Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, художник, график, гравер.
Он старательно выписывал каждый листочек, каждый стебелек. Празднество, на котором Богоматерь с Младенцем раздают пришедшим ей поклониться розовые венки, происходит на открытом воздухе на фоне прекрасной природы с густозелеными деревьями, рисующимися на ясном голубом небе, с высящимся вдали заснеженными горами — воспоминание об Альпах. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики иллюстрации к Кораблю дураков С. Бранта и др. Следует отметить, что талант Дюрера проявился уже в первой известной его картине «Портрет отца» (Albrecht Drer the Elder with a Rosary), написанной в 1490 г. и в настоящее время хранящейся в галерее Уффици. С 1490 г. по 1494 г. Дюрер побывал во многих городах Германии, Швейцарии, совершенствуя свое мастерство живописца и графика. В 1493 г. художником была написана картина «Автопортрет с чертополохом» (Portrait of the Artist Holding a Thistle), считающаяся одним из шедевров живописи. Весной 1494 г. Дюрер вернулся в Нюрнберг, но уже через три месяца отправился в свое первое путешествие по Италии, где им были сделаны пейзажные акварели окрестностей Альп и южного Тироля. По мнению искусствоведов, на творчество Дюрера заметное влияние оказали работы флорентийского и венецианского художников Антонио Поллайоло (Antonio Pollaiuolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
Отдельные травы показаны полностью с обнажёнными корнями., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Нижнюю часть композиции уравновешивают тонкие стебли трав, устремлённые вверх.
Однако не суждено было. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. Примечание.
Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия.
Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. Первым из ренессансных живописцев Дюрер осознал, что характер человека, его духовную сущность и физический облик художник может лучше понять и изучить, постигая свою собственную личность. К меланхоликам художник относил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждает известная гравюра «Меланхолия» (1514г. ). На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас.
Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Родился в 1471 г. в Нюрнберге – умер в 1528 г. Является признанным во всём мире художником, мастером ксилографии и величайшим мастером западноевропейского Ренессанса. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Картина – диптих – состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца». Стоит сказать и о том, что Дюрер первым в Германии стал изучать обнажённую натуру. Руки Молящегося.
Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Влияние Джованни Беллини на творчество Дюрера прослеживается в портретах мужчин и женщин, созданных между 1505 г. и 1507 г. В 1506 г. в Венеции Дюрер завершил работу над одной из самых своих знаменитых работ – алтарь «Праздник венков из роз» (The Feast of the Rose Garlands) для погребальной часовни в церкви Святого Варфоломея в Германии. В феврале 1507 г. художник вернулся в Нюрнберг и через два года приобрел большой дом, в котором в настоящее время находится музей Дюрера. Курфюрст Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. створки и текст были вновь восстановлены в авторских старинных рамах.
Фигура Павла доминирует в правой части диптиха. Угрюмый Павел с мечом и Библией в руках представляет меланхолический темперамент. В этих работах уже видна рука и своеобразный почерк Дюрера. С 1512 года художнику стал покровительствовать император Максимилиан I. Ему было доверено работать над ксилографией «Триумфальной арки» для императора.
Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490). В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
Одна из известнейших работ – картина Альбрехта Дюрера «Руки молящегося». Апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу. Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици).
Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. В Нидерландах великий художник стал жертвой неизвестной болезни. Реплики «Большого куска луга» можно видеть и в его картинах и в его гравюрах, таких, например, как «Адам и Ева» (1504)5. Праздник всех святых (Алтарь Ландауэр) 1511 Музей истории искусств, ВенаХристос среди книжников, 1506 Собрание Тиссен-Борнемица Мадрид, Испания Адам и Ева 1507, Прадо, МадридМадонна с грушей 1512, Музей истории искусств, Вена Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. В том же году Альбрехт поступил учеником в мастерскую известного живописца и гравера, представителя нюрнбергской школы живописи, Михаэля Вольгемута (Michael Wolgemut). Особенно примечательна картина Альбрехта Дюрера «Меланхолия» – медная гравюра, которая считается самым таинственным произведением мастера.
В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Результатом творческих поисков Дюрера стала знаменитая гравюра на меди «Адам и Ева», созданная в 1504 г. Осенью 1505 г. художник совершил второе путешествие в Италию. Альбрехт Дюрер (1471-1528) родился в городе Нюрнберг в семье ювелира Альбрехта Дюрера Старшего (Albrecht Drer the Elder). C 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу и, после нескольких лет учебы, приступил к изучению основ ювелирного дела и рисования под руководством отца.
В некоторые из картин, написанных после его второго возвращения из Италии, например, «Мученичество Десяти тысяч» (Martyrdom of the Ten Thousand) и «Поклонение Святой Троице» (Adoration of the Trinity) искусствоведы отмечают влияние Андреа Мантеньи. В 1512 г. в Нюрнберг с визитом прибыл император Священной Римской империи Максимилиан I (The Holy Roman emperor Maximilian I), который принял Дюрера на службу и до 1519 г. художник, в основном, работал по его заказам. В 1521 г. Дюрер посетил города Брюгге и Гент и ознакомился с творчеством выдающихся фламандских мастеров XV в. Яна ван Эйка (Jan van Eyc), Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden), Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes). После возвращения в Нюрнберг здоровье Дюрера стало ухудшаться. В 1490 г. период основного ученичества закончился и, по существовавшей в то время традиции, наступил период так называемого «промежуточного ученичества». Этап «промежуточного ученичества» заключался в том, что молодой художник отправлялся в путешествие для изучения творчества знаменитых мастеров живописи. Как и Альберт, Дюрер положил в основу своего творчества наблюдение природы3.
