В его творчестве уже ничего не осталось от готического искусства. 1502–05, композиции построены по образцу итальянских), а также «Страсти Христовы» (1508–12, резцовая гравюра), две серии «Малые Страсти Христовы» (1507–13, на меди и 1509–11, ксилография). Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Мягкие тонкие полотна хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами, жесткие и плотные — складки с острыми, отчетливо выраженными углами. Акварельные рисунки принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений Д. («Заяц», 1502 «Кусок дёрна», 1503, оба– Альбертина см. В творчестве Д. гуманистич. Смерть, суд, война и мор неистово мчатся над землей, уничтожая все на своем пути. Творческие искания художника завершили «Четыре апостола» (1526), где образы Павла, Петра, Иоанна и Марка исполнены внутреннего огня.
Основоположник и крупнейший мастер немецкого Возрождения (смотри Северное Возрождение). К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Характер нанесения мазков следует согласовывать с формой складок на драпировках. Подражая Джованни Беллини (смотри Беллини), Дюрер создаёт образ «Мадонна с младенцем» (около 1498, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Бытовые детали и подробность повествования объединяются у него с напряжённым драматизмом. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер Альбрехт постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). На этом холсте он написал свой автопортрет в анфас. Универсальность дарования Дюрер Альбрехт особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Гольбейн. Последним художником классического направления, возникшего в творчестве Дюрера, в искусстве немецкого Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (1497—1543).
Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Сила характера поражает в портрете Моретта (1534—1536, Дрезден, Картинная галерея), французского посланника изображенного в парадном костюме. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет — серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени.
Особенно следует выделить портретные работы 1520-х, когда в искусстве Дюрера стали заметнее веяния эпохи Крестьянских войн и Реформации. Гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» раскрывает мир остроконфликтных отношений человека с окружающей средой, его понимание долга и морали. Возникли три мастерские гравюры на меди — «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним» (1514), «Меланхолия» (1514), которые знаменуют вершину его творчества.
Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. В его рисунках появляются штудии обнажённого тела («Женская баня», 1496, Кунстхалле, Бремен «Аполлон с солнечным диском», около 1504, Британской музей и др. ). Позже линия утратила у Гольбейна контурный характер, стала широкой и бархатистой.
., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). Изобретение книгопечатания способствовало распространению научной литературы, политических брошюр, боевой сатиры («Письма темных людей»), памфлетов не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. После этой поездки в творчестве Дюрера преобладали портреты. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, во внимании к индивидуальным деталям, в предпочтении острохарактерного. И вода низвергалась с такой высоты, что казалось, что она течет медленно. Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов.
Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х). Например, при верхнем освещении складки кажутся мягче, а при боковом свете, усиливающем тени, они выглядят более глубокими. В живописи в 1521 году появляется Портрет молодого человека, в 1524 – Мужской портрет, в 1526 – Иероним Хольцшуэр и другие работы. В нем уживаются рассудочность и чувство, тяга к монументальному и привязанность к деталям. 1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера.
Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. языка Д. вывел на новый уровень иск-во гравюры, превратив её в один из ведущих видов нем. Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. Анной (1519-1520, Метрополитен).
Преодолев скованность позднеготич. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников. музей, Лондон «Вид Инсбрука», Альбертина и др. ), – одни из первых самостоят. Познакомившись во время второй поездки в Венецию (1506—1507) с живописной культурой венецианцев, Дюрер развил чувство цвета, обратился к решению проблемы света.
Автопортрет с остролистом. Основоположник и крупнейший мастер нем. Их технич.
галерея искусств, Вашингтон). Стоит обратить внимание и на такую деталь. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.
В 1520-е портрет занимает ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени – Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден «Мужской портрет», 1524 «Иероним Хольцшуэр», 1526). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника».
Однако не суждено было. Особое внимание художника привлекала гравюра: сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Картины Дюрера исполненные в первые годы по возвращении на родину свидетельствуют, что импульс, полученный от искусства итальянского Возрождения, продолжает сохраняться. К прославленным акварелям относятся «Кусок дерна» и «Заяц».
Пластическое понимание форм сочетается с эмоциональным живописным решением проблем света и тональности имеющее важное значение для раскрытия взаимосвязи явлений, было важнейшим завоеванием немецкой школы 16 в., предвосхитившим искания мастеров 17 в. По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения наступил раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции проявились с запозданием. Художнику удалось тонко подметить все особенности растительности. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Это определяет особое значение пейзажа и интерьера в решении эмоционального строя образов. Ещё в годы странствий он выполнил иллюстрации к произведениям «Охота и сокровище» (1491) и «Всемирная хроника» (1493), часть иллюстраций к «Большому изданию Теренция» (около 1492), «Книге, написанной в назидание дочерям» де ла Тур-Ландри (1493), «Кораблю дураков» С. Бранта (1494).
Своё последнее живописное произведение– большой диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека см. тенденции (портреты Фридриха Саксонского, 1496, Гос. В раннем творчестве Дюрера центральное место занимала ксилография. элементом были изображения, сопровождаемые текстом.
Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен). Руки Молящегося. Существующие в настоящее время многочисленные текстильные материалы, обладающие различной степенью упругости, можно разделить на материалы, почти не изменяющие в драпировке площади своей поверхности и материалы, которые могут временно растягиваться или сжиматься. В этих рисунках, выполненных акварелью (с добавлением гуаши), с их многоплановым пространством и передачей световоздушной среды, раскрылся живописный талант Д., благодаря которому вспомогат. В ужас повержены люди разных возрастов и сословий.
Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). Над головой Марии помещён богато украшенный венец, который держат два ангела. Приступая к изображению драпировок, нужно продумать, как скомпоновать рисунок на листе, уравновесить изображение с «пустотами» листа. nРавновесие в композиции достигается равномерным распределением ее элементов слева и справа, вверху и внизу. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года. Рисование было, видимо, частью каждодневной его жизни. При этом подбирают такие сочетания контрастных цветов, которые создают яркую, красочную гармонию, например, фиолетовый, желтый, красный, зеленый, оранжевый, синий и т. п.
При этом, рассматривая их, можно обратить внимание на то, что глубина складок к нижней части драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им более крупный изгиб. Картина написана по заказу покровителя Дюрера для церкви Всех Святых в Виттенберге. История картины поражает своей символичностью. Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов.
Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», 1520 «Лука Лейденский», «Агнес Дюрер», 1521). материалом для гравюры и живописи (штудии драпировок, голов, рук, композиц. Совершил путешествие по городам Верхнего Рейна (1490–94).
нац. В действительности в глубине складок (на что также обращал внимание Леонардо да Винчи) материал обретает свой истинный цвет, так как свет, отраженный от освещенной части, падает на неосвещенную. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Иеронима 1492. Троице» (1511). Он выполнил серию погрудных портретов – живописных (Бернарда фон Резена, 1521, КГ, Дрезден «Портрет мужчины в шляпе», 1521, Прадо Иеронима Хольцшуэра, 1526, Государственные музеи, Берлин), рисованных (Луки Лейденского, 1521, Британский музей Себастьяна Бранта, 1520, Государственные музеи, Берлин) и гравированных (В.
Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Благодаря смысловой глубине и многозначности, монументальности образов и усложнению худож. Столь же разнообразны автопортреты Дюрер Альбрехт (1493, Лувр, Париж 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека).
музей, Нюрнберг и отца, галерея Уффици, Флоренция, оба– 1490 и др. ). Дюрер – один из тех, кто открыл акварель для искусства Западной Европы. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых.
Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Для правильного изображения драпировки необходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь прочесть складки. Контрастное решение композиции достигается противопоставлением одних цветов другим. К первым принадлежат ткани, ко вторым – трикотажные полотна. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок.
Художественные искания Дюрер Альбрехт завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Резкие жесты, движения, мрачные лица исполнены ярости и гнева. Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.
Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ).
На центральной части его изображено Рождество (ок. Моделировка исполнялась легким тоном, тени скупы, градации света на поверхности лица тонки и неуловимы («Портрет Джона Пойнса», 1530-е гг., Виндзор, Королевская библиотека). музеи, Берлин), рисованных (Луки Лейденского, 1521, Брит. Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514). И первый поток был очень обилен и часть его упала вдали, часть – ближе.
Для Дюрера, как и для Леонардо искусство представлялось одной из форм познания. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. к ст. Эти свойства зависят от свойств волокон из которых ткани и полотна изготовлены. мастеров.
По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. В гравюре «Святой Иероним» раскрыт идеал гуманиста, посвятившего себя постижению высших истин. Влияние его на современных художников было велико оно проникло даже в Италию, во Францию. В комнате присутствует ещё несколько ангелочков, занятых уборкой. Вместе с другими немецкими художниками он участвовал в создании ксилографии «Арка Максимилиана» (1515-17, Германский национальный музей, Нюрнберг), отпечатанной на 192 листах, а также создал портрет императора (1519, Художественно-исторический музей, Вена). Иоганн Клебергер происходил из бедной семьи в Нюрнберге.
Это гражданственные образы поборников правды. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. По рекомендации бр. С особой интенсивностью и упорством Дюрер Альбрехт работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
ареной глубочайших социальных конфликтов. Следует учитывать, что не всякий красный подходит к любому зеленому цвету и т. п. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев.
Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. В алтарных композициях («Дрезденский алтарь», ок. В 20-х гг. Произведения, созданные им, требовали большого мастерства, однако наиболее трудоемкой из них была раскрашенная литография, выполненная на 192 досках.
собрание, Веймар см. иск-ве. Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. илл.
В каждом из них Дюрер представляет себя в разных образах (с цветком чертополоха и надписью в верхней части картины – «Моя судьба предопределена свыше», 1493, Лувр, Париж в образе аристократа, 1498, Прадо в образе Христа, 1500, Старая пинакотека рисунок «Автопортрет в обнажённом виде», около 1505, Художественное собрание, Веймар смотри иллюстрации к статье Автопортрет). В ужас повержены люди разных возрастов и сословий. мастерскую. В каждом из них Д. представляет себя в разных образах (с цветком чертополоха и надписью в верхней части картины– «Моя судьба предопределена свыше», 1493, Лувр, Париж в образе аристократа, 1498, Прадо в образе Христа, 1500, Старая пинакотека рисунок «Автопортрет в обнажённом виде», ок. Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году.
