История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство. Долгое время считалось, что древнегреческие идревнеримские скульптуры избелого мрамора были изначально бесцветными. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура – реплика греческой.
История древнеримской скульптуры подразделяется на три части – искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.
За исключением первого этажа некоторых инсул, в них отсутствовали водоснабжение и канализация. При этом соблюдались два основных правила: здания и сооружения должны приносить пользу и в то же время украшать город. Непрерывность рассказа о событиях первой и второй войны в Дакии нарушается одной-единственной паузой — фигурой крылатой Победы со щитом, на котором она пишет имя победителя. Лучше всего сохранились росписи в постройках Помпеи и Геркуланума. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и традиции и обращается к греческим образцам. Грубый реализм сопровождается, однако, новой трактовкой сверхъестественных сил.
Римское строительство было новаторским. «Прозаическая точность воспроизведения натуры— характерная особенность раннеримского портрета— проявляется здесь впервые с такой откровенностью и ясностью»— указывает Н. А. Сидорова. Другой разновидностью архитектуры времен Августа является триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), которая ведет свое начало от этрусской арки, дополненной классическими элементами: колоннами по сторонам и тимпаном.
Театр Древнего Рима изначально мало напоминал то, что сегодня мы считаем таковым. Так возникают крупные общественные постройки (например, табуларий, грандиозное хранилище законов и трактатов), благоустраивается патрицианский квартал на Марсовом поле в центре города. Он был построен на южных склонах Палатина и служил театральным фоном для Аппиевой дороги. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться в эпоху Адриана.
Иными словами, он пользуется этим опытом» как словами языка, не меняющими своей формы в зависимости от контекста, в который они включены. На всех трех уровнях располагались зрительные места для более чем 45 тысяч человек. Термы ДиоклетианаОни находятся рядом с современной площадью Республики в Риме. В те годы чаще, чем раньше, создавались женские скульптурные портреты.
Император был образцом идеала и гуманности. В обширном перистиле «Пьяцца дОро» строители стремились к гармоничному сочетанию криволинейных и прямолинейных элементов: в плане сооружение представляет собой восьмиугольник, по сторонам которого чередуются четыре апсиды и четыре прямоугольных помещения, пространственно организуемых куполом. Размеры таких колоссальных статуй, как Колосс из Барлетты или Константин II (от последнего сохранилась голова, ныне в Капитолийских музеях в Риме), во много раз превышают натуральную величину, а их черты и позы достойны скорей богов, чем людей и не возникает сомнения, что император на самом деле вовсе не таков, а лишь предстает таким в глазах или воображении его подданных. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца. Музыка Древнего Рима формировалась независимо от древнегреческой. Сельское происхождение римской цивилизации повлияло на развитие типа вилл.
Рельефы арки Константина, которые также прославляют военные подвиги и входит в состав официального «монумента», отличаются сугубо провинциальным, близким к ремесленному искусству характером. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос исполнение мелочно и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. Это повторение темы Победы из Брешии, выполненной незадолго до этого. Сооружение ставилось на высокий подиум. Римский театр также исходил от древнегреческого, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме большого каменного кольца.
Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. С конца III в. до н. э. В нижнем ярусе имелись глубокие ниши, в них стояли статуи богов.
В вилле «Мистерий» близ Помпей великолепно сохранился большой фриз изображающий, по всей вероятности, ритуальное поклонение культу Диониса. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств. «Афинский художник» оставляет подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». При Августе, Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и пришлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению. Скульптурный портрет в III в. Претерпевал особенно заметные изменения. Впрочем, сами императоры способствовали децентрализации государства и культуры.
Классицизирующее искусство эпохи Антонинов не соответствовало настроению экзальтированного человека. до н. э. весьма не многочисленны. Провинциальные явления, в свою очередь, отраженно воздействуют на столицу и в IIIв. Станковая живопись Рима не сохранилась, кроме изображений, включенных в настенные росписи Помпеи и Геркуланума. Восстанавливая Пантеон, начатый Агриппой во времена Августа и разрушенный затем пожаром, Адриан явно задавался целью придать идеальную форму круглому храму.
IIIв. Это памятник времен императора Августа, типичный пример «провющиального» искусства. Она сводилась к уравновешенности цветовых пятен, света и тени. Дворец должен был бы стать монументом, увековечивающим божественность императора. Природа, человеческие деяния исторические события превращаются в простые знаки, символы.
На его создание повлиял обычай времен республики снимать гипсовую маску с лица умершего. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Август полуобнажен, так как было принято изображать в греческом искусстве богов и героев.
Центр деловой жизни Древнего Рима в эпоху Траяна со всем его структурным разнообразием также выступал в роли «монумента», призванного увековечить историю побед римского оружия над «варварами». Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. С IV в. до н. э.
Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. «Отказ от сложившихся в эпоху Антонинов типов портретов, в которых всегда наличествовал элемент идеализации, тенденция к беспощадной правдивости, стремление найти и передать самую сущность портретируемого, обнажить её, не останавливаясь перед её порою отрицательными и даже отталкивающими чертами, — таковы особенности нового направления в скульптурном портрете начала III века н. э» При предпоследнем императоре этой династии, Гелиогабале, наблюдается возвращение некоторого интереса к живописности Антонинов. Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Но все же римские скульптуры намного отличались от греческих. Позже она распространяется все сильнее из-за огромного количества в Риме мастерских.
В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В постановке фигуры используются мотивы эллинистических мужских фигур школы знаменитого греческого мастера Лисиппа. Римская империя пала, но ее культура оставила неизгладимый след в истории человечества. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (190 г. н. э. ), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов.
Правую руку он поднял в повелевающем жесте, левой поддерживает императорскую тогу. Техника эта очень древняя, она была известна уже египетским и критским мастерам.
Некоторые вазописцы подписывали свои росписи и благодаря этому мы знаем, например имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Римская империя распадается. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. Ватикан) и Нервы (Рим.
Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался.
В VII--VI вв. Все завоеванные территории превращались в провинции – поместья римского народа. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
Вальдгауэр говорит об «импрессионистичности», а также о «барочности» этой скульптуры, об архитектурном характере использования форм. Сцены борьбы и побоищ отличаются большей жесткостью. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. Налицо подражание греческим портретам.
Более частыми стали изображения бытовых сцен. Этот поэтический настрой ведёт к нарушению классических канонов. Ватикан) и Нервы (Рим. является подлинно реалистическим. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции).
Второй стиль отличается более сложным характером: в верхней части стены, над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины» с сюжетами преимущественно на мифологическую тему, фоном для которых служат архитектурные или пейзажные построения. На них изображены мифологические сцены — меланхолические, эротические и вместе с тем иносказательные, поданные в нарочито лирическом ключе.
А что касается портретов женщин, молодых людей или детей, то их можно было встретить только на надгробных стелах. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. Весь многофигурный фриз (более 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска – победителя.
Подобное искусство быстро превращается в официальное ибо самим власть имущим хочется выглядеть так, чтобы внушать больше почтения своим подданным. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф плюс строительный раствор и отделка кирпичом. Речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Она создает иллюзорно-живописные эффекты и непосредственно передает эмоции.
Эти росписи основаны на подражании эллинистическим образцам. н. э. ) создана спиралью рельефов с рассказом о военных подвигах императора. до н. э., Флоренция, Археологический музей). Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Уподобляясь реальности история изображенная на колонне, полна света и тени.
Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени. Но тем временем, особенно с распространением христианства, утверждается и одерживает верх другая точка зрения, точка зрения «подданного», который в истории играет роль скорей терпящего, чем действующего лица, скорей страдающего, чем торжествующего героя.