За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов.
Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Смысл изображения до сих пор представляет интерес для исследователей искусства. В XV веке профессия ювелира считалось весьма почтительной, вот таким образом отец старался обучить своих детей ремеслу, которым он занимался. У ног крылатого существа дремлет собака. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека).
Однако курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратно рамы. Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Картина демонстрирует великолепный пример выразительности при минимуме средств. В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах.
Художнику удалось тонко подметить все особенности растительности. На поясе ангела можно заметить несколько кошельков. Рациональное начало сочетается в его творчестве с чувственным восприятием жизни, с обостренным художническим восторгом перед самыми разными ее формами и верою в божественную предопределенность человеческой судьбы.
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Во время путешествия в Италию он создал свои первые серьёзные картины – серия пейзажей.
Композиционно они тесно спаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными. Большую часть времени он провел в Венеции изучая творчество Джованни Беллини (Giovanni Bellini), ведущего венецианского мастера живописи Раннего Ренессанса. Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное.
На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Картина «Четыре апостола» должна была восприниматься своеобразным завещанием великого немецкого художника-гуманиста современности и грядущим поколениям. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте.
Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Точка зрения расположена очень низко, вот таким образом рисунок не мог быть создан на природе (настоящем лугу). В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины.
Больше всего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и это кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Только в 1922г. Яркой иллюстрацией влияния итальянской живописи на творческий стиль Дюрера служит его 13 «Автопортрет», созданный в 1489 г. Вместо обычного нейтрального монохроматического фона на картине изображен интерьер, с окном, через которое вдалеке видны горы, что является характерной особенностью венецианских и флорентийских картин того времени. Стремлению найти идеальные пропорции в изображении человека, вероятно, способствовало знакомство с венецианским живописцем и графиком Якопо де Барбари, который считал, что идеальное изображение человека можно создать с помощью геометрических вычислений. При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). Эти руки и отражены в картине. История картины поражает своей символичностью.
Отсутствие центральной композиции кажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя.
Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). Работал в основном в Нюрнберге. Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514). На первый взгляд в акварели представлена не часть естественного луга. Во времена Дюрера считалось, что это темперамент гениальных людей. Автопортрет с остролистом.
Стоит обратить внимание и на такую деталь. Бранта и др. Центр композиции не совпадает с геометрическим центром рисунка. В 1495 году Альбрехт Дюрер создал собственную мастерскую и это послужило началом его самостоятельной и независимой работы.
1. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). Немного выше изображен Путто, олицетворяющий ангельский дух. Дата создания — 1503 год надписана едва различимо у нижнего края изображения справа.
На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел.
Взгляд зрителя следует за светлыми, пластичными листьями растений справа налево. Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Болотистый грунт передан широкими мазками кисти тёмной краской.
В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). На центральной части его изображено Рождество (ок. К стене приставлена лестница, а позади виднеется радуга.
Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие. Сюжет картины полон неоднозначных аллегорий и ярких символов. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. «Кусок дерна» стал знаменит сам по себе.
Мотив открытых корней появляется и в других произведениях Дюрера, например, «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513). Эта болезнь мучила его до конца жизни. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, что протестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следует не обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Именно его молящиеся руки изобразил Альбрехт на своей картине.
На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. Об успехах мальчика свидетельствует «Автопортрет» (A self-portrait), созданный в 1486 г. и находящийся в галерее Альбертина. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас.
Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). Позднее Дюрер принял участие в иллюстрировании одного из изданий «Молитвенника императора Максимилиана». Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви. Внимание на изображении привлекает крылатый Гений, склонившийся над раскрытой книгой.
Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Праздник четок. Мученичество десяти тысяч христиан. Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах. Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения».
Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Четыре апостола 1526, Старая пинакотека, МюнхенИмператор Максимиллиан I, 1519 Музей истории искусства, Вена Портрет Иеронима Хольцшуэра, 1526Портрет отца Дюрера в 70 лет, 1497Портрет женщины 1506Портрет молодой венецианки, 1505Старуха с кошелем 1507Куст травы 1503Семь печалей девы 1497Святой Иероним 1521Умерщвление десяти тысяч христиан, 1508Императоры Карл и Сигизмунд, 1512Самоубийство Лукреции 1518Бегство Лота с Дочерьми из СодомаАлтарь Паумгартнера 1500-1504Мария с младенцем и святой Анной, 1519Автопортрет Дюрера в зрелые годы, 1500 Далее о творчестве Дюрера Цикл гравюр на меди и дереве «Апокалипсис», «Жизнь Марии», «Большие и Малые Страсти».