Творчество Альбрехта Дюрера многообразно.
Рисунки и гравюры Д. широко копировались по всей Европе. Творчество Дюрера поражает контрастами. Вот почему, строго говоря, белых участков на изображении даже белой ткани быть не должно.
Все его акварельные работы можно условно разделить на два цикла: пейзажи (городской пейзаж и природные ландшафты) и зарисовки животных и растений. галерея, Прага «Алтарь Геллера», 1508–1509, Историч. Родился в семье нюрнбергских ювелиров, выходцев из Венгрии сын и ученик Альбрехта Дюрера Старшего (1427-1502), брат живописца Ханса Дюрера.
В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. художниками он участвовал в создании ксилографии «Арка Максимилиана» (1515–17, Герм.
Это гражданственные образы поборников правды. С «наивысшим прилежанием» он работал в технике масляной живописи, применяя пять-шесть, а иногда и восемь прокладок по подмалевку исполненному в гризайли. Боже, обрати все к лучшему.
В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Св. В их осанке — напряжение вопи, в лицах — взволнованность чувств и мыслей. Евстафий», «Немезида»), Дюрер Альбрехт пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св.
Все великолепно в этой картине: ее крепкая композиционная построенность, удивительное разнообразие лиц и выражений, красочное и фактурное богатство костюмов. Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. подтексте. нем. Самые темные участки находятся в зоне тени (собственной или падающей). Бытовые детали и подробность повествования объединяются у него с напряжённым драматизмом.
По рекомендации братьев Шонгауэр Дюрер отправился в Базель (1492-94), работал у известных книгопечатников И. Амербаха, Н. Кеслера и И. Бергмана, вошёл в круг ведущих гуманистов. Он старательно выписывал каждый листочек, каждый стебелек. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. 1498, Нац. Император держит в руке гранат, символ изобилия и бессмертия. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Эти же искания отличают и живописный «Автопортрет» (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), где Дюрер претворяет свой образ сквозь призму классического идеала, применяет принципы классической композиции.
В раннем творчестве Д. центральное место занимала ксилография. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам в зависимости от ее физических свойств, т. е. В искусстве Дюрера высказалось многостороннее богатство немецкого духовного опыта эпохи Возрождения. Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера.
нац. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. Этой мыслью проникнута и серия Гольбейна.
1496, КГ, Дрезден «Алтарь Паумгартнеров», 1502–04, Старая пинакотека «Поклонениеволхвов», 1504, галерея Уффици «Праздник чёток», 1506, Нац. художник, рисовальщик, гравёр, теоретик иск-ва. МаксимилианаI Габсбурга. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди.
Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. В Германии, ее крупнейших городах распространялись идеи гуманизма, развивалась наука. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства.
Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Работы, выполненные Дюрер Альбрехт в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. Возрождения и традиции рейнско-нидерландского иск-ва, в которых он был воспитан. Как уже говорилось, выступающая часть (гребень) складки будет более освещенной, ее углубление или дно — наиболее затемненной, а переход от выступающей части к углублению дает полутень. Возрождения (см. Северное Возрождение). Те, кто видел картину, рассматривают гамму чувств на лице и образе изображенного человека.
Обратившись к исконным народным мотивам, он исполнил серию гравюр на дереве «Образы смерти» (1524—1526), проникнутых социальными и антиклерикальными идеями — перед лицом смерти люди всех сословий равны. Живописи и гравированию обучался в мастерской худ.
В изображении складок важно обратить внимание на распределение светотени. илл. ). Для драпировок используются ткани и трикотажные полотна. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы.
Как уже говорилось, выступающая часть (гребень) складки будет более освещенной, ее углубление или дно – наиболее затемненной, а переход от выступающей части к углублению дает полутень. 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. Акварельные рисунки принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений Дюрера («Заяц», 1502 «Кусок дёрна», 1503, оба – Альбертина смотри иллюстрации к статье Анималистический жанр). Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом). Дюрер Альбрехт — один из величайших портретистов в мировом искусстве.
Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. При этом нужно сравнивать каждый раз две-три ткани. «Большие Страсти Христовы» изданные в виде отд. Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию.
Рисунки и гравюры Дюрера широко копировались по всей Европе. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). Беллини), Д. создаёт образ «Мадонна смладенцем» (ок.
Форму драпировки передаем с помощью светотени. Ее градации (по мере утемнения) такие: свет – полусвет – полутень – тень. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Один цвет может быть главным, ведущим, а остальные могут его дополнять, обогащать.
