Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. 7:3). Второй полон ярости и стремительно скачет вперед.
Вторая печать – всадник с большим мечом на рыжем коне. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их». Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя.
На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался. В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» – пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. В 1500 г. в творчестве Дюрера произошел перелом.
7:1-2). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней – это бездуховность. Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно – милосердие.
Третий всадник худ и имеет пепельный цвет. В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Художник переносит действие в своё время. Каждый лист имеет монограмму художника. Откр. Третий всадник, находящийся в центре гравюры, выделяется среди своих спутников крепким сложением и богатством одежды его конь – это могучий тяжеловоз в роскошной сбруе. При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась.
И все это передает он черными точнейшими штрихами. » В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. В руке он держит меру (весы) и имя ему – Голод. Уоттс, А. Беклин и др.
Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Рыжий в мифологии – это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море.
В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. Последний зеленоватый всадник с черепом вместо головы и косой в руках являет собой настоящий символ смерти и самого ада. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером).
Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Вверху листа парит белый ангел. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий. Церковь и князья жестоко мстили бунтарям.
Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции. Так, впервые в истории изобразительного искусства осовременивая канонические образы, художник лишает их ореола святости.
В Государственном Музее архитектуры им. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. В отечественной традиции наиболее грандиозным многие считают полотно В. М. Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста).
Он машет мечом, а его волосы цветом повторяют масть коня: они красно-рыжие, как и кровь, льющаяся вокруг. Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. 7:9-17). Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). Второй – это мускулистый атлет, одетый в набедренную повязку гладиатора. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.
Его не трогают страдания и ужас людей. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Его называют Войной (Бранью), он послан взять мир с земли и чтобы убивали друг друга (Откровение 6:4).
В руках старик держит трезубец. Его костлявое и безжизненное лицо похоже на маску. Волнения крестьян разгорались все сильнее. В резцовой гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) Дюрер стремился воплотить классический идеал красоты. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте).
Есть еще одна трактовка, сопоставляющия всадникам конкретные исторические события и даты. Никто из них не избежит положенного наказания. Уже погиб на костре инквизиции народный вожак Ганс Бегайм, который провозгласил: «Налоги и подати должны быть упразднены».
Это, например, М. Мериан, Ж. Коломб, Б. Уэст, М. Врубель, К. Карра, М. Шмакофф, Д. Ф. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Весы в его руках – это знак неправедного правосудия. Индивидуальные черты несколько идеализированы. Он создал данный сюжет для росписи киевского Владимирского собора.
Справа налево выгравированы эти наездники. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей.
Вся природа объята волнением. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли – умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными».
6:12-17). Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение расплатиться в полной мере). Первый из них исступленный и безжалостный, разрушает все вокруг себя. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Земля как бы выключается в этот момент из того пространственно-временного континуума, который Бог сотворил в «четвертый день». 7:4), разумеется, символическое (12000x12144000, ср.
Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей. Цвет его коня и меча (их еще называют красными и пламенными) традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке.
Зловещие слова «Апокалипсиса» – мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, – раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о пропорциях, читал трактаты итальянских гуманистов, учился у живописцев Венеции колориту. Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков.
Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды». Изменяется сама физическая природа и это сопровождается неизбежным катаклизмом. Вся природа объята волнением.
И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути., в Откровении появляются всадники Апокалипсиса. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э.
«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти.
Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Писании символически обозначает полноту). Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. По другому предположению, он – Святой Дух, несущий учение веры людям.
Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Силой воображения художника легенда переплелась с действительностью и получила новую жизнь, наполненную драматическими противоречиями эпохи, предшествующей Великой крестьянской войне, потрясшей всю Германию. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году.
На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. «Снятие шестой печати» означает начало преображения мира (Откр.
Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528).
Усилилась роль спокойного повествования, проникнутого лирическими переживаниями (цикл «Жизнь Марии»). Число 144000 (Откр. Васнецова Воины Апокалипсиса.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения. Художник изобразил всадников едущими друг за другом. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса».
Другой всадник, в диковинном колпаке, в стремительном движении весь подался вперед и яростно замахнулся мечом. По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине четвертому — эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе пятой печати — Нероновы гонения на христиан. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть.
Художник расположил всадников по диагонали. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок но подмалевку исполненному в гризайли.
За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом. Вместе с тем он ищет здесь выражения глубокого нравственного совершенства — черт проповедника, призывающего к самопознанию. Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море.
Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Третья печать – всадник на вороном коне. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Он разгневан чем-то и вот таким образом беспощаден.
При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506—1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света. В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) он решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии.
Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Наступает великий покой, когда одновременно раскрываются и Небеса и бездна (Откр. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое Иди и смотри.
Лицо всадника обращено вверх и выражает отрешенность и равнодушие. Художник изучал пропорции, работал над проблемой изображения обнаженного тела. В этот последний миг исторического бытия мира открывают для себя Христа и многие святые, не принадлежащие к «народу израильскому», т. е. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Пафос и драматизм ранних работ сменились уравновешенностью и гармонией.
Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота.