Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году. Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta 1533 г., Порлецца – 1602 г., Рим) – известный итальянский архитектор один из первых, в чьем творчестве заметно начали проявляться черты стиля барокко. Известно, что Джакомо делла Порта родился на севере Италии в городке Порлецца, учился у Микеланджело и Виньолы, строил преимущественно в Риме.
Джакомо делла Порта (итал. Giacomo della Porta, 1532, Порлецца— 1602, Рим)— итальянский архитектор и скульптор, один из наиболее значительных представителей маньеризма. В 1575 году Джакомо делла Порта завершил по проекту Виньолы церковь Иль-Джезу и создал её фасад, послуживший образцом для многих барочных церквей по всему миру. Джакомо Делла Порта привнёс в него несколько незначительных изменений, но при этом было сделано и одно значительное отступление. Порта, ДЖАКОМО ДЕЛЛА (Della Porta, Giacomo) (ок.
Среди самостоятельных произведений П. : университет в Риме («Сапиенца», начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (15981600 достроена К. Фонтаной). Известна его стремящаяся вверх купольная четырехугольная капелла (дель Презепио) при Санта Мария Маджоре в Риме, знаменита его двухэтажная галерея (лоджия) в Латеране, с аркадами, легшими внизу на тосканские пилястры, а вверху на коринфские, снабженная двойными пилястрами по углам, привлекательна архитектура нижнего основания для фонтана Аква Паола, несомненно выполненная по проекту его старшего брата Джованни Фонтана (1540–1614), напоминающая триумфальную арку и, в противоположность пластически задуманным фонтанам делла Порты, открывающая серию архитектурных фонтанов Рима. Кроме этого рельефа Андреа собственноручно исполнил также рельеф Поклонения пастырей, а в исполнении других, по-видимому, только принимал участие. Новый комплекс зданий сооружен в 1935. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586—93).
Ценной в художественном отношении является также церковь Аббадиа де Кассинензи (1550), выстроенная и богато украшенная колоннами в духе, свойственном Вазари в его родном городе Ареццо. Ригль правильно указал, что «семейство с озера Комо» — Лунги и Фонтана с их классическими наклонностями внесли некоторый застой в движение барокко. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла».
Строил преимущественно в Риме. Из светских построек Джакомо делла Порта двор «Сапиенца» знаменит своими благородными аркадами на столбах, палаццо Киджи представляет интересный пример сближающихся к средине окон с очень незначительными простенками, а его вилла Альдобрандини (Боргезе) во Фраскати (1598–1603) не только своим живописным расположением, но и массой барочных частностей возвещает переход к XVII столетию. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 м. На пилястры опирались арки их высота составляет 44, 8 м. С 1546 года и до самой смерти (1564 г. ) Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтанав 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год – и фонарь купола. Ученик Микеланджело испытал также влияние Виньолы. Ученик Виньолы Джакомо делла Порта, по Бальоне римлянин (1564–1608), приобрел вечную славу как строитель собора св.
тт. Ученик Микеланджело испытал также влияние Виньолы. Строил преимущественно в Риме. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). К ней с самого верха склона спускаются водяные каскады.
Асканио Сфорца ведь хотя и спит, но поддерживает голову правой, опертой на локоть, рукой. участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (1563—1590-е гг. ).
Завершил по проекту Виньолы церковь Иль Джезу и создал её барочный фасад (1575). Подражателем Виньолы является римлянин Пьетро-Паоло Оливьери (1551–1599). Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана завершили постройку купола в 1590 году, в последний год правления Сикста V. Его преемник, Григорий XIV, был свидетелем завершения возведения фонаря купола, внутри которого была сделана надпись в честь Сикста V. При следующем папе, Клименте VIII, был установлен на место крест. Петра в проекте Микеланджело. фонарь Микеланджело.
Значение Буонталенти для выработки стиля барокко во Флоренции очертил Гурлитт. Порта (Porta) Джакомо делла (около 1540, Рим, 1602, там же) итальянский архитектор. Среди самостоятельных произведений П. : университет в Риме («Сапиенца», начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (1598—1600 достроена К. Фонтаной). Начал строительство Университета «Сапиенца» (с 1577) и Виллы Альдобрандини во Фраскати (с 1601 года, завершена К. Мадерной), строил также палаццо в Риме: Фани (ныне Печчи-Блант), Крешенци, Маффеи. студентов, среди преподавателей около 300 профессоров.
Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Также как в проектах Браманте и Сангалло купол поднимается от колонн на барабане.
примкнувший в Риме к Виньоле, а с 1556г. Мы начнем свой обзор, однако, с тех мастеров, которые по крайней мере в своей молодости развивались независимо от его мощи. Руководил строительством собора св. Джулиано да Сангалло был сначала резчиком по дереву и архитектором, а его преемник Андреа Контуччи, прозванный Сансовино (1460–1529), недавно изученный Шенфельдом, Маучери и Бургером, был опытным скульптором из школы Поллайоло. Микеланджело переконструировал купол в 1547 году, учитывая все более ранние наработки.
Капелла св. Ученик Микеланджело испытал также влияние Виньолы. На разных гравюрах того времени встречаются разные варианты формы купола. Его главная церковная постройка, ставшая типичной для всего времени барокко, была церковь Иисуса в Риме (после 1568г. ), образец строения указанного ранее продольного типа, со стройным куполом, расчлененного снаружи и внутри коринфскими пилястрами.
Учился у Микеланджело и да Виньолы. Последние произведения Андреа принадлежат собору в Лорето, куда он переселился в 1513г. В 1564 году назначен главным архитектором Рима, руководил работами на Капитолийском холме (под его началом были выполнены фасад Палаццо Консерваторов, внутренняя планировка Палаццо Сенаторов и частично его фасад, лестничный марш, ведущий на площадь). Петра в проекте Микеланджело. Самостоятельно построил университет в Риме (Сапиенца, начат около 1575) и виллу Альдобрандини во Фраскати (1598-1600, достроена К. Фонтаной).
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. Среди самостоятельных произведений Порта Джакомо делла: университет в Риме («Сапиенца», начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (1598—1600 достроена К. Фонтаной). На той же почве стоит скульптурное украшение его палаццо Гонди (1495) во Флоренции, между тем как его главный алтарь (1508) в Мадонна делла Карчери в Прато подчиняет христианские предания новому пониманию форм. О жизни Порта известно мало.
Большое влияние, оказанное им на Флоренцию, ясно выступает лишь в XVII столетии. Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (158693). Так как Микеланджело был и хотел быть прежде всего ваятелем, то само собой понятно, что за ним пошли по преимуществу скульпторы.
Петра. Руководил строительством собора св. Участвуя (с 1562) в реконструкции площади Капитолия, продолжил работы после смерти своего учителя (1564), достраивая, в частности, Палаццо деи Сенатори.
Построил также церкви Сант-Атаназио-деи-Гречи (1580-1583), Сан-Луиджи-деи-Франчези (1581-1586), Санта-Мария-деи-Монти (1588), фасад церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136, 57 м., а его внутренний диаметр – 42, 56 м. Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 45 м, ширина — 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5, 65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). и где продолжал жить до 1529г., когда накануне смерти возвратился в свой родной город. Что он сделал во время своего пребывания в Португалии (1491–1499), довольно трудно определить. Характерно многообразие декоративных элементов— волют, пилястров, полуколонн.
Из портика пять порталов ведут в собор. Об искусстве барокко Е. Ротенберг пишет: «Дуалистическая структура барочного образа – факт чрезвычайно показательный Именно вот таким образом (его) структура так отлична от образных решений Ренессанса Смелые повороты и ракурсы фигур, драматическая жестикуляция, простертые руки, обращенные к небу взгляды – все это обрушивает на зрителя целый поток чувств В противовес ренессансным принципам художественного восприятия, когда интенсивность испытываемого зрителем эстетического впечатления равно возвышает в нем силу чувства и энергию разума, произведение барочного искусства в большей мере обращено к сфере безотчетных эмоций и инстинктов».
Порта (Porta) Джакомо делла (около 1540, Рим, — 1602, там же) итальянский архитектор. Однако некоторые исследователи отдают всю ответственность за это Джакомо Делла Порта. снова работавший во Флоренции, построил прекрасный трехпролетный мост «делла Тринита» и кроме многих дворцов, поражающих своими окнами, свободно и вместе строго изобретенными в формах раннего барокко, создал, прежде всего, внушительный садовый фасад палаццо Питти, производящий несколько тяжелое, но вместе с тем крайне сильное впечатление своей рустикой, расположенной над полуколоннами обоих этажей. Но уже в 1585 году новый папа Сикст V назначает ответственными за постройку Джакомо Делла Порта и Доменико Фонтана. Высота купола 138 м. Овоидальная форма купола вызывала много пересудов. Его маленькая церковь Сан Мартино аи Монти (1579) в своей целомудренной крепости стоит еще почти на классической почве.
Университет был вторым учебным заведением в городе. Также как в проектах Браманте и Сангалло купол поднимается от колонн на барабане. Среди самостоятельных произведений П. : университет в Риме (39Сапиенца39, начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (1598-1600 достроена К. Фонтаной). Но, в отличие от школы при папском дворе (действующей с 1244 года), он предназначался для высшего общества. Петра, на верху которого он прибавил в 1598г.
В 1564г. Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586—93). Эта процедура заняла целый день и сопровождалась звоном колоколов всех церквей города. Руководил строительством собора св.
Строил преимущественно в Риме. Ученик Микеланджело испытал также влияние Виньолы. К числу этих, ставших римлянами архитекторов, «великих теоретиков», принадлежит, между прочим, Джакомо Бароцци из Виньолы Моденской области (1507–1573 книга Виллиха), сочинение которого о «пяти» ордерах колонн (1560) стало давать тон в смысле следования Витрувию, хотя сам Виньола, как ученик Микеланджело и как его преемник по постройке собора Петра (1564–1573), принадлежал к мастерам, принимавшим участие в рождении свободного стиля барокко. Микеланджело переконструировал купол в 1547 году, учитывал и сохранил часть раннихнароботок. Порта (Porta) Джакомо делла (около 1540, Рим, — 1602, там же) итальянский архитектор. (Porta) Джакомо делла (около 1540, Рим, – 1602, там же) итальянский архитектор.
Характерно многообразие декоративных элементов — волют, пилястров, полуколонн. в 1580г. ), творец виллы Пиа (1560), построенной в рафаэлевском стиле в садах Ватикана, затем Аннибале Липпи, строитель увенчанной башней виллы Медичи на Монте Пинчио (1590), садовая сторона которой своей богатой галереей с двойными ионическими колоннами, переделенной посредине высокой полуциркульной аркой и богатством украшений, распределенных по всем этажам, стоит в намеренном контрасте с другой очень простой стороной, обращенной на улицу.
Вне Рима, в средней Италии, для дальнейшего развития особенно важна Флоренция. Карьеру начал в качестве скульптора, обучался архитектуре, вероятно, у Г. Гвидетти. Около 1575 для Р. у. было построено специальное здание, получившее название Сапиенца (архитектор Джакомо делла Порта) и с того времени в официальных документах Р. у. часто именовался Сапиенца. Но самые богатые и интересные части композиции скрыты позади виллы. Переосмысливая принципы ренессансного зодчества, Порта тяготел к напряжённым пространственным решениям и внутреннему динамизму масс. В 1973/74 учебном году в университете обучалось 94 тыс.
Руководил строительством собора св. Порта осуществлял возведение обелиска у церкви Санта-Мария-Маджоре (1587), надзор за дорогами и акведуками, проектирование фонтанов на Пьяцца Навона (с 1574), Пьяцца Колонна (с 1575), Пьяцца дель-Пантеон (с 1575) и Пьяцца Сан-Марко (площадь Святого Марка с 1588). Этот видовой павильон обогатили центральной надстройкой и огромным фронтоном. Порта Джакомо Делла (Porta) (около 1540-1602) итальянский архитектор.
Высота купола 138 м. Овоидальная форма купола вызывала много пересудов. Его главная светская постройка это палаццо Боргезе (с 1590г. ), двор которого с арочными пролетами, снова легшими на двойные колонны, внизу дорические, вверху ионические, еще развертывает все очарование высокого ренессанса. Когда около 1500г. Ученик Микеланджело испытал влияние Виньолы. Палаццо Палуцци он наделяет более ренессансными пропорциями.
Округлые плоские фронтоны окон и портала, однако, уже раздвоены щитами в рамках. Наиболее интересное произведение мастера – это вилла Альдобрандини (Villa Aldobrandini) во Фраскати. Столь же архетипический характер носили его труды по завершению Иль Джезу, главного храма иезуитского ордена (который начал строиться в 1568 по планам Дж. да Виньолы) особенно исторически значителен исполненный Портой фасад (1575), динамичная пластика которого – с фронтоном, который как бы возносится ввысь, принимая в себя мощную энергию огромных, зримо «раскручивающихся» боковых волют, – была композиционно воспроизведена в массе католических церквей по всему миру. В конце этого ряда зодчих стоит Доменико Фонтана с озера Комо (1543–1607), помощник Джакомо делла Порта при окончании купола собора св.