Благодаря смысловой глубине и многозначности, монументальности образов и усложнению художественного языка Дюрер вывел на новый уровень искусство гравюры, превратив её в один из ведущих видов немецкого искусства. Вот таким образом проверять цвет материала, выбранного для той или иной композиции и подбирать его по тонам и оттенкам необходимо при электрическом освещении. Подобрать красивое сочетание цветов -большое искусство. Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок. В гравюре Д. опирался гл. Таковы волевой исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Холыцнуэр (1526, Берлин — Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах.
К первым принадлежат ткани, ко вторым — трикотажные полотна. 900). В то же время в серии звучат тревожные настроения. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена см.
Творчество Альбрехта Дюрера отмечено тем, что он старался постичь тайну его совершенства и гармонии. В эти годы Дюрер экспериментирует также с техниками офорта и сухой иглы. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. 1507, Прадо, Мадрид).
галерея, Бремен «Домик у пруда», Брит. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Замысел «Меланхолии» до сих пор не раскрыт, но образ могучей крылатой женщины впечатляет значительностью, психологической глубиной. В нем утвердились принципы реализма, новые идеалы.
Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник. 16в., но и некоторых итал. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках.
Для драпировок используются ткани и трикотажные полотна. Всеевропейское признание Д. принесли серии гравюр «Апокалипсис» (15 листов необычно крупного формата, ксилография, 1498 см. Вся природа объята волнением.
Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. часть его худож. В колористическом строе картины преобладают насыщенные тона красочной гаммы, хотя при ярком голубом небе над пейзажем явно недостает ощущения солнечного света.
Ткани с такой структурой отражают лучи света рассеянно, вот таким образом и воспринимаются матовыми. В это время появилось множество беглых зарисовок. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Thurer впоследствии она стала записываться как Durer.
Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11). левая сторона является зеркальным отражением правой.
К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506) и «Поклонение св. Работал в основном в Нюрнберге. И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека).
Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Поиски объективных законов бытия исходят из желания глубже постигнуть реальный мир во всем его величии и многообразии. Здесь ему двадцать два года.
В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. мастеров 1-й пол. В живописи иногда допускается ошибка в изображении складок, когда гребень складки делают сильно разбеленным, а углубление затемняют черной или темной краской. ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВОГофман творчествосы.
После посещения Страсбурга вернулся в Нюрнберг (1494), женился и открыл собств. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Марии. Например, на тканях с гладкой фактурой (сатины, атласы, креп-сатины и др. ) цвета становятся более светлыми и яркими, на тканях с шероховатой фактурой (крепы, сукна, фланели, велюр-бархат и др. ) цвета углубляются, т. е.
На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттпас Грюневальд (1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом.
Форма складок зависит от свойств и вида материала. Грозным пафосом веет от листа «Четыре всадника». Многие немецкие художники становились участниками политической и религиозной борьбы и подвергались преследованиям. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя.
образцами, заимствуя отд. В действительности в глубине складок (на что также обращал внимание Леонардо да Винчи) материал обретает свой истинный цвет, так как свет, отраженный от освещенной части, падает на неосвещенную. Чем ткань плотнее, тем хуже она драпируется. В 1490 в Кольмаре изучал графич.
Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490). становятся более темными. трудах среди них– «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt in Linien, Ebenen und gantzen Corporen», 1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» («Etliche Underricht, zu Befestigung der Stett, Schlo und Flecken», 1527), «Четыре книги о пропорциях человека» («Hierinn sind begriffen vier Bu cher von menschlicher Proportion», 1528). Композиционный центр данных работ – лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов.
Великолепие костюма оттеняет скромное лицо королевы Джейн Сеймур (1536, Вена, Историко-художественный музей), ее душевную чистоту и целомудрие. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ). Во время путешествия он оттачивал свое мастерство у разных мастеров в разных городах.
Они могут быть крупными и мелкими, плавными и ломаными. Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. 1502-05, ксилографии). Таким образом, можно понять, как резко различаются складки, образуемые разными тканями. Автопортрет Дюрера в зрелом возрасте.
В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Он широко пользовался итал. Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. Отходящие от них складки формируются так же, как складкидрапировки, свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).
Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. Его интенсивность зависит от отражающей способности поверхности ткани.
Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо). После 4 лет обучения у мастера, Дюрер отправился путешествовать и тогда же написал свою первую самостоятельную картину «Портрет отца».
музеи, Берлин) и гравированных (В. Пиркхаймера, 1524 Ф. Меланхтона, 1526 Эразма Роттердамского, 1526), в которых ярко проявилась духовная жизнь и характеры портретируемых. За эту его наглость современники жестоко критиковали художника. Однако и другие виды искусства встали на путь преобразования. Их техническое новшество состоит в наполнении белого фона тонкими светотеневыми градациями, соединении линейной экспрессии и тональных контрастов, а содержательное – в глубоком философском подтексте. Шонгауэр Д. отправился в Базель (1492–94), работал уизвестных книгопечатников И. Амербаха, Н. Кеслера и И. Бергмана, вошёл в круг ведущих гуманистов. Дюрер является единственным представителем северного Возрождения, который по многогранности и направленности интересов, стремлению постичь законы искусства, создать совершенные пропорции фигуры человека может быть поставлен в один ряд с великими мастерами итальянского Возрождения.
