Всадники возникают из густого мрака, который надвигается на землю. Их сравнивают с бредом, кошмаром, прорывом подсознательного. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев.
Всадник Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. В трактате Эразма речь шла о нравственной стойкости человека в духе этики Сократа. На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Каждая пара ног дана в другом положении. Стрела на луке, взмах меча подсказывают направление скачки.
Дюрер неистощим в изобретении ужасного: вокруг зубцов короны вьются змеи, отвратительные, как могильные черви. Так якобы был сделан первый отпечаток с ниелло. Металлические заусеницы, оставшиеся по краям каждого штриха (барбы), аккуратно срезаются шабером. Что такое гравюра. Обычно автор-художник ограничивался рисованием на доске, которую затем обрабатывал ремесленник – резчик по дереву («формшнайдер»), старавшийся возможно точнее вырезать нанесенное изображение, все линии, штрихи, точки.
На голове Смерти корона. Это произведение наполнено аллегориями и символами. Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. В 1513—1514 годах Дюрер создал ряд произведений, знаменующих вершину его творчества. Меч был такой же неотъемлимой частью образа рыцаря, как и конь. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник.
Под копыта коня падают поверженные ужасом бюргер, крестьянин, горожанка. История эта представляется одной из легенд, каких немало в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же он ошибочно называет изобретателем гравюры на меди флорентийца Мазо Финигуэрра (1426—1464) и относит это событие к 1460-м годам, в то время как первые гравюры на меди появились, по-видимому, в Германии и намного раньше. Смерть — не скелет, а плоть, только лицо наполовину сгнило, видны провалы глазниц и носа. Изображение собаки утверждается здесь как приверженность дьяволу, жадность и зависть. Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, па шее колокол.
Это произведение наполнено аллегориями и символами. В гравюре Дюрера замечательно отражен суровый дух германской Реформации. Кони трех всадников с подковами: металлическим цокотом звучит их галоп. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. Enchiridion militis christiani), опубликованного в 1503 г. В трактате излагается этическое учение «христианского воина», который не должен бояться трудностей на пути постижения веры, даже если на этом пути его будут подстерегать страшные призраки и искушения.
Различная продолжительность травления с последовательным выкрыванием лаком тех участков доски, которые более не должны травиться, — так называемое ступенчатое травление изобретенное французским гравером Жаком Калло (1592—1635), позволяет получать штрихи разной глубины, дающие различную силу тона—от легкого серебристого до насыщенного черного. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Он восседает на костлявом коне. В отличие от резца, который чисто вынимает полоску металла из толщи доски игла только прорывает, процарапывает ее поверхность, причем барбы здесь обычно сохраняются, так как они придают особенную сочность и красоту оттиску «сухой иглы».
В целом исследователи рассматривают эту гравюру как символ жизненной активности. Четвертый всадник – это Смерть. Поступь коня, движение всадника неудержимы.
Мрачный лес. «Темницы» по рисунку гораздо более экспрессивны, горячечны, чем другие работы Пиранези того же периода. Краску набивали в эти углубления тампоном, удаляя ее остатки с поверхности доски. Возникает образ скачки, столь выразительный, что кажется – слышен топот коней.
Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. А конь этот, припадая на разбитые копыта, неотвратимо надвигается на людей. Взгляд устремлен вперед.
Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Желание оценить качество рисунка прежде чем он будет заполнен чернью (после чего уже трудно внести в него какие-либо исправления), а также стремление сохранить его как образец для последующих работ привели к попыткам втирать краску в углубления ниелло и затем оттискивать ее на воск, а позже — и на бумагу. Его сопровождает собака – символ истины, дьявол – символ искушения и смерть с песочными часами, напоминающая о бренности жизни.
Первый – лучник – это Победитель. Разводные мосты, повисшие внутри здания. Дюрер изобразил Иеронима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льющимся сквозь широкие окна.
Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, па шее колокол. Четвертого коня художник оставил некованым. Вслед за последним всадником ползет по земле чудовище с открытой пастью. Ящерица — символ притворства, злого демона. Подвижность и гибкость линий офорта несравненно больше, чем у вырезанных штихелем. Лошадь не кована, у нее веревочная сбруя, на шее колокол — подробности, которые мы уже знаем по «Апокалипсису» и рисунку «Помни обо мне». Поднятое забрало открывает отрешенное и суровое лицо.
Забрало на шлеме поднято. Существует множество толкований данного сюжета. Иероним в келье, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. С рыцарем поравнялась Смерть — мертвец верхом на костлявой кляче. Поступь коня, движение всадника неудержимы.
На его коне ни седла, ни стремян. Штрихи «сухой иглы» имеют сравнительно небольшую глубину и под давлением в процессе печати быстрее сбиваются, чем резцовые или травленые (легче всего слетают барбы), что ограничивает число хороших оттисков. А длявыполнения гравюры на меди форматом в современные «пол-листа» с произведения масляной живописи квалифицированному граверу-репродукционисту в XVII—XIX веках требовалось иногда более года. Перед лицом опасностей он одинок.
Кони надвигаются неотвратимо. Ничто не может отвлечь его от цели, к которой его влечет чувство долга. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. В нем прославлена сила духа, стремящегося к истине. Немолодое лицо спокойно и сурово. Одну из лучших гравюр традиционно именуют «Всадник, Смерть и дьявол». Художник сделал это произведение искусства, процарапывая резцом канавки на листе меди, а затем заливая в них чернила.
На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Его сопровождает собака – символ истины, дьявол – символ искушения и смерть с песочными часами, напоминающая о бренности жизни. На столе, только подставка для книг, на ней труд Святого Иеронима, распятие и чернильница.
Череп ассоциируется со смертью и первородным грехом. Забрало на шлеме поднято. Взгляд устремлен вперед. Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор. Картина насыщена мелкими объектами — символами, которые бросаются в глаза наблюдателя. Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть.
По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Массивные камни, сложенные в пилоны и арки. Основной металлографский резец — грабштихель — имеет сечение ромба или треугольника. Эта техника, особенно широко применявшаяся с середины XV века итальянскими мастерами, — так называемая ниелло (ниель), по-видимому и была одной из непосредственных предшественниц резцовой гравюры. Мрачный лес, какой может привидеться лишь в страшном сне. Большое количество деталей и их тщательная проработка удивительны. Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. Что всадники посланы небом, показывают стрелы лучей.
Переплетенные и изгибающиеся под неестественными углами лестницы. Дюрер уподобляет деятельность Иеронима работе алхимика. Дюрер создает мрак, тесно сближая почти прямые, но колеблющиеся черные линии.
В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Собака, бегущая рядом, — символ верности (либо истины). Перед лицом опасностей он одинок. Нюрнбергские гуманисты приобщили к его сочинениям и Дюрера.
Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Кони по-разному вытягивают шеи, напрягают поводья, прядают ушами. Пешеходные мостки на страшной высоте. «Rit ter, TodundTeufel») — резцовая гравюра на меди, произведение выдающегося художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528), уроженца южногерманского города Нюрнберга. Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть.
Эразм и его сочинения, в том числе и это, были постоянной темой в кругу Пиркгеймера. Это не значит, однако, что нам недоступна всякая мудрость. Но самое распространенное объяснение сюжета связывают с трактатом молодого Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Одна из трех «Мастерских гравюр» Дюрера.
Отсюда название техники – резцовая гравюра на меди. Первая из трех так называемых мастерских гравюр (нем. Иногда рыцаря рассматривали как представителя «нечистой силы». С Эразмом переписывались им восхищались, на него ссылались, его цитировали.
Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник. Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514). «Meisterstiche»), созданных художником в 1513 — 1514 гг., в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к философскому осмыслению действительности (две другие гравюры цикла: «Св. Разбегающиеся в разные стороны коридоры с камерами.
Возможна и другая трактовка, частично согласующаяся с первой. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. Так, знаменитая резцовая гравюра Дюрера «Всадник, смерть и дьявол» имеющая сравнительно небольшой формат (24, 718, 9 см), гравировалась более трех месяцев, не считая времени, затраченного на предварительное изготовление эскизов. Хвост лисицы на копье всадника может быть истолкован как его трофей. — «Нельзя оглядываться», сказано в трактате. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный.
Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501). У его поступи костяной звук. Возросшее количество светских мотивов в культуре. Смерть протягивает всаднику песочные часы – символ краткости человеческой жизни. Ландшафт холодный, сумрачный, безжизненный. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ).
Показательно, что все инструменты, необходимые для выполнения резцовой гравюры, — штихели (резаны), пунсоны для наколачивания точек, шлифовальные гладилки, шаберы для срезания металлических заусенцев — заимствованы из арсенала ювелирного искусства. На голове Смерти корона. Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. (Дюрер А. «Введение к трактату о пропорциях»). По мнению исследователей, тема гравюры отражает идею трактата Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина» (лат.
Но самое распространенное объяснение сюжета связывают с трактатом молодого Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Существует множество толкований данного сюжета. Такой может привидеться в страшном сне. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом. ТРЕТЬЯ ГРАВЮРА СВЯТОЙ ИЕРОНИМ Св.
Иероним сидит за столом в комнате из окон льется яркий свет. Взгляд устремлен вперед. Человек не должен сворачивать с пути истины, какие бы призраки перед ним ни вставали. Немолодое лицо спокойно и сурово. После затвердевания лака его поверхность коптили. Цепи и кольца для крепления пут, вмурованные в стены и балки.
Забрало на шлеме поднято. Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни. Из-за этих особенностей в качестве самостоятельного способа эстампа «сухая игла» применялась сравнительно редко, чаще используясь в комбинации с другими способами гравюры на металле. Взгляд устремлен вперед. Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием. Смерть протягивает всаднику песочные часы – символ краткости человеческой жизни.
Резцовая гравюра относится к технике углубленной печати – одному из трех видов гравюры. Тьму можно бы изобразить сплошным черным пятном. Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец. ПЕРВАЯ ГРАВЮРА РЫЦАРЬ, СМЕРТЬ И ДЬЯВОЛ Рыцарь, смерть и дьявол. Святой Иероним напряжённо работает, в руке его перо, голова окружена сиянием.
Здесь рыцарь небрежно держит его на плече. Она развилась главным образом из техники печатания на тканях посредством деревянных штампов (так называемой набойки), тиснения «печатных» пряников при помощи резных досок и т. п. Для печатания гравюр вместо пергамента, употреблявшегося для средневековых миниатюр, стали теперь применять значительно недорогой, новый для Европы материал — бумагу. Рыцарь олицетворяет добродетель истинного христианина. Но тогда оно останется неподвижным.
Травленая же линия офорта выглядит иначе. Впрочем, есть и новое. Офорт позволяет наносить легчайшую нежную штриховку, намечать тончайшие детали изображения и создавать мягкие тональные переходы.
1430— 1498) и Андреа Мантенья (1431-1506). 3. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Копье на гравюре имеет, скорее, декоративное назначение. Уровень песка в часах говорит о том, что у рыцаря есть время для совершения подвига.
Знаменитый лист этого мастера «Плат св. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Однако всадник не удостаивает Смерть взглядом.
На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Это было не просто оружие, но личный талисман, почти самостоятельный артефакт, который наделяли разными магическими свойствами и именем – у каждого рыцаря меч носил свое личное имя (самый знаменитый меч, наверное, – Эскалибур короля Артура). Теряющиеся в темноте и высоте колонны. Всадник, занесший над головой меч, символизирует Войну. Первые образцы «сухой иглы» встречаются еще у немецких граверов эпохи Шонгауэра. Всадник-смерть отпустил веревочные поводья.
Возникли три мастерские гравюры на меди — знаменитые «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Хотя и резцовая гравюра и офорт относятся к глубокой печати, между их печатными формами имеется существенное различие. Он закован в латы и вооружен. В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники. Рыцарь погружен в себя, он тверд и непоколебим.
