аристократической публики72. Этому униженному существу покупатели заглядывают в рот, осматривая, как у лошади, зубы. Вскоре в том же году ушли из жизни шурин— Альбер Гупиль — и его отец Адольф. На салоне 1859 года Жером представил полотна как на современные египетские, так и на античные темы— особенно выделялась картина «Аве Цезарь».
Всё было тщетно, возник скандал, который в том числе привёл к открытию «Салона отверженных». В образах Жерома 1880-х годов появляется пассивно-героическое начало. Он стал причастен к группе художников под названием «нео-греки», которая сформировалась в мастерской Шарля Глейера.
Картины заказывают не только для себя. По мнению и Дж. Хотя художник не был опытным дуэлянтом, но отделался лёгким ранением в руку. По мнению А. И. Сомова, в данных работах Жерома проявилось его умение «смягчать соблазнительность сюжета строгой обработкой форм и как бы холодным отношением к тому, что способно возбудить в зрителе чувственность»22. Итогом стала картина «Pollice Verso» (слат. —«Большие пальцы вниз», то есть «Добить гладиатора. ») она стала весьма известной среди исторических полотен XIX века.
Полотно велико по размеру — 134 203 см. Воплощение в живописи как бы удостоверяло их древность и подлинность65.
Обозреватели лондонской «Таймс» в 1858 году подчёркивали, что картина очень выразительна и что среди современных художников не найдётся такого, который, как Жером, мог бы изобразить трагедию смерти28. В некоторых работах автора явно заметно влияние мастеров прошлого, предпочитавших в традиционный стиль, тем не менее современный взгляд на жизнь всегда присутствует в творчестве художника. На заднем плане сидят одетые, подготовленные к продаже женщины.
Жером искренне считал именно эту картину лучшей в своём творчестве48. Прусский король Вильгельм I наградил его Большим Орденом Красного Орла 3-ей степени. Состояние его здоровья освещали даже газеты США, где он был чрезвычайно популярен28. В 1890-е годы он стал разрабатывать самостоятельные сюжеты, таковы «Пигмалион и Галатея», «Горе», «Танагра». Это помогло убедить отца отпустить сына в Париж, куда он отправился в 1841 году имея рекомендательное письмо от Карьяжа.
В 1886 году умер академист Поль Бодри, с которым Жером дружил долгие годы. Благодаря этому он стал учителем множества будущих прекрасных художников, помогая им раскрыть свой талант. В Салоне 1861 года Жером представил несколько картин, среди которых выделялось полотно «Фрина перед Ареопагом». Оригинал (ныне хранится в Музее Конде) купил известный торговец картинами Эрнест Гамбар, что принесло Жерому 20 000 франков29. Именно такой подход наиболее ценен в работе мастера живописи. Яркими примерами работ такого рода являются картины «Наблюдающий тигр» и «Горе паши».
Этот вояж был весьма подробно описан в автобиографии. Были у него и студенты-американцы, например, Томас Икинс71. С женщины сброшена одежда и она жалкой кучкой лежит рядом. В Салоне 1847 года Жан-Леон Жером выставил работу под названием «Молодые греки смотрят на петушиный бой». Однако, есть ряд общих критериев, которые оказывают влияние на цену в большинстве случаев. Вырос в семье художников и музыкантов, с детства окруженный искусством. В период жизни в фаланстере Жером написал большое полотно «Анакреон, Вакх и Амур», заказанное ему Министерством изящных искусств Республики (гонорар составил 1800 франков). Художник находился тогда в Голландии и телеграфировал, что от награды отказывается.
На фоне безжизненной пустыни под знойным солнцем художник изобразил неподдельное горе араба после падения с лошади, не выдержавшей жары. 25 января группа художников (в том числе Жером и Эдуард Мане) обратилась с открытым письмом императору против новых правил. На огромном холсте (6, 2 10, 15 м) он расположил фигуры в натуральную величину. Роль Жерома в коммуне была столь велика, что впоследствии критики именовали круг общения фалангистов «школой Жерома»17.
Вернувшись в Париж в январе 1863 года, Жером женился на Мари Гупиль (1842—1912) — дочери торговца картинами. На погребении Камиля Коро в 1875 году произошёл инцидент: священник начал читать проповедь о «безнравственной жизни художников», после чего Жером увёл из церкви всех присутствовавших там коллег53. Многие из этих картин писались уже в Париже по привезённым фотографиям45. И маскарад— не маскарад и драма— не драма»27. Художник — одна из древнейших профессий в мире искусства.
В центре композиции стоит владелец рабыни и три покупателя. В 1981 году впервые после смерти была проведена выставка Жерома (на родине— в Везуле), организованная также Экерманом78. 1 января 1868 года Жером оставил своих студентов на попечение Г. Буланже и отбыл на Ближний Восток в компании товарищей — восьми художников и писателей. Его брат — Густав Майерс, стал видным журналистом и историком.
Французские исследователи (в частности, Элен Лафон-Кутюрье) утверждали, что здесь намекается на «солнце Аустерлица»: художник таким образом хотел выразить грусть и ностальгию по величию Второй империи. И сегодня услуги художника пользуются особой популярностью. На ней изображены обнаженные юноша и девушка, наблюдающие за дракой петухов.
Фигура мальчика более удачна, но неуместна его нагота. Хотя он считался известным педагогом (через мастерскую Глейра в разные годы прошли Сислей, Ренуар, Моне, Уистлер), отношения между ним и Жеромом явно не сложились. По А. Шестимирову, особенно неестественным кажется розовато-сиреневый восход Солнца15. Картина имела и сугубо практическое значение: Жером, показав молодую гречанку, расписывающую статуэтку, хотел «состарить» придуманную им фигурку с обручем. Когда их мать тяжело заболела, некоторые дети были помещены в приемные семьи.
По Норберту Вольфу, картина исполнена истинного драматизма, что достигается её цветовым решением: яркие всплески белого, оттенённого чёрным и красным маскарадными нарядами, в левом углу уравновешиваются «меланхолической нейтральностью» фона и уходящих фигур справа. Немало места в его зарисовках занимали собаки, лошади и верблюды25. Критики не были в восторге от картины: особенное возмущение вызывали принижение важнейшего события в истории человечества — рождения Богочеловека — и одновременное возвеличивание императора. Его главным наставником стал Клод Карьяж (1798—1875), учившийся у Энгра и Реньо и внедрявший своим подопечным основы академической живописи. Дружеские отношения художник поддерживал с Шарлем Баргом (который был его учеником), он принял участие в составлении его «Курса обучения рисунку» (1667—1670).
По мнению А. Шестимирова, эротика была призвана смягчить трагизм ситуации (царь продемонстрировал свою обнажённую красавицу-жену телохранителю Гигесу, после чего царица поставила последнего перед выбором— либо убить себя, либо убить царя и жениться на ней). Жан-Леон Жером изобразил просто гарем с обнаженными женскими телами. Там же была выставлена эротическая композиция «Царь Кандавл» на сюжет из Геродота. Поскольку такие картины были далеки и от реализма и от академизма, возникло обозначение «неогрек»8.
В 1865 г. Жан-Леон Жером был избран в члены Института Франции, в 1867 г. – назначен офицером Ордена Почетного Легиона, в 1869 г. – был избран почетным членом Британской Королевской Академии. Предполагалось сильно расширить отдел изобразительного искусства и Жером ходатайствовал перед дирекцией выставки о написании картины аллегорического содержания по самостоятельно выбранному сюжету. Композиция выстроена так, что зритель не сразу может заметить кресты с распятыми рабами.
Родился 20 марта 1867 года в городе Питерсберг, штат Виргиния. В Салоне 1874 года Жером экспонировал три исторических полотна, в том числе «Сотрудничество: Корнель и Мольер» и «Серый кардинал». В течение практически всей жизни Жером пользовался благосклонностью критиков и успехом у покупателей, особенно в США, где он стал популярным с 1870-х годов.
Статуя была изваяна в манере античных мастеров, которые раскрашивали фигуры в подражание живому телу. Откровенно эротические композиции Жером продолжал создавать и далее, примером служит картина с невинным названием «Идиллия». На этой картине Жером изобразил себя, свою мастерскую, натурщицу и статую «Танагра», над которой оканчивал работу. Судя по тому, как она называется (гинекей – закрытая женская половина дома у греков), ничего особенного не должно быть изображено. «Кажется, закроется занавес и смертельно раненый Пьеро встанет и откланяется зрителям. Такая же линия просматривается в советских искусствоведческих трудах.
На картине «Горе паши» мёртвый тигр, как человек, покоится на ковре, усыпанном розовыми лепестками рядом сидит паша и горе его неподдельно57. «Наблюдающий тигр» отражает другую сторону ориентальных верований— якобы тигры или львы способны охранять города или оказывать влияние на ход битвы изображённой на этой картине58. По сюжету и манере исполнения оно напоминает «Аве цезарь» и «Pollice verso», однако на сей раз в роли жертвы изображены первые христиане.
Во время Февральской революции 1848 года, провозгласившей республику, Жером единственный раз в жизни активно вмешался в политику: по некоторым сведениям, вступил в Национальную гвардию и даже был избран капитаном одного из подразделений. Во время революции трое друзей — Жан Жером, Анри Пико (1824—1895) и Жан Хамон (1821—1874) — образовали «фаланстер художников» в доме на улице Флерюс, 27. Картина пользовалась популярностью и Ж. Жером сделал с неё две авторские копии— для великого князя Александра Николаевича (ныне хранится в Государственном Эрмитаже), вторая версия предназначалась для репродуцирования в печати и принадлежит Музею Уолтерса. Среди картин, выставленных Жеромом на Салоне 1857 года, тематикой выделялось полотно «Дуэль после маскарада». К счастью Жан-Леон Жером продолжал свои художественные упражнения и в 1847 г. в Салоне представил свою картину «Петушиный бой», которая принесла ему Медаль 3-ей степени.
Впрочем, о его деятельности во время революции доподлинно ничего не известно15. Вернувшись в Париж, Жером приступил к реализации полотна «Век Августа». В 1883 году художник закончил масштабное полотно «Последняя молитва христианских мучеников», заказанное ему 20 лет назад американским коллекционером Уолтерсом. На огромном холсте (143 204 см) эти недостатки превращаются в «забавный анекдот»13. Надгробие Жерома украшено статуей «Горе», созданной в память о рано умершем сыне Жане69.
«Рекруты» по сюжету отдалённо напоминают «Песельников в русском лагере», поскольку изображали сцену закабаления военными мирных жителей. В разгар скандала картину купил президент Луи Наполеон, что было большой честью для молодого художника (позднее гравюру по этому сюжету создал Поль Сезанн). Одна из наиболее примечательных картин в этом жанре— «Два величества», на которой изображён лев, созерцающий Солнце. Однако художнику удалось оправиться, причём он заявил, что хотел бы умереть за работой62. Услуги художника по резкке составлению мозаики.
Египетскую тему продолжили работы «Продавец ковров» и «Марабу», первая из которых воплощает типичное представление о Востоке как о базаре, на котором можно найти всё. Статуя «Танагра» была приобретена государством за 10 000 франков66. Со временем скульптура и живопись слились в нерасторжимое целое, что проявилось в картине 1890 года «Пигмалион и Галатея», в которой он изобразил собственную мастерскую6028. Критик Шанфлёри упрекнул художника именно в нарушении академических канонов: «фигуры кажутся высеченными из мрамора, в то время как птицы выглядят живыми»14. Основной проблемой стало то, что «художники простодушно поверили, что конкурс освобождал их от всего, даже от таланта»16.
Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали— ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь абсолютное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии)32. И. Е. Репин оценил их как «умные, но сухие». Именно Глейр привил ему глубокий интерес к Ближнему Востоку.
В тот период он увлёкся античными статуэтками-танагрянками. В связи с этим в самой Франции его наследие стало последовательно замалчиваться. В статуе «Танагра» он изобразил обнажённую женщину, которая держит в левой руке танагрскую статуэтку с обручем. В результате 1847 год стал решающим в его карьере.
Т. Готье вновь одобрил ориентальные работы художника, поскольку изображения современников из других стран с их привычками и костюмами оценил как «истинное и новое представление о Ближнем Востоке»26. В древнегреческой традиции женщины – существа тихие и забитые и брак у греков моногамный. 13 ноября того же года императорским декретом Академия лишалась права руководить Школой изящных искусств. Его отличает основательный и кропотливый подход к выполнению каждого заказа. В целом это типичная картина начинающего художника с определенными ошибками.
