Будьте Богу верны. На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. Весы, многогранник (стоящий на своей самой неустойчивой плоскости) и шар. Это одно из наиболее сложных произведений в мировом искусстве.
3. «Соловей Виттенберга», вероятно, не был творцом Реформации. Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг. В то время Шонгауэр жил в Кольмаре и занимался гравюрами по меди. Вольгемут, помимо создания живописных полотен, занимался графикой. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
Гуманисты Нюрнберга, как и Эразм Роттердамский, философы Флоренции и эрудиты Рима — «европейцы» — с необычайной горячностью и живостью реагировали на новые идеи и события, волнующие человечество. Первым уровнем является познание ремесленное, осуществляемое через предметы, осязаемые вещи, вот почему на «нижнем ярусе» у Дюрера разбросаны пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди, а идеально правильная сфера, выточенная неким мастером, – это вообще вершина мастерства, которой может достичь ремесленник. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Чуть правее на архитектурном сооружении находятся весы (символ упорядоченности), песочные часы (символ конечности мира), колокол и магический квадрат. Тема, объединяющая 15 сюжетов в единое целое, была блестяще отражена художником.
Что для нас эта гравюра. Совершил такое путешествие и молодой художник Дюрер. Это устрашает душу, Отвлекает от зла И греховного мира, От гнета плоти И наущений дьявола. Она выполнялась резцом по металлической доске.
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Ему нравился не только сам образ рыцаря как воплощение деятельной и героической личности, но также все, что касалось его облачения, — латы, оружие, каски, мечи. Важнее всего тут вопрос – почему Эрот дремлет. Дюрер приходит к этому заключению после безуспешных поисков «секрета», который он будет пытаться разгадать до конца своих дней.
Она вздрагивает, возможно, от кошмаров во сне. Меланхолик не просто обуреваем движением в его организме тяжелой крови и чёрной желчи: «меланхолическая одержимость», которой руководит планета Сатурн, делает человека этого темперамента способным к высшим формам духовной деятельности. Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia».
Чего бы еще можно было пожелать. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Автором одной из гравюр в книге Танец смерти был Альбрехт Дюрер.
В руке у нее раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. MELENCOLIA I. В 1531г. Лежащая на земле Сфера — это символ совершенства, благоустроенности и равновесия в мире. Но все же в современном мире магический квадрат перешел скорее в разряд «математических развлечений» — людям нравится ломать голову, пытаясь отыскать новые «волшебные» комбинации. Что означают окружающие ее предметы. Вторым уровнем познания является научный, экспериментальный: его инструменты – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, плавильный тигль алхимика, многоугольник («магический кристалл») на этом втором уровне познание переходит от ремесленной конкретности к абстракциям.
В её предсмертные часы когда, как пишет Марсель Брион, «старая Барбара, потерявшая зрение. Венок из лютика и водяного кресса – лекарство. Вдалин – сонце, видимий образ Бога. Лукас Кранах Старший был реформатором.
Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией. Гуманисты восславили и Сатурн. Иллюстрации, выполненные Вольгемутом и его учениками, составили главную часть книги, вошедшей в историю как произведение искусства. Война в Италии, война в Шотландии, война в Бургундии. Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» – состояния, в котором творит гений.
Сумма цифр на нем по вертикали, горизонтали, диагонали, а также по углам квадрата всегда одинакова – 34. У Агриппы Неттесгеймского, увлечённого Каббалой, уже был «квадрат Юпитера», но выдающийся геометр Альбрехт Дюрер составил свой (его иногда называют «квадрат Сатурна»), зашифровав в нём числа, значимые лично для него: например, день смерти матери (16. 05) и год создания «Меланхолии» (средние цифры в нижнем ряду составляют 1514). В середине 1490-х гг. Например, у его современника Иеронима Босха, в картине «Увенчание терновым венцом» исследователи видят как раз наглядную иллюстрацию всех 4-х типов темперамента, а предполагаемые автопортреты Босха (с этой картины и ещё так называемое «меланхолическое чудовище» из «Сада земных наслаждений», с правой створки), как, собственно и автопортреты Дюрера, характеризуют этих художников как ярких представителей меланхолического типа. «Меланхолию» часто объединяют в цикл так называемых «мастерских гравюр» с двумя другими – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Святой Иероним в келье». Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный.
Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю. Обретете здоровье И вечную жизнь на небесах Как пречистая дева Мария. Собака Рыцаря, напротив, как и ее хозяин, активная, вся в движении Собака Меланхолии не погружена в спокойный сон, как в келье святого Иеронима. Да поможет вам Господь Иисус Христос Утвердиться в добре. В настоящее время Праздник венков из роз находится в Национальной галерее, в Праге.
Дал ваги, на яких оцнюються достонства душ. Возможно, только сопоставляя их, можно это понять. Да что говорить.
«Меланхолия» создавалась после этих двух гравюр и песочные часы здесь вбирают оба смысловых подтекста – и неумолимость времени и его разумную размеренность. В одном случае песочные часы держит в руках Смерть перед лицом Всадника: она напоминает, что время неумолимо истекает, но Рыцарь смотрит строго вперёд игнорируя это предупреждение, как бы показывая, что время и смерть не властны над тем, у кого есть высокая цель. Без дела брошены инструменты, необходимые ремесленнику-профессионалу.
Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Да и вообще – уж больно похожа Меланхолия на самого мастера Альбрехта: если в «Джоконде» лишь предполагают автопортрет Леонардо да Винчи, то «Меланхолия» считается «духовным автопортретом Дюрера» практически официально. «Волшебный квадрат» — термин чисто математический. Это был первый шаг к барокко.
Людвиг и передал Альбрехту свой опыт. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
Картины Дюрера получили одобрение учителя. Были открыты новые, неведомые ранее земли. Одетый в платье, он обладает мужскими чертами лица и неженственными руками. 2. Париж. Гуманисты восславили и Сатурн.
Каждая гравюра как бы является продолжением предыдущей и предваряет следующую. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине. Однако наверняка тут есть и нерасшифрованные числовые коды.
Сколько символов, аллегорий, какая продуманная до мелочей композиция. Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Тихий океан, назвав его Южным морем. Она прожила трудную жизнь, родила 18 детей из которых выжили сыновья Ганс, Эндрес и Альбрехт, всегда была богобоязненной, но иногда слишком давила на Дюрера и отношения со временем утратили доверительность.
Меланхолия — тоже, в некотором роде и некотором смысле, «суета сует». Развивая Фичино, Агриппа создает свою теорию творящего гения.
Сколько раз я сама так сидела (задумавшись) среди книг, бумаг и прочих своих «инструментов» писательства, только, в отличие от картины, рядом дремала кошка, а не собака. Он часто погружался в подобное состояние, что можно заметить на ряде его автопортретов. За пять веков своего существования «Меланхолия» обросла томами комментариев и толкований, но и это, как замечает современный специалист по творчеству Дюрера Марсель Брион, «не делает её более понятной, более лёгкой для интерпретации и она действительно требует гораздо больше объяснений и комментариев, чем любая другая картина, за исключением, возможно, Джоконды». Занимаясь графикой, Альбрехт не оставлял и живопись, картины Дюрера периодически появлялись в поле зрения широкой публики. Во времена Дюрера эта система была хорошо известна. На жернове амур с грифельной доской (или книгой), а на стене висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера. Следом идет Дрезденский алтарь и Семь скорбей – обширный полиптих. Речь идет о первых известных картинках за подписью Лукаса Кранаха.
Нужно отметить, что квадрат Агриппы назывался «квадрат Юпитера», а Юпитер подавлял негативное влияние Сатурна. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Существует жанр аллегорического натюрморта, называемого «суета сует», который приобретает смысл memento mori (помни о смерти). «Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна.
Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Обилие деталей не отвлекает внимание от крылатой фигуры. Вероятно, что три наиболее значительные гравюры этого года — Меланхолия, Святой Иероним в келье и Рыцарь, смерть и дьявол (последняя создана в 1513 году, но ее следует включить в тот же духовный цикл) выражают одну общую идею. В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию».
В равновесии остановились чаши весов. Я испытывал тогда такую боль, что не могу этого высказать». В нюрнбергском календаре 1515г. : «Из искусств Сатурн означает геометрию». В 1505 году Дюрер вновь уехал в Италию.
«Прошла любовь, явилась Муза», как обозначается порядок вещей у Пушкина. Возможно, Дюрер сам составил квадрат или же взял за основу более ранний квадрат Корнелия Агриппы и видоизменил его, подобрав свои цифры. Альбрехт оказался старательным и способным учеником, он в короткое время освоил основополагающие каноны живописи и написал несколько небольших полотен. Свет, заполняющий келью, — это свет души, находящейся в мире с собой. Строение напоминает склеп или надгробие, тогда зачем колокол. Его гравюры, сделанные по принципу ксилографии (гравирование по дереву) использовал в своей книге Нюрнбергские хроники Хартман Шедель, немецкий картограф.
«Меланхолия» Дюрера в депрессии ибо высшая истина ей недоступна. Добавить ваши. А зачем это крылатой женщине рубанок и гвоздодер. 2. Третьи – люди сверхлогического интуитивного познания: теологи и философы. Германия.
Меланхолия – «образ владеющего всеми достижениями человеческой науки и мысли гения, отважившегося проникнуть в тайны вселенной, но остановившегося перед внезапной преградой». Руку клали на стол и двигали по доске, затем травили кислотой, чтобы получался рисунок. События, жизнь проходят без её участия. Почему Дюрер изобразил Меланхолию. Возрождение.
Это была династия, установившая новые правила в искусстве. Albrecht Durer Melencolia-I (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Насыщенная и тяжелая атмосфера Меланхолии, ее горькое разочарование, упадок духа, лишенного сил и надежды, охватывают нас, даже еще не разобравшись в аллегорическом смысле предметов, окружающих эту фигуру крылатой женщины, погруженной в глубокое раздумье. 57 x 45 см.
А само появление на гравюре собаки объясняют тем, что это животное, которому покровительствует Сатурн, мрачная и холодная планета, «патронирующая» меланхоликов (в то время как сангвиники подчиняются Юпитеру, флегматики – Луне, а холерики – Марсу). Письма. Пд дзвоном – магчний квадрат з цифр, кожна з яких ма свою символку, коротко – шлях через 7 ступенв вдосконалення. Такого мнения придерживались итальянский гуманист Марсилио Фичино и даже Аристотель.
Уже не осталось ничего непостижимого. Объединенные друг с другом, эти три гравюры приобретают смысл своеобразного Итога.
2. Фичино развил эту мысль в трактате «De Vita Triplici», хорошо известном. «Меланхолическая одержимость делает человека способным приблизиться к познанию и высшей истины». Власть, богатство, ремесла, науки не дают ответа на вечные вопросы. В 15-м веке в Германии существовала традиция ученических поездок, в ходе которых подмастерья знакомились с работами мастеров из других регионов страны.
Никто этого не знает, кроме Бога». Для людей, живущих в те времена (1514 год), подобные иносказания были более-менее понятны. Альбрехт переехал в Базель, центр книгопечатания. Песочные часы на стене усиливают это ощущение. Третий ярус – непознаваемого и божественного. «Меланхолия» – самая знаменитая и одновременно самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера.
Предполагалось, что Альбрехт Дюрер будет участвовать в городских проектах. Несмотря на это, линии на гравюре четкие интенсивные, а сама гравюра совершенна. Дюрер приезжает в Италию. Крылатый гений лишен возраста.
Наконец, религиозный человек определенно даст иное толкование. И она сильно боялась смерти, но говорила, что не боится предстать перед богом. И всё это называется меланхолия, что понятно из надписи, которую несёт летучая мышь (так её называют искусствоведы, хотя я летучую мышь в этом хвостатом существе мало узнаю).
Геометрия – одно из «7 свободных искусств». Отсюда – инструменты. На поясе ангела висит кошелек и ключи. Давайте пройдёмся по некоторым из них. Magzum, Люцифер с малым Антихристом (сидящем на жерновах истории)в меланхолии: с приходом его сына Антихриста к власти у него не срослось.
Увесистый кошель лежит у ног, связка ключей небрежно висит на поясе. Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. «Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность», – замечает медиевист Цецилия Нессельштраус. Холст.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. Итак, «Меланхолия с атрибутами геометрии». Так вот, песочные часы появляются в каждом из трёх произведений. Женитьба дала Альбрехту возможность открыть собственное дело. Венский историк искусства Карл Гиелов первым предположил, что источником гравюры Дюрера был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Лувр.
Эти три яруса – проекция внутреннего мира художника, автора. В. Клеваев. Центральная фигура на гравюре (женщина. Albrecht Durer "Melencolia-I" (1514) «Меланхолия» — самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Магический квадрат (квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова), усиливающий, как считалось, воздействие на человека планеты Юпитер, вероятно, есть талисман, охраняющий от дурного влияния Сатурна. В руке остановился циркуль. И если в последующие годы Лютер действительно станет таким, какой моральный портрет бессознательно начертал Дюрер, то это произошло потому, что интуиция художника, его предчувствие и творческое горение предвосхитили образ того, кто должен появиться, кто не мог не появиться.
Никто не избежит своей судьбы. Но почему: 1. Летучая мышь и собака – спутники Меланхолии.
Это интересно. В чем-то толкования сходятся — принято считать, что на гравюре изображены три уровня (или три яруса). В этой книге развивается мысль о существовании трех ступеней человеческого гения.
За стною драбина, що символом переходу вд земного буття до небесного. Первые – это люди воображения: ремесленники, художники и поэты. Я говорю «в эту эпоху», поскольку религиозные настроения Дюрера достаточно различаются, если сравнивать Апокалипсис 1498 года, Троицу 1511 года (Вена) и Четыре апостола 1526 года, написанные за два года до смерти художника, которые можно рассматривать как вехи его религиозного завещания. 3.
Вторые – люди рассудка: ученые и государственные мужи. Ибо она потребовала святой воды, хотя до того долго не могла говорить. Мне видится именно это.
Немецкий исследователь Дюрера Аби Варбург пишет, что впервые магический квадрат появился не у Агриппы, а в арабской астрологической книге Picatriх и потому является «рудиментом древней языческой практики». Она близка по духу Ночи Микеланджело и еще не доказано, что автор Гробниц Медичи, сознательно или нет, не думал о Четырех темпераментах, когда создавал фигуры на крышках саркофагов двух герцогов. «Лекции по истории искусства. Северное Возрождение. Альбрехт Дюрер». Так в квадрате зашифрованы год создания картины (нижние средние два числа), дата смерти матери художника (16. 05) и можно найти много других.
Вот таким образом лишь меланхоликам доступна радость открытий. По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II – наука III – теология. Все достигнуто. Как бог земли он ведал обмером участков, то есть, собственно геометрией.
Неоплатоники слили аристотелевскую мысль с платоновским учением о «божественном неистовстве» и появилось новое понятие «меланхолической одержимости» — состояния, в котором творит гений. Однако биографы подчёркивают, что гравюра появилась на свет под влиянием абсолютно конкретных жизненных обстоятельств художника. MELENCOLIA I. В 1531г.
Или они брошены и попраны. Ну да, что хорошего в меланхолии. Теперь полагают, что ключ к ее расшифровке следует искать в сочинении известного немецкого ученого и чернокнижника Корнелиуса Агриппы Неттесгеймского «Об оккультной философии». По Агриппе есть три степени познания: I -искусство II — наука III — теология.
В 1513–1514 годах идеи Лютера окончательно формируются. Почему песок в песочных часах просыпался на половину. Некоторые картины Дюрера были впоследствии написаны в такой же манере. Я видел также, как смерть нанесла ей два сильных удара в сердце и как она закрыла рот и глаза и отошла в мучениях. Живые существа и предметы переместились в вечность, вне времени.
Может показаться, что интеллектуальный ребус «Меланхолия» – плод чистой умозрительности и игры интеллекта. Творчество Дюрера совершенствовалось, он успешно применял новые формы. Верхняя часть гравюры наполнена символами: в небе летит странное вымышленное существо, отдаленно напоминающее летучую мышь, которое держит в лапках слово «Меланхолия».
В нижней строке зашифрован год создания гравюры – 1514. На мою думку гравюра наповнена символами духовних пошукв. Дюрер писал: «Что такое абсолютная красота я не знаю.
Книга закрыта. Турки навязывают Полумесяц православной Армении. Что значит MELENCOLIA I. Члены круга неоплатоников Марсилио Фичино обратили внимание на мысль Аристотеля «Все воистину выдающиеся люди, отличившиеся в философии или в политике, в поэзии или в искусстве – меланхолики». Основой композиции здесь является перекрестие этих двух диагоналей (комета и лестница).
Он прикорнул над книжкой на краю мельничного жёрнова, покрытого тканью с бахромой, создающей необходимую прослойку между шершавой холодной поверхностью камня и теплой детской кожей (а тонкость работы резца Дюрера такова, что позволяет вполне живо ощутить все эти фактурно-температурные моменты). Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Венок из лютика и водяного кресса — лекарство. Некоторые полагают, что Дюрер мог задумать цикл из 4-х гравюр, первой из которых стала «Меланхолия I», а под следующими порядковыми номерами разместились бы остальные типы – сангвиник, холерик и флегматик. Крылатая женщина изображена в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, весов, колокола инструментов различных ремесел, «магического квадрата», летучей мыши и т. п. облик ее полон мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания.
Дюрер не боялся меланхолии. Дал – годинник, що символзу, звичайно, плиннсть часу на шляху до вдосконалення. Вдали морской берег, радуга, звезда и летучая мышь, несущая надпись: «Меланхолия I».
Летучая мышь связана с Меланхолией потому, что ее стихия – вечерний сумрак и ей сопутствуют одиночество и уныние, собака же потому, что из всех животных она одарена наиболее высоким интеллектом и вместе с тем более других подвержена заболеванию бешенством, в чем усматривали родство со склонностью меланхоликов к психическим заболеваниям. Смерть матери Дюрер пережил тяжело, потом он опишет её в своей «Памятной книжке»: «И перед кончиной она благословила меня и повелела жить в мире, сопроводив это многими прекрасными поучениями, чтобы я остерегался грехов. Никто этого не знает, кроме Бога». Терпение, сквозящее в мрачной покорности ее глаз, в охватившем ее чувстве отчаяния, — это всего лишь усилие, которое она делает в борьбе против песочных часов, чтобы ускользнуть от времени, восторжествовать над ним. С другой стороны, он прочел у Фичино, что «все люди, преуспевшие в искусстве, были меланхоличны» причем, наряду с болезненной меланхолией, различают меланхолию, полезную для здоровья.
Во времена Дюрера ремесло и искусство нераздельны. говорят, обрела на мгновение на смертном одре былую красоту юности», её сыну впервые явился замысел «Меланхолии», но целостная картина долго не складывалась, не хватало подробностей идея никак не могла обрести законченное воплощение. Он никогда не встречался с Лютером лично, но был захвачен его идеями настолько, что когда, путешествуя по Нидерландам, он узнает об аресте того, кого Ганс Сакс назвал «Соловьем Виттенберга», он описывает в дневнике испытываемые им эмоции почти в апокалипсических терминах.
На основании чего слиты аллегории геометрии и меланхолии. Из низшего темперамента меланхолия возвысилась в избранный. Одна из интерпретаций:Звезда – Сатурн. Прочитать о жизни и творчестве художника можно в книге А. Дюрер – Трактаты. Наиболее загадочным из всех намеков, содержащихся в этой гравюре, является цифра «I», начертанная на крыльях дракона, рядом с надписью «Меланхолия». Его вояж продолжался четыре года, с 1490-го по 1494-й.
Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам — нескладны, неуживчивы, неудачливы им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Привязанные к поясу Меланхолии ключи являются символом власти, а кошель – богатства (это обычный атрибут меланхоликов, означающий также и скупость). Гравюра «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и Дьявол») о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Святой Иероним»). По концентрации символов и многозначительности «Меланхолия» Дюрера не имеет равных, в ХХ веке её стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством. Она тяжело умерла и я заметил, что она видела что-то страшное. Она выделяется на общем плане, словно находится вне (или над. ) окружающего мира.
Но справедливо и то, что еще до того, как зритель предпримет логические попытки проникнуть в смысл предметов и расшифровать тайное послание, ему «в ощущении» уже дано почувствовать терпкую горечь, вязкую тяжесть и скрытую нежность дюреровской меланхолии. Вспышка кометы и гало (или радуга. ) не удивляют женщину, хотя она видит и смотрит на них. Историк искусства – Паола Волкова, в своих лекциях «Мост над бездной», говорит о том, что гравюра делится на три уровня.
Но почему: 1. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. Второй ярус – интеллектуальное познание. Картина Апокалипсис Дюрера считается самой лучшей его работой. Хронологически Рыцарь предшествует мыслителю и эрудиту, поскольку в силу своего поистине фаустовского подсознания Дюрер говорит себе, как герой Гете: «В начале было дело».
Праздность крылатой женщины в гравюре Дюрера вызвана совсем не ленью. Неподалёку лежит шар (возможно, он деревянный, выструганный недавно).
Отже вгор – шлях. Лестница в небо, как символ постижимости божественного. Утверждая, что все гении – меланхолики, Агриппа не одинок.
Тотчас же после этого глаза ее закрылись. Одной из самых ярких работ в живописи Дюрера считается картина Поклонение волхвов. Во-первых, многое на гравюре граничит с планетой Сатурн – покровительницей меланхоликов. Сатурн, вообще, считался (может и сейчас так считают) плохой планетой, страшной, оказывающей негативное влияние на людей. Творящий гений приравнен к низшему темпераменту. Он переезжал из одного немецкого города в другой, даже побывал в Палестине. Дюрер поддерживает Реформацию всем сердцем и разумом. Все это – лишь игры ума и принадлежность мира тварного.
Предопределение на неведение или на лженауку, которая, возможно, еще хуже, чем неведение. «Тогда не покажется абсурдным, – пишет Марсель Брион, – что Дюрер пытается передать, с одной стороны, своё разочарование в безуспешных поисках секрета, сожаление о том, что наука не открыла его ему и, возможно, математика и физика не обладают ключом к мучающей его загадке но в то же время он выражает свою твёрдую уверенность в могуществе человеческого разума, способного разогнать ночные кошмары, которые олицетворяет летучая мышь». Он не парит игриво, как привык и не высматривает жертву, которую могла бы поразить его стрела. Встреча не состоялась и Альбрехт отправился в Болонью, чтобы посетить университет и познакомиться с учеными.
В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Альбрехт Дюрер, картины и гравюры которого были уже известны в кругу специалистов, встретился с братом покойного Мартина Шонгауэра, Людвигом, который также занимался гравировкой по меди. В Базеле жил еще один из братьев Шонгауэров, Георг. Поскольку, в соответствии с такой классификацией, «Меланхолия» Дюрера с ее атрибутами геометрии должна быть отнесена к первой ступени ремесел и искусств, – возможно, что цифра «I» является обозначением этой ступени. Для него больше не существует времени.
Меланхолик для него практически равняется гению. Но нет интереса к этим обычным (уже изученным) явлениям.
1. Не сон, но сомнения парализовали ее деятельность. Как известно сам замысел "Меланхолии" до сих пор не кем не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет своей значительностью и психологической глубиной. Искусствовед Паола Волкова вслед за Панофски и Закслем полагает, что центральная тема гравюры «Меланхолия» – человеческое познание, которое движется по восходящим ступеням. Отсюда – инструменты.
Шар, тор, многогранник, хотя на ум приходит пирамида. И третий ярус — непознаваемое и божественное, символизируемое уходящей в небеса башней и бесконечной же лестницей. Если не вдаваться в толкования имея перед глазами лишь изображение да название.
Мир казался уже не таким прочным. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философы — меланхолики. Эпоха того времени отмечена работами великих мастеров, Тициана, Пальма Веккио, Джорджоне. Заказали картину именитые немецкие купцы. Интересно, что песочные часы – мотив в гравюрах Дюрера не одиночный, а сквозной.
И тем не менее очевидно одно: в результате длительных поисков секрета (которые, кстати, он прекратил) Дюрер пришел к заключению, что секрета нет, а если он и существует, то он слишком многоплановый и требует разностороннего подхода. Вскоре от теоретических предсказаний он перейдет к действию. Книга прочитана, все взвешено и измерено. Он родился в городе Нюрнберге, который в то время был центром книгопечатания. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника).
Я молился за нее. Дневники. В «Иерониме» песочные часы аранжированы совсем иначе: Дюрер изображает святого в келье, больше похожей не на пристанище монаха, а на кабинет учёного-гуманиста (и на кабинет самого Дюрера). Но ее рукопись ходила уже в 1509-1510гг.
По ком он звонит. Конечно, речь не идет о первых пробах кисти – уроки живописи ему давал еще отец. Лестница уходит в небо, за край гравюры, то же с башней. Если не следует быть слишком рассудительным, то не менее опасно и усыплять рассудок, так как тогда монстры, являвшиеся Гойе, подкрадываются к задремавшему человеку.
Чаще думайте о смерти, О погребении ваших тел. Святой Иероним возносится над временем, погрузившись в духовную жизнь, в вечность. Окружающие предметы – атрибуты геометрии измеряющей предметы на плоскости, в пространстве, во времени, определяющей вес и практически применяемой (инструменты плотника). В мае 1514-го года после долгой болезни умирала его мать, Барбара Дюрер.
Агриппа опубликовал книгу «De Occulta Philosophia». Первый из них — ремесленный именно его символизируют различные инструменты, находящиеся у ног героя гравюры. По мысли Волковой, эту ступень познания символизирует лестница – её правомерно ассоциировать с лестницей из сна Иакова (Быт. 28:12-16), по которой ангелы восходят в небо и нисходят на землю и которая служит для связи человека с Всевышним. Его составил сам Дюрер. Беспорядок, в котором разбросаны на полу инструменты и приборы задремавший на мельничном жернове мальчик Эрос, символизирующий уснувшее желание молчащий колокольчик, который ничья рука больше не пытается привести в движение, — все это вписывается в палитру «суеты сует». Его взор печален.
Паола Волкова выдвигает гипотезу о том, что ангел на картине и есть Дюрер. Дюрер считался непревзойденным мастером книжной иллюстрации. Предполагают, что Дюрер назвал гравюру «Меланхолия I», поскольку себя относил к первому типу меланхоликов.