Загадочная улыбка олицетворяет скрываемый душевный (любовный биополевой) резонанс замужней Лизы Джаконды с творчески вдохновленным Леонардо да Винчи.
А. С. Пушкина в Москве. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Была уволена администрация музея.
С начала XVI столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. «Джоконда» впала в полное забвение.
Впрочем, последнее— полная херня. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей.
Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Возможно, её сузил сам автор. За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им.
Недавнее сравнение на компьютере анатомических особенностей лица Джоконды и Леонардо да Винчи (по автопортрету художника, сделанному красным карандашом) показало, что геометрически они идеально совпадают. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
На его стихи есть неплохие песни. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Где-то между 1503 и 1506-м.
Скорее, здесь было что-то из области колдовства. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Будем считать, что мне повезло. Я не говорю, что я совершенно прав. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа.
У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Мне Мoна Лиза улыбалась. Ее глаза двигались, румянец был живой и теплый, это было так, как если смотреть обьемный фильм. Приятно, но на психику давит. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было.
«Уорхол повторил ее изображение четыре раза, словно говоря – все в жизни повторяемо, ничто не уникально», – полагает Горви. 24 июня в свет вышло новое видео «Исток Любви». Эта загадка практически решена.
Папа разгневался. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Так к художнику все и относились. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. До охраны наконец дошло, что картину украли. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, а особенности человеческого зрения: появление и исчезновение улыбки зависит от того, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом.
За счет чего — объяснения пока нет. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. К тому же он доверял профессионалам. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках).
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала невозможное, чтобы советские люди увидели шедевр: благодаря ее энергии была изыскана огромная страховая сумма (100 млн. долларов) и по ее личному заказу изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. «Джокондомания» охватила Америку. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Именно в это время он вспоминает о «Джоконде», как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.
Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
«Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Бельгиец Пьере был его секретарем. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Творчество этой певицы невозможно описать одним словом.
Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. В каждый период своей истории она словно следовала специально разработанному PR-плану. Ее перевели в покои министров. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Немецкие газеты платили той же монетой. Время шло – картина не появлялась. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Потом разошлись по всему миру.
Художник не расставался с портретом до самой смерти. Но затворницей Мона Лиза не была. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Vincenzo Peruggia). Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной.
Еще одна схожая версия. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Её Лувром когда-то стал легендарный клуб «Dяgilev прожект», где её выступления были бессменным украшением каждой ночи. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Что вы видите перед собой. Так и с данной статьей.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Доска (тополь), масло. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». С начала шестнадцатого столетия картина, приобретённая Франциском I после смерти Леонардо, оставалась в королевской коллекции. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать. Идею основоположника психоанализа позднее поддержал Сальвадор Дали: В современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства. Среди обвиняемых были немецкие шпионы, художники-авандгардисты (в особенности, Пабло Пикассо), подданный российской империи поэт Гийом Аполлинер Вот только никакие усилия полиции не сравнятся с усилиями прессы. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Ну, а если у вас есть репродукции «Джоконды» и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Я думал, что я довольно неплохо разбираюсь в живописи, но я понял, что я не только дилетант, но и просто абсолютно непосвященный в искусство человек. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны. Кисть его так легка, так прозрачна, что в ХХ веке даже рентгеноскопический анализ не выявит следов ее удара, Сделав несколько мазков, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.
Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, вот таким образом полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, находящимся во власти Эдипова комплекса. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Леонард был арестован. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое сфумато, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. На раме он заметил отпечаток пальца. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. И Франциск – король-победитель. Она придаст твоему лицу таинственное выражение.
«Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил шрамы вокруг рта Моны Лизы.
Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Так он и спал на картине больше двух лет. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Мона Лиза» (1503-1519). Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Художник присутствовал при этом свидании. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. До него никто не видел в ней никакой тайны. Как было с Малевичем. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Где любовь, там и ревность. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Поверьте на слово, что вполне достаточные, чтоб видеть и понимать состояние женщины в вершинах ее удовлетворенности. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
И что же. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Высказал свое мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника. Первые попытки найти картину ни к чему не привели.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. С точки зрения сегодняшней этики такое предположение выглядит вполне убедительно. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Ее видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Дети смеялись. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге — к потере богатства и к ужасной смерти. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти.
Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, «что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти». Так известный американский отоларинголог Кристофер Адур из Окленда (США) объявил, что у Джоконды паралич лицевого нерва. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Именно она сделала кражу картины всемирной сенсацией: «Мона Лиза» попала на первые полосы лучших мировых газет. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
«Джоконда» – не портрет. История искусств очень сложная вещь. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Это были живые, это были человеческие глаза. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Таким образом, Джоконду можно назвать женской ипостасью гения. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А это означает: Мона Лиза неправильно питалась. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. На ноги была поставлена вся французская полиция, на тот момент лучшая в мире. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Голова слегка повёрнута10. Принадлежит к позднему периоду его творчества. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться нарисовать рот, не глядя на него. Улыбка Джоконды — «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер.
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы, – утверждает эксперт. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Я имею ввиду его черный квадрат.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Музей – это публичное заведение. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь. () Джоконда— не портрет.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Гийом активно пропагандировал сожжение всех музеев и дружил с человеком, укравшим несколько небольших египетских статуэток из Лувра. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. В 1925 году у искусствоведов возникло предположение, что на половине изображена герцогиня Констанция дАвалос – вдова Федерико дель Бальцо, любовница Джулиано Медичи (брата папы Льва Х). После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Меня удивило, что он маленький. Интересны только новые. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. В 1957 году итальянец Карло Педретти выдвинул иную версию: на самом деле это Пачифика Брандано, еще одна любовница Джулиано Медичи.
Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т. д. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Только вот женщин там вы не найдете. Глаза портрета «вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую. » Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. То есть разобраться в этом механизме. Зачем математикой проверять гармонию, переводя на совремменный бытовой язык известное высказывание. Мне довелось портрет увидеть. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь. Горный пейзаж – символ горнего мира.
Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Улыбаясь, Джоконда не выказывает пренебрежения или превосходства, просто она спокойна, полна самообладания и уверена в себе. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Разразился страшный скандал. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Всякий раз, когда Энди Уорхол выбирал Мону Лизу в качестве объекта своих творений, он воспроизводил в характерной для него манере репродукции в не очень качественном виде.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. И вот в том самом борделе он видит изображение, которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Есть и более легкие и быстрые способы достижения цели. Образы, которые рождались в закрытом режиме (only for Dяgilev) увидели свет. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Никто не знает, кто обрезал картину. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, это и знаменитое «сфумато» — рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и абсолютное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Луврская «Улыбка Джоконды» может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
В связи с этим Уорхола многие не понимают и воспринимают его творчество как паразитизм на эстетических ценностях и прославление результатов их унижения. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе.
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Назревала большая европейская война. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Но тогда и улыбка Джоконды – его улыбка. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Лето 2011 года стало переломным для Джоконды, как для певицы. Джоконда была похищена 21 августа 2011 года, а уже 7 сентября по подозрению в её краже был задержан поэт Гийом Аполлинер.
С апреля по июнь 1974 года «Джоконда» — возможно, самый известный портрет за всю историю человечества — проездом из Японии, где ее посмотрели 1, 5 миллиона человек, остановилась в Москве и два месяца выставлялась в Пушкинском музее. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. 76х53 см. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины.
В 1911 году «Джоконда» оказалась в центре страшного политеческого скандала: её похители. Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Мона Лиза – автопортрет художника. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Эту картину надо просто один раз увидеть. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Были допрошены сотни людей.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Итак, перед нами образ Богородицы. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. да там толпа.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. На Джоконду много раз покушались, несколько лет назад даже были попытки забросать ее каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Vincenzo Peruggia). Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Даже пейзаж за ее спиной заключал в себе нечто таинственное. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. придумал загадочную улыбку Джоконды. Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Но она ли на картине. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Не было ее и у реставраторов. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло.
Он приходит в музей. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
Неясность происхождения лишь способствовала ее известности. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Один японский врач совершенно уверен в том, что у Моны Лизы был высокий уровень холестерина. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача».
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. А еще – техника.
В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Только чувство утраты рождает любовь. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Паратико предлагает провести эксгумацию останков Леонардо и анализ его ДНК, чтобы подтвердить свою теорию.
А когда надежда найти картину окончательно угасла, на её место повесили портрет, написанный Рафаэлем, под названием «БальдассареКастильоне». То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Как же выглядит сей шедевр IRL. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались обучить знаменитой улыбке. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. И еще о пугающем портрете: «Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы». Поразительна художественная глубина произведения. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.