Огромное историческое значение имеют статуи Джамболоньи «Похищение сабинянок» исполненные в 1583 году.
С «Фонтаном четырех рек» связана одна любопытная история, которую рассказал Леонид Колосов, советский разведчик и по совместительству корреспондент газеты «Известия» в Италии: «Если Рим иногда называют городом фонтанов, то Навона, пожалуй, самая «фонтанистая». Рим немыслим без созданных Бернини фонтанов. В руках воинов бамбуковые копья и железные мечи. манера и творческий метод Д. предвосхитили пластику барокко. Лицо атлета искажено нестерпимой мукой, могучее тело напряжено в невероятном усилии.
Но ещё большее значение приобрело это сравнение после решающей битвы Северной войны под Полтавой, свершившейся 27 июня 1709 года, в день св. Сколько уже видел маэстро непутевых парней, которые упрямо стремились в Рим. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Из «вечного города» в 1557 году Болонья переехал во Флоренцию. Наконец, Ла Плата, олицетворяющая Америку изображена в виде мавра, рядом с которым видно некоторое количество монет, чтобы показать богатые залежи металлов изобилующие в этих краях, а под ним — некое ужасающее чудище, обычно именуемое в Индии броненосцем а из-под всех этих олицетворенных рек в великом изобилии вытекает вода, проведенная из источника Треви. Ранее такие композиции создавались только в бронзе и в гораздо меньшем масштабе.
Ранее такие композиции создавались только в бронзе и в гораздо меньшем масштабе. Сабиняне под начальством царяТита Тациянаконец одолели римлян и обратили их в бегство. Адонис пересекает подножие по диагонали. После смерти Каффа Маццуола высек из мрамора по его модели группу «Крещение Христа» (1700), пользовавшуюся большой популярностью.
Здесь он два года работал под руководством знаменитого Микеланджело. Отец хотел видеть его нотариусом. Суровые глиняные воины выстроены в колонны по четыре человека.
Его настоящее имя Жан де Булонь. на трон царства Цинь взошёл Ин Чжен. В феврале 1732 года Земцов, стремясь осуществить один из петровских проектов, хотел поставить на Руинном каскаде «статую Геркулесову».
Осн. Сам Ромул женился на Герсилии. Это прекрасное произведение было уже закончено, когда ещё до того, как оно было открыто, а именно ещё не были убраны машины, леса и полотна, скрывавшие его от глаз толпы, папа пожелал его увидеть вот таким образом, отправившись в одно прекрасное утро на место, папа вступил в ограду вместе со своим государственным секретарем кардиналом Панцироло и примерно с пятьюдесятью приближенными, которым он больше всего доверял и пробыл там в течение полутора часов или больше, к великому своему удовольствию однако, так как вода не была ещё пущена, он спросил, когда можно будет увидеть ее падение, на что Бернини ответил, что так сразу он этого обещать не может, так как потребуется некоторое время, прежде чем все необходимое будет налажено, но что тем не менее он позаботится о том, чтобы все было сделано как можно скорее. Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сплетаются воедино в этом образе.
Полководец предложил философу все, что он пожелает. И Феррата перепоручил своего нового ученика Мельхиору Каффа. При посредничестве Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключен мир и союз. С ее уст срывается крик сладостной муки. Растрелли вылепил восковую модель группы Нептуна и исполнил рисунки Геркулеса.
После споров о том, что же означает эта группа, ученые-современники скульптора — пришли, в конце концов, к выводу, что наиболее подходящее для нее название — «Похищение сабинянок». В 1724 году Земцов представил эти проекты Петру, который внес изменения в первоначальную композицию скульптуры «Геркулес с гидрой», потребовав, чтобы она была аналогична уже утвержденной растреллиевской группе для Руинного каскада («у змей вода лилась бы так, как у модели, что у Нептуновой телеги»), но исполнение модели передал скульптору Нине. представителей флорентийского маньеризма в скульптуре. Веки полузакрыты, она словно не видит представшего перед ней ангела, но воспринимает его присутствие всем существом. Скульптура изначально предназначалась для установки в центре большой широкой площади.
стран. Римляне разбили латинян, напавших на Рим. Большую часть своей жизни провёл во Флоренции. Грот завершен сложным карнизом и мраморной балюстрадой. Он движется как бы из глубины на зрителя.
И кто-нибудь обязательно расскажет вам забавную историю или легенду, если хотите. В 1645 году Бернини начинает работу над мраморной группой «Экстаз св. Он извлекает из камня подлинно колористические эффекты, передавая самые различные фактуры. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке. Вопреки воле отца пятнадцатилетний Жан отправился в 1544 году в Рим.
С 1561 года он состоял на службе Великого герцога Козимо I Джамболонья принадлежит к самым даровитым последователям Микеланджело. Полномасштабную гипсовую модель можно увидеть в Галерее академии во Флоренции. Мрамор.
Первоначально художник планировал создать только две фигуры, что видно из подготовительных бронзовых заготовок (Музей Каподимонте, Неаполь), но потом добавил третью фигуру, о чем свидетельствуют восковые модели (музее Виктории и Альберта, Лондон). Из «вечного города» в 1557 году Болонья переехал во Флоренцию.
Искусной полировкой он передает атласную поверхность нежной кожи рук. Здесь он два года работал под руководством знаменитого Микеланджело. Балтазар Пермозер родился в крестьянской семье в 1651 году. Экстаз св.
Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах родился в 1656 году в Граце в семье скульптора. В 1647 — 1652 годах Бернини создал три фонтана на площади Навона. Будущий фламандский скульптор родился в 1529 году в Дуэ. Возмущённые соседи начали войну. При помощи дочери начальника капитолийской крепости, Тарпеи, сабиняне завладелиКапитолием.
Это было «настоящее вавилонское столпотворение, каждый говорит на своем языке», — так писал об одном из подобных увеселений немецкий ученый Г. В. Лейбниц. Строили, разумеется, ещё при жизни Цинь Ши Хуанди.
Д., опираясь на опыт Микеланджело, разработал последовательный процесс воплощения замысла от маленьких набросков (боццетти) в глине или воске к более проработанной модели и, наконец, к полномасштабной модели перевод её в материал часто осуществлялся ассистентами Д. (скульпторами А. Сусини, П. Такка, П. Франкавилла и др. ). Статуя Меркурия, посланца богов, одно из лучших произведений Джамболоньи. С этой задачей Джамболонья, без сомнения, справился. Политическое крушение и арест в 1661 году генерального контролера финансов Фуке, покровительство которого открыло молодому провинциалу дорогу в «большое» искусство, привели к значительным изменениям в жизни мастера.
Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 году. Центральное место занимает «Фонтан четырех рек». Италия. Это изображения могучих, величественных длиннобородых старцев в пышных одеждах. Все венчает святая Троица, она из позолоченной меди, как и сияние над ней. Их лица ещё более выразительны, головы увенчаны шапочками. Нил изображающий Африку, покрывает себе голову плащом до самого пояса, чтобы показать этим тот мрак, в который долгое время бывает погружено как раз то место, где он вытекает из земли, а около него стоит прекрасная пальма.
Вскоре массы тёмного, преступного сброда изо всех сопредельных государств наводнили Рим. Болонья, как и Челлини, стремился продемонстрировать в группе «Похищение сабинянок», прежде всего, свою виртуозность.
Амвросия (1725). Джамболонья достиг своей цели, однако это далось ему ценой насилия над естественностью поз изображённой им группы. Фасад Большого грота с каскадами вытянут на сорок метров с лишним.
Художественное образование он получил в Риме и Неаполе. Правда и в фигуре этого гиганта и в фигуре Нила ко многому приложил руку сам Бернини. Лоджия деи Ланци на пьяцца делла Синьория.
Его настоящее имя Жан де Булонь. В 1735 году он создал группу «Самсон, разрывающий пасть льва» для самого крупного петергофского водомета. В 1671 году последовал официальный приказ прекратить все работы.
Будущий фламандский скульптор родился в 1529 году в Дуэ. Все «действа» разыгрывались на площади, а вокруг располагались зрители и изящные галереи и павильоны Цвингера служили трибунами для знатных особ. Как пишет А. А. Самсония.
Здесь Маццуола проявил свое блестящее мастерство владения материалом. Скульптура работы Джамболоньи (1579–1583) хранящаяся в Лоджии Ланци, Флоренция изображает три фигуры: мужчина, поднявший женщину и второй мужчина, сидящий на корточках. Отец хотел видеть его нотариусом. Правда из воспоминаний некоторых его современников (а имя Джамболоньи гремело в последней трети XVI столетия) следует, что ваятель создал великолепную динамичную скульптурную группу просто для того, чтобы лишний раз доказать недоброжелателям своё мастерство, а название «Похищение сабинянок» пришло уже позже, от подходящего по духу античного сюжета. Композиционно фигуры закручены в спираль, которая вписывается в цилиндр.
В отличие от нимф, которые часто изображались оказывающими достойное сопротивление насильникам, сабинянки (в скульптурах) практически не сопротивлялись, а их мужчины не смогли противостоять вооруженным римлянам. Аникст: «В «Экстазе св. Среди многочисленных работ Джамболоньи были и фонтаны в садах семейства Медичи.
Проектирование скульптуры сабинянок началось в 1579 году. Здесь он прожил почти всю жизнь и создал главные свои произведения. Его Меркурий лишь кончиком стопы касается земли, точнее — даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской Южного ветра. После споров о том, что же означает эта группа, ученые-современники скульптора— пришли, в конце концов, к выводу, что наиболее подходящее для нее название— «Похищение сабинянок».
Однако ее решение далось ему ценой насилия над естественностью поз изображенной им группы. А спустя 2100 лет, копающий колодец китайский крестьянин обнаружил в полутора километрах от этой горы и могучую терракотовую армию императора, которая должна была помочь Цинь Ши Хуанди в борьбе со злыми силами загробного мира. Здесь он прожил почти всю жизнь и создал главные свои произведения.
Растерзал оси, аки второй Самсон (не без смотрения же, мню, божия) и в день сей Самсона случися победа твоя, растерзал оси могущество Льва Свойского». Терезы», заказанной ему венецианским кардиналом Федериго Корнаро, переехавшим в Рим. Августина и св.
На нем изображена скульптура Похищение сабинянок (Ratto delle Sabine, Firenze, Loggia della Signoria) потрясающего мастера эпохи раннегобарокко Джакомболонья (настоящее имя Жан де Булонь 1529-1608). Это случайное совпадение дало новый толчок к различного рода поэтическим сопоставлениям. В образах березы и ангела — грациозного воплощения смеющегося небесного Эроса с золоченой стрелой в руке, готовящегося поразить свою исходящую в мучительной блаженной истоме жертву, — проявления их чувств, наряду с их конкретно-личностным выражением, ещё активнее преподносятся отраженно, в форме абстрагированных эмоциональных тем, разыгрываемых пластикой их одеяний. Скульптура была высечена из единого куска мрамора.
Болонья стремился продемонстрировать этой скульптурой, прежде всего, свою виртуозность. Его ранние годы прошли в Зальцбурге и в Вене. Произведения Пермозера в Цвингере абсолютно другого плана, но тоже его выдающееся достижение. В третьем веке до н. э.
Болонья стремился продемонстрировать этой скульптурой, прежде всего, свою виртуозность.
Здесь он прожил почти всю жизнь и создал главные свои произведения. Эпической суровостью и сдержанностью отличается сделанное из слоновой кости «Распятие». Ромул взывал к богам и обещал построить храмЮпитеруСтатору (Останавливателю), если он остановит бегущих. Дунай, олицетворяющий Европу, любуется удивительным обелиском и рядом с ним — лев. Бессильно отброшена к левому плечу голова.
Молодых римлянок было немного, а окрестные племена, наслышанные о «достоинствах» новых подданных царя Ромула, не желали отдавать за них своих девушек, несмотря на все дипломатические усилия. Новый храм он посвятил Юпитеру Статору в благодарность за то, что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. В этом отношении особенно хорош фонтан «Тритона», бьющий на площади Барберини.
