Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). И – прибавим теперь биографический момент выставки – вы решили не ограничиваться «Апокалипсисом» Дюрера.
Мистический ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ Альбрехт Дюрер Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546 – 1555). P. s В комментариях использваны материалы статей Н. Веденеевой к каталогу выставки Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков. Дюрер не стал показывать ужасы последних дней, о которых гласит текст Апокалипсиса.
Апокалипсис — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравера Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествияв Италию. Но так совпало, что сейчас открыта выставка гравюр Альбрехта Дюрера «Апокалипсис». Валентина, спасибо Вам за проделанную работу: описание «Апокалипсиса» Дюрера и представление его картин. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди них стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555). Издание содержит 16 черно-белых гравюр на дереве из цикла "Апокалипсис" Альбрехта Дюрера, вводную статью и описание содержания гравюр.
Наследие Альбрехта Дюрера ценно для нас тем, что донесло очищающую силу древней книги Библии «Апокалипсис», предсказания которой разворачиваются в современном мире.
Эти события порождали чувство отчаяния, духовного смятения и ощущение приближающейся мировой катастрофы, как отражение этих настроений и возник «Апокалипсис». Прорыв в ренессансной живописи Германии Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты соединен с готической композицией и сакральным подтекстом. Так «Апокалипсис» Дюрера становится не просто циклом иллюстраций, но по меньшей мере самостоятельным поэтическим произведением, представленным в зримых образах, в котором Дюрер художественно выразил свое собственное понимание важнейших духовных проблем эпохи, так что в этом соединении реальности и мечты, правды и поэзии можно увидеть почти что текст автора о себе, как в произведениях современных писателей. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города.
Ведь те пятнадцать листов, в которых Дюрер представил «Откровение» исполнены такой оригинальности, что по сравнению с ней все усвоенное на чужбине отступает на задний план и этот цикл не только сразу же выдвинул его на первое место среди немецких художников, но, как мы увидим далее, поднял на новую высоту и само немецкое искусство в общем контексте художественных устремлений европейских народов. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. На других лицах написаны робость испуг или протест.
Причины его удачи проистекают в первую очередь из художественного принципа, положенного Дюрером в основу изображений. У меня на столе лежали отчеты инспекторов двухнедельной давности. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. В Государственном Музее архитектуры им.
Собирать гравюру нелегко. К ним является с востока иной Ангел, держа в руках распятье — «печать Бога живого». Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина.
Четыре карающих Ангела, стоящие «на четырех углах земли», остановлены повелением свыше. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. С «Апокалипсисом» же просто повезло. Надо сказать, что в эпоху Ренессанса отнюдь не все хотели ставить автограф.
В этой части мы подробнее остановимся именно на гравюрах этого замечательного художника. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Роль искусства в духовной жизни была там принципиально иной, чем на Западе и в Италии. После этого получают оттиск на другой поверхности (на меди) с этой доски, в результате чего получается изображение зеркально отображённое. Каждый лист имеет монограмму художника. Народ Германии страдал от неурожаев, от жестоких поборов. А Дюрер – с Лаэртом и Высоцким.
Особенность искусства этого периода — экспрессивность. «Страшный суд» из собрания мюнхенской Пинакотеки не без оснований считают работой исполненной в мастерской Босха, но не им самим. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Но Дюрер – автор и живописных полотен.
Церковь и князья жестоко мстили бунтарям. Это безумно разнообразный материал. Мастера стремятся соединить натурализм с идеализацией классицизма. И не случайно отклик Дюрера был столь живой и яркий – он также жил в бурную эпоху.
Шекспир был с Гамлетом. Их вешали на мокрые стены, они портились их снимали и вешали новые. Точно также падет Вавилон, город греха и с ним блудница, пока еще обольщающая людей. В центре круга – скала, на вершине которой птица в гнезде кормит своих птенцов. «Откровение» оказало сравнительно меньшее воздействие на искусство, чем другие части Нового Завета.
Только Богу. Смерть не щадит ни мужчин, ни женщин, ни мирян, ни священников. На лицевой стороне доски «Святой Иоанн в Патмосе» Босх изображает круг, подобный кругу в работе «Семь смертных грехов».
Мастер помещает две монументальные фигуры, представляющие Господа на престоле и Иоанна Богослова, в своеобразную «ротонду» из светильников, тем самым сообщая изображенному пространству архитектурность, свойственную живописи итальянского Возрождения. Особенно удались ему «Четыре всадника», несущие миру войну, мор, голод, тотальное уничтожение. И это также является чем-то новым. И тогда появится Иисус на белом коне и обратится к вам: «Я брат ваш и раб подобно вам».
«Апокалипсис» играет особенную роль в творческом развитии Дюрера. Здесь же каждый персонаж существует сам по себе.
В период Северного Возрождения это была попытка вернуться к фундаментальным духовным ценностям, как ни парадоксально, путем демонстрации самых жутких картин, описанных в книге «Апокалипсис» (Откровение Иоанна Богослова). Художник расположил всадников по диагонали. Справа налево выгравированы эти наездники. Среди гравюр – серий «Большие страсти», «Жизнь Марии» и отдельных работ – наибольшую известность приобрели «Рыцарь, Смерть и Дьявол» и «Меланхолия».
Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Один из палачей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло. Вот-вот и взойдёт (солнце гармонии). Второй – взмахнул огромным мечом, ослепленный яростью, он стремительно мчит коня – Война.
Апокалипсис (лат. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Почему он турецкий. Борьба света и тьмы, разума и тёмных страстей, целеустремлённой воли и грубого насилия — в этом весь Альбрехт Дюрер. Боязливо косятся на нее паж и дама.
Самая известная гравюра серии— «Четыре всадника Апокалипсиса». Дюрер не затушевывает ирреальный характер видения, но, напротив, подчеркивает его. И я сделал выставку «300 лет Романовых». Сейчас же глаз напряженно следит за толпой, творящей дела праведные и неправедные.
Дальше его традицию продолжала живописная игла Рембрандта. Пугающие, несоразмерные человеческому бытию явления, описанные в Откровении, дали повод связывать слово «апокалипсис» исключительно со страшными бедствиями и катаклизмами. Весь город спал вдвоем, а те, кто не спал, умирали. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. «Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять. » 7-й лист.
Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Приглядевшись к листам, увидим мерцающие оппозиции, составляющие фрактальный калейдоскоп. На гравюре «Четыре всадника» над землёй, подобные вихрю, несутся кони и под их копытами гибнут люди разных возрастов и сословий. Один ангел низвергает принесшего несчастья змея древнего, черта, в бездну, а другой показывает Иоанну не небесный рай, как в тексте «Откровения», но царство небесное на земле, красивый небесный город, врата которого стережет ангел мира.
Может быть. Но «Апокалипсис» показывает нам, что это восприятие по меньшей мере лишь частично отвечает историческому положению дел.
Это может быть как Всевидящее око, так и зеркало – но на этот раз – Зеркало спасения. Присутствующие в книге образы апокалиптических всадников, вавилонской блудницы и др. А правый диссидент (Галич) в то же время так же неистово рассчитывает на немедленную победу – Ну как сказать. Гравюры сделали Дюрера выдающимся художником всех времён. Все это в комплексе представляется влиянием протестантизма.
При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Надо сказать, что художник сам никогда не резал доски, а только рисовал. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Когда искали «спутников» к каждому листу, начали с 5-6 листов, а потом началась какая-то везуха и удалось найти практически все. С одной стороны итальянцы и турки, с другой – отец, который был тесно связан с нидерландскими мастерами, а это в 15 веке – лучшие в Европе.
Подавляющая часть пространства отводилась небесам и грозному Судне, там восседающему. Волнения крестьян разгорались все сильнее. Первой стала Четыре Ведьмы.
И если условия жизни нарушается искусство умирает. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Оно же как человек.
Не так давно я открыл для себя «Большую Библию Мортье» 1700 года. Во втором случае скала считается символическим изображением Голгофы. Одна была очень забавная.
Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. Портретная живопись Дюрера Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами лица художника, как на гравюре «Голова Христа» 1498 г., либо, наоборот, придание собственному облику черт Иисуса, как на автопортрете 1500 г. О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. За балюстрадой видна небольшая площадь типичного немецкого города. Дюрер проиллюстрировал «Апокалипсис Иоанна». Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится.
Вверху листа парит белый ангел. Кроме упомянутого в самом начале сверхобщего подозрения относительно парно-враждебных современников-идеалов искусства у меня есть ещё подозрение об исторической взаимопревращаемости типов идеалов (гармонический превращается в идеал трагического героизма, последний – при несгибаемости автора от внешних обстоятельств – превращается в идеал экстремистского типа, при сгибаемости – в идеал соединения несоединимого и т. д. ). В «Низвержении» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. Об этом художнике мы уже писали в статье и виртуальной галерее Альбрехт Дюрер картины.
И перед этой сферой отступает и правда факта и разочарование в человеческой природе и голливудский «мармелад». Так «Апокалипсис» стал первым великим немецким произведением искусства нового времени и одновременно произведением искусства sui generis, проповедью лютеровской глубины и красноречия, созданной до Лютера в нем дух обращается к духу, это — произведение, к которому абсолютно неприложимы другие критерии, масштабы немецкого искусства того времени, но лишь его собственные. На подтверждение я наткнулся нынче в связи с Дюрером. Она помогла атрибутировать нескольких авторов. Одна подсказка – Книга Пророка Даниила гл. 7, а более подробно – Третья Книга Ездры, особенно ч. 8-14.
Даже ГДР оставила себе книги в качестве памятника и издавала «Апокалипсис» репринтом сумасшедшего качества. Дни люди проводили в убийствах, ночи — в страхе и тревоге: пишет современник. И это была личностная искренняя вера в Бога. На выставке представлена знаменитая серия гравюр «Apocalypse», которая является наиболее выдающимся творением великого мастера. Производительная как бы.
На других лицах написаны робость испуг или протест. С глубочайшим волнением следили все иудейские и иудейско-христианские общины за этой борьбой, степень возбуждения еще более усиливалась ситуацией в целом. У меня как раз такой увели, очень жалею.
Это лист из «Нюрнбергских хроник» Х. Шеделя, 1493 года. Но Дюрер – автор и живописных полотен. В «Апокалипсисе» эта черта его искусства выступает на передний план столь же сильно, сколь и неожиданно в общем контексте европейского искусства того времени. Художник переносит действие в своё время.
У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Самая известная гравюра серии – «Четыре всадника Апокалипсиса». И все это великолепие является тиражным товаром, продуктом индивидуального бизнеса. Это уже слишком близко, что-то интимное.
Нигде в современном ему нидерландском итальянском или французском искусстве мы не найдем бури и натиска юности, подобных дюреровским. Словно одним человеком. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам.
Тема Апокалипсиса созвучна настроениям, царившим в Германии в конце 15 века. И эти образные элементы он соединяет в композиции, которые можно было бы охарактеризовать как зримые видения и фантазии, они основываются скорее на свободных картинах, явленных воображению, чем на наблюдениях земного мира, так что перенесенное в чувственную сферу содержание «Апокалипсиса» опять-таки соединяется в образы, опирающиеся не на реальные ситуации и взаимосвязи, но на возникающие силой воображения. Каждый день приходила информация и мы должны были ее обрабатывать. А. В. Щусева в здании «Аптекарского приказа» открылась выставка гравюр великого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528).
Целая стопка. За какие-то 8-10 лет (а Дюрер начал заниматься лет с 13) культурная элита дает молодому человеку столько, что он был буквально переполнен общением с мастерами и живыми событиями эпохи. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
234-235). В «Апокалипсисе» художника эти высшие силы восстали против власть имущих. Который также парадоксален. Как следствие этого развития, в ходе которого совершилось не меньшее очеловечивание искусства, чем в нидерландском и итальянском искусстве, хотя и совсем по-другому и вырастает «Апокалипсис», с той лишь разницей, что в нем индивидуальный гений в одном произведении искусства воплотил то, что до той поры в большей или меньшей степени было присуще широкому и более или менее однообразному потоку произведений, также как и шедевры Шекспира возникли на основе работ малозначительных авторов.
Так религиозная тема обернулась политическим памфлетом. Альбрехт Дюрер – знаменитый немецкий художник, гравер. В гравюре «Четыре всадника», пересекая по диагонали лист, во весь опор несутся страшные кони. Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису», созданные накануне начала движения Реформации в Германии, уже проникнуты её духом.
Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса». После того, как Дюрер однажды находит нужный тон, картины возникают одна за другой.
Когда низменное наступает (как вещизм в СССР после войны и разоблачения сталинизма), то трагический героизм (Высоцкого, например, левого диссидента), опираясь на, казалось бы, совсем недавнее торжество гармонии личного и общего (победу в Великой Отечественной войне), – трагический героизм думает, что можно прошлое вернуть, ведь люди – те же надо только как бы разбудить заснувших в потребительстве. Например, справочник Тима Беккера, вышел в конце XIX века. Здесь присутствует так называемая «несобранность мотива»: епископ (в характерном головном уборе) император (в отчаянии схватившийся за украшенную короной голову), портящий воздух дьявол, да и все остальные персонажи внутренне не связаны друг с другом. Дело в том, что на обратную сторону досок нанесено крапчатое покрытие под мрамор (предположительно, самим Босхом), но у двух досок оно красное, а у других двух – черное. И вот таким образом уже нет страха, можно посмеяться, можно пошутить, уговорить смерть.
Прямо в пасть к Левиафану, символизирующему врата ада, падает император в короне. Дюрер создавал свои шедевры "Апокалипсиса" в эпоху подъема Северного Ренессанса. По стилю и содержанию «Апокалипсис» разительно выделяется среди других частей Нового Завета, которые абсолютно лишены пафоса их стиль — литературных претензий, в целом им присущ характер спокойного, объективного повествования об имевших место событиях.
Следуя старому изобразительному принципу, Дюрер соединяет в одном листе идущие один за другим эпизоды повествования. Квадрат Альбрехта Дюрера). Да, тут можно говорить не столько о гении северного Возрождения (это уже аксиома), сколько о молодом человеке, легко впитывающем, перерабатывающем информацию и стремящемся отлить это все в собственную, новую форму. «Апокалипсис» святого Иоанна можно было бы назвать тенденциозным произведением, его основная мысль примечательно соприкасается с тем, что в размышлении над религиозными вопросами угнетало как Дюрера во время возникновения этого цикла, так и многих его современников. Видения «Низвержение грешников» и «Ад» (как и две описанные выше доски) Босх трактует в соответствии с учениями мистиков, то есть в духовном плане.
В тексте «Апокалипсиса» трудно проследить за нитями повествования, это — в большей мере поток бессвязных ужасающих видений, чем ясно развивающийся рассказ. Ну что вы, мертвецы – самый безобидный народец. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Смерть, ад, муки грешников, демоны, Дьявол, ангелы.
И, в то же время, планы полнолистной гравюры максимально приближены к зрителю. При этом серийность изображений предполагает отношение к ним как к колоссальной книге, чтение которой приравнивается к «путешествию». В 1495–1500 гг.
В дни жестоких потрясений, в 1498 году Дюрер создает свой «Апокалипсис» — пятнадцать большого размера гравюр на дереве, которые он с невероятной для того времени смелостью населяет персонажами, одетыми в костюмы его эпохи. То есть готика есть некая успокоенность после героичности (романского искусства воинствующей ценности потустороннего мира). Самые фантастические сцены приобретают на гравюрах Дюрера реальный земной смысл. Сейчас.
«Апокалипсис» Дюрера был воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но и как олицетворение их собственных страданий и надежд. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «совершенной глубины открывшейся божественности».
Так Апокалипсис Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую (История искусства как история духа. В пику антиподу, потребительскому католицизму, скажем так. Крикнуть громче – и они проснутся. Его картины Ада призваны пугать, а не дарить эстетическое наслаждение. С. 236-237). Иоанна варят в котле. Не «не должен», а именно «не может».
Кто-то, как и Дюрер, создает в одном кадре сферу, памятуя богооткровенное «Я – Альфа и Омега». Этот своего рода «холодный подстрочник» потерял и Дюрерову линию – техника больше не позволяла строить с помощью линии светотень и драматизировать образ, а тот, в свою очередь, выглядел либо маньеристски-легковесно, либо барочно-перенасыщенно неоправданными деталями, либо назидательно (скажем, на одном из листов Вавилонская Блудница изображена в папской тиаре).