В изображении сада на вилле Ливии в Риме мы находим настоящий «инвентарь» растений, воспроизведенный художником по памяти: ему хорошо известна форма каждого отдельного дерева или куста и он с уверенностью ее воспроизводит. Мода на саркофаги с сюжетными рельефами стала утверждаться при Адриане. Даки предстают перед нами смелыми, храбрыми, но не организованными варварами. 05.
Это уже не таинственное присутствие мифологического существа, а вымоленное и ниспосланное чудо, сверхъестественное вмешательство в дела людей. IV— н. IIIв.
Отец близнецов Марс спас своих сыновей и их выкормила посланная богом волчица. Это читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (конная статуя 160-е – 170-е гг. В основе статуи Августа лежит классическая скульптура школы Поликлета. Они как бы застыли друг возле друга.
Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты. Огороженная со всех сторон большая площадь имела двухъярусную колоннаду, с двух сторон она ограничивалась форумом Августа и базиликой Улыпя, третья сторона состояла из двух больших дугообразных кирпичных оград, с четвертой стороны находился ряд «таберн» (лавок) с нишами и окнами.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п. Iв. «В годы зрелой и Поздней республики формировались различные типы портретов: статуи римлян, закутанных в тогу и совершающих жертвоприношение (лучший образец — в Ватиканском музее), полководцев в героизированном облике с изображением рядом военных доспехов (статуя из Тиволи Римского Национального музея), знатных нобилей, демонстрирующих древность своего рода бюстами предков, которые они держат в руках (повторение I в. н. э. в Палаццо Консерваторов), ораторов, выступающих с речами перед народом (бронзовая статуя Авла Метелла исполненная этрусским мастером). в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная женская.
Траян появляется на ней 59 раз. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Эта скульптура уже не «импрессионистична», а «экспрессионистична».
В изображении сада на вилле Ливии в Риме— прямо настоящий инвентарь растений. Антиклассицизм колонны Марка Аврелия, воздвигнутой в последней четверти II в. на Марсовом поле (ныне площадь Колонны), носит почти полемический характер. Фигуры представлены неподвижными, почти без жестов.
Стилю императорских портретов подражали и частные. На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. Это одновременно и земля для изображенных сверху и небеса для изображенных снизу событий. Использован метод выразительных свойств архитектуры. Гораздо позже стала ощущаться потребность в украшательстве города.
Только в области реалистического портрета римляне использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Второй стиль древнеримской живописи более сложный: над цоколем изображается архитектурная перспектива, в которую вписываются «картины», обычно на мифологические сюжеты, с архитектурными или пейзажными фонами. При возведении стен нового города между братьями вспыхнула ссора и Ромул убил Рема.
до н. э. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (3 в. н. э. ). К тому же, чем больше подрывалась их реальная власть, тем больше цеплялись они за внешние проявления иерархического превосходства. И их здания, называемые термы Каракаллы, занимали огромные территории. Базилика имела фундаментальное значение для общественной жизни, служа деловым центром.
Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Здесь нет ритма, а есть только интонации. 100г.
«Во времена расцвета Империи создавались в честь побед монументы-трофеи. Другое подобное произведение хранится в базилике Санта Мария делла Виттория. Украшенная портиками ограда, шедшая вдоль храма, образовывала две обширные площадки (экседры). В третьем-втором веках до н. э. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя.
В отличие от древних греков, римский скульптурный портрет был бияьш связан с культом предков. В любой скульптуре (особенно если она должна находиться под открытым небом) степень освещенности зависит от погодных условий, наклона и отражающей способности поверхности. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. В портретах собственно императора видно стремление к продолжению стиля II века, что совпадало с его политической линией— позиционировать себя как законного наследника дома Антонинов. Вероятно, это работа копииста. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека.
Там происходили цирковые состязания. В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Пейзаж передается деталями— волной или куском стены.
В римском обществе более важным становится и частное жилище, типология которого зависит от материальных возможностей и общественного положения заказчика («Золотой дом» Нерона— императорский дворец городской дом патрициев— домус многоквартирные дома-инсулы в Остии). На длинном, двухсотметровом, полотне ленты помещено свыше двух с половиной тысяч фигур. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
Идеология обожествляет императора и государство, личность отождествляется с её местом, причём поскольку ранг опознается по одежде, к ней— больший интерес, чем к лицу модели. В пейзажах и особенно портретах образ утрировался для большего правдоподобия. Базилика Юлия, репрезентативное и функциональное святилище римского закона было большим и имело 3-рядную колоннаду, образовывавшую две аркады. Духовный кризис (который выражается, в частности, в заимствовании восточных культов и интересе к христианству) выражается в поиске, отражающемся в портрете.
В известных изображениях Октавиан Август изображен в военных доспехах полководца. Период Римской империи считается временем подлинного расцвета древнеримского искусства. С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. В Риме (и это одна из последних императорских построек) Диоклетиан воздвиг огромный комплекс терм, превосходивший даже термы Каракаллы.
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Монументальная скульптура принимала формы, отличные от эллинских. Фигуры размещены в виде «гирлянды», визуально связанные на плоскости ритмикой изображения конских ног. Орхестра постепенно утрачивает своё значение, превращаясь в vip-места.
В их число входят бронзовая голова мальчика (к. Пантеон был возведен при императоре Адриане (117-138г. г. ). Различаются примерно четыре стиля настенных росписей. В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее.
Рельефы Арки Тита уже далеки от классицизма Августа. Все сооружение покоится на высоком основании (подиуме), чем подчеркивается архитектурное значение фасада, вырисовывающегося на фоне неба как грандиозная декорация. Не игнорирует она, как подтверждает трактат Витрувия и этрусские традиции, включая их в идеал древнего искусства. Верхняя часть расчленена пилястрами (прямоугольными выступами) из цветного мрамора.
Статуя как и греческая была раскрашена. Идеология обожествляет императора и государство. В сооруженной им близ Тиволи вилле ему хотелось передать впечатления о монументах, вызывавших его восхищение в Греции и Египте (Морской театр, Каноп, долина Темпе, Лицей, Академия и т. д. ). Древние скульптуры, созданные в 3 веке, впитали в себя идеи, мысли людей того времени.
Период правления Октавиана Августа античные историки называют»золотым веком» Римского государства. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город. 200-метровая лента показывает эпизоды двух кампаний в Дакии. Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Жили они, правда, не в Риме, а в «стране варваров», в Нарбонской Галлии, где находится мавзолей Юлиев (в Сен-Реми). Для древних живопись являлась средством передачи образов и, как таковая, не должна была обладать корпусностью и пластической грузностью. В годы Августа портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивали в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Как выполняется это назначение, видно на примере большой криволинейной стены театра, в которой повторение одного и того же компонента (арки) создает впечатление правильно расчлененной и архитектурно организованной массы.
Император Максенций, «conservator urbis suae», возводит Новую базилику, которая получит затем название базилики Константина. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. Абсолютное тело атлета в момент наивысшего напряжения-- любимая тема Мирона. Те же самые основные схемы древнеримской архитектуры перерабатываются или, вернее, при меняются по-новому, но со строгим соблюдением устоявшейся формы. «Портретисты по-новому стали трактовать глаза: зрачки, которые изображали пластически, врезываясь в мрамор, теперь придавали взгляду живость и естественность. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань.
Его изобразили в обычной и естественной позе. Использование бетона позволило архитекторам возводить сооружения огромных размеров. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. Во время же расцвета Римской Империи каждый император привносил в искусство что-то новое, что-то свое, а вместе с искусством изменялась соответственно и скульптура.
Древняя мраморная скульптура императора Каракаллы лишена сдержанности. Один из художников, называющий себя «афинским», оставляет свою подпись под монохромной картиной на мраморе «Женщины играющие в кости». Но в области архитектуры провинция давно уже затмила столичное строительство. Правдиво передан характер хитрого и злого человека, не знавшего сочувствия к людям. Большинство квартир в инсулах были неотапливаемыми, малоосвещёнными.
Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.
Подобный метод изображения отталкивался, очевидно, не от «натуры», а от представления о типе лица, с тем, чтобы приблизиться затем к «натуре». против даков. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Фигуры намечены обобщённо, свет падает резко. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме.
Колебания и зачатки совсем другого стиля заметны в портретах его сыновей— Геты и Каракаллы. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Римляне не имели представлений о пространственности, которые заранее бы диктовали облик планируемого здания. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов.
Ярким образцом последнего является скульптурный портрет императора Августа (рис. Но сам контур является не столько линией, нарисованной на поверхности стены, сколько границей между двумя цветовыми зонами, от которой в значительной мере зависит их соотношение. Рим стал торжественным символом государственной власти. Основу инженерно-технической системы римлян составлял не мраморный блок (как в Греции), а туф, скреплённый строительным раствором и отделка кирпичом. Туф – легкая, сцементированная, пористая горная порода.
н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Они улучшали бедняцкие кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади. Сами бани были снабжены сложным техническим оборудованием для сохранения и распределения горячей и холодной воды огромные купальни (тепидарий, кальдарий, фригидарий и т. д. ) имели чаще всего сводчатые или купольные перекрытия, поддерживаемые колоннами, облицованными цветным мрамором. Каждую четвертую осень на Акрополь поднималась торжественная процессия граждан.
Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Амфитеатр Флавиев— Колизей, стал символом города. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. Через замкнутый перистильный дворик между двумя библиотечными зданиями (одно для латинских, другое для греческих книг) шел ход к лестнице и в пронаос храма Траяна (воздвигнутого Адрианом), фронтон которого становился монументальным центром всего этого наслоения архитектурных пространств.
Для них самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Большие пространства в помещениях заняты декоративной росписью и скульптурами. Она послужила образцом для создания различных конных памятников во многих странах Европы. Это известная композиция в античном мире: композиция статуи Зевса Олимпийского (5 в. до н. э. ) из золота и слоновой кости исполненная Фидием. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж). Появление рельефа в основном граничит с обычаем ставить надгробные памятники. Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума.
Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины ит. п. ) впервые появляются в портретах императоров. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это»).
Художник стремится не к выдумке, а к живому и точному повторению известного образа. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Скульптура Римской Империи. Рим был торжественным символом государственной власти, как и позже, при папах.
Т. н. Возьмем, например, «Морской порт». Лишь к середине 7 века до н. э., когда римляне колонизировали Грецию, они познакомились с художественными приёмами греков.
Хотя оно пользовалось достижениями эллинистического зодчества (с его разработанной пространственностью), все равно оно проводит в жизнь свою концепцию, с новым подходом к пространству и архитектурной форме. Мы уже видели, что в древнеримской архитектуре стене отводится роль разграничителя пространства кроме того, она оказывает воздействие на находящуюся перед ней воздушную среду. Главная героиня произведения – Святая Тереза, погруженная в состояние духовного озарения. Над всем этим берет верх дух истории.
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Войны Рима велись почти постоянно, периоды мира были редки и кратки. Её вылили из бронзы примерно в 170 году.
В качестве покрытия употреблялись также кирпичи (opus latericium). Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листами бронзы. Дворец был разрушен Веспасианом, однако роль в развитии римской архитектуры сыграл. Скульптурный портрет того периода развивался в нескольких художественных руслах.
Высота колонны более 30 метров, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. и сер. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Особого блеска во 2 в. достиг рельеф.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. после покорения Греции Римом. В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город. Внутрь храма с его статуей Афины войти могли лишь жрецы. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики).
до н. э.
Практически все представления проходили в жанре состязаний поэтов и музыкантов. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. Обычные пропорции не используются.
События не подразделяются на кульминационные, движение оживленные— но не резкие. Колористическая гамма построена на легких, слитных, прозрачных цветах. Архитектуру питали практические и идеологические интересы республики, вот таким образом прогресс строительной техники шёл так быстро, в особенности касательно конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря).
Рим – не исключение. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет.
Из всего рассмотренного видно, что скульптура развивалась в рамках своего времени, т. е. В это время— конце III— начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени. С более поздними эллинистическими образцами связаны эпизоды настенных росписей с изображением, например, обряда бракосочетания в «Свадьбе Альдобрандини», возведенные в конце XVI в. в ранг шедевра после их обнаружения при раскопках. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта.
Были среди музыкантов и певцов те, кого увековечивали в скульптуре. Изначально древнеримская скульптура ограничивалась исключительно портретом. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят сам Рим. «Провинциальное» искусство позднеантичного времени является как раз искусством «подданных», почитающих и прославляющих символы власти, которые в действительности существуют только в силу самой их символики.
Форум Августа становится примером для других императорских форумов. Повторение по всему эллипсу одной и той же системы—арок, пилонов, полуколонн – обеспечивает, благодаря криволинейности объема амфитеатра, постепенный переход от света к тени. На них мы можем видеть картины битвы римлян и варваров. В театре Марцелла (IIв. Эмоции даков открыто выступают наружу. Римляне, ценившие шедевры эллинской пластики, порой относились к ним с фетишизмом. Элемент колоризма, хотя и не выраженный в красочном разнообразии, включается, таким образом, в пластическую структуру формы.
Построенный на южных склонах Палатииа, он служил как бы театральным фоном для одного из главных въездов в город Аппиевой дороги. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Вся фигура воплощает в себе идею величия и мощи империи. Римские скульптуры намного отличались от греческих. В самой скульптуре Рима формируются предпосылки для точного изображения человека. Он считает, что «в этом искусстве чувствуются задатки того стиля из которого вышли поразительные портреты в готических соборах Франции и Германии, в них есть варварский элемент, предвещающий во время разложения антика возрождение нового искусства».
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Все эти объемы, выпуклые снаружи и полые внутри, организуются куполом.
В 16 веке великий Микеланджело поместил свою работу на Капитолийском холме в Древнем Риме. Нередко зрителям демонстрировались цирковые номера, театральная пантомима и сольные или групповые танцы. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн.
Классическое искусство по-прежнему, однако, является основой придворного стиля, который во времена императора Адриана (117—138) переживает новый подъем, главным образом благодаря личной заинтересованности в нем самого императора. Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти. С конца III в. до н. э. Установившийся «римский мир» стимулировал высокий подъем искусства и культуры. Но на самом деле, особенно с распространением христианства, утверждается точка зрения «подданного», который в истории больше терпит, чем действует.
Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи». – М. : Высшая шк., 1990. При создании портретов художник также отталкивается от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями, вызывающими представление об индивидуальных чертах того или иного лица. Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Стоит заметить, что музыкой увлекались все, включая римских императоров.
Саркофаг (170 год)Но искусство начинает возносить власть, делать её божественной и вечной. Тут чувствуется определённое обращение к традициям портрета времени Августа. Огромный дворец, построенный Нероном на обширной площади между Эсквилином, Целием и Палатином, так называемый «Золотой дом», представлял собой огромный комплекс построек, окруженных садами и сгруппированных вокруг большой восьмиугольной постройки, расположенной в центре. Они начинают изображать глаз рельефными средствами зрачок (с использованием бурава) и радужная оболочка (линией). В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Если греческая Ника представляла собой крылатого гения, вестника благорасположения богов, то римская Победа изображалась в виде задумчивой, пишущей женщины.
Термы были построены в начале III века н. э. Обычные пропорции здесь уже ни к чему. Величина изваяний (5, 50м – 5, 80м) также свойственно искусству этого времени, стремившемуся к монументализации». Памятники римской культуры II-I вв.
Победы и неудачи, жестокость варваров и насилие римлян находят в нем одинаковое отражение. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Самым ранним древнеримским портретом принято считать бронзовый бюст Юния Брута.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. Римский форумЭта площадь служила центром общественной жизни. Усиливается различие между официальным придворным искусством и прочим. Это образ немолодого человека с нестандартным лицом.
Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. Другая разновидность августовской архитектуры— триумфальная арка (например, в Римини, Аосте, Сузе), ведущая историю от этрусской арки, дополненной классическими элементами.
Император Август, по Светонию, принял Рим кирпичным, а оставил мраморным. Это экран для проецирования различного рода образов. Его панцирь украшен аллегорическими рельефами, плащ перекинут через руку, державшую копье или жезл. Волнообразное движение краев ленты рельефа следует ходу соподчиненных друг другу эпизодов. Купол был подобен небосводу. Возникают, таким образом, очертания новой эстетики.
«Круглая скульптура в годы адриановского классицизма во многом подражала эллинской. Признается его воспитательная роль. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.
Скульптор же пренебрегает подлинными пропорциями и изображает стену в виде чуть более высокой, чем сами фигуры, ограды. Развивается она рывками от одного драматического всплеска к другому. Мощное культурное движение начинается в Риме в конце третьего века до н. э. Замечательный образец такого рода росписи хранится в Эрмитаже.
«Великолепный памятник времени поздних Флавиев — бюст молодой римлянки из Капитолийского музея. Древняя функция городских ворот переводится в них на язык чистой декоративности. до н. э., Национальная библиотека, Париж), бронзовую голову юноши из Фьезоле (IIв. Со времен Цезаря сохранились храм Весты и так называемый храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме республиканского периода).
Стена разделена по высоте на два яруса. В развитии искусства Позднего Рима можно более или менее отчетливо различить две стадии. Сеттицоний Септимия Севера (разрушенный в конце XVI в. ) отличался чередованием ярусов (возможно, семи) аркад.
Им украшали форум Траяна и известную мемориальную колонну. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры.
В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. Другой великолепный образец росписи--килик Эксекия. Рим украшало немало статуй богов: Юпитера, Ромы, Минервы, Виктории, Марса.
Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост.
до н. э. Здесь в честь покровительницы города — богини Афины отмечался праздник Панафинеи.
События лишь слегка волнуют неподвижную гладь невозмутимой поверхности истории. Рельефы пролета арки Тита (конец I в. ) уже далеки от строго классического искусства эпохи Августа. Рельефы Арки Константина— сугубо провинциальны, почти ремесленны. Третий стиль древнеримской живописи («плоскостный»)— также со сложными архитектурными построениями, но здания уже фантастические, отличаются графичностью, нежностью колорита. Этот поздний период открывает колонна Антонина Пия.
Фигура императора в позе военачальника и оратора выражает спокойствие и самообладание, черты лица даны одновременно в характерной и обобщенной форме. На сегодняшний день полностью не сохранилось ни одно из зданий, построенных в эпоху Древнего Рима. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Амфитеатр на 45 тыс. Фасад здания оформлялся более пышно, а к входу вел подъём (обычно каменная лестница).
Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны — 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр — 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Их образы являлись очень выразительными.
Цирковые состязания, которые там происходили, одновременно были и «триумфальным шествием», постоянно разворачивавшимся на глазах у публики. Окраска стен придает внутреннему помещению особое цветовое звучание.
Нерон, видимо, ориентировался на восточную теократическую традицию, хотел создать «дворец солнца». Появляются гигантские статуи, например, «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ.
Этот процесс получает интенсивное развитие в 3-4 вв. Амур на дельфине у его ног напоминает о божественном происхождении Августа (дельфин – атрибут Венеры, которую род Юлиев считал своей божественной прародительницей). до н. э. весьма не многочисленны.
Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по источникам. Война была неотъемлемой принадлежностью римского образа жизни. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Создавались как бы типичные эталоны.
Вместе с развитием архитектуры Рима развивается и скульптурный портрет. Это, например, так называемый Брут, выполненный из бронзы. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. Гигантские статуи— «Колосс из Барлетты» и Колосс Константина— лицом и позой скорее боги, чем люди. Эти контакты становятся все более частыми во II в. до н. э.
На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизни». начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Чернофигурный стиль достиг особого расцвета в Афинах. На вершине колонны находилась бронзовая позолоченная статуя.
Каменные стены повсеместно облицовываются кирпичом или мрамором. Древний Рим станет, таким образом, местом встречи и смешения разных стилей, что приведет к растворению языка классического искусства, с его отчетливо выраженной познавательной тенденцией, в «лингвистическом плюрализме», насыщенном новыми устремлениями поздней античности.
Идеализирующее направление, характерное для официальных императорских портретов, ориентируется на эллинистические статуи богов и царей, вот таким образом, в отличие от августовских, они менее строги и более свободны. Если эволюцию древнегреческого искусства историки подразделяют на становление (архаику), расцвет (классику) и кризисный период (эллинизм), то развитие древнеримского искусства приобретает новые черты во время смены императорской династии. Он не прибегает к тонко рассчитанной игре светотени, этому любимому приему эллинистической культуры для создания иллюзорной глубины пространства, а помещает отдельные фигуры в виде гирлянды, «связывая» их на плоскости с помощью ритмически повторяемого движения поднятых конских ног. Это уже не взгляд со стороны на события и даже не нравоучительное их описание, а полная драматизма попытка истолкования их исторического значения.
Художественные образы скульптур древнего Рима вдохновляли творцов периода Возрождения.
Арка выступает в качестве перекрытия и имеет вид полукруга. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит. Несущая структура первых трех ярусов была облицована травертином, забутовка выполнена из туфа. Они делали бюсты и статуи огромные во весь рост. При этом еще сохраняется простота композиции и строгость построения.
до н. э., Лувр). Мужественная фигура с мускулистым телом и обнаженными красивыми ногами напоминает скульптуры богов и героев древней Греции. Живопись и изготовление декоративных предметов также тесно связаны с этрусскими корнями. Первый прославился тем, что написал поэму «Энеида», которая очень напоминала «Илиаду» Гомера. Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Задняя стена (скена) становится архитектурным строением.
Требовался новый, более наглядный и брутальный стиль. Её не идеализируют, а точно передают изображаемый типаж. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы".
Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Она отображала мощь, организованность, выдержку и дисциплину римского войска – победителя. К тому же они отличаются графичностью и вместе с тем нежностью колорита. На барельефе изображено около 2. 500 фигур.
Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Город был построен и назван в честь Ромула Римом, а сам Ромул стал первым его царем. до императора Константина). Образцом ей служила колонна Траяна: повествование разворачивается на ленте, обвивающей колонну, один эпизод непосредственно переходит в другой, а фигура главного действующего лица—императора—повторяется много раз (но всегда в позе умиротворителя, а не бойца).
Особое внимание привлекают глаза: глубоко посаженные и небольшие они излучают природную хитрость и остроумие императора. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. На небольших досках, которые в I — V вв.
Форум, таким образом, представлял собой нечто большее, чем просто биржу или рынок. Римский скульптурный портрет считается выдающимся достижением древней культуры. Например, была продумана система очистных сооружений, водопровод, военные машины, лагеря. Она изображает политического деятеля (магистрата), одетого в тогу и стоящего в классической позе оратора надпись на кайме одеяния указывает, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.
выше). Более поздними эллинистическими образцами навеяны эпизоды росписей, например, «Альдобрандинская свадьба». При этом каждый император старался запечатлевать в облике города след своего правления.
Задача искусства любой империи – возвеличивать императора и державу. Это просто место, где происходят те или иные события. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Мастер изобразил Августа-оратора, обращающегося к народу. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Стена сохраняет характер предположительно существующего или воображаемого пространства.
Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим).
Насквозь проникнутый римским духом, Витрувий не может игнорировать отечественную традицию, благодаря чему он возводит в ранг «ордера» также этрусскую и тосканскую архитектуру, подтверждая, таким образом, свое намерение обогатить греческим эстетическим опытом строительную практику этрусков и римлян. Образ становится более одухотворенным и утонченным, глаза как бы созерцают зрителя. Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров.
В портретах пожилых римлянок оппозиция классицистической манере выступала сильнее. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Цирковые состязания представляли собой, вот таким образом большой парад, своего рода «триумфальное шествие», постоянно разворачивавшееся на глазах правителей в населения Древнего Рима.
Существуют 4 стиля настенных росписей. В «банный корпус» вело четыре входа через два центральных входили в крытые залы. Август изображен в образе полководца с высоко поднятой рукой, в которой он держит жезл. Вот большая мраморная статуя императора Августа (27 до н. э. — 14 н. э. ) из Прима-Порты, которая выставлена в Ватиканском музее.
Это и императорский дворец (огромный комплекс с обширными садами, как, например, «Золотой дом» Нерона) и городской дом патрициев и сдаваемые внаем комнаты в многоэтажных домах (многие из них сохранились в Остии). Повествование в свою очередь развивается волнообразно.
Освещение храма решено отверстием в куполе, «окном» диаметра 9 м, так называемый глаз Пантеона. Римская скульптура – это не только изображение богов и императоров во весь рост.
Пластика скульптурных образов оказывалась сочнее и выразительнее. Мавзолей Адриана (превращенный в средние века в крепость, ныне замок Святого ангела) продолжает в плане схему построения мавзолея Августа, но реализуется она в более внушительных размерах, с учетом его местоположения на берегу Тибра. В 395 г. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Республиканский период Римского государства ознаменовался окончательным формированием архитектуры: все без исключения комплексы (жилые и храмовые) приобретали осевое строение и симметричность.
Памятники римской культуры II-I вв. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке. Тот же самый интерес к истории как к последовательному развитию событий отмечается уже в республиканскую эпоху в барельефах с «непрерывным повествованием», в которых рассказ о каком-либо событии ведется зачастую путем повторения одних и тех же фигур на фоне с иллюзорной глубиной, заимствованном, вероятно, у эллинистической живописи. Стоит также упомянуть бронзовую голову из Бовианум Ветус в Самниуме (IIIв.
Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Искусство, другими словами, могло стать орудием управления.
Большим своеобразием, чем живопись, отличается древнеримская скульптура. На спирально развернутом вокруг ствола большой триумфальной колонны фризе, как на гигантской ленте, последовательно представлены эпизоды двух военных камланий по завоеванию Дакии. Однако и в монументальных портретных образах даже самого императора начинали чувствоваться усталость, философское раздумье».
Несмотря на свой триумфальный характер, оно не щадит никого. Катакомбы Рима — сеть античных строений использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Даже если отбросить риторическое преувеличение, то все равно речь идет о переходе от республиканской сдержанности к официальному «декоруму» Империи. Тут же давались советы по вопросам законодательства. Представляет собой большое инженерное достижение античности.
Августовский классицизм впитывал эллинистические влияния и этрусское наследство. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Древнеримская настенная живопись зависит от эллинистических образцов. Не зря древняя поговорка гласит, что "все дороги ведут в Рим".
Изменения происходили и в пластике прямостоящих статуй. Силуэты создают впечатление глубины пространства. «Особенно ярко это влияние проявляется в героизированных статуях Августа. «Статуя Авла Метелла» (Arringatore, Оратор ок. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит. 02.
Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. В эпоху же императора Галлиена (253—268) пластическое искусство приобретает оттенок ностальгии по строгому классицизму времени Августа, по возведенному в образец искусству добрых старых времен. В этот период окончательно сформировались такие типы построек, как театр Древнего Рима (амфитеатр), акведуки, мосты. Эпоха Августа открывает новую страницу в истории римского портрета». сосуществовали языческие и христианские сюжеты.
Со времени Адриана (2 в. н. э. ) римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаз, зрачок, брови теперь передаются резцом. Первая – искусство конца принципата (III в. ) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи). Многие скульпторы создавали свои шедевры, работая над портретами усопших. От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. Август, хотя и показан в парадном вооружении изображен босым, как греческий бог и герой.
Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы— динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения. Возведенный над ней купол был подобен сияющему небосводу. Изобразительное искусство Древнего Рима в этот период претерпевает существенные изменения. О влиянии римской цивилизации на современность говорится много и везде.
Древнеримский театр также находится в зависимости от древнегреческого, но вместо того, чтобы использовать естественный склон какого-нибудь холма, его чаще всего строили на ровном месте, благодаря чему он имеет вид большого каменного кольца, поддерживающего места для зрителей и открывающего к ним доступ. Важную роль начинает играть задняя стена (скена), которая приобретает подлинно архитектурное строение, позволяющее зачастую создавать иллюзорность глубины пространства.
Расположенная несколько выше базилика Ульпия повторяла, в удлиненном виде, план форума. В четкой последовательности изображались два, три, а иногда и пять человек. Считалось особой честью запечатлеть императора, военачальника или другого политического деятеля на коне (конь был древним символом солнца). На момент изготовления данной работы мастеру было всего 24 года. Эта система позволяет перекрывать большое пространство.
К эпохе императора Августа восходит трактат Витрувия, состоявший из десяти книг: «De re aedificatoria», который может считаться и действительно считался в эпоху Возрождения и неоклассицизма «corpus iuris» древнеримской архитектуры. Древняя скульптура изображает мрачного тирана. Таков, например, портрет Филиппа Аравитянина (Петербург, Эрмитаж).
Это сама История, отмечающая факты и сохраняющая память о них для потомков. Кем же был и откуда происходил этот первый выдающийся мастер древнеримской скульптуры. Характерная особенность скульптуры древнего Рима чётко прослеживается в женском образе. Его предшественников, возможно, надо искать у варваров, в Нарбоннской Галлии— авторы Мавзолея Юлиев (Сен-Реми-де-Прованс), типичного примера провинциального искусства периода Августа. Их образы являлись очень выразительными.
Известно, что у Августа были большие уши, впалые щеки, слабое и сутулое тело. У ног Августа расположился Амур, сын богини Венеры, от которой, по приданию, вел свое происхождение род Августа. «Этико-политическое» недоверие к искусству со стороны консервативных слоев древнеримского общества могло лишь частично коснуться архитектуры, во многих отношениях связанной с практическими и идеологическими интересами республики.
Рельефы на колонне формируют двадцать три витка и достигают двести метров в длину. Очевидно обращение к греческому канону и стремление к государственным соображением. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры обозначают покоренные провинции Галлии и Испании – повествовательный рельеф. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния.
В эпоху Ранней Империи доминируют парадный и официальный портреты. Так в Риме установился художественный плюрализм. до н. э. ) и республиканскую (V в. до и. э. -- I в. до н. э. ) эпохи. Арка могла поддерживать гораздо больший вес, чем штанга и перекладина.
Пол под этим «глазом» имеет едва заметный скат для стока воды. Большой популярности во 2 веке достигает рельеф. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались. «Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа— строгости, простоты и ясности построения».
Круглое здание имеет высоту 42, 7 м и перекрыто куполом 43, 2 м в диаметре. Здесь скульптор явно задается целью по-новому решить пространственную задачу. Римские акведуки часто строились в три уровня арок, нагроможденных друг на друга. Барельефные изображения принимают формы панорам с постепенно развивающимся сюжетом.
На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз изображающий ритуальную церемонию. (Это являлось рудиментом культа предков).
Стремление скульпторов-новаторов такими средствами повысить художественное воздействие своих произведений вызвало в годы Галлиена (середина III в. ) реакцию и возврат к старым методам. Сравнение трех изваяний сидящих императоров: Августа из Кум (Санкт-Петербург, Эрмитаж), Тиберия из Привернуса (Рим. Например, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев: живописный язык отличается эскизностью, живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом с иллюстрации условной схемы. Каменная кладка легка, гибка и дает большое число форм, достигает большой высоты, выдерживает большую нагрузку, удобна для кривых поверхностей. Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». А в 476году Риму был нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам.
В раннехристианских росписях катакомб символические изображения святых вообще не имеют связи с реальным миром. При создании портрета римские художники обычно отталкивались от определенного «типа», который затем наделялся специфическими чертами. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Цицерон поддерживает это более верное суждение. Лишь лицо скульптуры обладает портретным сходством.
Шероховатая поверхность камня хорошо передает обветренную кожу «солдатских» императоров: обобщенная ленка, резкие, асимметрично расположенные складки на лбу и щеках, обработка волос и короткой бороды только маленькими резкими насечками сосредоточивает внимание зрителя на глазах, на выразительной линии рта». Вазам изготовлявшимся в разных городах, присущи только им свойственные черты. История развивается рывками, последовательность рассказа не соблюдается. Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии – вот значение этой статуи в культуре.
Термы Траяна, начатые Домицианом, были воздвигнуты на остатках «Золотого дома» Нерона и представляли собой сложную структуру, в центре которой находилась группа помещений, предназначенных для купания (тепидарий, кальдарий и др. ). Траян был изображен 90 раз. Завоевание Римом Италии не означало конца римской экспансии. Маски хранили у домашнего алтаря. Скульптор же, в традициях древнегреческой пластики, представил его совершенным атлетом.
Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Эта церемония происходила под открытым небом, вот таким образом перед храмом всегда должно было оставаться большое свободное пространство.
Для римлян самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Эту манеру римские скульпторы переняли у эллинских. Август-оратор обращается к народу.
Это образ немолодого человека с нестандартным лицом. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Это обширная прямоугольная площадь, обрамленная портиками, включала храм Марса Ультора3. На них обычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические существа.
Об этом можно судить по храму Юпитера Капитолийского. Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией. Художник, таким образом, воплощает в красках не пейзаж, написанный с натуры, а умозрительный образ природы, для передачи которого особенно подходит та обобщающая, беглая и эскизная техника, в задачу которой не входит непосредственное общение с изображаемыми предметами. За время правления династии Флавиев (вторая половина I в. Н. э. ) в скульптуре мастерам удается совместить яркую индивиду-ализованисть с точностью выражения неповторимого человеческого характера. Скульптурный портрет со временем меняется.
Тема экседры, как и близкая к ней тема апсиды храма имеет восточное происхождение. В течение длительного времени Рим представлял собой не что иное, как совокупность поселений, разместившихся на холмах. Траяна изображали девяносто раз. Колонна Траяна (113г.
Лишь лицо обладает портретным сходством: спокойный взгляд, характерная челка. В «Триумфе Тита» силуэты запряженных в квадригу коней создают впечатление глубины пространства, едва намеченные фасции ликторов разрезают поверхность фона, наводя на мысль о его воздушности и Объёмности. н. э.
она очень сильно опиралась на своих предшественников, а также на греческую. Если абстрагироваться, то можно было предположить, что всё это яркая ткань. Колонна располагается на цоколе с ионической базой, украшенной лавровым венком. С 40-х гг.
в Египте помещали вместе с мумией в саркофаг (так называемые «фаюмские портреты»), лица чаще всего изображались в фас с широко раскрытыми глазами, как бы свидетельствовавшими об их жизни. Лицо Августа носит портретные черты, но тем не менее несколько идеализировано. Внутренний дворик домуса (Помпеи)В многоквартирных домах-инсулах проживало много семей.
В подобных работах несомненна связь с греческими портретами раннеэллинистического времени. Это многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Стилю императорских портретов подражали и частные. Влияние востока чувствуется в роскоши отделки, декора, садов избыточности планировки. Оно то убыстряется, то замедляется, но никогда не останавливается.
Основу инженерно-технической системы древних римлян составлял не прямоугольный мраморный блок, как в Греции, а такой неброский, податливый и скромный материал, каким является туф в сочетании со строительным раствором, состоявшим из смеси цемента со щебнем различной величины (opus caementichim) и покрывавшимся зачастую слоем камней неправильной (opus incertum) или ромбовидной (opus reticulatum) формы. Точно так же дно бассейна, благодаря прозрачности воды, обуславливает цвет водной глади. В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в).
Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Таким образом применяется выделение той или иной физиономической особенности. На плечах у него львиная шкура, в правой руке дубина, в левой волшебные яблоки, возвращающие молодость. Чаще всего это были изображения жены и дочери принцепса, в мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков представали наследники престола.
Амфитеатр на 45 тыс. Зато интерьер являлся образцом технического совершенства и роскоши.
Доказательством этого является наличие в пределах самих терм Каракаллы «митрейона», то есть святилища, посвященного восточному культу. Наибольшей известностью пользуется его мраморная статуя из Прима Порта. Великолепен портрет ростовщика из Помпей. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла.
В пейзажах применяются приёмы для иллюзорной передачи. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Но если греки ваяли богов и мифологических героев, то у римлян появляются скульптурные портреты конкретных людей.
Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. отличается противоречивостью и борьбой стилистических направлений. Это тем более верно, что в отношении новой скульптуры говорят уже не об «импрессионизме», а об «экспрессионизме»—для того, чтобы подчеркнуть, что она не передает нечто увиденное та то, что можно увидеть, а делает зримым то, что таится в глубине уши. Перед нами не творец, а музыкант, педантично следующий указаниям партитуры. Арка приводит к изобретению купола. Уже в VIII—VII веках до н. э. Это чётко прослеживается в бронзовой статуе оратора изготовленной в честь Авла Метелла.
Строительство терм началось в 298 г. В 305 г. они были освящены в честь Диоклетиана. Быстрая техника резьбы пригодна почти для серийного производства. Здесь нет больше иллюзорной глубины, объединяющей все в световоздушном пространстве фон гладок, высокорельефные фигуры крепко спаяны воедино соотношением массы коней и всадников с незаполненным пространством. Самые известные поэты Рима – Вергилий и Гораций. То, что ее тематика восходила к определенным образцам, часто воспроизводимым по памяти и с некоторыми отклонениями, вело к эскизности, беглости в работе и быстроте исполнения.
Его изобразили в обычной и естественной позе.
Может изображать как одного покойного, так и парные супружеские портреты (например, Саркофаг Лартии Сейанти из Кьюзи Саркофаг супругов из некрополя Бандитачча (Черветри), музей Виллы Джулиа). С тех пор почти все императоры стремились к тому, чтобы в облике города сохранился заметный след их правления. Это скульптор добился, подчеркнув глаза резко обозначенными зрачками.
Основой архитектуры Рима была арка, которая дает цилиндрический свод и крестовый свод. до н. э. ). Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Массовое производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к этому и не стремились. с. 264.
Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Скульптору удалось виртуозно передать величественный покой, уравновешенность композиции. План этот был осуществлен не полностью, лишь позднее, во времена Августа и Агриппы. Изобразительное искусство Древнего Рима развивалось в несколько этапов, которые соответствовали периодам исторического становления самого государства. Форум Августа кладет начало целому ряду императорских форумов.
Император Диоклетиан строит свой дворец не в Риме, а в Сплите. Эмоции даков открыто выступают наружу. При изображении в скульптурах, римских императоров их часто идеализировали. Имея в своей основе криволинейные формы (в плане – экседры, апсиды, ротонды в разрезе – арки, своды, купола), древнеримская архитектура стремится к свободному развитию в пространстве путем чередования масс с незаполненными, но соподчиненными и архитектурно организованными пространствами. С IV в. до н. э.
В области строительных приемов вклад древних римлян носит значительный и глубоко новаторский характер. Как и в области скульптуры, провинциальные веяния отраженно воздействуют на столицу, способствуя возникновению в III в. архитектуры, все чаще стремящейся к достижению значительных пространственных эффектов и в которой обильные, яркие росписи приобретают, в силу своего художественного воздействия, также и структурное значение. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают. С IV в. до н. э. Провинциальное искусство поздней античности— и есть искусство подданных.
В театре Марцелла (II в. до н. э. ) три архитектурных ордера сменяют друг друга по восходящей линии: от тосканского, наиболее массивного, до ионического и коринфского, более легких и изящных. Цезарь разрабатывает генплан, узаконивая его постановлением de urbe augenda («О процветании города»), который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий. Так, например, художник наверняка не испытывал недостатка в образцах для бронзовой Марка Аврелия (ныне на площади Капитолия), но все же главное, что он обращает внимание, —это контраст между массивным объемом корпуса и порывистым движением ног коня, между громадой его тела и живописной проработкой волос и бороды всадника и его плаща.
Обращаясь к восточной теократической традиции, Нерон, видимо, хотел превратить собственную резиденцию в «дворец солнца». Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину.
Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Пол храма выложен мраморными плитами. Термы и арены являются данью мастерства великих строителей Рима.
Это находит свое отражение как в быстроте лепки (легкими касаниями шпателя), так и в нежных, сочных светотеневых переходах. Многие римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на Форуме.
Для истории Римской империи смутное время III века н. э. «В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских». Находясь на одной оси с императорскими форумами, Колизей завершал монументальную перспективу, связывая ее с крупными строительными комплексами Палатина, Целия и Аппия. Следующий период начинается с правления Диоклетиана.
Скульптура должна была прославлять человека и его потомков. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Вообще, само понятие монумента, такое важное для всей римской архитектуры, «граничит с желанием установить конкретную связь между историческим прошлым, настоящим и будущим, выразив, в осязаемых и непреходящих формах незыблемость идеологических устоев»2. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом.
Глядя вверх на летящую ласточку и указывая на нее рукой, юноша говорит: «Смотри: ласточка. » Сидящий рядом с ним мужчина, повернувшись, чтобы увидеть птицу, подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом. » А мальчик, подняв руку, восклицает: «Вот она. » И мужчина завершает разговор: «Уже весна». На многофигурных рельефах раскраска продолжала сохраняться. В этом храме находился тайник с символами империи.
При всем разнообразии сюжетов везде господствует человек как основная тема художника. Используя арки, римляне могли строить свои города на больших территориях, в отличие от греков, которые вместо арок использовали штангу и перекладину (балки с опорой на две колонны). – греческими скульпторами. Древняя скульптура императора Веспасиана поражает своим реализмом. Тем не менее, оно сыграло немаловажную роль в развитии древнеримской архитектуры.
Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. с пол. Многофигурная композиция, состоящая из более двухсот фигур, подчинена единой идее. Изображение зрачка становится общепринятым. Он находится в Копенгагене в Ню-Карлсбергской глиптотеке.
Существовал древний обычай снимать с умерших посмертные восковые маски. Во II в. до н. э. Помимо своего прямого назначения и сопутствующих служб (лечебного, развлекательного, спортивного характера), это огромное и сложное сооружение имело назначение более широкое, хотя и менее определенное. Обрабатывая тем или иным способом поверхность (придавая ей гладость, шероховатость, неровность и т. д. ), скульптор обуславливает ее способность принимать, поглощать, направлять, отражать или рассеивать свет, то есть проделывает работу, аналогичную той, которую выполняет художник с помощью красок.
Скульптурный портрет со временем меняется. В VI в. до н. э. Здесь встречаются вставки иногда чёрного цвета, с контурными фигурками.
к примеру портрет императора Вителлия). Особое идеологическое значение он приобрел на тысячелетия.
Чуть прикрытые широкими верхними веками, они смотрели меланхолично и печально. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. канопы, чьи навершия выполнялись в форме человеческой головы (например, канопы из Кьюзи, Четоны, Солайи), а ручки выполнялись в форме человеческих рук.
Освещавшиеся солнечными лучами, такие прически казались массой живых волос. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. Вставшие на дыбы кони, могучие юноши, держащие поводья, показаны в решительном бурном движении» Ваятели тех лет стремились, прежде всего, поразить человека. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск.
Снаружи прямоугольный пронаос перспективно организует цилиндрический объем здания. Поверхность мрамора начинают полировать, отчего сильнее становится различие между кожей и волосами. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Сеттиционий Септимия Севера отличался чередованиями ярусов и имел возможно 7 аркад. Движение к натуре идёт от общего к частному, не заботясь о реальности.
Главное новшество— скульпторы изобретают способ изображать взгляд, в то время как ранее он просто рисовался краской (и вот таким образом в большинстве случаев предшествующие портреты нам кажутся «слепыми»). В качестве трофеев в Рим вывозились и скульптуры.
В конце столетия чётко просматриваются черты изменения стиля. Собственно, о римских скульпторах ничего неизвестно. В сцене изображающей переход римских войск через реку, помещен речной бог. В годы второго периода расцвета римского искусства – во времена ранних Антонинов – Траяна (98-117) и Адриана (117-138) – империя оставалась сильной в военном отношении и процветала экономически. Исторический центр Древнего Рима не является плодом единого замысла.
Развитие портрета III века н. э. Храм построен из камня, кирпича и бетона. Памятником, открывающим этот поздний период, является колонна Антонина. Движение шло, таким образом, от общего к частному, но не вступало в контакт с реальностью.
43). Искусство Римской Республики. Типичным элементом городского убранства становятся отдельно стоящие арки, которые часто носят монументальный характер и воздвигаются для прославления того или иного лица (триумфальные арки). Единственные примеры— изображения, включенные в настенные росписи Помпеи и Геркуланума.
Может случиться, что разные контексты и цели приведут к постепенному изменению и искажению первоначального значения слов. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но малоорганизованными варварами. Но самым замечательным является тот факт, что скульптор изобразил и мельчайшие детали (напряжённые жилы и вены на шее, пересекающие лоб морщины), говорящие о силе и непреклонности государственного лидера. Практически в каждом римском доме подобные маски предков сохранялись годами. Состоит она в использовании смеси извести с мраморной пылью.
Искусство возносит власть на недоступную высоту, делает её божественной и вечной. То же, что отличает архитектуру Колизея с его мощной массой, открытой окружающему пространству, от замкнутой глыбы Пантеона с его разреженным, геометрическим пространством, отличает и скульптуру Траяна от скульптуры времен Адриана.
Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. Рассмотрим, например, первую попавшуюся группу, «Гермафродит и Силен» из дома Веттиев. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.
Зрителю важно знать, что перед легионами разлилась река, которую надо перейти вброд, что дальше высится крепость, которую предстоит взять или растет лес, который надо срубить, чтобы сделать частокол для лагеря. В V в. до н. э. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках.
Как форум, так и базилика были украшены цветным мрамором, бронзовыми позолоченными статуями, военными трофеями. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов – греков. Даже если в момент своего наивысшего расцвета древнеримская архитектура широко пользуется достижениями эллинистического зодчества с его глубоко и детально разработанной пространственностью, то все равно она проводит в жизнь собственную концепцию, отличающуюся принципиально новым подходом к пространству и архитектурной форме.
Прежде всего это заметно по тонкой гравировке бороды и волос. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Хотя во время Адриана (117—138) классическое искусство переживает новый подъём— благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. В то же время скульпторы старались изобразить стремительность движений, эмоциональное состояние портретируемого (положение тела, рук и ног, причёску и т. д. ). Этот период отмечен усилием в сфере культуры индивидуалистических тенденций.
Важные исторические события римские творцы предпочитали изображать в виде барельефов. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, чтобы свидетельствовать об их «жизни». Но свидетельство их римского происхождения— подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа (как бывало и у этрусков).
Главной заботой были техника плюс внешняя красота. Герой, полубог, обращаясь к войскам уверен в их преданности.
Мощь государства постоянно подрывалась частой сменой императоров. Этот процесс интенсивно развивается в 3-4 веках. Форумы (рынки), возникавшие под открытым небом, должны считаться настоящими архитектурными сооружениями, особым типом постройки: часто главным назначением зданий, входивших в их комплекс, было предоставление места для собраний, связанных с деятельностью, проходившей на форуме, что и предопределяло их архитектурную форму. Лицо лишено признаков возраста.
В 1 веке до н. э. римляне первыми стали использовать бетон при строительстве. Типичным примером является построенный во времена Августа Алтарь Мира, на четырех сторонах которого помещены рельефы с растительными мотивами, завитками (веток аканта) и различными фигурами. Таким образом, пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума. Римляне использовали уроки этрусков в практической форме.
При скульптурных работах мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. Древняя мраморная скульптура Октавиана Августа, который был первым римским императором, славит его как полководца и правителя государства (Ватикан, Рим). Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением.
«Большие изменения претерпевал в то время скульптурный портрет. н. э. Четвёртый стиль древнеримской живописи (появляется только в последние годы существования обоих городов)— с архитектурно-перспективным построением второго стиля, но с более интенсивным колоризмом и более сложной конструктивной организацией, подобной декорациям театральной сцены.
Поскольку представление полностью шло на «скене», орхестра (предназначавшаяся в греческом театре для перемещений хора) постепенно утрачивает свое значение, превращаясь – в эпоху императорского Рима – в своего рода дожу для почетной публики. Т. н. Это, разумеется, не история, а способ передачи истории.
Третий стиль, так называемый «плоскостный», сохраняет сложные архитектурные построения, но изображаемые здания носят фантастический характер. В архитектуре доминируют арка, свод и купола. Одеяние его эффектно переброшено через руку, жезл является символом власти полководца.
Художники используют обобщающую, беглую, эскизную технику. «Голова Брута» (1-я пол. Как правило, портреты того времени изображают только мужчин очень пожилого возраста. Но уже во времена Суллы ощущается потребность в том, чтобы упорядочить и украсить город.
Колонна облицована плитами паросского мрамора, по которым спиралью в 200 метров тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101 -107 г. г. ) : сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура— почти символичны. В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Если в каких-либо чертах оригинала наблюдалась неправильность, нечёткость, то скульптор старался обязательно воплотить её в портретной пластике.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Века видоизменили первоначальный его облик. вначале следовали классицистическим принципам, господствовавшим при Августе. Тот самый дух, которым навеяны великие творения древнеримских писателей. Лицо императора и фигура слишком приукрашены.
Еще более слабая, «маньеристаческая» попытка вдохнуть жизнь в придворное течение предпринимается во времена сына Марка Аврелия — императора Коммода. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол»--атлет в момент метания диска.
Сооружения вмещали до 3, 2 тысяч человек, сады были украшены фонтанами и павильонами, на территории также находились библиотека, залы для собраний и спортивных упражнений. Пантеон – храм или место, посвящённое всем богам («храм всех богов»). Римское искусство закончило огромный период античной культуры.
Похожие черты носит официальная портретная скульптура эпохи Августа, начиная со статуи этого императора из Прима-Порты исполненной с учетом «государственных соображений». Траяна изображали девяносто раз. Затем мальчиков воспитал пастух Фаустул и его жена Акка Ларенция.
Таким образом, достигалось оптимальное сходство. Скульпторы оценили этот материал — нежный, прозрачный, создающий красивые блики. Он изображен сверху и похож скорей на план: здания и корабли распределены на нем, как на топографической карте, отблески света не имеют никакого отношения к реальному освещению, это всего лишь прием для иллюзорного оживления изображаемых явлений. Цезарь разрабатывает настоящий «генеральный план», которому придает силу с помощью закона de urbe augenda, частично направленного на решение проблемы, связанной с ростом городского населения и ухудшением санитарных условий бедняцких кварталов.
В цоколе колонны был помещён его прах в урне из золота. Портрет раскрывает храбрость и силу, а также подозрительность и недоверие к окружающим. Величественны также огромные статуи Диоскуров в Риме, на Квиринале.
Адриановский классицизм однако— временное явление в развитии римской архитектуры. Ограда образовывала площадки— экседры, широкие дуги. Так были перевезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и многих других великих греческих мастеров. н. э. ).
С наружной стороны укреплены (или, вернее использованы в качестве облицовки) рельефы изображающие жертвоприношение богине Мира и торжественную процессию, в которой принимают участие император, его семья, жрецы и сенаторы. Другим, более известным произведением, является бронзовая т. н. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.
Но проходит время и древний скульптурный портрет начинает меняться. В конце I в. до н. э. был сооружен памятник (хорошо сохранившийся и ныне восстановленный), в котором ясно проявляются особенности и тенденции скульптуры эпохи Августа. «Экстаз Святой Терезы» изваял Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала в конце XVII века. Стройные и сильные юноши ведут жертвенных животных, несут на плечах ритуальные сосуды, запрягают коней, за ними на разгоряченных конях едут всадники в коротких плащах, мчатся квадриги с возничими и воинами в полных доспехах Фигуры, перекрывающие друг друга, показаны в разных поворотах — это создает впечатление глубокого пространства.
На лица накладывала отпечаток и бюрократизация всей системы Римской империи. Такой же характер носят даже белые блики на выступающих скулах Силена. Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. В мраморных портретах, как и раньше, краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. По поводу этого зрители говорили, что их меньше, чем актёров.