С 1839 по 1876 год в Османской империи идут конституционные преобразования. Очень большое количество работ выполняется в качестве подарка кому-либо. Конечно, любой мастер вправе сам устанавливать цены на свои работы. Справедливы и упрёки в отсутствии цельности, сюжет распадался на отдельные сценки в духе «неогрека» современникам казалось, что в этом проявился недостаток серьёзности, необходимой для академической аллегории.
Она сейчас находится в музее Орсе. Полотно принесло художнику медаль Салона третьего достоинства15. Жером откровенно сказал, что результат его усилий казался «слабым и плоским».
Из Парижа она была перемещена в Мадрид, в музей Тиссен-Борнемиса. В конце 1846 года Жером окончил свою первую большую картину— «Молодые греки забавляются петушиным боем», рассчитывая выставить её в Салоне. В июне 1871 года он вернулся в Париж.
Иногда стоимость той или иной работы зависит от популярности художника. В поездке Жерома сопровождал актёр парижского театра Эдмон Франсуа Гот (1822—1901)23. В автобиографии он утверждал, что проучился у Глейра всего 3 месяца и его искусство не оказало на начинающего живописца существенного влияния. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии.
Энциклопедическая выставка, отражающая особенности его искусства, открылась только в 2010 году. Ещё в эпоху немого кино Глория Свенсон использовала некоторые стилевые находки Жерома для создания своих визуальных образов. В портрете важную роль играет количество изображаемых персон. Экермана и А. Шестимирова, оценки Готье выглядят, по меньшей мере, спорными ибо он, провозгласив принцип «искусства для искусства», безоговорочно восхищался академистами и жёстко критиковал новые направления в искусстве.
По другой версии, она исполнила роль Афродиты. Последующие критики, в том числе в XX веке, склонны соглашаться с этими суждениями32. Для путешествия он выбрал «российскую Азию», но к моменту отъезда началась Крымская война и пришлось ехать на Балканы. При этом он выставлял свои картины каждый год.
Из-за частого отсутствия отца, воспитанием детей занималась мать. В гимназические годы Жером снял удачную копию с одной из картин А. Декампа (1803—1860), её увидел Поль Деларош и высоко отозвался о таланте Жана. Жюри Салона единогласно присудило Жерому золотую медаль. Сильным ударом для него стала кончина Г. Буланже, последовавшая в 1888 году. Пейзажи начинают играть в его картинах самодовлеющее значение.
Картина «Араб и его скакун» входила в XIX веке в число известнейших его произведений. Однако личные разногласия оказались непреодолимыми: круг «неогреков», возникший в его мастерской, Глейра раздражал9. Тем не менее, картина была представлена на Салоне 1865 года. И в этом случае к мнению Жерома никто не прислушался, тем самым он оказался в изоляции, сделавшись «врагом прогрессивных направлений в искусстве». После 1848 года, когда была установлена республиканская форма правления, Жан-Леон Жером пишет скандальную картину под названием «Гинекей».
Интерес к скульптуре проявился у Жерома ещё в начале творческого пути, так, в 1849 году он написал картину «Микеланджело» изобразив знаменитого скульптора за работой. Немногочисленные официальные заказы не мешали работать над историческими и жанровыми сюжетами, в том числе с обнажённой натурой («Клеопатра и Цезарь»)42. Он обвинил художника в бесстрастности, непроявленности авторского «Я» и утверждал, что его картины подобны зеркалу, заглянув в которое, можно увидеть и почувствовать только свои собственные ощущения.
По отзыву Шанфлёри, выставка, проходившая во Дворце изящных искусств, «была печальной». На время Франко-прусской войны Жером с семьёй укрылся в Англии, но почти не мог работать. Тем не менее она имела успех у публики и получила медаль Салона. Жан-Леон Жером (Jean-Lon Grme, 11. 05. 1824-10. 01. 1904) родился в Везуле (департамент Верхняя Сона) в семье ювелира.
На первых порах он повторял в бронзе образы своих ранних картин, например, «Анакреона», но внёс в эту композицию изменения: пьяный Анакреон держит на руках младенцев Вакха и Амура.
