Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст. Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами. Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573) итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения. Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст.
Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко4. По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов.
По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ). Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе.
Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме.
28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55). Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Вилла папы Юлия III в Риме (рис.
В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности. Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания. С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино». При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения.
сhiesa del Sacro Nome di Ges). Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. В 1546 г. он возвратился в Рим, где выполнил ряд построек для Юлия III и рода Фарнезе: строительство виллы Юлия III и церкви Сант Андреа на виа Фламиния, лестниц и портиков у палаццо Сенаторов на Капитолии.
На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости). В 40-х годах XVI в. Виньола работал в Болонье над интерьером собора Сан Петронио и строил нечто вроде гостиного двора — портик о деи Банки.
Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз. Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи.
Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер).
По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности. Виньолу пригласили во Францию (1540-42). сhiesa del Sacro Nome di Ges). Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта).
Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе. Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом. В 1547 году переселился в Рим. Виньола исходил из композиции церкви.
Дж. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. Дворы имеют полукруглую форму. Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию.
Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине. В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св. Длительное время (с 1559 по 1573 гг. ) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима). Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения.
Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра. В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя2. Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность. В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555).
Замок Капрарола близ Витербо— одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры. Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема. После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе.
Композицию фасадов замка, украшенных ордером, отличает присущая классике благородная сдержанность и величие. После чего вернулся в Болонью.
Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх. В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи.
В период 1541-1543 гг. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Остальные участки стены оставлены практически гладкими.
В 1552—1554 гг. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Это одно из лучших творений зодчего. Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано.
Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Ges), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма. В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело.
Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4.