как руководитель постройки собора св. Так, Порта изменил некоторые пропорции купола собора св. Здесь же, затем истинный ученик Микеланджело, Джорджо Вазари из Ареццо (1511–1574), составитель знаменитых биографий художников (с 1560г. ), возвел классическое здание Уффици с его великолепной галереей на дорических столбах и колоннах, высокой аркой, открывающейся на реку Арно. Наконец, Фонтана был приглашаем участвовать в постройках всех больших дворцов в Риме, которые тогда воздвигались или достраивались в Ватикане, Латеране и Квиринале, наконец, даже (1600) в королевском замке в Неаполе. Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586-93). участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (1563-1590-е гг. ).
Его фасад церквиСанта Катерина де Фунари (1564) может еще считаться почти чистым произведением высокого ренессанса, а фасад его церкви Иисуса, построенной (после 1573г. ) Виньолой, в деталях производит впечатление не более барочного, чем проект самого Виньолы. Среди них – целиком или в значительной мере спроектированные им римские церкви Мадонна деи Монти (1580–1581), Санта Мария Скала Чели (1581–1584), Сан Атанасио деи Гречи (1580–1583), Сан Джованни деи Фьорентини (1584–1602), Сан Луиджи деи Франчези (совместно с Д. Фонтаной фасад завершен в 1589), Сан Джованни ин Латерано (с 1592), Сан Паоло алле Тре Фонтане (1599), дворцы Чиги (с 1575) и другие. Характерно многообразие декоративных элементов— волют, пилястр, полуколонн. Родился в Ломбардии, основные постройки создал в Риме и Папской области. О фасаде Иль-Джезу современный исследователь пишет: «В то время как Виньола предлагает прямоугольный центр со вспомогательными крыльями, делла Порта создаёт крещендо, выделяя главный портал вторжением фронтона во фронтоне и стягивает все ниши к центральной области, оставляя внешние крылья голыми».
Так, Порта изменил некоторые пропорции купола собора св. участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (1563—1590-е гг. ). крупным скульптором Джакомо Манцу. Неизвестно, была ли это идея самого Делла Порты или же предсмертное указание Микеланджело, но внешний купол был приподнят над внутренним по сравнению с моделью. Наконец, в 1546 г. руководство работами было порученоМикеланджело.
Именно, в скульптуре лето полного совершенства было еще короче, чем в других искусствах. Стоящие в боковых нишах «добродетели» и сидящие выше на венчающих карнизах, равно как и статуя всемогущего Бога среди ангелов, увенчивающая средний аттик, обнаруживают свободный и чистый язык форм нового направления, но лишены творческого духа. Его купол, как купол флорентийского собора, запроектирован двухслойным кирпичным, внешний слой имеет 16 каменных рёбер, что больше в два раза чем в Санта-Мария-дель-Фьоре, но намного меньше, чем в проекте Сангалло. В палаццо Нонфинито (теперь здание телеграфа) есть капители, составленные из развешенных материй и ремней, облекающих маски самые удивительные причуды Буонталенти никогда не производят странного впечатления, а напротив, действуют как нечто очень утонченное, проникнутое индивидуальной силой.
Учился у Микеланджело и да Виньолы. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г. ) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Противниками всей этой школы считаются такие мастера, как неаполитанец Пирро Лигорио (ум.
Здесь Бартоломмео Амманати (1511–1592), с 1550г. Участвовал в реконструкции раннехристианских церквей Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Арачели, Сан-Джованни-ин-Латерано (все – в Риме). Строил преимущественно в Риме. Переход от более узкого верхнего этажа к более широкому нижнему на выступающем двухэтажном фасаде Виньолы, сохранившемся лишь в чертеже, образуется посредством слегка изогнутых опор подкосов. Строил преимущественно в Риме. Здание расположено на небольшом участке посередине крутого склона.
Из более молодого поколения выделяется уже своей производительностью Джованни-Франческо Рустичи (1474–1554), ученик Верроккьо и Леонардо да Винчи. Особого упоминания заслуживают здание католического университета в Риме («Сапиенца» с 1577), с монументальным двухъярусным портиком по трем сторонам внутреннего двора, а также вилла Альдобрандини близ Фраскати (с 1598), чья броская живописность, подчеркнутая разорванным фронтоном, оказала значительное влияние на дворцовую архитектуру 17–18 вв. Переосмысливая принципы ренессансного зодчества, Порта Джакомо делла тяготел к более напряжённым пространственным решениям и подчёркивал внутреннюю динамику масс. Эти формы были извращены, как пишет Г. Вейс, «нередко до полного несоответствия и даже противоречия с назначением предмета», особенно в Испании, Португалии и Латинской Америке.
