Беззвучный хохот смерти. Он даже гордился ею. Беллини даже попросил Дюрера подарить ему кисть, которой он пользуется для этого.
Большая страсть горела в его душе – жажда богатства, быть может, неутоленное честолюбие. Но и без напоминаний об этом нельзя было забыть. Блудный сын голодает, поскольку в павшем материальном мире для его души нет подходящей (духовной) пищи. Стремительный острый ритм у штриха на этой гравюре.
Это ритм, соединивший свободу выражения замысла и строгую дисциплину, диктуемую материалом и инструментом. Резец Дюрера на этом листе не знает невозможного. И это тоже мешало ему. Люди перестали стыдиться того, что прежде было позором.
Отношение к ним самого художника было неоднозначным. Льву здесь взяться неоткуда, по двуногих хищников, злых и опасных, сколько угодно. Несколько лет он прожил в Нидерландах, а в 1455г.
Полагают, что он будет концом света. Взгляд этот не изменился, пожалуй, стал только более зорким. Он равный в этом отряде, может быть, даже предводитель. Мне было 26 лет. Хорошо видны нарисованные заставки и строки текста. Непоколебимая воля живет в глазах, стальное напряжение в руках.
В этой сцене тоже много загадочного. Что ему до того, если речь идет об инструменте для работы, а это самый испытанный прием. Прошло немного времени после возвращения Дюрера на родину, а имя его уже стало известно.
Он сделал бы с них наброски. Оружие у них куда более грозное, чем у крестьян. Неизвестно ведь даже – немецкое или латинское изречение скрывается за этими буквами. В них непрекращающаяся работа: они наблюдают изучают, вглядываются в окружающее. Встреча их взглядов пронизывает картину. Если для большинства «малых голландцев» и созвучных им художников характерно стремление к точному и ощутимому изображению вещей, выражению их материальной сущности, то у Рембрандта предметы проступают из небытия или «из тьмы былого», находясь в тесной взаимосвязи с ходом времени, с историей. позднее, «Похищения дочерей Левкиппа».
Не он ли Тот, Кто «не почитал хищением быть равным Богу», но сделался «подобным человекам» (Флп 2, 6-7). Фигура Марин несоизмеримо велика рядом с фигурой младенца – истинное соотношение тел матери и ребенка в этой картине Дюрера не интересует. Здесь еще нет раскаяния, только сравнение. Перед нами не только некое продолжение притчи о талантах.
Она не вырывается, не пробует освободиться, не отнимает руку, которую обхватило чудовище. Скучная монотонность линий противоречила драматизму и стремительности события. Сколько в этом жесте любви и отцовской нежности. Толчком для этих процессов послужила булла папы Иннокентия VIII, обнародованная в 1484 году, которая признала существование ведьм. Иоанна», «Трубный глас», «Страшный суд», «Небесное воинство» и др. ), воссоздававших трагические события, были наделены большой экспрессией, окрашены собственными переживаниями и философскими раздумьями автора.
И замок и город – немецкие. Но не только сила сильного, которой обладал библейский богатырь Самсон. В этих словах слышится не только удивление. Они проявились в первых его графических произведениях – «Самсон убивает льва», «Геракл», «Блудный сын», «Крестьянин и его жена», «Крестьяне в беседе», «Сон доктора» (все в 1496–1498гг. ), «Четыре ведьмы» (1497г. ), «Морское чудовище» (1498г. ). Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. вСтрасбурге.
Дюрер хмурится – оттиск грубее рисунка. Вовлекались в споры о Священном писании. Он заставляет полной мерой испытать сопротивление материала. Фантастическое убедительно тогда, когда достоверны и правдоподобны подробности.
На картине Дюрера палачи не профессиональные, а добровольные. Екатерину приговорили к смерти и казнь придумали мучительную. Его голова не покрыта, значит, он жил в нееврейском окружении и был далек от законов предков. Ее взор устремлен в уже закатывающиеся глаза сына. Противоречивая получилась картина. Гористый берег крутыми уступами поднимается вверх.
Уж не отмщение ли рыцарю, разбойничающему на большой дороге изображено здесь. То и дело вспыхивали малые войны, а вооруженные столкновения происходили беспрерывно.
Они коллекционируют античные монеты, переписывают древние надписи. По правую руку Марии стоит пюпитр с молитвенником. Песок отсчитывает им скупо отмеренную жизнь. Он прослышал о Дюрере и пожелал посмотреть его работы. В Несепии креста он рванул веревку, заставляя упавшего Христа встать.
Гравюра воплощает новозаветное предание. На этой картине Мадонне с Младенцем поклоняются император и папа римский, а позади них – толпа народа, в которой Дюрер изобразил многих своих современников. Рядом с этой гравюрой обычно вспоминают другую – тоже на дереве – Самсон. У него насмешливо прищуренные глаза. Движения сверлящих рук переданы предельно точно. Талант немецкого живописца покорил и великого Рафаэля, подарившего ему свои рисунки. Дюрер решил посвятить гравюру городской бане и обрадовался.
Она была первой (из числа тех, что дошли до нас), где он поставил монограмму, которой больше не изменял. Идиллию разрушают свиньи, те самые, которые для авторов притчи были «нечистыми животными». Узкая извилистая речка, тонкие деревья с чуть колеблющимися ветвями. Трудно сказать, думал ли Дюрер, что эту гравюру можно увидеть так. Откуда вернулся этот юноша.
Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. Из Дюрера к этому времени выработался замечательный рисовальщик. Младший современник Босха великий художник Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) подошел к притче совсем по другому.
История эта веками волновала людей не только своим иносказательным, но и прямым смыслом. Картина зазвучала на два разных голоса. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Всюду на первом месте человек, а все остальное играет роль его окружения.
Младший сын покидает родительский дом. Вероятно. Но здесь есть контраст и более глубокий.
Уж не из Киева ли, куда ездил учиться без отцовского разрешения. Нет, торопить мастера с этим заказом не будут. Лев вызывал представление о сильных мира сего. Шлейф платья несет, небрежно положив его на плечо, скелет, восставший из могилы. Среди умерших было немало его сверстников. В сравнении с персонажем триптиха «Воз сена», душевное состояние пилигрима передано конкретней и непосредственней — Босх изменил его жест: если на створках триптиха он отбивался от собаки, то в роттердамской версии он колеблется в нерешительности, полуобернувшись к таверне с почти страдальческим лицом.
Вместо этого, эта страна стала известна миру живописи благодаря картинам в жанре реализм, в том числа портретам и натюрмортам (особенно в жанре Ванитас). Себастьяна, котел с кипящим маслом – св. У некоторого человека было два сына и сказал младший из них отцу: отче.
Усталый, так и хочется сказать «милый юноша», возвращается не нажив богатства, не приведя молодую жену, прячется от невзгод под родительским крылом. Дни, когда сын работал над портретом, стали счастливыми днями в жизни старика. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Обе эти работы принесли художнику славу величайшего гравера Европы.
Здесь на доске оставлялись и вырезались не линии, а целые куски. создает серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую, по различным данным из 15–18 листов. Мог, по не хотел. Виновата была неправильная заточка жала, неверно насаженная ручка, ошибка в хватке.
Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вестей от детища, покинувшего отчий дом. Несколько лет подряд в жизни Дюрера словно бы не происходит ничего особенного.
Непостижимым образом черно-белая гравюра создает синеву неба. Еще одна гравюра на меди – Морское чудовище. Не он ли Тот безгрешный Сын Божий, Который воззвал на кресте: «Боже Мой, Боже Мой. Резчик, превращая рисунок в гравюру, часто огрублял его.
Давно они не проводили столько времени вместе. Около распинаемого стоит на коленях второй плотник, одетый попроще, - это подмастерье. Изображает ее (да не будет это принято за кощунство) в манере шаржа.
Тела людей и копей награвированы короткими, однообразными, негибкими штрихами. Все. Вначале в прямом, а потом и в более глубоком смысле слова. Он не станет мешать сыну разговорами.
В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Отец же его, выйдя, звал его. Живое, земное человеческое дитя. С. Бранта «Корабль дураков» и др. ). Рембрандт чувствовал себя таким грешником, блудным сыном, пришедшим в конце жизни к покаянию, которым и стала его картина «Возвращение блудного сына».
Художник должен написать его портрет. Город приходил в себя после пережитого.
Дюреру – старшему хотелось о многом расспросить сына. Даже у Шагала есть картина, посвященная блудному сыну. Это изображение предельно одухотворенно и избавлено от всех анекдотических аспектов.
Ребенок не лежит на руках матери, а как бы висит перед ней. Иногда предполагают, что Дюрер вообще долгое время работал один. Люди не могут жить без хлеба. Страшит круглая дата – год 1500-й. Возвращение в лоно религии предков.
Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы. В яслях стоит «упитанный телец», но других не видно. Но то, что Страсти Марии художник выполнял с помощниками, сомнений не вызывает. Состоятельные люди мылись мылом, бедняки – глиной. Руке резчика трудно следовать за рукой такого рисовальщика, как Дюрер.
Иосифа. Отец принял его, велел заколоть тучного тельца в честь возвращения сына В эпоху религиозных войн, яростных крестьянских восстаний, Жакерии и Башмака, эта притча была очень актуальной и два великих современника, Босх и Дюрер обратились к этой истории, показав нам разные грани и причины появления «блудных сынов». Главное событие этих дней, недель, месяцев, этих лет – труд. Ведь у многих богословов мы находим размышления о том, что грех сына заключался не столько в том, что он попросил разделить имущество, а в том, что он бездарно его растранжирил. Он и на самом себе поймал пристальный взгляд почтительно потупленных глаз. Это и создает чувство движения.
Работы доска потребовала много, а пробным оттиском Дюрер остался недоволен. Сердце щемит от предвкушения работы. На одном из них – парадном портрете «итальянского» типа, созданном в 1498г., 26-летний Дюрер изобразил себя в модном черно-белом костюме и лиловом плаще, с тщательно завитыми золотистыми волосами, красиво спадающими на плечи. А внешне каждый день походил на другой.
Неужели Дюрер не заметил сходства, а заметив, не смог избежать. И отец разделил им имение. Ясности и красоты гравюр Шонгауэра в этом листе он не достиг. Однажды младший потребовал свою часть наследства, забрал деньги и уехал за границу. Ставня на одной петле, продранная крыша, ясно говорит об этом. Ощущение жары рождается пышным белым облаком на небе.
На переднем плане, резко выдвинутый вперед, лежит спящий Христос. – повержен на землю человеком, чье единственное оружие – дубина. Сюжет картины прост и незамысловат. Нет, он не пленный. Собака еле его признаёт, она не бросается ему на грудь, как встречают любимого хозяина.
Бани в немецких городах той поры строили подле реки или пруда. На ней вооруженные до зубов ландскнехты. Они служат еще одним доказательством того, что резец великого мастера не знал невозможного. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Потом в мастерской раздавался скрежет пил: листы распиливали на доски разных размеров. Эти размышления подводят нас к мысли, которую высказывает в своей книге «Возвращение блудного сына» о. Генри Нувен, SJ.
Художник увидел в нем нечто такое, что сам он ощущал в себе лишь неясно. Сын же сказал ему: отче. Младший сын. Она появилась лишь в портрете молодого немецкого купца Освольта Крелля (1499г. ). Несколько свиней и поросят, не меняют общей картины. Движение его передано точно и живо.
В этом можно было убедиться еще в ранний период его творчества на примере конного портрета герцога Лермы или «Св. Дюрер всегда сожалел о том, что не смог получить хорошего образования (азы грамматики, логики и риторики в начальной латинской школе мало что давали) и потому постоянно наверстывал упущенное усердным чтением. Первые навыки гравирования Дюрер получил еще в мастерской отца. Внимательнейший взгляд. Собака не скалит зубы, но и не высказывает дружелюбия. По ней можно всегда узнать его руку. Вспомним слова блудного сына: «сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода».
Он, отец, уйдет, а портрет, написанный сыном, останется. Мысль эта возникла у него тогда, когда он работал над этими двумя гравюрами. Это свойство подлинно великих фантастических произведений. А из – за дерева, шутовски кривляясь, выглядывает смерть. Скрежет пилы по металлу был привычен Дюреру с детства.
Сохранилось четыре подготовительных рисунка к этой гравюре, а возможно их было и больше. Теперь он хранится в Дрезденском гравюрном кабинете. Была бы его воля, он путешествовал бы и учился всю жизнь. Как святой Августин и как маленький Марселино, он имеет достойного и честного Спутника.
Толстый штрих очерчивает тело крестьянина. На его гравюре появляются беседующие крестьяне. Двое сидят около низкой каменной стенки. Трудно объяснить им, сколько чужих картин живет в его памяти, побуждая к состязанию.
Лежащее тело с раскинутыми руками занимает большую часть видимого пространства – полмира. Выбирать их – истинное наслаждение. И из Геркулеса мы сделаем Самсона и то же самое мы сделаем со всеми прочими». Из – под двухцветной шапочки спадают на плечи длинные золотистые волосы. Блудный сын, в рубище, босой, отчаянно сжимает руки в молитве. А для чего учатся гравировать медную доску.
То, что перед нами художник, выдают только глаза. Дюрер в совершенстве овладел всеми ее основными видами: ксилографией (гравюра на дереве), акватинтой, офортом, резцовой гравюрой и гравюрой по кислотоупорному лаку (разновидности гравюры на металле). Один из них несет на продажу корзинку яиц.
Рубище сына, его голые грязные пятки – как можно было иначе, не прибегая к подобным «низким» деталям передать ту отчаянную нищету, в которую впал этот человек. В них стояли огромные деревянные бадьи, реже ванны, высеченные из камня. Один обмахивает младенца опахалом, другие подметают пол, третьи парят под потолком.
Этого вопроса Дюрер себе не задавал. Окрыленный успехом Дюрер в 1498г. Сильнее всего это сказалось в ремесле. А главное – любить.
У одного человека было два сына. Просто – после многих упражнений и опытов. В это время не работают, не учатся и не читают. Ничего не поделаешь, он – художник. В 1513 – 1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. У них – вызывающе воинственные позы, холодные, жестокие лица.
Вот вооруженный, турок верхом на коне, окруженный ландскнехтами. Ворота и двери наглухо затворены, окна – черны и незрячи.
Если бы приличия позволяли, он тут же усадил бы позировать одного, другого, третьего, десятого, всех. Такие потолки были в домах нюрнбергских патрициев и богатых бюргеров. Ее другая рука спокойно лежит на бедре. Столь же тщательно, как материал, готовил художник свой инструмент.
Блудный сын сравнивает свою нынешнюю жизнь с жизнью в доме отца, как грешник сравнивает свое состояние с тем временем, когда его душа была чиста и невинна. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Из-под края платья выглядывает острый носок туфельки. Пока она не тронута, все кажется возможным.
У замка настолько достоверный вид, так массивно – уверенны его башни, так несокрушимы его стены, так прочно господствует он над берегом, что созерцающие гравюру не сомневались – такой замок где – то существует в действительности. Пошатнулись нравы. Но без последовательности.
И отец разделил им имение. Все фигуры на улице такие крохотные, что их впору разглядывать в увеличительное стекло.
А проект «Памятника крестьянину» (1525г. ) с фигурой, пронзенной мечом, несомненно, должен был олицетворять трагедию крестьянской войны. Эти пейзажи, как и те, что были выполнены в окрестностях Нюрнберга («Проволочная мастерская», «Дом у озера» и др. ), заложили основу немецкой пейзажной живописи. Потрясенный Савл обратился в христианство, принял имя Павла и стал одним из апостолов.
Дюрер, несомненно, умел и владел. В Дюрере жил экспериментатор. Зато вспомнил детство, тепло родительского дома и решил рискнуть И в этот момент происходит обращение, «перемена ума», появляется новый взгляд на жизнь.
Пейзаж строится немногими линиями, они необходимы и достаточны. Резец то выскакивал из бороздки, то так глубоко зарывался в медь, что его приходилось с трудом вытаскивать.
Портрет человека, который, смеет он думать, достойно прожил долгую жизнь. А жаль. Так было в древности, так продолжалось во времена Дюрера и конца этому не предвиделось. Разрушая логику действительности, Кирико оставляет нам лишь намёки. Раскаявшийся сын вернулся к отцу и тот принял его с радостью. Кормушка, перед которой стоит на колене блудный сын, упирается в навозную кучу. Он ест корм свиней, рожки – плоды рожкового дерева, которое называется также «хлебным деревом Иоанна Крестителя».
И отец разделил им имение. Ремесленники так не одевались. Одна из известнейших его гравюр – Четыре ведьмы. Впрочем, Дюрер – старший давно не высказывал своих сомнений сыну, тревожился про себя.
Еврейская книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел «Тшува» использующая аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога (вариацию притчи), в XVII веке появилась в Амстердаме. В небесах на гравюре на греческом иврите и латыни написано «Бог». На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Он еще иногда жалел, что сын изменил дедовскому и отцовскому ремеслу ради живописи. Мы не знаем, сколько досок уничтожил он, добиваясь победы над материалом.
Для чего Ты Меня оставил. » (Мф 27, 46). Ему достаточно того, что он видит сам – гравюра не удалась. В чужих краях он вынужден работать у местного жителя, как говорится далее в притче. Кроме этого, посмотрим за крепостную стену. Первой стала Четыре Ведьмы. За окном – гористая даль, светлая синева неба, прозрачные тающие облака.