Всё-таки подобная версия вызывает сильные сомнения. В 1563 году Джамболонья становится членом престижной Академии искусств во Флоренции. Именно этот момент изобразил Пюже. Силы и время, отданные Пюже этой затее, оказались растраченными впустую. Перемигиваясь и пересмеиваясь, они поддерживают карниз. Внизу — полная выспренней патетики группа работы Пауля Штруделя: «Вера, побеждающая чуму».
Тереза и ангел», что подтверждает также его сын Доменико. Сабиняне и стали главными жертвами коварства римлян. Главные его произведения: «Колодец Нептуна» (1563–1566), «Самсон и Фелистина» (1567), фонтан «Океан» (1571–1576), «Летающий Меркурий» (1580), колоссальная статуя «Апеннино» в Проталито (1581), прежней вилле великих герцогов, конная статуя Козимо I (1587–1594) изображения на бронзовых дверях Пизанского собора (1577–1579). Можно представить себе горе мужчин, которые вернулись домой опозоренные, без сестёр и дочерей и горе женщин, разлучённых со своими близкими, увидевших своих «мужей» в первый раз в жизни. Ранее такие композиции создавались только в бронзе и в гораздо меньшем масштабе.
Джамболонья создал многочисленные скульптуры измрамораибронзы, в том числе для украшенияфонтанов, для итальянской знати и в особенности дляМедичи. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Сложная скульптура с переплетенными телами сделана в стиле маньеризма.
Наверное именно этим можно объяснить некоторую «хореографичность», надуманность принятых фигурами поз, но эмоциональное воздействие, оказываемое на наблюдателя мощной фигурой похитителя-римлянина, хрупкой девушкой, беспомощно бьющейся в его руках и поверженным сабинянином, признавшим своё поражение и прекратившим борьбу, от этого нисколько не ослабевает. Замок каждой арки подчеркнут золоченым маскароном. скульптор.
После 1685 года Фишер вернулся из Италии и вскоре был назначен «придворным инженером и архитектором» венгерского короля, а затем Иосифа — в будущем императора. Это — живая природа, реальный мир. Бернини поместил свою скульптурную группу в глубокую нишу на фоне золотых лучей. Вместо ответа Диоген простер руку, как бы отстраняя Александра и спокойно сказал: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце». Боццетти и модели Д. (большая часть вМузее Виктории и Альберта, Лондон) уже его современниками ценились за свою непосредственность, целостность иорганичность формы худож.
Борьба продолжалась очень долго. Особое место среди ранних произведений Пермозера занимают статуэтки из слоновой кости, необычайно тонко исполненные: «Геркулес и Омфала», «Четыре времени года». О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (1619 — 1625). Но вот зритель, желая увидеть лицо, делает ещё шаг вправо и чувствует себя обманутым.
пластикой используя рекомендуемые Микеланджело пирамидальные композиции и тип «змеевидной» фигуры («figura serpentinata»), Д. создал ряд мраморных работ: «Самсон, убивающий филистимлянина» (1560–62, Музей Виктории и Альберта, Лондон) «Триумф Флоренции над Пизой» (Нац. Гораздо труднее была война ссабинянами, которые потеряли особенно много женщин.
Растрелли находился в Москве и вот таким образом модель скульптуры выполнили К. Оснер и К. Ган. Родом из Дуэ, сегодня это территория Франции. Здесь он два года работал под руководством знаменитого Микеланджело. Это царство зовется Купальней нимф — «Нимфенбадом». И наоборот, шероховатая поверхность хорошо выявляет жесткую щетину кабана. музей Барджелло, Флоренция), «Похищение сабинянок» (1582, Лоджия деи-Ланци, Флоренция), «Геракл, убивающий кентавра» (1595–1600, там же). Плащ, перекинутый через правое плечо, словно раздуваемый резким порывом ветра, усиливает впечатление стремительности движения. Изображения борьбы нет.
У Испанской лестницы, выстроенной в XVIII веке, стоит самый ранний из фонтанов Бернини — наивная и маленькая «Баркачча», словно причаленная к ее подножию. Все-таки пробил и час Пюже — Людовик XIV заказал ему для Версаля мраморную группу «Милон Кротонский». Скульптуры Пермозера являются неотъемлемой частью нарядного ансамбля. В памятнике очень явно выразился оттенок театральности, присущий вообще искусству барокко.