После смерти Виньолы Порта занял пост главного архитектора Палаццо Фарнезе (1574-1589 годы, завершил крыло, выходящее в сад и возвёл задний фасад, выходящий к Тибру) и Святого Петра собора (с 1574 года, в том числе внёс изменения в проект купола Микеланджело, придав ему более вытянутую овоидную форму) в Риме. Участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (1563-90-е гг. ). О фасаде Иль-Джезу современный исследователь пишет: «В то время как Виньола предлагает прямоугольный центр со вспомогательными крыльями, делла Порта создаёт крещендо, выделяя главный портал вторжением фронтона во фронтоне и стягивает все ниши к центральной области, оставляя внешние крылья голыми». Во Флоренции его направление продолжал Бернардо Буонталенти (1536–1608). Ученик Микеланджело испытал также влияние Виньолы. Из остальных римских произведений Сансовино, мраморная группа св. Родился в Ломбардии, основные постройки создал в Риме и Папской области. Тяготение высокого ренессанса к усилению форм в скульптуре имеющей дело по преимуществу с изображением человека как такового, очень легко привело к удалению от норм природы стремление упрощать формы, однако, с трудом мирилось с желанием выразить резче контрасты в направлениях движений стремление выделять существенное приводило именно здесь к пустому обобщению.
Знамениты также его римские фонтаны, для которых, как для его украшенного черепахами фонтана Тартаруге (1585), так и для роскошного фонтана на Пьяцца Арачели (1584), для групп между верхней чашей и нижним бассейном понадобилось участие скульпторов. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньолавозвёл только два. Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему эллипсовидную форму (1586-93). Порта (Porta) Джакомо делла (около 1540, Рим, — 1602, там же) итальянский архитектор.
Определяющим фактором в формировании стиля Порта стало влияние Микеланджело.
Родственны им фигуры Иоанна Крестителя и Мадонны (1503) в соборе Генуи, прекрасные, но обвеянные еще легкой строгостью мраморные изваяния. Руководил строительством собора св. За время правления папы строительство собора продвинулось очень значительно.
Но его фасад Сан Луиджи де Франчези (1589) показывает выразительное «стремление ввысь» барокко. За время правления папы строительство собора продвинулось очень значительно. В составе Р. у. (1974): факультеты – юридический, политических наук, торгово-экономический, статистики, демографии и актуарных расчётов, филологии и философии, педагогический, медицинский, математический, физики и естественных наук, фармакологический, гражданский, промышленного и горного строительства, архитектурный школы аэрокосмической техники и архивно-библиотечная вычислительный центр в библиотеке (основана в 1661) около 900 тыс. Среди самостоятельных произведений П. : университет в Риме («Сапиенца», начат около 1575) и вилла Альдобрандини во Фраскати (1598—1600 достроена К. Фонтаной). Был учеником Микеланджело и выдвинулся как помощник в его важнейших архитектурных работах. участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (15631590-е гг. ).
Петра, строительство которого он возглавил после смерти другого своего наставника, Дж. К его ранним римским предприятиям (начиная с 1550г. ) принадлежит его участие в возведении дворца папы ЮлияIII «Винья», сильно ограниченное Вазари, приписавшего себе большую долю участия. да Виньолы (1573): возводя (совместно с Д. Фонтаной 1586–1593) главный купол собора, он придал ему гораздо более вертикальный, вытянутый ввысь профиль, тем самым создав модель барочного купола, вызвавшую массу подражаний.
Его мраморная группа «Крещения Господня» над восточной дверью Гиберти в баптистерии во Флоренции считается скульптурой чистейшего флорентийского, высокого ренессанса. Мощная пластика ордерных членений, акцент на вертикальных осях композиции, массивность и в то же время иллюзорная «подвижность» форм, – эти черты свойственны и другим постройкам мастера, как религиозным, так и светским. Оконные фронтоны нижнего этажа показывают уже ломаную основную линию. Петра с 1573г. Строил преимущественно в Риме.
Петра (с 1573) возвёл главный купол, придав ему (в отличие от замысла Микеланджело) эллипсовидную форму (1586—93). Завершил по проекту Виньолы церковь Иль Джезу и создал в 1575 её барочный фасад, послуживший образцом для многочисленных католических церквей 17—18 вв. (века) участвовал в строительстве ансамбля площади Капитолия (1563—1590-е гг. ). Руководил строительством собора св.