Как уже говорилось, в 1495 году Альбрехт Дюрер открывает свою собственную граверную мастерскую в Нюрнберге. А у Беллини сестра замужем за Монтеньи, а родной брат Жентиле Беллини в 1480-м году посылается венецианским сенатом в Стамбул, чтобы там писать портрет Мехмеда II, который в 1453 году захватил Византию. Фигура Ангела, неотделимая от фона, венчает изображение. В одном из них изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмосе пишет свое знаменитое пророчество. Но его содержание отнюдь не сводится к картинам катастроф и гибели всего мироздания. Вообще немного нужно людей, чтобы искусство зажило. С одной стороны, это может быть Макс Гигер, Ларс фон Триер и Мэл Гибсон, конечно – они явно продолжают писать натуралистическую (исторически или фантастически) «книгу наказаний».
Тем не менее было бы неверным попытаться объяснить стиль «Апокалипсиса» как последнюю вспышку средневекового духа. Родился в 1471 году – умер в 1528 году. При сравнении некоторых композиций «Апокалипсиса» с произведениями других граверов, предшествующими его созданию, обращает на себя внимание отсутствие у Дюрера плоскостного геометрического орнаментализма, который составляет главное очарование работ Неизвестного художника конца XV в. Особое отношение к проблемам объемности и глубины сформировалось в творчестве Дюрера под влиянием итальянского искусства. Следующий проект я бы хотел сделать по «Пляскам смерти».
И знаете, процесс продолжается: дня три назад обнаружился лист к сцене о том, как св. Поздний Микеланджело (если допустить мысленный эксперимент) был бы с Шекспиром. Так вот за исходное – гармонического типа идеал – было принято в качестве исторической конкретизации искусство Высокого Возрождения (слияние телесного с духовным) иллюстрируемое на Синусоиде идеалов точкой на середине синусоиды (при этом время, считаем, течёт слева направо). – Только вдвоем. Реформация. Эти четыре всадника определить несложно, это США, Китай, Евросоюз, Россия. Для самых тупоголовых достаточно узнать, сколько правителей в этих странах – США-44, Китай-после Мао СиЦзинПин-8, Евросоюз-2, Россия-от Ленина Вова девятый, он же одиннадцатый (наверное, Бога захотел обмануть). По человеческим меркам Апокалипсис наступает медленно, как бы незаметно, но он уже начался.
На доске «Ад» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Сосланный императором Домицианом на Патмос, Иоанн записывает видения, которые являются ему то в устрашающих, то во вселяющих надежду образах. Новаторство мастера проявилось в создании оригинальной «сценографии» произведения. Последний усиливается контрастным сочетанием атмосферы мистического видения и реалистичной точности изображения светильников во всем многообразии их ювелирной отделки. Гравюра «Битва архангела Михаила с драконом» является одной из самых прославленных гравюр «Апокалипсиса». И ведь это были не умеющие читать люди.
Страшный суд – главная тема, проходящая через все творчество Босха. Все гравюры первого издания отличались высоким качеством отпечатков. В «Четырех последних вещах» (столешница «Семь смертных грехов») Босх изобразил Страшный суд так, как это было принято и в Средние века и в эпоху Возрождения. В символических образах всадников художник изобразил войну, мор, суд и смерть.
Пророчества «Апокалипсиса» становились в Европе особенно актуальными в неблагополучные периоды, во время войн, эпидемий, неурожаев. Клубятся облака, ограниченные нервными контурами пульсирующих линий. Развитие в этом направлении можно наблюдать в Германии в течение всего пятнадцатого века.
В верхней части листа появляется ангел с жерновом, который он готовится бросить в море. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной и никакой зелени и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих Четыре доски, хранящиеся во Дворце дожей в Венеции, объединенные под названием «Видения загробного мира» исследователи относят к одному алтарю, центральная часть которого, «Страшный суд», не сохранилась. Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Threr впоследствии она стала записываться как Drer. «Страшный суд» – один из наиболее созвучных мироощущению Босха сюжетов.
Автопортрет. Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Крестный отец и учитель Дюрера – самый знаменитый европейский книгоиздатель. Образы в «Откровении» заимствованы изветхозаветных пророчеств, что подчёркивает преемственность ветхозаветного и новозаветного учения.
Капитализм я считаю низостью. Зритель не просто рассматривает графический лист, воспринимая все его части одновременно, но как бы «прочитывает» его, странствуя по гравюре как по географической карте. И все выполнены – мистика какая-то – как-то одинаково. Апостол Иоанн Богослов, записывающий Откровение (видимо, этот текст лежит у него на коленях), довольно редко выступает в качестве сюжета для алтарной створки.
Художник рисовал и друзей, знакомых, оставил прекрасный портрет своей старенькой матери. Титульный лист был тогда только текстовым, без гравюры. 6: 7–8). Последней гравюрой немецкого художника стала Четыре Апостола созданная в 1526 году.
Побуждаемый ангелом, он поднимает свой взор на небо, где видит Марию с Младенцем, «облаченную в Солнце, под ногами ее – Луна» и совсем не замечает демона, пытающегося утащить у него чернильницу. «Апокалипсис» (по-древнегречески – откровение, пророчество) – последняя книга Нового Завета, написанная во второй половине I в. н. э. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. 1498 А. Дюрер Четыре всадника Из серии «Апокалипсис».
Гравюр сохранилось не так много – почему. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. Причудливые изгибы перьев и усов, в которые «разодеты» изображенные здесь монстры, заставляют усомниться в том, что перед нами работа Босха, как ее определили в 1934-1936 годах в Мюнхене.
Подобно Леонардо да Винчи, на них он предстает как своеобразный идеал гуманиста, человека мудрого, глубоко эрудированного, тонкого, своеобразным «златокудрым ангелом Возрождения». Из огромного поэтического богатства послания к семи азиатским общинам Дюрер выбирает моменты чувственно изобразимые, те, которые можно соотнести со зрительным восприятием — можно было бы сказать о претворении отвлеченной фантазии изобразительными средствами выражения. «Апокалипсис» пророчествовал о Втором пришествии Христа на землю, о Страшном суде, на котором всем воздастся «по делам их».
Поскольку приближается дата конца света (не буду ее называть, чтобы не травмировать несведущих), то я советую всем, кто интересуется этим вопросом, постараться посетить эту выставку, но предварительно прочитать эту статью, ДАБЫ ВСЕ ПОНЯТНО БЫЛО. Ведь и его «Апокалипсис» был революционной песней и также направленной против Рима. Вокруг разворачиваются сцены Страстей Христовых, завершающиеся Распятием.
Мы сознательно показали не все, чтобы было выразительно и ярко. Сюжеты на библейские и евангельские темы оставались в 15 – 16 вв. И было много казусов, настолько забавных, что там Хармс. Все события – на уровне одного поколения и Дюрер окунается в эту среду, в которой турки уже «за окном» и вот этими личными впечатлениями проникнуты все его работы того времени и весь «Апокалипсис». Он благословляет грозное апокалипсическое войско. Фронтиспис первого издания 1498 года ГРАВЮРЫ «АПОКАЛИПСИСА» А. Дюрера Ощущения тревоги и смуты Альбрехт Дюрер () с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции.
По церковному преданию, авторство «Апокалипсиса» приписывается евангелисту Иоанну Богослову, которому во время его ссылки на остров Патмос в Эгейском море было видение (откровение) о конце мира и судьбах человечества. Так «Апокалипсис» Дюрера стоит между двух эпох, являясь завершением одной и вводя в другую, связуя предшествовавшее Ренессансу и то, что должно было за ним последовать. Судите сами: похоронная процессия едет по Кавказу и падает в пропасть. Сначала художник наносит рисунок пером или карандашом, а после этого резчик (у Альбрехта Дюрера было несколько резчиков) вырезает ножом или выдалбливает долотом промежутки между линиями. Но вместо цвета Дюрер прорисовывает на доске глубокую, экспрессивную, светотеневую линию.
Особенно ясно это становится в изображении вавилонской блудницы. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Особенно часто он писал автопортреты.
76). Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Есть мнение, что это фрагменты двух разных алтарей, где «Низвержение грешников» объединялось с «Вознесением в Эмпирей», а «Ад» – с «Земным Раем».
Пожалуй. Блудница Вавилонская трансформируется в Пречистую Деву Иерусалимскую. Знаменитая гравюра «Четыре всадника» иллюстрирует грозное пророчество Иоанна Богослова о бедствиях последних времен: войне, голоде и смерти.