иск-ве. Остальные участки драпировки попадают в зону «полусвета» (освещенные участки, расположенные на заднем плане или под углом к источнику света) или «полутени» (освещены не прямым от источника, а рассеянным светом). В двухметровой алтарной композиции «Праздник четок» (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер решил религиозную тему, по существу, как групповой портрет многочисленных дарителей различных сословий изображенных на фоне солнечного горного пейзажа у трона Марии. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса.
Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. жалованье у КарлаV, где познакомился с Эразмом Роттердамским. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Своё последнее живописное произведение – большой диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека смотри иллюстрации в статье Германия) – Дюрер создал для Нюрнбергской ратуши. В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы.
Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное. Живший на грани двух эпох, великий мастер отразил в своих работах трагизм социальных кризисов, закончившихся разгромом Крестьянской войны. Одной из гл.
Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Многосторонность устремлений Дюрера проявилась в последние годы его жизни в теоретических трудах среди них – «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt in Linien, Ebenen und gantzen Corporen», 1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» («Etliche Underricht, zu Befestigung der Stett, Schlo und Flecken», 1527), «Четыре книги о пропорциях человека» («Hierinn sind begriffen vier Вcher von menschlicher Proportion», 1528). 1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Искусство Дюрера, его личность и теоретические работы сделали его одним из наиболее влиятельных художников Северного Возрождения, чьё воздействие ощутимо не только в творчестве всех крупных немецких мастеров 1-й половины 16 века, но и некоторых итальянских художников свидетельством авторитета Дюрера может служить его изображение (в свите папы Юлия II) в ватиканской фреске Станцы дЭлиодоро Рафаэля (1512-14).
«Большие Страсти Христовы» изданные в виде отдельной книги, положили начало новому её типу, где основным элементом были изображения, сопровождаемые текстом. и живописные работы М. Шонгауэра, которые оказали сильное влияние на его раннее творчество. ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг– 6. 4. 1528, там же), нем.
Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. 1507, Прадо). Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа – «Большие страсти» (ксилографии, около 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников.
Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. В традиционных сюжетах исполненных символов и намеков, Дюрер обобщил представление гуманистов того времени о различных сторонах духовной деятельности человека. изучения физиогномики и характеров (портрет матери, 1514, Гос. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. При разном освещении драпировка дает всевозможные светотени. Намек на то, что именно он обеспечивает народу достаток и плодородие.
Многосторонность устремлений Д. проявилась в последние годы его жизни втеоретич. Дюрер (Drer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг, — 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Дюрер Альбрехт к научно обоснованным методам художественного познания мира. На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. пейзажей в европ.
Различный характер мазков делает их одним из основных средств выразительной передачи объемных форм в изображении драпировок и складок на тканях. Рассмотрим самые известные картины Альбрехта Дюрера, признанные мировым сообществом.
Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). 1505, Худож. Драпировка, заложенная складками – объемна, т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину.
В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. Гравюра), «Большие Страсти Христовы» (ксилография, 1498–1510), «Жизнь Марии» (ок. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. А. А. Фет – жизнь и творчествоАпулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер.
Мученичество десяти тысяч христиан. Новаторские устремления художника проявились во время путешествия его в Южную Германию, Швейцарию и Венецию. В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. темы («Святое собеседование»), мотивы (фоны с античными руинами) и приёмы (перспективное построение, объёмность фигур), которые приходят в противоречие с такими северными чертами, как графизм, экспрессия и резкость цвета.
В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. Это участки, куда не попадает прямой свет. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок. Героями портретов выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее: Бернгард фон Рестен (1521), энергичный Хольцшуэр (1526), «Неизвестный в черном берете» (1524). В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас.
Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта. Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514). Одной из главных задач Дюрера становится поиск идеальных пропорций обнажённого тела она находит разрешение в гравюре на меди (1504) и живописном диптихе «Адам и Ева» (около 1507, Прадо, Мадрид). Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году.
Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. Ещё в годы странствий он выполнил иллюстрации к произведениям «Охота и сокровище» (1491) и «Всемирная хроника» (1493), часть иллюстраций к «Большому изданию Теренция» (ок.
идеал независимой мысли. Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. В 1520-1521 Дюрер совершил путешествие в Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге и др. ) для получения мандата на императорское жалованье у Карла V, где познакомился с Эразмом Роттердамским. К этому времени относится расцвет книжной иллюстрации, карикатуры, станковой гравюры. В 1512–19 Д. работал по заказам имп.
Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Дюрер родился в Нюрнберге.
Из-за нахождения в церкви мощей некоторых мучеников из этих десяти тысяч. ДЮРЕР (Drer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг – 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. В 1512-19 Дюрер работал по заказам императора Максимилиана I Габсбурга.
Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Эти свойства зависят от свойств волокон из которых ткани и полотна изготовлены. на позднеготич.
«Кусок дерна» стал знаменит сам по себе. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. книги, положили начало новому её типу, где осн. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. иллюстрации к ст. Автопортрет).
Подражая ДжованниБеллини (см. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». После этой поездки в творчестве Д. преобладали портреты. Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
В последние годы жизни Альбрехт Дюрер издал свои теоретические работы: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками – от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.
музей, Франкфурт-на-Майне «Поклонение Св. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Ткани и полотна отличаются фактурой. Виднеющиеся на очищенном кусочке граната зерна символ многогранности личности императора. Далее в Лион, где со временем стал одним из богатейших купцов и банкиров города. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.
Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью. В алтарных композициях («Дрезденский алтарь», около 1496, КГ, Дрезден «Алтарь Паумгартнеров», 1502-04, Старая пинакотека «Поклонение волхвов», 1504, галерея Уффици «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Алтарь Геллера», 1508-1509, Исторический музей, Франкфурт-на-Майне «Поклонение Святой Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) Дюрер делает попытки объединить принципы искусства итальянского Возрождения и традиции рейнско-нидерландского искусства, в которых он был воспитан. Троице», 1511, Худож. -историч. Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. Молодым он покинул родину, чтобы поступить на службу к богатым бернским купцам. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера.
Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. Работы Гольбейна в гравюре на дереве продолжают высокие традиции Дюрера. После 1514 Дюрер был при дворе императора Максимилиана I. Самым трудоемкой работой Дюрера явилась колоссальная, отпечатанная на 192 досках, раскрашенная литографии «Арка Максимилиана I» (кроме него в работе участвовала большая группа художников). Он выполнил серию погрудных портретов– живописных (Бернарда фон Резена, 1521, КГ, Дрезден «Портрет мужчины в шляпе», 1521, Прадо Иеронима Хольцшуэра, 1526, Гос. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута.
гуманизма, сыграл важную роль в развитии мировоззрения художника. Гравюра), «Большие Страсти Христовы» (ксилография, 1498-1510), «Жизнь Марии» (около 1502-05, композиции построены по образцу итальянских), а также «Страсти Христовы» (1508-12, резцовая гравюра), две серии «Малые Страсти Христовы» (1507-13, на меди и 1509-11, ксилография). В этих рисунках, выполненных акварелью (с добавлением гуаши), с их многоплановым пространством и передачей световоздушной среды, раскрылся живописный талант Дюрера, благодаря которому вспомогательная техника акварели приобрела самостоятельное значение.
Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Расстояние от впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки. Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. собрание, Кассель Освальда Креля, ок. Важнейшими в наследии Дюрера являются задуманные как единый цикл три «мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе – 1514), виртуозно исполненные в технике резцовой гравюры. Учение Лютера воспитывало в личности действенное начало.
При контрастном решении композиции нужно обращать внимание на то, чтобы цвета, участвующие в ее создании, не были очень разными и одинаково яркими.
Гольбейн работал в области декоративно-монументальной и станковой живописи, гравюры наиболее ярко его творческая индивидуальность проявилась в портретном жанре, достигшем кульминации в немецком искусстве 16 в. В портретах позднего периода (1530-е гг. ) образы приподняты проступают черты парадности, преобладают фронтальные композиции со сжатым пространством и вертикальным форматом, дающим возможность больше показать костюм, подчеркнуть монументальность форм. Видя одновременно все ткани и сравнивая их, можно обнаружить различия в характере складок, проанализировать формы складок изучить зрительный образ драпировки, «игру» узоров на поверхности складок. Ткани отличаются фактурой, т. е.
Крупнейший художник немецкого Возрождения. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Центральная часть полиптиха «Мать Скорбящая», безусловно принадлежащая руке Дюрера по мнению современных исследователей, полностью посвящена изображению св.
В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Совершил путешествие по городам Верхнего Рейна (1490-94).
В 1500 году в творчестве Дюрера произошел перелом. Гольбейн выступает здесь как мастер, остро чувствующий неумолимую жестокость времени — «железного века» в истории Англии, как создатель точного исторического портрета. Рисунок, к которому Д. обратился в 13 лет (автопортрет, 1484, Альбертина, Вена), также составляет значит. Как художник Дюрер начинал с портрета, уже в первых произведениях показав себя сложившимся художником (портреты Барбары Дюрер, Германский национальный музей, Нюрнберг и отца, галерея Уффици, Флоренция, оба – 1490 и др. ). Тогда как даже более признанные современники не могли позволить себе такой дерзости.
Получает развитие политическая графика: листовки, памфлеты, карикатура. Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрер Альбрехт («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Живописи и гравированию обучался в мастерской художника М. Вольгемута (1486-90). иллюстрации в ст. Германия)– Д. создал для Нюрнбергской ратуши. музей, Вена).
музеи, Берлин Элизабет Тухер, 1499, Худож. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер.
Если теневой участок граничит с освещенным, тень на нем подсвечивается отраженным светом, образуя «рефлекс», который светлее тени, но темнее «полусвета». иллюстрации к ст. Анималистический жанр). Индивидуальные черты несколько идеализированы.
Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина. наброски), но и средством аналитич.
Творческие искания Дюрера завершили «Четыре апостола» (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). В работе есть несколько интересных деталей-символов. В 1520–1521 Д. совершил путешествие в Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге и др. ) для получения мандата на имп. Под влиянием венецианских художников, рисования с натуры, копирования итал.
При этом композиционный центр может находиться по любую сторону от воображаемой оси. Существуют три типичные формы складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала: прямые, образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении друг к другу радиальные (лучевые), образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому-либо месту на поверхности материала и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы диагональные (косые), которые возникают, когда диагонально противоположные края материала сдвигаются так, что по направлению большой диагонали образуются параллельные складки. Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Расстояние от впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки. После посещения Страсбурга вернулся в Нюрнберг (1494), женился и открыл собственную мастерскую.
Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). иск-ва. Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши.
Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки. музей и др. ). Художник наносил формы свободной и вместе с тем строгой, острой и трепетной линией. Они дают складки более округлой формы, чем ткани при тех же условиях динамического воздействия. 1504, Брит.
Он широко пользовался итальянскими образцами, заимствуя отдельные темы («Святое собеседование»), мотивы (фоны с античными руинами) и приёмы (перспективное построение, объёмность фигур), которые приходят в противоречие с такими северными чертами, как графизм, экспрессия и резкость цвета. Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе– 1514), виртуозно исполненные втехнике резцовой гравюры. Иск-во Д., его личность и теоретич. Родился в семье нюрнбергских ювелиров, выходцев из Венгрии сын и ученик Альбрехта Дюрера Старшего (1427–1502), брат живописца Ханса Дюрера. Искусство немецкого Возрождения во многом близко нидерландскому в нем то же развитое чувство индивидуального, то же восприятие явлений жизни в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Однако это не означает, что рисунок должен располагаться симметрично. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. В то же время в них воплощены черты передовых людей эпохи немецкой Крестьянской войны, которая «пророчески указала на грядущие классовые битвы». Целесообразно также поочередно рассмотреть куски самых различных тканей.
Лист Св. В его гравюрах появились образы крестьян, горожан, бюргеров, рыцарей и т. д. Высшее творческое достижение этих лет — серия гравюр на дереве из шестнадцати листов на тему Апокалипсиса (1498), популярного среди народных масс Германии того времени. Праздник четок. С возрастом Дюрер пошел еще дальше в отражении своих переживаний на холсте. техника акварели приобрела самостоят. Темно-зеленые и темно-коричневые тона колорита и как контраст им белые пятна прорезей рукавов, врывающиеся в строгую гармонию, усиливают мрачность образа.
В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы здесь Дюрер Альбрехт воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. Дюрер расширил тематику графики, привлекая литературные, бытовые сюжеты.
Эти руки и отражены в картине. Ткани отличаются фактурой, т. е. Нюрнберг, один из центров нем.
Ясное ровное настроение, стремление автора к гармоническому равновесию ритмов и форм – вот характерные особенности живописи Дюрера с конца 15 века до начала второго десятилетия 16 в. Это алтарь Рождество, выполненный около 1498 года и относящаяся к 1504 году работа Поклонение волхвов, в которой Дюрер объединяет группу из трех волхвов и Мадонны плавностью силуэтов, спокойным круговым ритмом, а также мотивом арки, повторяющимся неоднократно в архитектурной декорации. В листе «Битва архангела Михаила с драконом» пафос яростной схватки подчеркнут контрастами света и тени, беспокойно-прерывистым ритмом линий. Важнейшими в наследии Д. являются задуманные как единый цикл три «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св.
В пространном тексте, сопровождающем картину, даются изречения апостолов, взятые из Нового Завета: апостольскими словами художник предостерегает против опасных последствий религиозной и социальной войны, разразившейся в Германии. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Это не значит, однако, что нам вообще не достигнуть мудрость. Всеевропейское признание Дюреру принесли серии гравюр «Апокалипсис» (15 листов необычно крупного формата, ксилография, 1498 смотри иллюстрация к ст.
Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Дюрер Альбрехт проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Пейзажи, созданные Д. во время первого путешествия («Вид города Триент», Худож. При симметричном расположении драпировка размещается по обе стороны от центра (воображаемой оси), т. е.
В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). портретов, Д. передаёт не только внешнее сходство, но и характер модели. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины.
При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В его портретах выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее. 1502-05, ксилографии).
Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. значение. Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см). Они образуют своего рода триптих.
Есть только шпага, символ страданий, орудия, пройдущего сквозь душу. Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие формы складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые формы складок.
15 в. ). В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. художников свидетельством авторитета Д. может служить его изображение (в свите папы ЮлияII) в ватиканской фреске Станцы дЭлиодоро Рафаэля (1512–14). Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). Используя привычную для тех времен технику ксилографии, Дюрер усиливал ее выразительность, вводя некоторые приемы гравюры на меди.
произведений, а также знакомства с рисунками Леонардо да Винчи черты ренессансного иск-ва проникают в творчество Д. В его рисунках появляются штудии обнажённого тела («Женская баня», 1496, Кунстхалле, Бремен «Аполлон с солнечным диском», ок. Его отец, Альберехт Дюрер-старший, был золотых дел мастер, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг.
М. Вольгемута (1486–90). Праздник четок, 1506 Национальная галерея, Прага Христос среди книжников, 1506 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид Четыре апостола, 1526 Старая пинакотека, Мюнхен Дюрер родился в Нюрнберге. Альбрехт Дюрер. В гравюре Дюрер опирался главным образом на позднеготические немецкие традиции (экспрессивность образов, напряжённость ломаных линий), но обогатил их глубоким пространством, пейзажем, основанным на натурных штудиях.
Путь закованного в броню всадника чреват опасностями. Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. музей Себастьяна Бранта, 1520, Гос. Он создавал пейзажные акварели изображал животных, драпировки, цветы и т. д. Его безупречно точные рисунки проникнуты трогательно-любовным отношением к подробностям.
ин-т, Франкфурт-на-Майне), пейзажа («Гавань Антверпена» (1520, Альбертина и др. ). материала из которого она изготовлена, от характера структуры и толщины. В этом случае «пустоты» листа композиционно закономерны.
Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Рисунок, к которому Дюрер обратился в 13 лет (автопортрет, 1484, Альбертина, Вена), также составляет значительную часть его художественного наследия (свыше 900). На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Пейзажи, созданные Дюрером во время первого путешествия («Вид города Триент», Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», Британский музей, Лондон «Вид Инсбрука», Альбертина и др. ), – одни из первых самостоятельных пейзажей в европейском искусстве. Вместе с другими нем. Возрождение в творчестве Альбрехта аккумулирует в себе своеобразие и богатство немецких художественных традиций. задач Д. становится поиск идеальных пропорций обнажённого тела она находит разрешение в гравюре на меди (1504) и живописном диптихе «Адам и Ева» (ок.
В его портреты проникают гуманистические тенденции (портреты Фридриха Саксонского, 1496, Государственные музеи, Берлин Элизабет Тухер, 1499, Художественное собрание, Кассель Освальда Креля, около 1499, Старая пинакотека, Мюнхен). Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). наследия (св.
Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Празднество, на котором Богоматерь с Младенцем раздают пришедшим ей поклониться розовые венки, происходит на открытом воздухе на фоне прекрасной природы с густозелеными деревьями, рисующимися на ясном голубом небе, с высящимся вдали заснеженными горами — воспоминание об Альпах. музей, Вена) Д. делает попытки объединить принципы иск-ва итал. Самым знаменитым из его произведений этой серии является «Кусок дерна». В эти годы Д. экспериментирует также стехниками офорта и сухой иглы. В его портреты проникают гуманистич. Как и в других картинах художника присутствует своеобразный символ. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). Но для того, чтобы иметь больший диапазон оттенков для передачи светотени, примем за белый (то есть оставляем незаштрихованной белую бумагу) самый светлый участок драпировки на складке, расположенной на переднем плане.
Более светлым и смиренным женским образом для Дюрера была только Дева Мария. В их осанке — напряжение воли, в лицах — взволнованность чувств и мыслей. Поскольку поверхность ткани матовая, блика на ней нет (белым остался бы блик на глянцевой поверхности – как если бы мы изображали, например, освещенную металлическую или керамическую посуду). В изображении складок важно обратить внимание на распределение светотени. Дюрер работал практически во всех существовавших в то время техниках рисунка, который на протяжении всей жизни служил ему не только подготовительным материалом для гравюры и живописи (штудии драпировок, голов, рук, композиционные наброски), но и средством аналитического изучения физиогномики и характеров (портрет матери, 1514, Государственные музеи, Берлин), социальных типажей («Влюблённые крестьяне», Пинакотека Амброзиана, Милан), костюмов («Жительница Нюрнберга и венецианка», 1496-97, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), пейзажа («Гавань Антверпена» (1520, Альбертина и др. ).
традиции (экспрессивность образов, напряжённость ломаных линий), но обогатил их глубоким пространством, пейзажем, основанным на натурных штудиях. И когда я встал утром, я нарисовал все это наверху. обр. музеи, Берлин), социальных типажей («Влюблённые крестьяне», Пинакотека Амброзиана, Милан), костюмов («Жительница Нюрнберга и венецианка», 1496–97, Штеделевский худож. Таковы волевой исполненный высоких душевных порывов и тревоги Бернгард фон Рестен (1521, Дрезден, Картинная галерея), энергичный Хольцшуэр (1526, Берлин — Далем, Картинная галерея), «Неизвестный в черном берете» (1524, Мадрид, Прадо) с печатью неукротимых страстей во властных чертах. 1492), «Книге, написанной в назидание дочерям» де ла Тур-Ландри (1493), «Кораблю дураков» С. Бранта (1494).
Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Применяя яркие, насыщенные цвета в композиции драпировок, следует также учитывать, что с ними очень хорошо сочетаются ахроматические цвета, смягчающие яркость и одновременно подчеркивающие сочность насыщенных цветов. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св.
Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Энергичные руки, крепко сжимающие оружие, — острые композиционные акценты.