Работа художником на дому. После возвращения Жером выставил в Салоне 1868 года несколько картин из событий истории Наполеона — «7 декабря 1815 года» и «Казнь маршала Нея»45. В 1895 году Жером изваял скульптурный портрет Сары Бернар59. Джером Паркер (Jerome Parker), современный американский художник, родился в центральной Калифорнии.
В 1860 году для торговли и дипломатических отношений с Францией открылся Сиам, послы которого были представлены Наполеону III летом следующего года. 11 мая 1824 года родился их первенец, наречённый Жаном-Леоном. Во внутреннем дворике устроен торг.
Услуги художника по резкке составлению мозаики. После избрания президентом Луи Наполеона конкурс был аннулирован12. Изучением его наследия в первую очередь занимался Джеральд Экерман, который опубликовал в 1981 году первый каталог и в 1986 году подробную биографию художника, в которой пытался продемонстрировать его наследие в контексте всего искусства XIX века (в 1997 и 2009 годах выходило сокращённое на одну треть издание— без каталога).
Вместе они прожили до конца жизни художника, у них было четверо детей40. Некоторым исключением из правил выглядит полотно «Выход быка», в котором испанская коррида интерпретирована как гладиаторская тема63. По уверениям Р. Бонёр, причиной была женщина. Соединение скульптуры и живописи проявилось в нескольких работах Жерома 1890-х годов. В каталогах его произведений значится лишь одна картина этого времени «Пифферари» изображающая уличных музыкантов в Лондоне. По А. Шестимирову, «полярные мнения, возникшие у критики и президента республики, лишний раз показывают, насколько велика была пропасть между ценителями искусства, принадлежащими к разным слоям французского общества»21.
На Всемирной выставке 1878 года Жером дебютировал как скульптор, представив «Гладиаторов» изваянных на основе центральной группы с картины «Pollice verso». Однако впервые подробная энциклопедическая выставка Жерома была организована с 19 октября 2010 по 23 января 2011 года Музеем Орсе, объединением национальных музеев Франции и Музеем Гетти (Лос-Анджелес). Танагрская фигурка помещена на табурет в композиции «Модель скульптора». Единственный целиком положительный отзыв оставил Т. Готье, заявивший, что здесь «подлинная картина истории». Ещё в 1859 году Жером написал «Аве Цезарь», картину, которая не нравилась ему самому.
Известно, что Жан-Леон Жером был профессором в Школе Изящных Искусств. Но тем не менее она продолжалась, хоть и не так открыто. При постановке пеплума «Бен-Гур» в 1959 году для создания сцены гонок на колесницах режиссёр использовал композиции и образы Жерома77. Переезжали по стране, проживая в Трентоне, Нью-Джерси и Филадельфии, Пенсильвания. Сам Жером оценивал эту картину как подражание Рафаэлю, но откровенно признавал, что она «скучна» и «собрана из кусков, стиль и выдумка которых ужасны»18. Наибольшее впечатление произвели «Египетские рекруты» и «Офицер арнаутов» — этюд к предыдущей, «Верблюды на водопое», «Пейзаж Фиваиды» и некоторые другие.
Выставка Жерома прошла также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге со 2 ноября 2011 года по 5 февраля 2012 года (в музее хранятся 4 полотна и 2 скульптуры мастера)7980.
В картине «Краски вносят жизнь в скульптуру» вновь использовано единство живописи и скульптуры на заднем плане в центре вновь фигурирует «Танагра». Кроме того, критики отмечали надуманность сюжета и композиции излишнюю пестроту колорита. На стене висит репродукция «Пигмалиона и Галатеи», подчёркивающая гедонизм представленной сцены. Публику и критиков, вероятно, привлекла атмосфера праздника и беззаботности, что воспринималось тогда как аллегория установления республиканского строя.
Как категорически заявил Н. Вольф, «для современников Париж был мировым центром искусства не из-за Курбе, Мане или Моне, а благодаря Кабанелю, Мейсонье и Жерому»73. Впервые на Востоке Жером побывал в 1853 году, когда посетил Стамбул. Окрашен был и скульптурный портрет Сары Бернар64. Был одним из пятерых детей в семье Abram и Julia Hillman Myers.
Эта традиция сохранялась и впоследствии: при создании фильма «Гладиатор» Ридли Скотт вдохновлялся картиной «Pollice verso»49. Согласно рассказам античных авторов (а особенно Афинея), скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины, что было кощунством.