Главные его произведения: «Колодец Нептуна» (1563–1566), «Самсон и Фелистина» (1567), фонтан «Океан» (1571–1576), «Летающий Меркурий» (1580), колоссальная статуя «Апеннино» в Проталито (1581), прежней вилле великих герцогов, конная статуя КозимоI (1587–1594) изображения на бронзовых дверях Пизанского собора (1577–1579). Из «вечного города» в 1557 году Болонья переехал во Флоренцию. Он с некоторым недоверием отнесся к новому воспитаннику, весьма своеобразной наружности. Ин Чжен под именем Цинь Ши Хуанди стал императором объединённого Китая. Он в страхе простирает вперед правую руку, словно стараясь удержаться и найти спасение.
музей Барджелло Аллегория Аппенин, ВиллаДемидова в Пратолино) и фонтаны (Нептуна на Пьяцца Маджоре в Болонье, 1566). В 210 году до н. э. Флоренция. материалом, в котором работал Д., была бронза.
На самой середине верхней поверхности скалы удивительно поставлен пьедестал высотой около 23 пядей, на котором укреплен обелиск пядей 80 в высоту, а на нем видно красивое металлическое завершение в 10 пядей, увенчанное сияющим золотым крестом, над которым вырисовывается голубь, несущий в клюве масличную ветвь, эмблему семейства Памфили и немалое удивление вызывает вид того, как такая непомерная по вышине громада держится на скале, выдолбленной и расчлененной и как она вся (выражаясь на языке искусства) держится на весу. После этого оскорблённые соседи начали нападать на римлян, но все были ими биты и лишь сабиняне были близки к победе и уже кричали: «Одно дело похищать девиц и совсем другое – биться с мужами. » Но эта война всё-таки закончилась миром и остановили её похищенные женщины. Его настоящее имя Жан де Булонь. Впечатление иллюзорной точности усиливается применением сверла. Вопреки воле отца пятнадцатилетний Жан отправился в 1544 году в Рим. Будущий фламандский скульптор родился в 1529 году в Дуэ. Здесь Пюже используя свой опыт резчика и уроки у Пьетро да Кортона, создал ряд превосходных, очень сложных декоративных композиций.
Полуциркульные окна-арки в стенах каскадов отделены друг от друга небольшими лопатками. В центре расположен прямоугольный, со сложно расчлененными углами бассейн. Потому оно и скошено, понижаясь к этому углу. Отец хотел видеть его нотариусом. Цинь Ши Хуанди умер. Потрясенный внезапностью увиденного, папа вместе со всеми придворными вернулся назад и долго наслаждался чудесным видом, а затем, обратившись к Бернини, не утерпел и сказал ему: «Бернини, доставив нам эту неожиданную радость, вы удлинили нам жизнь на целых десять лет», а для вящего доказательства своего удовлетворения он послал к племяннице, донне Олимпии, в дом, выходящий на площадь Навона, приказав, чтобы принесли оттуда сотню золотых и чтобы их тотчас же роздали тем, кто был занят в этой работе.
Высота 410 см. Первый шедевр он создает для города Болоньи: после получения оплаты за бронзовую скульптуру Нептуна, мастер создает ее для одноименного фонтана.
В начале 1723 года возникла идея дополнить убранство двух каскадов в Петергофе группами, прославляющими победы России на море и на суше, Петр приказал сделать для Руинного каскада «Нептуна на колеснице» («Нептунова телега») и для Марлинского каскада «Геркулеса, поражающего гидру». Не только ангел, но и сноп низвергающихся металлических золоченых лучей и свет через цветное стекло находящегося позади них окна и облако из серого камня, поддерживающее на себе беломраморные фигуры персонажей и декоративно-яркие «расступающиеся» колонны обрамления и разорванный фронтон и «зрители» из семейства Корнаро на боковых рельефах капеллы — весь этот сложный арсенал картинно-постановочных средств призван живописать чудо небесного видения, величие и впечатляющую силу внезапно раскрывшегося человеку нового облика мира и столь же неожиданное размыкание, гиперболизацию его духовного «я». ДЖАМБОЛОНЬЯ (Giambolоgna), Джованни да Болонья (Giovanni da Bologna собственно Жан де Булонь, Jean de Boulogne) (1529, Дуэ, Фландрия– 13. 8. 1608, Флоренция) итал.