Что думают об этом его ученые друзья. Дюреру из сюжетов, связанных с жизнеописаниями святых, особенно были дороги те, где открывалась сила человеческого духа. Мальчика больше влекло к рисованию. Но под мышкой он держит тяжелый посох, который вполне может служить оружием. Рембрандт и сам обращается к этому сюжету неоднократно – известны его офорты с названием «Блудный сын». Мы уже видели его па автопортрете художника, более раннем.
Это тот самый персонаж, который действует и на картине Несение креста. Когда он писал новый портрет отца, у него сжалось сердце. Прибавилось станков в типографии Кобергера. Беглец от непосильного труда, авантюрист, прошедший огонь и воду, спившийся бродяга.
Л в купальне шестеро абсолютно отъединившихся от города мужчин в набедренных повязках. Нетронутая поверхность бумаги, доски, холста всегда волновала его. В частности, немало неясного он находил в учении Эразма Роттердамского. Но главным достижением Дюрера-живописца стали портреты.
Он мучительно запрокинул голову в терновом венце. На очереди другая картина и для нее нужно тоже искать новые решения. У него были родители, братья, молодая жена, друзья, помощники, ученики. Откуда проявляется суть человека, кем создано и как меняется то, что определяет бытие.
Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Играет ли она с ним, держит ли его на коленях, забавляет ли его грушей – она прекрасна. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Понадобилось много времени, пока рука, держащая резец, ощутила свободу, подобную той, какой наслаждалась рука, держащая перо, карандаш, кисть. Мысль эта сопровождает молодую чету костлявым и гримасничающим соглядатаем. Иеронима 1492. Эти страсти и чувства прозвучат во всю мощь в его работах – в его живописи, но особенно в его гравюрах. И многим заказчикам вообще не понять, чем его работы отличаются от более привычных. У второй мягко очерченное миловидное лицо с выражением страдания.
Иисус – блудный Сын, отдавший все, что Он получил, чтобы я мог уподобиться Ему и вернуться вместе с Ним в дом Его Отца». У чудовища не страшное, скорее, даже доброе, немолодое бородатое лицо.
Однако выполненная им за пять месяцев для церкви Сан Бартоломео картина «Праздник четок» (1506г. ) заставила венецианцев изменить свое мнение. Художник не видит его, а прозревает. Ему захотелось чего-то светлого и более лёгкого.
Зеленовато-лиловый плащ подхвачен витым шнуром. Он не купил себе дом, не вложил средства в дело, не потратил на образование. Замок только еще строится. Ему поправились не только работы, но и сам Дюрер. В картине «Притча о блудном сыне» Питер Пауль Рубенс использовал эпизод евангельского рассказа, когда истративший отцовское наследство голодный и нищий молодой бездельник просит накормить его пищей для свиней, в чем получает отказ от молоденькой служанки. Они молча глядят друг на друга и как бы один мимо другого.
Тело его словно вкопано в землю. Поражения. Неизвестный художник сделал с него прекрасную копию.
Воротник хранит намёк на былую роскошь. Оно кажется плоским и неживым. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. «Возвращение блудного сына» – картина, которую принято считать завещанием гениального художника. Быть может, победа Самсона надо львом у стен замка символизирует победу человека из народа над тем, кто владеет и замком и всей округой, а лев – воплощение его княжеского или рыцарского герба.
Музыканты не принадлежат к этому кружку. Увидеть, как если бы это свершалось перед ними впервые и воочию. Благодаря всему этому изображение становилось ближе и понятнее современникам. И ни в одном произведении нет искренней радости, везде царит уныние, разруха и печаль. 27-летний художник справился с этой задачей блестяще. Но Дюрер стал старше, постранствовал, научился всматриваться, сравнивать, сопоставлять.
Спокойно сложены руки в белых тонких перчатках. Глядеть на них – радость. Помещение для мастерской ему отвели. Эпидемия принесла многим семьям большие убытки им приходилось теперь брать деньги взаймы. С удивлением рассматривали домашние его новую работу. Он исходил их собрания архиепископа Кельнского Климента Августа Баварского, собрание которого распродавалось после его смерти в Бонне в 1764 году, было в значительной части скуплено торговцами Буалло и Жулленом и вывезено в Париж для второй аукционной продажи.
Мохнатые ели сбегают по берегу до самой воды. Однако Городской Совет Нюрнберга рассудил иначе. Заказы на алтари, которые оп скоро взял, но выполнишь без подручных.
И вот доски готовы. В левой части картины изображён спиной ко зрителю коленопреклонённый блудный сын. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504).
Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. За городом гуляет молодая пара. Он соблюдал это упрямо и последовательно. Двор тесно застроен зданиями.
Но в его мастерской вдруг появилось сразу столько новых лиц. Лицо палача напоминает того, кто на картине Пригвождение Христа пробивает распинаемому ноги долотом. Что из того, что некоторые покупатели этого не увидят. На темной стене под окном надпись: Это я писал с самого себя.
Дюрер был одет нарядно, даже изысканно. Молодой пахарь изнемог от усталости, а отец заставлял его начинать все сначала. И это не просто виртуозная игра «мастера светотени», как называют гениального голландца историки и знатоки его творчества.
На подбородке чуть вьется молодая борода. Эдмунд Пардом (Царь Ирод Великий, Египтянин) в историческом фильме Блудный сын.
Особенно ценит он лошадей, за их грацию, порывистость, темперамент, строптивый нрав. Несмотря на то, что его живописные полотна являются очень профессиональными, прекрасными и практически бесценными, особое значение этому художнику стали придавать именно из-за его необычных гравюр. Каждый художник испытывает сопротивление материала. Вот, однако, поучительная история одной ранней гравюры Дюрера. Чьи – то бережные руки подклеили рисунок. Книга суден, XIV, 5 – 6). Невозможно примириться с тем, что, перенесенные на доску или на холст, они меркнут или меняются.
Какая отрада после алтарных картин – портреты. Это не пропивший всё бродяга и пьяница. Крестьяне вооружены – времена такие, что безоружному появляться на дорогах опасно. Она еще не ведает, что ждет ее сына. Взгляд ее отрешенно устремлен вдаль.
Великий рисовальщик, Дюрер никогда не отступал перед техническими сложностями рисунка. В этот же период Дюрером были созданы и замечательные живописные работы. Но вернемся к гравюре. Что же он видит.
Так бывало уже в Базеле. Ремесленник из малоазийского города Таре по имени Савл яростно преследовал христиан. В голову невольно приходили мысли о краткости и непрочности человеческого бытия. Они притягивают к себе взор и руку. Лист Св.
Другая гравюра словно рассказывает, о чем так тревожно говорят крестьяне. Резчику кажется, что все в порядке. Вдоль воды – это залив или река – тянутся крепостные стены. И этот и вот тот.
Сохранились рисунки Дюрера, связанные с этой темой. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория и мужская), труднее поддаются отгадке. Он любил сравнивать художника с пчелой, собирающей мед с множества цветов. А Дюрер жил все в том же отцовском доме. Мария на его гравюрах – очень часто – счастливая, спокойная.
Перед нами покаяние, пусть и переданное непривычными средствами. Якоба Муффеля, Иоганна Клебергера, Иеронима Хольцшуэра, все в 1526г. ), – изображают духовно богатых людей, одержимых передовыми гуманистическими идеями и готовых ради них на борьбу. Эта смесь ароматов сплавится тогда с Великим Духом Отца. Перед нами покаяние, пусть и переданное непривычными средствами. Примет профессии Дюрер никогда не допускал в автопортреты.
Сюжет был близок художнику. Живописные работы, созданные им в последние годы жизни – диптих «Четыре апостола» (1526г. ) и особенно портреты современников (неизвестного мужчины, 1524г. Иосиф стругает доску. И все – таки лист этот остался одиноким. Поредели семьи соседей и знакомых.
Красное позади Крелля – это не материальная стена, а просто красный фон. Каждый, прежде чем стать отцом, был сыном. Это не значит, однако, что эту картину не умели ценить. Сюжет строится по композиционной схеме отклик»3.
Неизвестно только, за какие грехи. Особенная реальность, складывающаяся из предметов различных очертаний и фактур, производящих впечатления сумбура (но и в этом ощущается своя стройность и гармония) на фоне пустынных пейзажей, создающих новый метафизический мир, колеблющийся на грани ирреальности и сюрреализма – всё это о живописи Джорджо де Кирико в целом и о его картине «Блудный сын» в частности. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
Они видят. Дюрер не смел даже мысленно сравнивать себя с апостолом Павлом. Заработали полным ходом мастерские.
Но вернувшись из Италии, Дюрер вновь обратился к любимой гравюре. Он точил резцы долго, снова подавая помощникам пример терпения, которое порой казалось им упрямством. Жаркий день таит тяжкую предгрозовую тревогу. Он берег руки, носил тонкие шелковые перчатки, ухаживал за ногтями и кожей. Она не отвечает на его взгляд, отводит глаза в сторону, словно бы вот-вот разрыдается.
Не бутафорская шпага Капитана Фракасса, (Теофиль Готье, Капитан Фракасс) или Скарамуша (Р. Городские власти распорядились снова мостить улицы, достраивать больницы, укреплять степы.
И все это за неполные 8 лет, прожитых им. 15 августа 1772 года Фальконе с радостью сообщает Екатерине: «Мне пишут из Франции, что в какой-то глуши есть превосходная картина Рембрандта, составляющая пару к «Блудному сыну». Карнавальное гулянье прерывал конский топот. Вглядываясь в нее, ощущаешь, в каком упругом ритме двигалась рука. Распахнутые двери ведут в другую комнату с деревянным резным потолком. Но пока что об этих заказах следовало позаботиться. Видимо, потому ему и не удалось полностью раскрыть образ этого мыслителя в гравюрном портрете (1526г. ).
А некоторые так и не появились. Дюреру не в чем было упрекнуть себя. Рассуждения на эту тему обнаруживаются исследователями творчества Рембрандта даже в такой знаменитой вещи мастера, как «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635).
Поза младенца предсказывает позу распятого. Это еще и история о воскресении из мертвых. Складки ткани переданы чередованиями почти сплошных черных и белых пятен. Взгляд упирается в молчаливые угрюмые стены. Теперь они, смертельно напуганные, выбегают на берег.
Но колени его продраны, одна нога перевязана. Имена первых помощников Дюрера не сохранились. Он уже не мог вспомнить, когда впервые услышал историю св. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур.
Книга раскрыта. Наверное, что – нибудь нравоучительное. Замысел был необычен и дерзок.
Возможно, это изображение матери блудного сына. II в прямом и в косвенном, в глубоком смысле слова. Дюрер гордился красотой своих рук, своими длинными, тонкими пальцами. Последующее десятилетие стало одним из самых плодотворных в творчестве художника. По – видимому, женщину похищают. А между колодой, навозной кучей и окружившими блудного сына свиньями – все это образует первый план – и домами, плотно прижатыми друг к другу (они образуют дальний план), лежит пустое пространство двора. Дюрера влекла сила. Она еще несовершенна: штрих грубоват, движения резца скованны.
Встал и пошел к отцу своему. Страшный взгляд. Это тоже символично. На кресте брошенный навзничь Христос.
В одних бадьях сидели мужчины, в других – женщины, в некоторых – семейные пары. обосновался в Нюрнберге, где только к сорока годам открыл собственную мастерскую. Долгий опыт научил: для гравирования больше пригодна хрупкая медь. Одежда пилигрима и все его дорожные «аксессуары» символически объясняют его нынешний плачевный вид, греховные наклонности, доведшие странника до такого состояния и готовность вновь поддаться искушению.
Правда, гравюра эта традиционно называется Четыре ведьмы. Разные взгляды художников обрисовывают перед нами три основных типа блудных сыновей. Но и отдыхая, не переставал всматриваться в окружающее. Больше мифологических сюжетов в гравюре на дереве у Дюрера как будто бы не встречается. Дюрер не боялся повторять то, что было сделано до него, решительно преображая готовое и существующее, подчиняя его собственному замыслу.
Очень светлый дальний и очень темный ближний планы разламывают гравюру надвое. Этих людей называют гуманистами из-за склонности к studia humanitatis — к светскому знанию в противоположность средневековым studia divina — наукам о божественной мудрости. Дюрер поднимал медный лист, держал его па весу, ударял по нему пальцем: лист звенел. Дюрер жил в родном городе, в привычных стенах родительского дома. Теперь доходили слухи о всяческой фальши в разных ремеслах. К тому же Дюрер-старший присмотрел сыну невесту – Агнессу (Агнес) Фрей, дочь механика и медника. Если в первых жанровых гравюрах он изображал крестьян как грубых и неотесанных людей, то позднее в их облике доминировали суровость и решительность («Волынщик», «Танцующие крестьяне», 1514г. ).
В этом он уподобляется Адаму и Еве, выказавшим в раю свое непослушание. Убедительность обстановки – одна из характерных черт Дюрера. Порой Дюрер причудливо соединяет на одном листе, казалось бы, несоединимое. Странна поза св. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Вмешивались в политические интриги. Она привела на костер бесчисленное множество неповинных женщин.
Их лица серьезны и напряжены – тут обсуждаются важные, быть может, недобрые вести. Они окружают утес, поднимаясь по его склонам до вершины. Мастер остается в мастерской один.
Но это только на первый взгляд. Но художника больше жанровых сцен влекут мифологические и религиозные сюжеты. Не видны потому, что он не хочет обнаруживать их перед окружающими, этого они все равно не поймут. Его руке больше подошла бы длинная боевая шпага, шпага, наделавшая много бед. Теперь все говорят, что они не видели более красивых красок».
Дальнейшие следы художника из палачей в нюрнбергских хрониках теряются. Но сын пишет его портрет. И в этом тоже правда времени. вмастерскую известного художника Михаэля Вольгемута.
Из – за крыши дома выглядывает густая крона, но дороги под ее благодатную тень нет. дай мне следующую мне часть имения. Некоторые исследователи усматривают в этой фигуре автопортрет самого Рембрандта.
Казни обставлялись, как спектакли, рассчитанные на то, чтобы ошеломить зрителя. С неба падает каменный град, колесо пылает. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек.
Отец его, золотых дел мастер, происходил родом из Венгрии. (Между прочим, доски этого цикла очень небольшие. Перед нами раскрывается картина пасхальной радости, перехода от смерти к жизни. Такие прутья растут только, если дереву отпилят крону. Жажда совершенства сжигает душу. Окно завешено кисеей, рассеянный свет не будет давать отблесков на металле.
Отец привык на Пиркгеймеров и Паумгартнеров смотреть снизу вверх. Однажды она увидела, как римский император Максентий приносил жертвы по языческому обычаю. Для чего учатся пахать – понятно. Каждый пир во времена Дюрера был пиром во время чумы. Дюрер воплотил этот сюжет.
Кажется, видишь, как побелели стиснутые пальцы, кажется, слышишь голос кающегося: Отче. Одна из последних картин мастера не содержит свойственного ему динамизма. Он возник не случайно. Взгляд упирается в молчаливые угрюмые стены. Он – Христос, Сын Бога Живого.
На первоначальном рисунке крест стоит фронтально. А этот – так и просится быть нарисованным в обличье Иуды. Двор тесно застроен зданиями. Оригинал этого портрета пропал.
Лицо Марии полно нежной материнской любви. Чтобы создать такой образ младенца, нужно много наблюдать детей и бесконечно рисовать их. И держит он в руках не привычную косу, а вилы. Да так оно и было на самом деле. На сей раз многие итальянские мастера встретили немецкого художника настороженно.
«Вот таким образом присмат ривайся к ним внимательно, – советовал он в своем руководстве всякому молодому живописцу, – следуй за ними и не уклоняйся от природы в надежде, что ты мог бы найти лучшее сам ибо ты обманешься. Старый человек выпрямляется и приосанивается. Недаром они помещали его па свои гербы и знамена. Почему такой трагическийи трогательныймомент Поленов подалв такомпраздничном виде. Он лежит, подавляя своей тяжестью землю, безжалостно сминая кустики и траву.
Тучный человек жадно пьет пиво. В то время юноша, поступивший по-своему, воспринимался примерно так же, как младший сын, потребовавший причитающуюся ему часть имения. Суть не в расстоянии, а во внутреннем отчуждении. Правила линейной перспективы соблюдались с истовостью неофита.
Штрих точен и скуп. Альбрехт Дюрер. Не глядя на приговоренного, он невозмутимо сверлит буравом отверстие в кресте. У юноши обута только одна нога, на другой только что то в виде шлепанца.
Лучше обстоит дело с портретами. Достаточно обратиться к лучшей и наиболее известной гравюре серии – «Четыре всадника», на которой изображено одно из самых мрачных пророчеств «Апокалипсиса» – гибель человечества под ударами неумолимых небесных посланцев, олицетворяющих Мор, Войну, Голод и Смерть. Они ценили сложную, даже изысканную технику.
( Библия. И хотя учился он прилежно и добросовестно, профессию отца не унаследовал. Работа его разгорячила, он снял куртку, небрежно бросил на землю. Дюрер не стал печатать гравюру.
Авторы легенд о святых но были людьми с изощренно – жестоким воображением. Если он будет нарушен, это загадочным образом станет видно па отпечатке. У него есть одна особенность – счастливая особенность, проклятая особенность.
Она не поворачивает головы к тем, кого испугало ее похищение. Ногти от этого были в порезах и царапинах. Альбрехт был третьим ребенком в большой семье (восемнадцать детей) Альбрехта Дюрера-старшего и Барбары Холпер. Другие возражали: какое же это похищение. В спокойной сонной воде купались женщины. Сохранились рисунки Дюрера – эскизы для этого цикла. Там он усердно хлещет Христа веревкой. Этот луч – милосердие, на которое стоит надеяться всем заблудшим.
Когда Дюрер решился на этот поворот, он испытал радость. Все должно подчеркнуть спокойное достоинство и невозмутимость. Мы вглядываемся в гравюру внимательнее и замечаем то чего не увидели сразу. Дюрер и увидел новый мир, о котором знал лишь понаслышке. Человек, опирающийся па стойку крапа, сам Дюрер. Нет, Дюрер так поступить не мог.
Он спит глубоким сном за низкой оградой, на которой сидит Мария. И начали веселиться. Близким на память и утешение. Задыхающийся гонец выкрикивал: Неприятель у ворот. Ступни его ног сложены так, как на тех Пригвождениях к кресту или Распятиях, где обе ступни пробиты одним гвоздем.
Друзья радовались, завистники злословили. Он опять написал себя вполоборота.
Всякий раз конь для него есть существо с собственным неповторимым обличием и нравом. А еще он заложил основы сравнительной антропометрии, создал первые теоретические работы на немецком языке для художников, скульпторов и архитекторов, пробовал свои силы в стихосложении и даже в танцевальном искусстве ибо считал, что « никто не должен стыдиться учиться». Она и на самом деле драгоценна, так безошибочно точна покрывающая ее гравировка. Дома все выскоблили и вымыли. Но это не так уж важно.
Замкнутость двора придает ему нечто тюремное. Он одет так, как наряжались богатые немецкие ремесленники по праздникам. Св. Он не встретил на чужбине своего счастья. В том смысле, что это была единственная картина Рембрандта в собрании Екатерины II. Нюрнбергским мастерам, которые делали из самой лучшей стали ножи, стамески, долота, Дюрер по собственным рисункам заказывал резцы скалами, острыми и сплющенными, широкими и узкими, простыми и фигурными: грабштихели, шпицштихели, мессерштихели, флахштихели (названия сохранились до сих пор).
В 1494г. Нюрнбергских живописцев смутила перспектива иметь такого собрата. Также на заднем плане разбросаны старые колеса, вокруг беспорядочно лежит сено. Не упорствуют, не сопротивляются.
Иногда ему казалось, это испытание, ниспосланное ему свыше. Что думает об этом сын. Кажется, что они во всем тебе послушны.
Мать тоже болела чумой, выжила чудом. Где он заработал рану, мы не знаем. Действительное и воображаемое воплощены с одинаковой силой. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике.
Она обладает великой трагической силой. Ангелочки написаны затейливо, забавно, с улыбкой. Приближается конец одного века и начало другого.
Он заметил, с каким живейшим вниманием художник всматривается в лица его приближенных. Жаркий летний день. На первый взгляд всё дышит миром и покоем. Вот Святое семейство с кузнечиком (гравюру эту называют так, так как в ее правом углу изображен крошечный, едва видный кузнечик). А главный палач не просто выхватывает меч из ножен. Иоанна. Мог ли Рембрандт, поддерживаемый семьей во всех своих начинаниях, ответить на эти вопросы.
можно создать, вооружившись секретами античных мастеров и математическими расчетами. Нет спокойствия в духе человека, помещенного рядом с этим ясным пейзажем.
Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств (позднее холст был надставлен внизу2, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына). На поясе у юноши вполне приличный кинжал. Он рвет все связи со своей семьей и общиной. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Так увидеть эту улицу через это окно невозможно. Создавая рисунок для будущей гравюры, он обращался к своей памяти. Из сумрака комнаты свет выхватывает две фигуры: отца и сына. Но ведь именно оно часто и становиться началом обращения.
Снова через Нюрнберг на юг, на восток, на запад, на север потянулись торговые обозы. Но весь план огромного, сложного целого обдумал он. Такой привлекательный образ «старонемецкого мастера» был создан романтиками ХХ века. Сабатини, Скарамуш), нет. Засохшее дерево у Дюрера – всегда образ беды, враждебная противоположность живой жизни.
Вернется ли Радость в этот дом, мы не знаем, это ещё и неоконченная повесть. Анной (1519-1520, Метрополитен). Ни одни материал просто так превратиться в произведение искусства не хочет. Это заставляет нас по-новому взглянуть на происходящие события. История эта волновала не только иносказательным, но и прямым смыслом.
Резец он пробовал на ногте. По городу шел стон от неслыханных процентов, которые назначали ростовщики. Еще труднее рассказать, какие видения постоянно стоят перед его внутренним взором.
Но, несмотря на мрачность «Апокалипсиса», в нем все же жила, то замолкая, то пробиваясь снова, тема света и надежды, без которой ни человек, ни художник существовать не могут. Высокие, тесно прижатые друг к другу дома замыкают двор со всех сторон. Блудный сын, прошедший долиною смертной тени, выходит из рабства греха к жизни вечной. Его тело напоминает резную деревянную скульптуру.
Дюрер загляделся на свиту и потому был раскован и свободен. История эта рассказывалась так. Дома вокруг словно вымерли. На художнике нарядный камзол: белый в черных полосах. Пусть колесо, усаженное острыми ножами изорвет в кровавые клочья ее тело. Той же теме Дюрер многократно посвящал гравюры на меди. Такого еще, кажется, никогда ни на одной картине не было. Суть не в расстоянии, а во внутреннем отчуждении.
Нетронутая бумага ощущается, как небо и вода. Берег порос камышом. На первом плане все теснится, почти сливаясь в единое темное пятно.
Но система никоим образом не должна быть чрезмерно строгой. Они просто констатировали: свинья – это грязь. На дальнем плане тоже много серого, темно-серого, черного.
Уж не из Киева ли, куда ездил учиться без отцовского разрешения. Я согрешил против неба и пред тобой (Евангелие от Луки, XV, 11 – 18, 21. ). Возвращение в лоно религии предков.
И. от нее не уйдешь. Судьба забросила ее в Англию, где она и хранится в Лондонской Национальной галерее. Но лицо и особенно поза этой женщины странно невозмутимы.
Откладывать больше нельзя. Он сделал ему большой заказ. Руки его сжаты в молитвенном жесте, голова поднята к Отцу Небесному. В сопровождении свиты Фридрих посетил мастерскую художника. Но плата за них невелика.
Нимб кажется шапкой, упершейся в землю. Они по – разному повернуты к зрителю, а взгляды их направлены па что-то ему невидимое. Навозная куча, колода для свиней – вот его место. Историки искусства обычно датируют её 1663 годом – годом смерти маэстро. Каково же было его изумление, когда Альбрехт выполнил при нем такую работу первой попавшейся толстой кистью. Что там ни говори, а в мальчике все – таки еще живет ювелир.
Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Ее замыкает, отделяя от светлой миролюбивой дали, узловатое высохшее дерево. Ибо, поистине искусство заключено в природе кто умеет обнаружить его, тот владеет им». Но все это в единое целое не слилось. Он утолил жажду новых впечатлений и больше никуда не уезжал. Над двором пролетают птицы. Йом Кипур, День Искупления.
Но в отличие от эпического и монументального «Апокалипсиса», он обладал более интимным, лирическим характером. Но в мастерской он рук не жалел. Он задумался, грустная усмешка тронула его губы. Поговаривают о страшных знамениях.
Он был уверен: искусство необходимо людям. « в процессе инволюции Дух кристаллизовался в проводниках.
Тут мы встречаемся еще с одной особенностью Дюрера. В древности же люди не анализировали поведение этого животного. Он же сказал ему: сын мой. Недаром исследователи называют «Меланхолию», полную сложной символики и олицетворяющую неутолимую жажду человеческого знания, «духовным автопортретом Дюрера». Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса. Притча о блудном сыне рассказывает, что сын ушел из дома, вернулся наг и бос.
Вот черными чернилами на белой бумаге нарисована статная женщина во цвете лет. Именно таким художником-протестантом и стал Рембрандт. Да нет, где там – об этом можно только мечтать.
Эта подробность придает ужасающую достоверность тому, что происходит. Когда Иисус спрашивает своих учеников: не хотите ли и вы отойти. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков.
Ворота и двери наглухо затворены, окна – черны и незрячи. Младший сын. Приземисты крепостные башни. Выковать бы однажды такую корону, какую он написал на алтаре для Фридриха Саксонского. Благоразумно ли являть всему миру тучность Пиркгеймера – соседа, друга, покровителя.
Они вольны лететь куда хотят. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. От этого они еще страшнее. Внешние створки триптиха «Воз сена» «Путник» («Странник», «Пилигрим»).
Это плотник. В это время молятся. Ноги широко расставлены. Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году. Основоположник сравнительной антропометрии.
Все эти произведения содержали различные моралистические послания. В это время молятся. Они, видимо идут па рынок. Лицо старше, чем на автопортрете с чертополохом.
Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена (самая дальняя и почти исчезающая в темноте), которая напоминает аллегорию Любви и, вдобавок имеет красный медальон в форме сердца. Иногда воспоминания об итальянском путешествии. Оба эти листа относятся к одному времени и близки по манере.
Вот, значит, почему так печальны лица молодой пары. Их крошечные фигурки подчеркивают размеры и пустоту комнаты. Большинство листов серии («Битва ангелов», «Мучение Св. Все очень просто. Кажется, что Дюрер воочию видел такое похищение.
Вдалеке виднеется рыцарский замок. Присмотримся внимательнее. Это было необычайно смелое предприятие ибо иллюстрации к «Апокалипсису» – самой запутанной и таинственной части Нового Завета, служившей источником вдохновения для еретиков, – требовали не только больших знаний и мужества, но и нового подхода к изображению религиозных тем. Пейзаж непохож па окрестности Нюрнберга – быть может, это воспоминание об Италии. Были в немецких банях и отделения, где можно было париться. Но жизнь постепенно налаживалась.
Прелюбопытно было бы узнать, какие темы его привлекали. Дюрер выпустил даже целую серию подобных работ, которая так и называется: Апокалипсис в лицах. Из темной чащи леса вышла смерть и приблизилась к столу, за которым пирует веселая компания. В греческом тексте для описания его состояния используется наречие означающее, что он живет «вне», «без спасения».
Младший сын поднимается с колен, чтобы двинуться в обратный путь. Он осердился и не хотел войти.
Да и в писаниях святых мы можем найти этому подтверждение, достаточно вспомнить «Исповедь» святого Августина, в которой он заново проходит весь свой жизненный путь, чтобы простить то, что еще не было прощено и «заключенных отпустить на свободу». Из всех притч она одна из наиболее часто изображаемых в искусстве. Заключенный в тюрьму многочисленных покровов Дух не может больше непосредственно взаимодействовать с внешним миром, но, обратив свой взор внутрь себя, он видит себя и распознает себя как свое «Я». Они его развлекают. Он понимал, как много значит эта работа для его утверждающейся репутации. пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа.
Тогда остается только поручить доставку тому лицу, которое мне известно. Среди учеников и подмастерьев были способные и бездарные, понятливые и бестолковые. (Ин 6, 67-68).
Пути тернистого и сложного, пути переосмысления своей жизни и прежнего опыта. Жития рассчитывали на сопереживание и вызывали его. В эти годы Дюрер создал и новый автопортрет. Гостей развлекает танцующая посреди зала полуобнаженная девушка. В тенитеррасы отдыхают гости, попивая прохладное вино. Кто-топьет, кто-тоуже лежит пьяный. Что хотелсказать художник, показывая возвращениев таком виде.
Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Композиционный центр находится почти у края картины. Может быть, не нужно было показывать, как жадно оп пьет пиво. Прекрасен лист Прогулка. Коль скоро живопись в имперском городе считается свободным искусством, заниматься ею вправе каждый, кто того пожелает, а значит и палач.
Отец принимает в объятия сына, упавшего перед ним на колени в горьком раскаянии. Вероятно, в эту картину Шагал вложил и частичку своей биографии. Поспешай медленно.
Екатерины и впервые увидел ее изображение. Горячему и нетерпеливому в граверной мастерской делать нечего.
В. Ф. Кому не случалось месяцами, а то и годами ждать вести от детища, покинувшего отчий дом. Скоро, однако, оказалось, что живописью этого не добьешься. Если бы не удары Судьбы, он не позволил бы себе стоять в куче навоза. Вокруг столько тревожного, пугающего, непонятного. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488).
Ее описание сопровождается в каталоге пометкой: Уникум. В комнате, пустой и тесной, как каменный мешок, четыре обнаженные женщины. Гладкая и округлая ручка резца ложится в ладонь, словно прирастая к ней. Он предвосхитил секреты более позднего фантастического искусства. (Евангелие от Луки Глава 15, строка 31 – 32) Блудный сын. «Мой сын был мертв и ожил», — говорит отец.
Как по разному художники решили свою задачу, в соответствии со своими убеждениями. – гласило оно. Вероятно, в эту картину Шагал вложил и частичку своей биографии. Окружающие строения высказываются признаки упадка. Притча о блудном сыне становиться не только рассказом о новом рождении, рождении свыше.
дай мне следующую мне часть имения. Художник добился того, чего хотел. Третья повернута к нам спиной – лица ее не видно. Он обрывается, открывая взгляду пейзаж. А может быть, вспомнил турецкие альбомы Джентиле Беллини.
Опустошительные эпидемии заставляли ощутить незащищенность жизни. Ему был внятен голос металла – вязкая медь звучала иначе, чем хрупкая. По бане проходили красотки в тонких купальных рубахах.
Случайность. Здесь стоит привести и еще одно мнение: грех сына – в его желании независимости. И тело более юное, чем у остальных. Раньше все, что делали мастера, они делали на совесть. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.
Откуда эта мрачность. На голой земле ничего не растет. Откуда вернулся этот юноша.
Пейзаж виден не через окно, а словно бы сквозь стену. А. Дюрер (цит. На первый взгляд всё в картине дышит покоем. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Если она действительно так хороша, то эта картина достойна Вашей галереи.
Она сохранилась в одпом-единственном экземпляре. Исследователи до сих пор не пришли к окончательному выводу. Самсона современники Дюрера считали не просто силачом, но борцом, защитником добра. Даже несколько деревьев подле дома превратились и голые палки без листьев. Пока он путешествовал, па городском кладбище прибавилось могил.
Муж в пышном тюрбане важно идет первым, сзади робко семенит жена с ребенком на руках. Приготовлено увеличительное стекло в оправе – оно куплено на ярмарке у приезжего голландского оптика. Шелковые перчатки на руках Дюрера скрывали твердые мозоли. Это одна из первых резцовых гравюр Дюрера.
Это никого не смущало. Первое время линия на доске получалась не прямая, а извилистая, дрожащая. Эту работу художник писална основеевангельской притчио блудномсыне. На полотнехудожник изображает беспутную жизнь, разгул, гульбище. На картинеВасилий Поленов изобразил возвращение блудного сынав непривычнойдля нас форме. Он рисуетбольшой зал, где сидят люди, предающиеся разнообразным утехам. Мы не видимубитых горемиз-за долгогоотсутствия сына родителей. Мы видим, чтона большойтеррасе идёт пир горой. Следовало нанять поначалу хотя бы одного подмастерья и одного ученика. Девушка, которую увлекает морское чудовище, совсем не испугана, она не взывает о помощи. На лице отпечатались годы, странствия, впечатления. Однажды он видел деревенского мальчишку, которого отец учил пахать.
В вырезе камзола – топкая рубашка с узорчатой вышивкой. Сейчас мы знаем, что поведение свиньи, предпочитающей лежать в луже, как говорит апостол Петр, «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет 2, 22), связано именно с ее чистоплотностью, таким образом, она избавляется от паразитов. От яркого света до темных и глубоких теней штрих рисует любые переходы и контрасты. Здесь редкие светлые линии слева и почти нетронутая белизна бумаги справа.
Юноша ещё не получил родительского прощения и ласки. Быть может. Это дворянин. Гора на горизонте и пашня обозначены несколькими грубыми линиями. Однако свиньи его не угощали.
Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. «Возвращение блудного сына» – картина о завершении всех земных путей, где в конце будет золотой луч, подобный тому, что осветил встретившихся, осветил один из самых выдающихся рембрандтовских образов – голову отца.
Первые из них (портрет курфюрста Фридриха Мудрого членов семьи Тухер) поражали сходством и живописными достоинствами, но были лишены глубокой характеристики портре-тируемых. Иначе гравюра станет скучной, сухой излишне правильной из нее уйдет живой трепет жизни. Резцы Дюрер покупал готовыми, но затачивал их сам. Его влекла и сила слабых. Вот другой рисунок, на этот раз углем: Смерть и общество за столом. Он же сказал ему: сын мой. Иными словами, человек утрачивает свое изначальное величие.
Впрочем, до нас дошли и портреты, которые отражают силу этих страстей. Это – только самое начало пути. Чтобы не погибнуть, оно весною гонит вверх такие прутья. Склоняется от ветра длинный стебель с крупными листьями. В этой поляне с чахлой растительностью есть что – то пугающее. А прежде всего надобно было войти в быт родного города.
Ритм этот следовало сохранять много часов, а то и дней подряд – столько времени, сколько продолжалась работа над доской. Что поражает в этом автопортрете.
В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. Пожалуй, в этом случае особенно. Римский император решил опровергнуть ее слова. Казалось, город вышел из испытаний еще более уверенным в своих силах, чем был прежде. Он сделал все, как умел, но умел он еще не все. Унынием и запустением веет от этого произведения.
Вот и на этот раз он так соединил в гравюре Купальня мужских бань несколько мотивов, что они естественно слились. Он создал новые графические серии («Страсти Христа», 1507–1513гг. Люди на берегу охвачены ужасом и отчаянием. Она остается в памяти как наваждение. И не была картина столь убедительна, если бы не эти жилистые старческие руки. И от обычных болезней не было настоящих средств. Значит он идет зализывать раны.
Этого мы не знаем и не узнаем. Сюжет с его завязкой, кульминацией и развязкой был известен заранее. Они не оставляют выхода. Его смущал облик художника. И боится ошибиться.
Она требует особой осторожности, но допускает более тонкий штрих. Вспомните «Четыре всадника Апокалипсиса» или загадочную «Меланхолию», с ее волшебным квадратом, его работу «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
Он знал, что значит испытать душевное потрясение – сильное и внезапное. «Малые страсти», 1509–1511гг. ) и свои самые лучшие резцовые гравюры, названные «мастерскими», – «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513г. ), «Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе в 1514г. ). Все это тоже было не слишком понятно.
В комнате много ангелочков. В ходу были соломенные мочалки, деревянные скребки, березовые веники. Лицо его мертвенно – бледно. Но крест повернут так, что сын оказался прямо напротив матери. Среди евангельских притч особенно близкой и понятной людям была притча о блудном сыне.
Чувством собственного достоинства и одухотворенностью наполнен и автопортрет 1500г. И почему дом плотника Иосифа – мраморный чертог. Нет, наказание. Наибольшее впечатление на Дюрера произвел Мантенья.
Э то не юный мечтатель. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. Он осердился и не хотел войти. Единственное проявление нежности к женщине, с которой ему при шлось прожить более 30 лет, промелькнуло в рисунке, названном «Моя Агнес» и изображавшем ее еще до свадьбы.
В Германии той поры мужчины и женщины нередко посещали бани совместно и Дюрер мог рисовать здесь обнаженную натуру. Мы ничего не знаем о первых помощниках Дюрера. Его жесты сопровождены молчанием, глаза полузакрыты.
В городских бумагах сохранился прелюбопытный договор. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. В еще большой степени художник сумел отразить это время в своих автопортретах. Застигнутые ею кутилы ведут себя по-разному. Каждый, прежде чем стать отцом, был сыном.
Высокие, тесно прижатые друг к другу дома замыкают двор со всех сторон. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Екатерина не скрыла своего отвращения: жертвоприношения – грубое варварство. На первом плане торчат из земли, как острые лезвия, редкие сухие травинки. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины. Мужчина бережно ведет спутницу под руку.
У некоторого человека было два сына и сказал младший из них отцу: отче. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Он даже нанял работников для их продажи. «Перед нами децентрализованная композиция с главной группой (узлом события) слева и цезурой, отделяющей её от группы свидетелей события справа.
Он же сказал ему: сын мой. Иногда часы с друзьями в Герренштубе – Господской горнице, своего рода привилегированном клубе. Мастерски передано двойное освещение – заходящего солнца и свечи, зажженной в хлеву. Но вслед за ней идут другие.
Мы уже говорили о том, что Рубенс был замечательным знатоком мира животных. Первый большой успех пришел к нему в области графики. Оно уютно улеглось на крыше дома. Но тела их тяжеловесны. Аллегория.
Его растения никогда не бывают растениями вообще: камыш у него – камыш, рогоз – рогоз. Но на этом пути осознания своей греховности он уже не один. Что быни былоосновной причиной, важно то, чтоон обратилсяк этойтемев своёмтворчестве. В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию.
Их авторы словно очевидцы того, что они изображают. Согнутая, она тем не менее выглядит огромной. «Блудный сын» остался не проданным на аукционе, на котором картины шли очень дешево и дАмезюн приобрел его По-видимому, за немногим большую сумму, ее приобрели для Эрмитажа. Она была ревностной христианкой.
Вокруг, оттесняя его от корыта, жадно жрущие свиньи со зловещими клыкастыми мордами. Страшный финал несбывшихся надежд. он вернулся в Нюрнберг, женился на Агнес и открыл собственную мастерскую. Вот таким образом Он установил дни, когда Он особенно близок нам и немедленно принимает раскаяние, как сказано у Пророков: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко (Ис 55, 6)». У него есть его искусство.
Яростный рывок заставляет развеваться широкие одежды Самсона. Кроме того, потребления свиного мяса было частью языческих культов и потому сурово осуждалось иудеями. Он и сейчас, не слушая никого, продолжает работать, хотя это ему уже не по силам. По телу проходит холодок, знакомый каждому, кто брал в руку инструмент любимой работы. Дома вокруг словно вымерли.
1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. И вот наконец резцы готовы и разложены в строгом порядке – от более широких к более узким. Дюрер увидел перед собой высокого худого человека с резкими чертами неправильного и необычно бледного лица. Неслучайно, оценивая это произведение, С. Львов отмечал, что Дюрер «писал портрет Крелля, а написал портрет времени, которому принадлежали они оба, – времени на переломе».
Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. Вот что помогает ему противостоять страхам и суетным заботам. Дюрер решил добиваться и славы и денег гравюрами.
Художник сидит у открытого окна. Все эти годы художник лишь заботился о ней, а во время нередких ссор и разногласий шел к друзьям. Дюрера здесь признавали исключительно как мастера гравюры (его работы даже нередко подделывались), но отказывали ему в искусстве живописца. Дюрер не стал писать ни комнаты, пи мебели.
Среди евангельских притч особенно близкой и понятной людям была притча о блудном сыне. И сошел на него Дух Господен и он растерзал льва, как козленка. Однако одновременно он ощущает свою ограниченность, он сознает, что «наполняет чрево свое рожками» и что необходимо вернуться в дом Отца, чтобы опять занять свое место Сына Бога».
В отдыхающих посетителях бани Дюрер, согласно признанному преданию, запечатлел друзей. Мастер Дюрер – старший знает, что такое работа, как мало кто другой. Затем благодаря дару ума окончательно сформировалось Эго или индивидуальность. Но чем совершеннее рисунок, тем тяжелее тому, кто режет его на дереве.
Они напоминали о чуме минувшего года. КАТАЛОГ Давно уже мы ничего не писали по существу. Или тот, к кому рисунок попал.
Именно «руки и сердца» просим мы и предлагаем своим возлюбленным. Именно на руку надевают кольцо, которое, в классическом варианте простое и гладкое. Я согрешил против неба и пред тобой и ужо недостоин называться сыном твоим. На ней высокий чепец и парадное платье из тяжелой ткани. Особенно взволновался Дюрер – старший.
И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. Ошибку исправить сложно. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён.
Но на гравюре эти фигуры надписаны — Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Они стоят перед глазами и тогда, когда ты ушел из мастерской. В Нюрнберг приехал курфюрст Фридрих Саксонский по прозванию Мудрый. Как мы поясняли ранее (дать ссылку), Иоанн – образ смертного человека, получивший достаточно земного опыта и полностью готовый к вступлению на путь возвращения. На картине Христос на кресте – Христос такой же маленький, распятый. Глубина архитектурного пространства очень подчеркивалась. Он обдумывал церемонию до мельчайших подробностей.
В картине «Притча о блудном сыне» Рубенс обнаруживает поразительное знание народной жизни с ее повседневными делами. «Каждый из них, рея на полях эволюции, собирает аромат своего собственного опыта, а в завершение эволюции, когда, как блудные сыновья, мы возвращаемся в лоно своего Отца, каждый из нас приносит с собой аромат своего особенного индивидуального опыта, полученного во время эволюционного путешествия. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. Содержание ее не менее загадочно, а композиция неизмеримо сложнее.
На одной из гравюр по тропинке шагает турецкое семейство. Маловероятно. пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Георгия, сражающегося с драконом» или. А в нем — отличная статья М. Дмитриевой «ДЮРЕР И АНТИЧНОСТЬ» У Клеваева тоже есть статья, но Дмитриева чем-то очень понравилась. Оттуда — несколько цитат. Йом Кипур, День Искупления.
В Дрездене в Гравюрном кабинете хранится его работа Обращение Савла, довольно большой лист с оборванными и бережно подклеенными углами. Они не оставляют выхода. А четвертая фигура добавлена, чтобы изменить композицию.
Но, видно, сын был прав, если, открыв мастерскую, принимает в ее стенах таких заказчиков. Петр отвечает ему вопросом же: к кому нам идти. Но сознание ответственности мешало ему. Правая небрежно перешагнула через поперечный брус креста. Замысел был сложен, а умения, увы, еще недоставало. Но движение, которым она прижимает к себе младенца, еще не покорилось художнику.
В картине не показана радость домочадцев, при виде блудного сына. Но творческий путь художника был совсем иным. Однако самому Дюреру эта работа не казалась неудачной. Может быть, следовало обойтись без тройного подбородка, без складок жира на руках и ногах.
Оно не случайность. Сердце то замирало от страха, то начинало сильнее биться от радости.
Художник говорил зрителям: почувствовать, насколько ты оторван от отчего дома, можно и не на далекой чужбине, а по соседству с собственным домом. Рот приоткрыт, но не для крика, а от изумления. Только там они казались устрашающими. Улица с ее жизнью отодвигается от купальни в бесконечную даль.
Но к совершенству вел мучительный путь. Мужчины, все же значительно «грубее» женщин. Ему недолго осталось жить на свете. Какие противоречия скрываютсяв картине. На мужчине шляпа с пышнейшим страусовым пером, короткая, чуть ниже пояса, накидка, куртка с рукавами – буфами, обтягивающие трико и модные туфли, выкроенные из одного куска мягкой кожи, короткий меч на поясе (так в конце XV века одевались в немецких городах молодые щеголи бюргерского круга).
Им не в чём себя упрекнуть, даже боги бессильны перед Фотумом. Все эти годы Дюрер искал темы, технику, приемы. В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном – кающийся грешник. Приглядитесь и вы явственно увидите злобный разум в их глазенках. Улицу перед домом засыпали соломой, чтобы прикрыть грязь.
У особо важных казней был специальный постановщик. Вот таким образом Он установил дни, когда Он особенно близок нам и немедленно принимает раскаяние, как сказано у Пророков: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко (Ис 55, 6)». И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. Теряли голову от любви. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев.
Ее лицо здесь выражает не столько чувство простой материнской любви, сколько молитвенное поклонение. Главное отличие творчества Рембрандта ван Рейна – его вневременной характер. Впрочем, эта богатая одежда — также опровержение версии, поскольку согласно Евангелию, услышав о возвращении брата, он прибежал прямо с поля, где, вероятней всего, был в рабочей одежде. Сюжет картины: Мардохей у ног Эсфири и Ассура».
Дюрер поместил Марию и младенца в огромную комнату с квадратными колоннами из полированного мрамора, с большим, в треть стены, окном и полом, выложенным каменными плитками. Это тоже своеобразное «Возвращение блудного сына» – картина, которая трактуется ими как иллюстрация той части притчи, которая повествует о мотовстве сына, бездумно тратящего отцовское наследство. Она, возможно, в его глазах приняла облик какой-нибудь прекрасной девушки. Альбрехт был послушным сыном. Портрет, когда он был готов, поразил Крелля.
Картина обнаруживает заметное сходство с изображением на внешних створках триптиха «Воз сена». Дюрер трудился над заказом Фридриха долго. Наоборот, его встречает настороженность и неустроенность. Немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса.
Лица обоих серьезны, его задумчиво и нежно, ее – мрачно. Самсон похож па Геркулеса. Она же звучала и в другом графическом цикле Дюрера – «Жизнь Марии» (1502–1505гг. ).
Пустое пространство посередине – средний план – светло. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Кроме того, художник должен написать алтарную картину для замковой церкви в Виттенберге. Огненное бедствие нередко настигало его среди праздничного веселья. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров и местом «где я – господин, в то время как дома – всего лишь паразит». (2кор 5, 21).
Большое место уделено бытовым деталям. Смысл их утрачен безвозвратно. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена (1541 год), на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур.
В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Знаменательная дата у этой работы. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Эта работа и работа нелегкая. Еще не все, кто покинул город, спасаясь от чумы, вернулись к родным очагам. Городская улица за окном написана не с той точки, с какой комната. Тут узнается нюрнбергская крепость. Барочный мастер Гверчино (1591-1666) не раз обращался к евангельской притче о блудном сыне, трактуя ее со всей страстью, присущей живописцам этого художественного направления. Раскаявшийся сын вернулся к отцу и тот принял его с радостью.
Его лица не видно, голова написана в profil perdu. Иероним Босх (1460 – 1516) г. г. Но более всего эти гравюры поражали своими художественными достоинствами. Отдых только в праздничные дни, прогулки но ближайшим окрестностям. Опасными были дороги за пределами городских стен, но роковой могла стать и ночная улица внутри города.
Давно известная, она не шла у него из ума. Курфюрст Фридрих был человеком умным и наблюдательным. Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. По приезде в Нюрнберг Дюрер приобретает большую известность прежде всего как гравер, не имеющий себе равных. Напряженность была напряженностью мыслей и чувств. Не удивительно, что голландцы пришли к «протестантскому искусству».
Гравюра в этой части становится загадочной. Из живописных опытов Дюрера остался только автопортрет (1491–1492гг. ) и рисунок обнаженной женщины, выполненный впервые с натуры в 1493г. Этот угол картины образует самостоятельный прекрасный натюрморт: Книга на пюпитре. В городе об этом было много разговоров – редкие мастера удостаивались такой чести. В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника.
Отец же его, выйдя, звал его. Всё спустил на развлечения. И вот, наконец, первый, пробный оттиск. Марк Шагал «Возвращение блудного сына».
Камни стен, плитки пола по мере удаления стремительно сокращались. Но радость эта ненадолго. Они полагали, что он обесславит их профессию. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Главный палач наряден – это черта времени.
Толстый человек с пивной кружкой – Пиркгеймер. Умерло несколько детей и в семье Дюреров. Лессинг-Левинсон, один из выдающихся сотрудников Государственного Эрмитажа, посвятивший музею большую часть своей жизни, в своей книге «История картинной галереи Эрмитажа» так пишет о приобретении «Блудного сына»: «Этот самый драгоценный из эрмитажных Рембрандтов достался дАмезюну весьма недорого.
Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были и возвращает ему Свои милости и дары. Лист брызжет силой и энергией, лаконичен и стремителен. Родился в 1471 году – умер в 1528 году. У штрихов должна быть некая система, некий порядок. Средняя часть алтаря была написана только через год, боковые и того позже. Он противоречит всем своим внутренним напряжением спокойной тишине природы. Я согрешил против неба и пред тобой ( Евангелие от Луки, XV, 11 – 18, 21. ).
В 1495 году по возвращении из Венеции Дюрер выполнил ряд гравюр на меди и на дереве (на меди – «Продажная любовь», 1495, «Святое семейство с кузнечиком», 1494 – 1496 годы, «Три крестьянина», около 1497, «Блудный сын», 1498 год гравюры на дереве – «Геркулес», «Мужская баня»), в которых со всей ясностью определились искания молодого мастера. Люди, потерпевшие по воле рока фиаско так себя не ведут. Их привлекали изображенные на гравюрах истории, понимание которых требовало начитанности. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Многие аллегории и символы, понятные современникам Дюрера, для нас темны. Старинная копия сохранилась.
Будучи знаком со многими гуманистами и просветителями своего времени, Дюрер не всегда понимал и принимал их взгляды. Но еще не разгадав или так и не разгадав смысла гравюры, мы видим главное – она прекрасна. Ведь для него жизнь в родительском доме совсем не напоминала жизнь тигра в клетке. Смирно стоит тот самый упитанный телец, кормятся свиньи.
Грации. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). В это время не работают, не учатся и не читают. Посетив мастерскую Дюрера, он пришел в восхищение от его работы.
Но, так же как в пейзажных акварелях, мелочи нигде не заслоняют главного. И дома и в городе он всегда был на людях. Написав «Возвращение блудного сына», Рембрандт подтвердил свою верность особой атмосфере, присущей только ему, которая выделяет главное на полотне, не обделяя светом ни единой важной детали. Это повесть о доме из которого ушла душа. Если линия должна закругляться, тогда доску поворачивают навстречу резцу. Уж не оттуда ли господин в богатых доспехах, который валяется теперь во прахе.
Картина «Возвращение блудного сына» появилась в коллекции Эрмитажа в середине XVIII века. На ногах вздулись мускулы. Он был «вне спасения» и, вот, мы снова обрели его. Свобода, с которой движется по бумаге перо или кисть, представлялась сказочной. Высокий лоб увенчан рогом лося. дай мне следующую мне часть имения.