Уже во второй половине XV века высокий художественный и технический уровень был достигнут в гравюрах таких немецких графиков, как «Мастер игральных карт», работавший в 1435—1455 годы, «Мастер E. S» (1450—1467) и Мартин Шонгауэр (ок. Вот таким образом не случайно на пике всадника прикреплен лисий хвост, примета рыцаря — разбойника. Он закован в латы и вооружен. Иероним» и «МЕЛАНХОЛИЯ»). На всаднике доспехи, в руке — копье. Лишь высоко вверху виднеются укрепления города, к которому ведет узкий путь. Заметим, что на этой гравюре Дюрера христианских символов нет.
Из леса верхом на тощей кляче выезжает Смерть. «Non est fas respicere» (лат). В то же время некоторые офортисты и в этой технике добивались чистоты линий. Он закован в латы и вооружен.
Они рождают не просто тьму, но тьму движущуюся. Таким образом, композиция этого произведения соотносится с актуальными для Средневековья темами духовного странствия к «Пути жизни». Иногда рыцаря рассматривали как представителя «нечистой силы». Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы.
Изображен не рыцарь, а ландскнехт (нем. Человек и его разум возведен на пьедестал. Ни Смерть, ни дьявол не испугают, не остановят его. Смерть протягивает всаднику песочные часы — символ краткости человеческой жизни.
Вот таким образом та же линия в разных ее участках становится то мельче, то глубже и самая ее выемка в доске имеет неправильную, «изъязвленную» форму. Они не пытаются сопротивляться. Сам Дюрер назвал ее «Всадник». Углубление штрихов производилось химическим путем — травлением кислотами. В нем идет речь о целеустремленном, бесстрашном и преданном долгу воине, перед волей и твердостью духа которого отступают силы ада.
Гравюра Рыцарь, смерть и дьявол Альбрехта Дюрера. Он закован в латы и вооружен. Чтобы получить штрихи и линии разного характера, применяются резцы-штихели различных сечений, срезов и форм, а самые тонкие «волосные» линии наносятся иглами. По тропе на медленно шагающем прекрасном коне едет всадник.
Немолодое лицо спокойно и сурово. Забрало на шлеме поднято. Landsknecht, от Land — «земля, дорога» и Knecht— «слуга»)— «бандит с большой дороги», наёмный воин, попутно занимающийся грабежом и насилием, — фигура, типичная для того времени. Первыми досками служили медные пластины. Таким образом, в ксилографии наметился разрыв между художественным творчеством и техническим выполнением (правда, когда резьбу выполнял высококвалифицированный формшнайдер, в его работе присутствовал определенный творческий момент перевода рисунка в материал). «Рыцарь, смерть и чёрт» (нем.
Художник назвал композицию «Всадник» («Der Reuter). В целом, однако исследователи рассматривают эту гравюру как символ жизненной активности: оба персонажа угрожают рыцарю, который закован и защищён в прямом и переносном смысле в броню своей веры. На гравюре Дюрера «Святой Иероним в келье» за основу взят сюжет перевода Иеронимом Библии.
Композиция картины характерна для эпохи Возрождения. Немолодое лицо спокойно и сурово. В ней прославляется верность духовному долгу. Сзади плетется дьявол со свиной мордой, увенчанной причудливым гребнем. Рыцарь, облаченный в доспехи, движется в тесном ущелье. На доспехах на уровне груди прикреплено специальное кольцо, в которое вставлялось копье.
На переднем плане мирно спит маленькая собачка и грозный лев — это обязательная часть легенды о Иерониме Блаженном. Остроконечный колпак, широкополый халат изогнутый лук у первого. Это «призраки» Эразмова трактата.
Краска, выбранная при печати увлажненной бумагой из таких линий, печатается не так чисто и четко, как из следа резца, а более сочно и с неравномерной зернистой фактурой. На каменистой тропе, сквозь которую с трудом пробивается чахлая трава, валяется череп. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв. ) — один из Отцев западной Церкви, приближенный папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославился переводом Библии на латинский язык. Но рыцарь не обращает на них внимания. Третий их спутник, Голод, держит в руках весы.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», созданная в 1513 году, произвела в Европе настоящий фурор.