Если до сих пор в отображении коллизии «человек — мир», «стихия бытия в его целом — частица бытия» Бернини склонен был, воспринимая это отношение с позиций барочного дуализма, трактовать его изнутри индивидуального, отдельного (человек, не будучи абсолютным центром мира, был центром его искусства), то в этом произведении подобный подход, во многом ещё сохраняясь, уже заметно отступает перед прямой демонстрацией величия внешних человеку сил. После завершения этой работы папа заказал ему колоссальную конную статую Константина, чтобы поместить ее в Санто Пьетро, а кроме того, пол из пестрых камней для новой части этой церкви, называемой «Пристройкой Павла V», вместе с барельефами изображающими путто и медальонами на боковых пилястрах этого же помещения, а также колонны из «коттанеллы», породы камня, названного так потому, что как раз в то время были обнаружены его залежи в местечке Коттанелла Сабинской области. Мавзолей для императора строили 36 лет руками 700 тысяч согнанных со всего Китая крестьян. Эта работа считается мировым шедевром скульптуры.
Главные его произведения: «Колодец Нептуна» (1563 — 1566), «Самсон и Фелистина» (1567), фонтан «Океан» (1571 — 1576), «Летающий Меркурий» (1580), колоссальная статуя «Апеннино» в Проталито (1581), прежней вилле великих герцогов, конная статуя Козимо I (1587 — 1594) изображения на бронзовых дверях Пизанского собора (1577 — 1579). С 167 5 году он провел четырнадцать лет в Италии сильное впечатление на него произвело искусство Бернини.
Статуя Меркурия, посланца богов, одно из лучших произведений Джамболоньи. После споров о том, что же означает эта группа, учёные-современники скульптора — пришли, в конце концов, к выводу, что наиболее подходящее для неё название — Похищение сабинянок». Вопреки воле отца пятнадцатилетний Жан отправился в 1544 году в Рим.
Но он ещё и художник с очень зорким эмоциональным видением. Конная статуя герцогаКозимоI Медичи (1587–93, Пьяцца делла-Синьория, Флоренция) стала образцом, по которому создавались статуи и статуэтки монархов др. Обломок копья, упавший на землю, своим положением также подчеркивает диагональ.
Композиционно фигуры закручены в спираль, которая вписывается в цилиндр. Вдохновляясь скульптурной группой «Победа» Микеланджело (1530–33, Палаццо Веккьо, Флоренция) и эллинистич. Предполагаемого развития движения не происходит.
Рука, которой Адонис касается кабана, остановила движение и оно кажется застывшим. Фигуры Нимфенбада как будто замерли на сцене театра в момент исполнения неведомого танца. Учитывая то, что скульптура будет открыта взорам со всех сторон, Джамболонья должен был позаботиться о том, чтобы динамика мраморного действия была заметна отовсюду, чтобы скульптура не поворачивалась к зрителю «спиной». Их жесты полны нарочитости и жеманства, головы кокетливо склоняются набок, а одежды развеваются причудливыми складками.
Здесь главная точка обозрения статуи. Все существо героя, каждый мускул выражают страдание и боль. Это без преувеличения настоящая армия, с лошадьми, боевыми колесницами (деревянные, они, правда, не смогли пережить две тысячи лет), оружием, обозом, припасами Всего здесь было обнаружено около 8000 фигур и если тела воинов сделаны более или менее одинаково, то лицо и руки у каждого воина «свои», что говорит об огромном объёме проделанной работы. Один из первых и ярких откликов на Полтавскую «викторию» прозвучал в страстном Слове Ф. Прокоповича: «Преславнейший самодержец всероссийский сам собою, своим мужественным воинством, без всякой иноземной помощи, единым устремлением, не во многие часы две мощные ехидны: брань свойскую и изменническую силу растерзал и умертвил оси.