Оба думают, что можно вот-вот победить. Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Появляются четыре всадника — мор, война, голод и смерть, которым дана власть «над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» (Откровение 6:8). В своем труде Руководство к укреплению городов, замков и теснин, выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. Дюрер составил первый в Европе магический квадрат изображённый на его гравюре «Меланхолия» (см. Графический язык листа «Четыре всадника» поражает разнообразием и изощренностью орнаментального узора штрихов. Немедленно. Он удивляет одновременно реализмом Иоанновых пяток и разнообразием семи сказочных светильников, предвосхищая «Алису в Стране Чудес».
Лучше, чем Триеру – ибо вера в божественность человеческой природы. Я состою в попечительском совете Тарусского краеведческого музея (у меня там дом в деревне).
В гравюре, самом демократичном жанре искусства, Дюрер сказал о том, что горе в Германию принесли нынешние грешники — развращенные церковники и князья и именно их в первую очередь должно постигнуть возмездие.
О воздействии на творчество Босха распространенных в его время представлений свидетельствует ряд произведений исполненных после 1500 года. Перелистав страницы «Апокалипсиса» Дюрера, мы видим, как агнец, приблизившийся к трону, на котором восседает Бог, начинает одну за другой срывать семь печатей с лежащей у него на коленях книги. Справа на гравюре изображён котёл, в котором находится Иоанн, он сосредоточенно молится. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью.
И вот эта жизнь искусства среди людей очень интересна. Были такие, которые, при высочайшем качестве работы категорически не хотели «светиться». «И я взглянул и вот, конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом и мором и зверями земными» – зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных пророчеств Иоанна Богослова, предрекавших крушение мира, — раздавались с амвонов всех церквей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства. По своим размерам ксилографии Дюрера соответствуют самостоятельным станковым листам.
и вот конь бледный и на нем всадник, которому имя смерть и ад следовал за ним» (Отк. В левом углу в плаще стоит внимательный наблюдатель (возможно, Дюрер изобразил себя). Хотя некоторые апокалиптические сюжеты всегда влияли на изобразительное искусство, однако полностью «Откровение» отразило лишь одно великое произведение искусства, это — гравюры на дереве Дюрера. Прежде чем мы обратимся к иллюстрациям, следует сказать несколько слов о тексте. Массы ибо каменных королей и святых в Шартрском соборе и в других соборах – уйма. Но это не жест, эпатирующий зрителя, не дань моде – это движение души, мощное и глубокое.
Не против Рима императорского, но против папского Рима. Боязливо косятся на нее паж и дама. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). Мне хотелось показать все эти личики, меня поразило то, что в таком небольшом городе никто не видел гравюр, не видели карт России (а я дал еще и карты XVII-XIX веков). Сценка комическая, а вовсе не трагическая. Этот приём художника обеспечил огромный успех серии гравюр.
Каждый лист имеет монограмму художника. (Самозабвенно игравший Гамлета Высоцкий играл своё идейное будущее, до которого сам почти не дожил, почти не успел разочароваться в нас, вовремя умер. ) То есть Дюрер оказался между идеалом Ренессанса в творчестве Микеланджело и идеалом Микеланджело же, но после Ренессанса. И вавилонская блудница превращается для Дюрера в современный ему Рим.
На переднем плане – грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Эти символы, очевидно, были понятны современникам художника. Вавилон в изображении Альбрехта Дюрера — это папский Рим. Многие из них отображают библейские предзнаменования и описания Конца Света, Апокалипсиса.
В «Проповедях об Евангелиях» изданных в 1489 году, Иоанн описывается следующим образом: «В сравнении с другими Евангелистами, он подобен орлу. И не только потому, что отличался привлекательной внешностью. Творчество Альбрехта Дюрера () – органическое слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма, выражение экстатических видений в реальных образах, обладавших жизненной правдой, тонкое и органичное совмещение готической вычурности и фантасмагории с классической простотой и ясностью. В нем мир противостоит миру, сторона — стороне: одна имеющая в своем распоряжении всю власть и мировое господство и другая, маленькая, но исполненная пламенным воодушевлением и верой в конечную победу своих идей, они готовы под корень уничтожить существующую культуру, чтобы добиться всеобщего признания своей веры. Но эти чары скоро будут разрушены. Этот биографический момент был очень важен.
Все погибнет в очистительном пламени. Стремясь выразить не передаваемую словами сущность божественного в формах и красках, Босх в качестве главного выразительного элемента виртуозно использует свет: он предстает то в виде столба огня («Низвержение грешников»), то вспышек пламени («Ад»), а в сцене Вознесения в Эмпирей превращается в ослепительный коридор-воронку. Презрительное и упрямое выражение застыло в глазах крестьянина. Так, в 1521 году, получив во время своего нидерландского путешествия ложное известие о смерти Лютера, он пишет в своем дневнике пламенные слова против курии, убивающей истинное христианство, высасывающей из него кровь и являющейся источником неправедной жизни, недвусмысленно ссылаясь при этом на «Апокалипсис». Первый план организован в виде многофигурной фризовой композиции.
Дюреру было двадцать пять лет, когда он начал работать над гравюрами к «Апокалипсису». Слева восседает на троне императорДомициани его придворный с мечом, оба одеты турками (так в то время принято было изображать враговХриста). И вот на людей обрушиваются страшные бедствия. И поскольку смерть была совсем рядом, а жить хотелось, мертвец был каким-то «соседом справа», с которым можно было даже и поговорить. Самые разные. Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году.
В честь Дюрера назван кратер на Меркурии. На боковых створках мы видим Земной Рай, куда снова, как в «Возе сена», Босх помещает падших ангелов и Ад, кишащий грешниками, от вида мучений которых кровь стынет в жилах. Один из мучителей раздувает мехами костёр, другой льёт на Иоанна кипящее масло.
Социализм (не советский, марксовский, государственный, а самоуправленческий, прудоновского-бакунинский, что был у Парижской Коммуны и у арагонцев во время гражданской войны в 1936-м в Испании), – социализм я считаю высотой. В левом углу в плаще внимательный наблюдатель (некоторые усматривают сходство с самим Дюрером). «Апокалипсис» изначально – книга для чтения, канонизированный сравнительно поздно, она не участвует в литургической практике и в ее авторстве многие сомневаются. Мы – очевидцы, вброшенные в Откровение подобно святому. Из-за того и имён авторов этих произведений не сохранилось.
В такой загадочной для кого-то фразе Макса Дворжака: Духовная программность напоминает о средневековье, тогда как личностность высказывания предвещает то, что спустя несколько десятилетий станет главной чертой, сокрушившей имперсональные художественные идеалы Ренессанса в творчестве Микеланджело, а после Микеланджело подчинившей себе и все европейское искусство. В последующее время он создал более или по меньшей мере столь же значительные работы, но никогда более — произведение, до такой же степени исполненное страстности и юношеского воодушевления определенной идеей, как «Апокалипсис». Лист, в котором все охвачено безудержным движением, в котором так неистово взметнулись «готические складки» на плаще смерти, так безжалостно опускаются копыта на головы поверженных, должно быть, производил величайшее эмоциональное впечатление на современников Дюрера, веривших в могучие силы высшего мира. Художественное повествование развивается в трех планах. И всё это хорошо иллюстрируется движением по синусоиде с вылетами в экстремы на перегибах. Славу ей создали поразительная экспрессия и красота.
Работы Босха порой грубоваты иногда их отличает зловещее изящество, но вот декоративность, эстетическая привлекательность дьявольской свиты в работах мастера никогда не встречается. «Апокалипсис» же, напротив, как никакое другое произведение мировой литературы, переполняет страстно необузданная и частично, без всякого сомнения, намеренно мрачная фантазия: образ громоздится на образ, символ на символ, видение на видение и все это написано неистово взволнованным и благодаря этому временами властно увлекающим языком: древний иудейский профетизм доходит здесь до страшных лихорадочных видений. Конечно, не надо думать, что Дюрер сознательно использовал традиционные образы для актуальной «пропаганды».
Многие тогда считали, что это время уже наступило. Именно она попала в Италию и настолько поразила зрителей, что Дюрер получил известность во всей Европе. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Сейчас, скажем так, не век гравюры. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам.
Уже приближается второй, чей голос возвещает: Вавилон, великий, пал и город пылает. И небо скрылось, свившись, как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих».