Дюрер создал «Меланхолию» в тяжёлое время: в тот год умерла его мать, разгорались войны и восстания, Европа стояла на пороге Реформации. Одно из самых известных произведений, где использован уникальный метод резьбы по металлу – это гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия. Дюрер создал эту гравюру в 1514 году для эрцгерцога Максимилиана I, который всю свою жизнь панически боялся зловещего влияния Сатурна, покровителя сельского хозяйства, геометрии и меланхолии.
Каждый инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, находящийся на этом уровне, относится к предметам ремесла: рубанок, щипцы, угольник, молоток и гвозди. «меланхолия» одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. И любой инструмент с гравюры Меланхолия Дюрера, подчеркивал присутствие каждого из этих знаний. Это один из трёх графических листов Альбрехта Дюрера, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия I».
Смею Вам порекомендовать замечательную передачу из проекта Паолы Волковой и канала «Культура», посвященную этой гравюре Мост над бездной: Дюрер «Меланхолия». «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году. «меланхолия» — одна из наиболее таинственных работ Дюрера и выделяется сложностью и неочевидностью идеи, яркостью символов и аллегорий. Альбрехт Дюрер создал одну из самых знаменитых гравюр на меди «Меланхолия I» в 1514 году.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами. Артхив, сознавая безбрежность накопленной искусствоведением информации о «Меланхолии» Дюрера, попытался систематизировать ответы на те элементарные вопросы, которые первыми приходят в голову при её созерцании. Последняя фигура, которую показал Дюрер – меланхолия. «меланхолия»— резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера, законченная в 1514 году.
Самая знаменитая гравюра, которую выполнил Альбрехт Дюрер – Меланхолия.
Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения. Песочные часы имеют смысл немедленного действия, так как сама Смерть держит их в своих руках и показывает ему. Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды.
Гуманисты восславили и Сатурн. Она выполнялась резцом по металлической доске. При этом художнику удалось оба образа представить в новом свете. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Кровь, влажная и теплая, уподоблялась элементу «воздух» и сравнивалась с весною, с юностью, легким западным ветром зефиром и с утром.
В воздухе над водой летает существо, напоминающее летучую мышь и держит транспарант с надписью по-латыни «Меланхолия I». Согласно господствовавшим в античные и средневековые времена представлениям, за темперамент отвечали четыре главных «сока» человеческого тела: кровь, флегма, желтая желчь и черная желчь. Меланхолик для него практически равняется гению. В равновесии остановились чаши весов. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
На самом деле происхождение слова «тривиальный» следует искать в кругу «семи свободных искусств». Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. Будьте Богу верны. Иероним занят делом своей жизни – долгим и кропотливым переводом Ветхого и Нового заветов на латынь и часы отсчитывают спокойную регулярность его прилежных занятий. В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера).
«Единственное, что в какой-то мере может служить им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, 150 проявляющаяся у некоторых из них склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве». Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Например, в уважаемом «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера можно прочитать: «тривиальный. Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью.
Все достигнуто. Дюрер приезжает в Италию. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты.
Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Геометрия – одно из «7 свободных искусств». В одной из центральных глав книги приведен «Образ Геометрии» (Typus Geometriae), созданный лет за 6–10 до дюреровской «Меланхолии». Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей.
Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Многим, должно быть известно это состояние мрачной тоскливой бездеятельности, при которой разум не отключён, он бодрствует, но нет сил и желания что-либо делать. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века.
Способы лечения были разнообразны — от слушания музыки до битья кнутом. События, жизнь проходят без её участия. Самым здоровым и счастливым считался сангвиник, от лат. sanguis — кровь. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии.
С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера. Можно сказать, что на гравюре изображены «творческая меланхолия» и «очеловеченная геометрия». Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, пожилой возраст человека, суровый северный ветер борей и вечер.
Книга прочитана, все взвешено и измерено. trivialis то, что валяется на большой дороге: trivium перекресток трех дорог». Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики.
А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия». И последняя, самая более вероятная. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня.
Дневники. Были открыты новые, неведомые ранее земли. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве. Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Но наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях летучей мыши рядом с надписью «Меланхолия». Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной.
Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название. 2. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»).
Многие в те времена отдавались под покровительство этой планеты, одновременно стараясь обезопасить себя от ее вредного действия ношением специальных амулетов». В одном случае песочные часы держит в руках Смерть перед лицом Всадника: она напоминает, что время неумолимо истекает, но Рыцарь смотрит строго вперёд игнорируя это предупреждение, как бы показывая, что время и смерть не властны над тем, у кого есть высокая цель. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Это, кстати, объясняет происхождение слова «тривиальный», которое большинством этимологических словарей и словарей иностранных слов трактуется немного загадочно и неверно.
Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик.
В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям. Наконец, самым печальным и опасным темпераментом считался меланхолик (от греч. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
Меланхолия Дюрера близка его собственному духовному миру жаждой знаний, сомнениями, неудовлетворенностью, разочарованиями, но и сильным желанием «по мере возможности приблизиться к истине и красоте». Крылатый гений лишен возраста.
Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Нессельштраус замечает далее, что «взгляды Аристотеля и Платона были известны средневековым схоластам», но в ту пору, «когда вера ставилась выше разума и одаренности человека не придавали большого значения они не могли повлиять на неблагоприятную оценку меланхолического темперамента.
И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю). Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I». В современном понимании это слово «измерение» ближе к понятию «конструкция», «построение». Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. Через нем. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Отсюда – инструменты. Это была династия, установившая новые правила в искусстве. «Людям этой категории, 150 пишет Ц. Г.
Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. Дюрер не боялся меланхолии. Его составил сам Дюрер. Естественно, что планета Сатурн стала желанным покровителем для тех, кто стремился проникнуть в тайны вселенной. А собака – воплощение истощения.
Давайте пройдёмся по некоторым из них. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Я молился за нее. Для него больше не существует времени. Существует несколько версий почему эта работа так названа.
Сумма цифр на нем по вертикали, горизонтали, диагонали, а также по углам квадрата всегда одинакова – 34. Чего бы еще можно было пожелать. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто – «Меланхолия».
Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. Наиболее известно, пожалуй, «Руководство по измерениям циркулем и линейкой», ставшее первым учебником геометрии на немецком языке. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Второй ярус – интеллектуальное познание. MELENCOLIA I. В 1531г. По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель. Искусствоведы и историки, культурологи и географы, математики и философы, астрономы и астрологи толковали гравюру Дюрера, опираясь на данные своих областей знания. trivial или франц. На первой из них находятся люди, обладающие богатым воображением и живущие в мире пространственных представлений – художники и ремесленники на второй ступени стоят те, у кого преобладает рассудок, – ученые и государственные мужи наконец, высшую, третью ступень занимают те, у кого преобладает интуиция, позволяющая им возвыситься до постижения божественных истин из их среды выходят теологи и пророки. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально.
То, что считалось несчастьем, стало хотя и опасным, но завидным даром. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата. 1. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны.
Обретете здоровье И вечную жизнь на небесах Как пречистая дева Мария. Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. До Дюрера существовало множество изображений меланхоликов. Отже вгор – шлях. Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида.
Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. Так как мера, число и вес образовывали для него самого краеугольный камень собственной научной работы, так как математика представлялась ему (и не только ему одному) центральной наукой». Это интересно. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям. Чаще думайте о смерти, О погребении ваших тел.
Слово «измерение» в заглавии книги использовалось в то время в словосочетании «искусство измерений» как перевод греческого слова «геометрия». Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, 150 возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Меланхолия 150 «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой».
А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Отчего же геометрия или «искусство измерений» играет такую важную роль в гравюре «Меланхолия». Другими словами, вещь несложную, для понимания требующую минимального образования. Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию.
Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Ну, а третьим и высшим уровнем является познание сверхрациональное интуитивное, связывающее человека с Богом. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было. Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Загадка в названии гравюрыНа фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером – «Меланхолия I».
На найвидншому мсц – дзвн, розхитування дзвону з сторони в сторону символзу духовн крайност – добро зло, в даний момент дзвн застиг посередин, що символзу момент вибору. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Ну да, что хорошего в меланхолии.
Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Книга закрыта.
«Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. Никто не избежит своей судьбы. Эти символы заставляют вспомнить «равенство меры, веса и числа», о котором говорит Платон в своих «Диалогах». Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха.
Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Почему Дюрер изобразил Меланхолию.
Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. По назначению эти изображения можно разделить на две большие группы.
Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник. Холерик (от греч.
«Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. Почему песок в песочных часах просыпался на половину. Что означают окружающие ее предметы. Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации.
«Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Что для нас эта гравюра. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело».
Недаром его часто изображали с книгой. Среди понятий, проносящихся чередой в сознании Меланхолии, время — один из важнейших факторов тревоги, причем тем более мощный, что она окружена инструментами, позволяющими оценить его быстротечность. Или они брошены и попраны.
Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Но почему: 1.
Даже венок на голове словно растет на волосах, а не сплетен из сорванных растений. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. «Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность.
Да что говорить. В руке остановился циркуль. Да поможет вам Господь Иисус Христос Утвердиться в добре.
Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания. И книга и циркуль сейчас не при деле. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Его взор печален.
«Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. Это был первый шаг к барокко.
На земле у ног женщины улеглась худая, дрожащая от холода собака. Показывая слайды гравюр иллюстрации в альбомах, я рассказывал об этом меланхолическим, тревожным, депрессивным, застенчивым пациентам в затемненно-уютной обстановке «психотерапевтической гостиной» и здесь, среди целебных свечей и красивых чашек с чаем, они сами с волнением говорили об этих важных для их состояния моментах, а я пояснял, что душевные их трудности не назывались в старину так, как называются теперь: тогда все эти переживания, расстройства называли «меланхолия», а людей таких 150 «меланхоликами». В сущности, он представил свою Меланхолию в виде Геометрии».
trivial — то же из лат. Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Как известно сам замысел "Меланхолии" до сих пор не кем не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет своей значительностью и психологической глубиной. 2. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Теперь меланхолический темперамент, ранее вызывавший лишь страх и презрение, был окружен ореолом гениальности.
По ком он звонит. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты.
Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Мне видится именно это.
Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Творящий гений приравнен к низшему темпераменту.
Формы которой пышут здоровьем и достатком. Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус. Рядом с недостроенным зданием высится кран, поднявший огромный тесаный камень для стены. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Письма.
Эти «неприятные и несчастные люди», рожденные под знаком самой несчастливой из всех планет, более других подвержены душевной болезни. Общим для всех этих изображений было представление о меланхолии как унылом бездействии. Ц. Г. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует».
Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах. В античное и средневековое время принято было считать, что меланхолик, порожденный Землей под знаком Сатурна, сух, холоден, воплощает вечер, осень и пожилой возраст, тогда как сангвиник, порожденный Воздухом под знаком Юпитера или Венеры, несет в себе влажность, теплоту воздуха, воплощает утро, весну, нежный ветер, юность холерик, порожденный Огнем под знаком Марса, несет в себе сухость и жар, воплощая полдень, лето, зрелость, а флегматик, порожденный Водой, так зависящий от «холодной и связанной с морем Луны», влажен, холоден, родственник ночи, зимы, старости. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол.
Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Что же означает название гравюры Дюрера. Никто этого не знает, кроме Бога».
Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. 3. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом.
«В 132Меланхолии147 он (Дюрер. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Изображенная Дюрером в этой гравюре «неутолимая жажда знаний была созвучна его эпохе, когда великие, преобразовавшие мир открытия и изобретения породили твердую уверенность в безграничных возможностях человеческого разума (. ) За внешней пассивностью крылатой женщины угадывается смелый полет человеческой мысли, готовой вступить в дерзкое соперничество с самим Богом». Мир казался уже не таким прочным.
Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». На низкой каменной ступеньке возле недостроенного дома сидит, глубоко задумавшись, крылатое существо (которое для определенности будем называть женщиной) с темным лицом, на котором контрастно выделяются белки глаз. Циркуль, как мы помним, — это основной атрибут геометрии. Дюрер по праву считается одним из основоположников начертательной геометрии. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье святого Иеронима.
chole — желчь) связан с элементом «огонь» и обладает его качествами — жаром и сухостью. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Они согласуются с четырьмя основными элементами (воздух, вода, огонь и земля), с четырьмя временами года, с четырьмя периодами человеческой жизни, с четырьмя ветрами (направлениями в пространстве), с четырьмя временами суток. Вот таким образом Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I. По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i».
Уже не осталось ничего непостижимого. Тогда не кажется абсурдным, что Дюрер пытается передать, с одной стороны, свое разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твердую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном.
У ее ног спит собака, вокруг разбросаны строительные и измерительные инструменты, среди них – шар и многогранник, позади – жернов и лестница. Теперь уже многие стали подражать меланхоликам. К ее поясу прикреплены ключи и кошелек. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии».
«Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер. Это точеный деревянный шар и вытесанный из камня полиэдр, многогранник. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
Сам Дюрер свидетельствует, что «привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель 150 богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности.
Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок. Взгляд на математику как важнейшую из наук разделял и Дюрер. Третий ярус – непознаваемого и божественного. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология.
Сатурн считался покровителем сельскохозяйственных работ и «геометрии 150 науки, выросшей, как явствует из ее названия из землемерных работ. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать».
Средневековая медицина самым худшим и опасным темпераментом считала меланхолический. Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. В середине 1490-х гг. Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Остается непонятным, почему «тривиальная вещь» должна валяться именно на перекрестке трех дорог.
Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника. За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. То есть к этому времени он, во-первых, уже придумал себе псевдоним, а во-вторых, писал уверенно и не стеснялся на полотне поставить свои инициалы.
Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога. В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею.
«Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». А то, что лежит на перекрестке двух, уже нетривиально. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения. В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514.
Почему крылатый меланхоличный гений – женщина в венке. Лукас Кранах Старший был реформатором. Сидит крылатая женщина в задумчивости, её окружают предметы: измерительные, столярные инструменты. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией.
Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». Это устрашает душу, Отвлекает от зла И греховного мира, От гнета плоти И наущений дьявола. За правым плечом крылатой фигуры Меланхолии расположился еще один персонаж с крыльями – маленький пухлый Амур или Эрот. Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других.
Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. На гравюре изображена богато одетая женщина с циркулем в руке, что-то измеряющая на шаре.
говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. Флегматик же — от греческого слова phlegma — флегма, которая представлялась влажной и холодной, как элемент «вода» и связывалась с зимой, старостью, вредным для здоровья южным ветром австер и ночью. Он и сам слыл лучшим математиком среди художников своего времени. Опыты Кранах проводил в своей мастерской, которая процветала и после смерти мастера: дело со временем продолжили его сын Лукас Кранах Младший, а затем – внук и правнук. В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное.