Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами. Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст.
Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. Это привело к тому, что Церковь Иль-Джезу была лишена многих своих богатств. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (однонефная постройка с боковыми капеллами, с залитым светом величественным подкупольным пространством и пластически выразительным фасадом, 1568-84). Виньола известен также как крупный теоретик архитектуры, автор трактата Правило пяти ордеров архитектуры (1562, русский перевод 1939).
Венчание имеет форму короны. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Карло Борромео в своих «Наставлениях» осудил круговой план церкви, который считал языческим по духу и настоятельно рекомендовал план в форме латинского креста, тем самым показав превосходство христианского креста над греческим. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора.
Вокруг множество коленопреклонённых фигур. Павлу, к взывающему Св. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя.
Внутреннее пространство Церкви Иль-Джезу (Рим) оформлено позолоченной лепниной, а восьмиугольный купол расписан фреской Джованни Баттиста Гаулли «Триумф имени Иисуса». Первый – архитектура объемных сооружений, включающая жилые дома, общественные здания (стадионы, магазины, торговые центры, кинотеатры и театры, детские сады и пр. ), промышленные сооружения. От образа спасающего Христа к рассуждающему Св. Колоннада. Однако автопортрет Дюрера, написанный в 1500, считается самым лучшим. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4.
С той поры художник работает только д/церкви. Ученику Микеланджело и Виньолы, архитектору Джакомо делла Порта (1537—1602) принадлежит одна из первых построек этого типа — вилла Альдобрандини в Фраскати (1598—1603). Маврикия» не понравилось королю Филиппу II. А рядом поставил год 1500, в котором многие его современники ожидали «скончания времён», а он решил написать автопортрет-своё завещание вечности. Автором потолочной лепнины и декора является скульптор Антонио Рагги.
Алтарь украшен картиной Андреа Поццо «Святой Франческо Борджиа в молитве». ДОМЕНИКО ФОНТАНА (1543—1607). На фонаре стоит еще более странный, спиралевидный фонарик, который напоминает Вавилонскую башню или вавилонский зиккурат. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя2. Вилла папы Юлия III в Риме (рис.
Масса живописных светотеневых эффектов, цветных мраморов, лепнины, скульптуры и живописи. В 1505 Дюрер отправился в Венецию и по заказу местного землячества купцов из Германии он приступил к работе над картиной «Праздник чёток», предназначенной д/церкви Сан-Бартоломео. По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности.
Дворы имеют полукруглую форму. Он полностью изменил стиль, создав широкий вогнутый фасад по контрасту с выпуклым барабаном купола. В 1552—1554 гг. По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам.
Высота 30м. Ни один автор не создавал ранее столь экстравагантной композиции. Она явилась завершающим этапом долгой эволюции композиции храмовых сооружений эпохи Возрождения. В центре картинывозвышается мпрестол, на котором сидит Богоматерьс Младенцем. Кто и что, чьи руки, ноги и головы — трудно разобрать. В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело. Виньола (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор.
Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. Руководил также сооружением Палаццо Фарнезе в Пьяченце (по проекту Ф. Пачотти с 1558 не закончено). Представитель Позднего Возрождения.
Укаждого художника есть своя тайна. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. Петра приобрел свой окончательный архитектурный облик. Кессонированный потолок с глубоким сотовым рисунком. Джакомо Бароцци да Виньола, учившийся у Перуцци, начал с ряда построек в Болонье, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541—1543) работал для семьи Фарнезе в ее многочисленных владениях.
В Коночном итоге заказ получил Бернини. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия III в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоле принадлежат, по-видимому, классически ясный фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты не осуществленного Браманте замысла ватиканского дворцового комплекса.
В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св. Петра, где Виньола был помощником Микеланджело, а после его смерти (1564) руководил постройкой, внешний фасад Порта дель Пополо (1561 все в Риме), достройка грандиозного пятиугольного дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо (1558–1573). Её копию изготовили в XIX веке в студии Антонио Канова (вероятно мастер Адам Тадолини). Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино». Церковь Сант-Иво.
С тех пор мастер не раз представлял себя то изнурённым работой подмастерьем (1491-1492), то молчаливым серьёзным юношей (1493), то нарядным кавалером, баловнем судьбы -1498. Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра.
Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания. Оформлением капеллы занимался Джузеппе Валериано. В 1534 приехал в Рим, где изучал архитектуру у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, а также зарисовывал античные древности для иллюстраций к предполагавшемуся изданию трактата Витрувия. Пусть каждый в будущее глянет. ». По сторонам главного входа установлены полуколонны, поддерживающие треугольный фронтон.
Сам Бернини описал проект своих колоннад языком, характерным для католической риторики большинства произведений барокко, как «материнский жест защиты веры, необходимый, чтобы воссоединить еретиков с церковью и привести к истинной вере неверующих». Использовав основания, предназначавшиеся до того для укрепленного замка (чем обусловлена пятигранная форма здания и применение элементов обычных в крепостной архитектуре), Виньола эффектно противопоставил расположенные по его углам могучие глухие выступы-бастионы и высокие стены, которые расчленены оконными проемами различных размеров в сочетании с ордерными элементами. Первоначально получал художественное образование и работал как художник в Болонье.
Колонны балдахина витые, антаблемент изгибается. Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Вспышки света, как вспышки молний.
В настоящее время дина собора 211, 5 метра, а максимальная высота — 141, 5 метра. Звенья доминиканских чёток (белые и красные) мыслились как символыф белых роз (радостей Девы Марии) и алых цветов (страдания Христа). Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев.
Достоверно-известных автопортретов художника нет. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороге в Риме) Виньола выстроил также близкое ей по характеру казино (летний домик) папы Юлия III и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа — первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний. Дюрер одним из первых стреди европейских живописцев начал изображать самого себя.
Зритель сразу встречается с ним взглядом. Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены. Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз.
Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Символ раскрытых объятий собора. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. Фонтан Треви. Лишь через несколько столетий снова назвали его «богом живописи».
С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). Испании, терпеть с их точки зрения, слишком высокое самомнение Эль Греко, его снисходительно-надменное отношение к заказчику. Это одно из лучших творений зодчего. В 1547 году переселился в Рим.
Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Т. о. Сама «ширма» криволинейна по очертаниям, так что все элементы ее декора видны проходящему в различных перспективных сокращениях и как будто колышутся. Второй – ландшафтная архитектура, включающая в свой состав, в большей мере, организацию садово-паркового пространства (парки, бульвары, скверы, также «малые» архитектурные формы – беседки, фонтаны, мостики). Образцом для многих храмов эпохи барокко послужила главная церковь ордена иезуитов Иль Джезу в Риме с залитым солнечным светом средокрестием и пластически выразительным фасадом, на котором ярусы композиционно связаны крупными волютами (1568–1584, закончена Джакомо делла Порта). Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело.
Виньолу пригласили во Францию (1540-42). Холодный, переливчатый, золотисто-зеленый колорит, в котором написана его фигура, соответствует настроению печали, неуверенности. Продолговатое лицо, задумчиво-глубокие глаза-тревожные светильники души. Петра, заключающие в объятия просторную овальную площадь, были столь же красноречивым символом всеобъемлющей власти церкви, как Балдахин и Кафедра св. Поражает другое — общее впечатление безграничности иллюзия прорыва в бесконечное небо.
Оба владыки мира-император и Папа римский-увенчаны венками из рок. Капелла святого Игнатия (Capella di santIgnazio) воздвигнута по проекту члена Ордена иезуитов Андреа Поццо, который и победил на публичном конкурсе в 1695 году. Свет, насыщающий фигуры, мятущийся фон, -всё создает энергию напряжения полотна, художественного течения, возникшего на рубеже XIX-XXвв.
сhiesa del Sacro Nome di Ges). В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. Любовь слепа, но любовь художника избирательна. Среди важнейших его произведений – вилла Джулия (совместно с Б. Амманати и Дж. Вазари 1550–1555), церковь Сант Андреа на виа Фламиниа (1554), два малых купола на соборе св.
Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ). В плавающих призрачно-прозрачных фигурах-томление души. Огромный замок Капрарола построенный близ Витербо для кардинала Фарнезе (проект 1559—1562 гг., парковые сооружения вплоть до 1625 г. ), — мощное пятигранное сооружение с величественным круглым двором в центре, прекрасными интерьерами и знаменитой круглой лестницей. Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме.
47. Творчество Эль Греко. «Пора.
Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано. Второй двор замыкает стена с проемами: в центре стены полуциркульная арка с прямоугольными проемами (рис IV. 20). Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко4. Капелла святого Франциска Ксаверия (Cappella di san Francesco Saverio) построена по проекту Пьетро да Картона по заказу епископа Джованни Франческо Негрони.
Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. 1939).
Окончание виллы Виньола предоставил Вазари, Амманати и другим мастерам. Начатые Бернини в 1656 г. знаменитые колоннады перед собором св. Был секретарем Витрувианской академии в Риме. Церковь Сант Аньезе на Пьяцца Навона Эту площадь, на которой находился фамильный дворец Джованни Баттиста Памфили Борромини хотел превратить в самую благородную площадь Рима.
Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. К зданию ведут три радиально расходящиеся дороги: центральная подъездная дорога, образующая средний луч, как бы проходит через главный, парадный зал виллы, ориентированный по этой оси и получает продолжение в главной аллее парка, распланированного за корпусом виллы между склоном горы и парковым фасадом.
3. Кроме того, папа заказал для Пьяццы новое здание церкви Сант-Ань-езе подготовку проекта которой он поручил в 1652 г. Карло Райнальди (1611 —1691) и его отцу Джироламо. Разительные светотени.
Свой первый автопортрет он выполнил в тринадцать лет. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. Фигуры ангелов на стене поддерживают большой овал с изображением герба. Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Собственно, настоящее имя мастера Бароцци (Barozzi). Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх.
Фигуры заключают в себе радость, не позволяющую плакать навзрыд. Ниша, где находится статуя (как и в случае с главным алтарём) оснащена специальным механизмом, который выдвигает алтарное полотно Андреа Поццо с изображением святого Игнатия, получающего от воскресшего Иисуса знамя с монограммой его имени. 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге.
Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. Петра. Виньола же решил его еще более увеличить — палаццо Фарнезе в Пьяченце должен был доминировать над всеми городскими постройками, над всей местностью, подобно Капрароле. Построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), с величественным круглым двором посередине. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
Легкая кисть сотворяет вихрь. Якову, к толкователю Священного Писания-Св. И только с приходом Карло Мадерно, собор св. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Все сосредоточенно молятся.
В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). Вдоль стен установлены большие деревянные шкафы, украшенные статуями двенадцати апостолов. Подчёркивая главный портал, Делла Порто «ломает» антаблемент и выдвигает на один шаг к площади всю центральную часть здания. Капелла святого Франческо Борджиа (Cappella di san Francesco Borgia) посвящена вице-королю Каталонии, который овдовев, отказался от своего герцогского титула и привилегий, чтобы войти в Орден иезуитов. Эль Греко начинает работать д/королевского двора, но «Мученичество Св. Подписывался так: «Доменико Теотокопули, критянин».
Впоследствии, по инициативе кардинала Александра Фарнезе, для продолжения строительства был приглашен Виньола. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку.
Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего работал в Риме, во Франции (1541–1543) и Болонье (1543–1546). На чёрном поле автопортрета он вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму, а справа, симметрично им, написал: «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками». Такое композиционное построение наружных объемов храма стало затем в архитектуре барокко общепринятым.
Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для художников XVII века — они справляются с ними на диво легко, — но они утратили и поэтическую свежесть открытия (скопления фигур в головоломныхракурсах воспринимаются как шаблоны неистового барокко). Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема. Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта.
Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. Ансамбль св. В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер). Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье.
БОРРОМИНИ. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. делла Портой в 1584) зрительно увеличив внутреннее пространство за счет динамичной композиции центрального (и единственного) нефа, «прирастающего» боковыми капеллами, Виньола создал тут модель архитектурной иллюзии, вызвавшую массу барочных подражаний. Капелла Мадонны (Cappella della Madonna della Strada).
Виньола Джакомо да (Vignola) (настоящая фамилия – Бароцци, Barozzi) (1507-1573) итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Дюрер просто изобразил себя христианином. В 1607-1614 гг.
Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. Проявляется новый Эль Греко -загадочный исполненный динамики, внутренней напряженности. Здесь противопоставлены разные типы людей. Виньола построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), закончил мощный, пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле с величественньм круглым внутренним двором (1558–1573).
Вытянутая форма площади восходит к стадиону Домициана на Марсовом поле. Вот Христос изгоняющий из храма менял и исцеляющий слепого.
Над гротом устроен каскад — в виде ступеней с быстро стекающими журчащими струями воды. пер. Франциску, чьё изображение тиражировалось художником в 137 повторениях.
Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. В плане располагаются два круга, которые при дополнении их дугами образуют эллипс.
Дж. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом. сhiesa del Sacro Nome di Ges). Зато двор палаццо (двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. ПетраБронзовый балдахин.
Внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа, заказчик церкви Сант-Иво). В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. В центре собора под 100-метровым куполом. Дворы имеют полукруглую форму.
ДЖАКОМО ДЕЛЛА ПОРТА. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя.
Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. — прием имевший большое градостроительное значение. В 1541–1543 работал в Париже и Фонтенбло, в 1543–1546 в Болонье, затем снова в Риме, где состоял на службе папы Юлия III, а после смерти папы (1555) – преимущественно на службе семейства Фарнезе. Императорская корона и папская тиара (тройная корона, символ прав Папы) сложены к подножию престола Девы Марии: их драгоценные камни сверкают среди бурого глинозёма, трав и молодого кустарника. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта).
В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55). Вглядитесь в лица героев картин Эль Греко-это лица благородных людей.
Петру, к самокничижающемуся перед Нищетой мира Св. Иль-Джезу-первая в мире церковь, фасад которой выполнен в стиле барокко. Теоретик, автор трактата Правило пяти ордеров архитектуры (1562, русский перевод 1939). Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Они несут своё человеческое предназначение и достоинство, как свет, разгоняющий тьму.
В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. Традиция ренессансной классики в остроумных пространственно-декоративных эффектах работ Виньолы (таков, к примеру, овал, впервые введенный в композицию церковного здания в куполе храма Сант Андреа) переходит в маньеризм, предвосхищающий приемы барокко.
В архитектуре барокко не было создано новых типов зданий, но традиционные типы дворцов, вилл, церквей, монастырей были коренным образом переработаны. У входа в вестибюль на синем фоне потолка можно увидеть символ иезуитов — позолоченную монограмму «IHS», аббревиатуру имени Иисуса, которая включена в светлое солнце. Эль Греко — величайший мастер колорита. Созданные им образы отличаются высокой одухотворенностью, экзальтацией. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине.
Между ними устроился светлоликий ангел играющий на лютне. Расходящиеся колоннады скрывают перспективное сокращение и глубину площади. Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность.
В немецком языке и сейчас слово «Christ» означает и «Христос» и «христианин». Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы зданий. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Как огромный вестибюль перед собором, к которому ведет многоступенчатый подъем.
Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо делла Порта (1575), предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко. Родился в Виньоле (итальянская область Эмилия-Романья) 1 октября 1507. Свое великое творение архитекторВиньола (1507-1573) создал на основе этого плана. Образцом для церкви послужилацерковь Сант Андреа в Матуе, построенная Альберти в XV в. : сочетание единственного сводчатого нефа с куполом на стыке трансепта. Благодаря высоким окнам и купольной башенке хорошо виден алтарь, что очень важно дляучастия верующих в отправлении службы. Чтобывнутреннее пространство казалось шире, проходы отнесены к боковым часовням, благодаря этому приему в церкви был сооружен широкий неф для богослужений. В Иль-Джезу можно увидеть и сочетание центрированного, организованного вокруг обширного купола пространства с удлиненным пространством, образующим неф. Вся история строительства собора св. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Виньола исходил из композиции церкви.
Вилла Альдобрандини. Который в 1648—1651 гг. Мария, Святой Доминик раздают верующим венки из роз.
Автор картин на религиозные, мифологические, жанровые темы.