Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. на позднеготич. Эти работы выполнены мастером с виртуозной тонкостью.
900). Ткани отличаются фактурой, т. е. Это был сложный, во многом дисгармоничный период. Бытовые детали и подробность повествования объединяются у него с напряжённым драматизмом. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев.
Э. Панофский, следуя методу «скрытого символизма» изучал связь формы и содержания в произведениях художника. В работе есть несколько интересных деталей-символов. Гравюра 1513 года Рыцарь, Смерть и Дьявол, а также две работы 1514 года (Иероним в келье и Меланхолия) занимают важное место в наследии Альбрехта. наброски), но и средством аналитич.
Дюрер составил75 так называемый магический квадратK 19 изображённый на одной из самых совершенных76 его гравюр— «Меланхолии». При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве Большие Страсти, около 1497–1511, Жизнь Марии, около 1502–1511, Малые Страсти, 1509–1511). Первоначально в нём была оборудована мемориальная комната художника. Однако, в отличие от Альберти, Дюрер обмеряет не фигуру, близкую к идеальной, а различные её варианты (всего восемь).
16в., но и некоторых итал. (Однако искусствовед А. Сидоров считал, что приписывать все базельские гравюры Дюреру не стоит). мастеров 1-й пол. Оно изображает древо Иессея, по разные стороны которого изображены мученичество Св.
В дополнение к «Триумфальной арке» Марксом Трайтцзаурвайном был разработан проект гравюры «Триумфальная процессия», ксилографии для него выполняли Дюрер совместно с Альбрехтом Альтдорфером и Гансом ШпрингинклееK 14. тенденции (портреты Фридриха Саксонского, 1496, Гос. Акварельные рисунки принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений Дюрера («Заяц», 1502 «Кусок дёрна», 1503, оба – Альбертина смотри иллюстрации к статье Анималистический жанр).
Сторонники версии первого путешествия в Италию обращают также внимание на воспоминания нюрнбергского юриста Кристофа Шейрля, который в своей «Книжечке в похвалу Германии» (1508) называет визит Дюрера в Италию в 1506 году «вторым»21. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. художниками он участвовал в создании ксилографии «Арка Максимилиана» (1515–17, Герм. Апостолы Петр, Иоанн, Павел и Марк изображенные в натуральную величину и разделенные попарно (написаны на двух отдельных досках), являют собою олицетворение четырех темпераментов и это важная составляющая замысла, выраженная всем образно-пластическим строем картин. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Ее цель – создание новой дисциплины, основанной на универсальном законе природы и на практике – на знании и на значении искусства.
В искусстве Дюрера высказалось многостороннее богатство немецкого духовного опыта эпохи Возрождения. После этой поездки в творчестве Дюрера преобладали портреты. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.
Образцом для неё послужили древнеримские триумфальные арки. В 1513—1514 годах Дюрер создал три графических листа, шедевры резцовой гравюры, вошедшие в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Шонгауэр умер 2 февраля 1491 года. 1496, КГ, Дрезден «Алтарь Паумгартнеров», 1502–04, Старая пинакотека «Поклонениеволхвов», 1504, галерея Уффици «Праздник чёток», 1506, Нац. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком.
Ещё в годы странствий он выполнил иллюстрации к произведениям «Охота и сокровище» (1491) и «Всемирная хроника» (1493), часть иллюстраций к «Большому изданию Теренция» (ок. Ссылаясь на «древних», Дюрер строил кривые второго порядка как конические сечения82. Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве Апокалипсис (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач) изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов.
Он выполнил серию погрудных портретов– живописных (Бернарда фон Резена, 1521, КГ, Дрезден «Портрет мужчины в шляпе», 1521, Прадо Иеронима Хольцшуэра, 1526, Гос. Иоганн Клебергер происходил из бедной семьи в Нюрнберге. Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 — 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников.
Произведения 1507—1511 годов отличаются уравновешенностью композиции, строгой симметрией, «некоторой рассудочностью», суховатостью манеры изображения. Нюрнберг, один из центров нем. Печатная графика стала для него верным средством заработка. «Большие Страсти Христовы» изданные в виде отд. «Руководство» состоит из четырёх книг, которые обобщают достижения античности и средневековья (иногда Дюрер ссылается на неопределённых предшественников или упоминает ремесленников использующих те или иные приёмы), а также включают личные открытия Дюрера.
Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе– 1514), виртуозно исполненные втехнике резцовой гравюры. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни12, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусстваK 1. Отметим, что именно Альбрехт первым в Германии начал изучать обнаженную натуру. Существуют три типичные формы складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала: прямые, образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении друг к другу радиальные (лучевые), образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому-либо месту на поверхности материала и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы диагональные (косые), которые возникают, когда диагонально противоположные края материала сдвигаются так, что по направлению большой диагонали образуются параллельные складки.
Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», 1520 «Лука Лейденский», «Агнес Дюрер», 1521). Рисунок, к которому Дюрер обратился в 13 лет (автопортрет, 1484, Альбертина, Вена), также составляет значительную часть его художественного наследия (свыше 900). Гравюра), «Большие Страсти Христовы» (ксилография, 1498–1510), «Жизнь Марии» (ок. Незадолго до начала обучения Дюрера (1486) в мастерской был выполнен один из крупнейших витражных заказов в Нюрнберге: оформление церкви Святого Лаврентия. музей Себастьяна Бранта, 1520, Гос.
В гравюре, как и в живописи и рисунке, Д. постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). В этих рисунках, выполненных акварелью (с добавлением гуаши), с их многоплановым пространством и передачей световоздушной среды, раскрылся живописный талант Д., благодаря которому вспомогат. Стиль завершённого витража контрастирует с общей композицией, что указывает на работу разных стекольщиков над одной концепцией. обр.
В раннем творчестве Дюрера центральное место занимала ксилография. Биография и творчество его были отмечены в это время важными событиями. Дюрер – один из тех, кто открыл акварель для искусства Западной Европы. В каждом из них Дюрер представляет себя в разных образах (с цветком чертополоха и надписью в верхней части картины – «Моя судьба предопределена свыше», 1493, Лувр, Париж в образе аристократа, 1498, Прадо в образе Христа, 1500, Старая пинакотека рисунок «Автопортрет в обнажённом виде», около 1505, Художественное собрание, Веймар смотри иллюстрации к статье Автопортрет). Живописи и гравированию обучался в мастерской худ. к ст.
Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое — Адам и Ева (1507, Мадрид, Прадо). В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Изучение структуры и образования форм складок в драпировке можно начать с наблюдения за направлением сил, прилагаемых к ткани.
ДЮРЕР (Durer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг– 6. 4. 1528, там же), нем. нац. Впоследствии Кеплер опирался на них в своих работах. иллюстрации в ст. Германия)– Д. создал для Нюрнбергской ратуши. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. В гравюре Д. опирался гл. Праздник четок (точнее следовало бы называть Праздник венков из роз) — работа исполненная для одной из венецианских церквей.
В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. В колористическом строе картины преобладают насыщенные тона красочной гаммы, хотя при ярком голубом небе над пейзажем явно недостает ощущения солнечного света. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). В заключении третьей книги трактата Дюрер коснулся вопроса надписей на архитектурных сооружениях, а также подробно и в то же время доступно описал построение шрифтов: капитального латинского (антиквы), получившего наименование «шрифт Дюрера» и готическогоK 21. Совершил путешествие по городам Верхнего Рейна (1490-94). Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера.
Именно тогда состоялась женитьба на Агнесе Фрей, а также открытие собственной мастерской. Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. книги, положили начало новому её типу, где осн. В творчестве Д. гуманистич. Есть вероятность, что и ещё одна венецианская работа Дюрера «Христос среди учителей» также предназначалась Беллини. 1507, Прадо).
1502-05, ксилографии). Дюрер познакомился с работами знаменитых нидерландских художников: Хуберта и Яна ван Эйков (Гентский алтарь), Рогира ван дер Вейдена, Хуго ван дер Гуса, Дирка Боутса, Мемлинга. Как художник Дюрер начинал с портрета, уже в первых произведениях показав себя сложившимся художником (портреты Барбары Дюрер, Германский национальный музей, Нюрнберг и отца, галерея Уффици, Флоренция, оба – 1490 и др. ). Огромно графическое наследие мастера — около 900 листов. В «Семейной хронике» он ничего не пишет об этой поездке.
В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Д. к научно обоснованным методам художественного познания мира. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (Праздник четок, 1506, Национальная галерея, Прага Портрет молодой женщины, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (Адам и Ева, 1507, Прадо, Мадрид). Краткое содержание вышеупомянутого трактата важно знать для понимания образа воина. Видя одновременно все ткани и сравнивая их, можно обнаружить различия в характере складок, проанализировать формы складок изучить зрительный образ драпировки, «игру» узоров на поверхности складок.
Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Это не значит, однако, что нам вообще не достигнуть мудрость.
Дюрер разделял взгляды «иконоборцев», выступавших против обожествления «чудотворных» изображений, однако, как явствует из «Посвящения Пиркгеймеру» в трактате «Руководство к измерению», не настаивал на том, чтобы произведения искусства были удалены из церквей10. Аристократия, послы иностранных государств, учёные, в том числе Эразм РоттердамскийK 17, составляли круг общения Дюрера в Нидерландах10.
нем. Ученическая поездка Дюрера продолжалась до 1494 года. трудах среди них– «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt in Linien, Ebenen und gantzen Corporen», 1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» («Etliche Underricht, zu Befestigung der Stett, Schlo und Flecken», 1527), «Четыре книги о пропорциях человека» («Hierinn sind begriffen vier Bu cher von menschlicher Proportion», 1528). музей, Вена) Д. делает попытки объединить принципы иск-ва итал.
Он побывал в Падуе и Венеции в 1494-95 годах. Для драпировок используются ткани и трикотажные полотна. Известно, что 14 книг из его библиотеки художник украсил своими рисунками: это были труды Лукиана, Фукидида, Теофраста, Аристофана, Аристотеля («Органон», «Этика», «Политика»), комментарии Симпликия.
Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494—1495, Венеция и Падуя). Стоит обратить внимание и на такую деталь. В своем труде «Руководство к укреплению городов, замков и теснин», выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три мастерские гравюры на меди: Всадник, смерть и дьявол (1513) – образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы Меланхолия (1514) Праздник четок 1506, Национальная галерея, Прага как воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека Святой Иероним (1514) – прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли. Эти свойства зависят от свойств волокон из которых ткани и полотна изготовлены.
Героями портретов выступали люди могучего духа, мятежные, устремленные в будущее: Бернгард фон Рестен (1521), энергичный Хольцшуэр (1526), «Неизвестный в черном берете» (1524). 1499, Старая пинакотека, Мюнхен). Этот графический цикл является самым ясным и спокойным по настроению. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Начало этому собранию было положено в 1627 году, когда Нюрнберг безуспешно предлагал баварскому курфюрсту Максимилиану копию «Четырёх апостолов» взамен подлинника, хранившегося в его мюнхенской коллекции. Причина поездки неизвестна.
Их технич. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры и лишь во время второго пребывания в Италии получил за рубежом признание как художник. В 1512-19 Дюрер работал по заказам императора Максимилиана I Габсбурга.
1505, Худож. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В 1520–1521 Д. совершил путешествие в Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге и др. ) для получения мандата на имп.
Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. художник, рисовальщик, гравёр, теоретик иск-ва. и живописные работы М. Шонгауэра, которые оказали сильное влияние на его раннее творчество. В его рисунках появляются штудии обнажённого тела («Женская баня», 1496, Кунстхалле, Бремен «Аполлон с солнечным диском», около 1504, Британской музей и др. ).
В его портреты проникают гуманистич. Создание новой теории фортификации, по словам самого Дюрера, было обусловлено его заботой о защите населения «от насилий и несправедливых притеснений». Его характер наложил отпечаток на все виды искусства. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. В изображении складок важно обратить внимание на распределение светотени.
В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505—1507 годах. образцами, заимствуя отд. иллюстрации к ст. Автопортрет).
В Нидерландах Дюрер, знаменитый художник, был всюду желанным гостем. илл. ). Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди.
В 1512–19 Д. работал по заказам имп. В действительности в глубине складок (на что также обращал внимание Леонардо да Винчи) материал обретает свой истинный цвет, так как свет, отраженный от освещенной части, падает на неосвещенную. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок. Родился в семье нюрнбергских ювелиров, выходцев из Венгрии сын и ученик Альбрехта Дюрера Старшего (1427-1502), брат живописца Ханса Дюрера. Одной из гл., 1525 Четыре книги о пропорциях человека, 1528). В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов «Праздник венков из роз» (или «Праздник чёток», Прага, Национальная галерея) для церкви Сан-Бартоломео30, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи ТедескиK 5. Он широко пользовался итал. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью.
Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Приступая к изображению драпировок, нужно продумать, как скомпоновать рисунок на листе, уравновесить изображение с «пустотами» листа. nРавновесие в композиции достигается равномерным распределением ее элементов слева и справа, вверху и внизу. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы здесь Д. воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию.
Но для того, чтобы иметь больший диапазон оттенков для передачи светотени, примем за белый (то есть оставляем незаштрихованной белую бумагу) самый светлый участок драпировки на складке, расположенной на переднем плане. Площадь Тиргертнерторплатц, рядом с которой он расположен, носит неофициальное название «площадь Дюрера». Ajtsi, от названия села Айтош, от слова ajt— «дверь»8. ) буквально перевёл на немецкий как Trer впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Drer. Пейзажи, созданные Дюрером во время первого путешествия («Вид города Триент», Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», Британский музей, Лондон «Вид Инсбрука», Альбертина и др. ), – одни из первых самостоятельных пейзажей в европейском искусстве. В Ландау-Нуссдорф в 2002 году был возведён мемориал в память о Крестьянской войне, разработанный Питером Браухле по мотивам чертежа «Крестьянской колонны» Дюрера (ок. нац.
При разном освещении драпировка дает всевозможные светотени. Д. — один из величайших портретистов в мировом искусстве. В произведениях, выполненных в Венеции в 1505—1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи — от погрудного портрета (Портрет молодой венецианки, 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины (Праздник четок, 1506, Прага, Национальная галерея). Ещё в годы странствий он выполнил иллюстрации к произведениям «Охота и сокровище» (1491) и «Всемирная хроника» (1493), часть иллюстраций к «Большому изданию Теренция» (около 1492), «Книге, написанной в назидание дочерям» де ла Тур-Ландри (1493), «Кораблю дураков» С. Бранта (1494). В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь.
Нынче картины Альбрехта украшаю музеи разных столицах Европы, среди которых Вена (Музей истории искусств), Прага, Мадрид и т. д. В изображении складок важно обратить внимание на распределение светотени. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями так создается удивительный скульптурный эффект.
Вначале Дюрер использовал указания Барбари и Витрувия в комплексе с принятым в средневековье построением человеческого тела на основе геометрических фигур (позднее он отказался от сочетания этих методов). Работы, выполненные Д. в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В 1492 году Дюрер задержался в Эльзасе. В Венецию Дюрер ездил и в 1505 году, пробыл там до 1507 года.
Бытовые детали и подробность повествования объединяются у него с напряжённым драматизмом. В сохранившихся рукописях остался план этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем, стоящих перед живописцем, не имевшую аналогов. Иеронима» 1492 года, подписанной на обороте именем Дюрера, работы «мастера типографии Бергмана» были атрибутированы ему15. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици).
Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. В 1520-е портрет занимает ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени – Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден «Мужской портрет», 1524 «Иероним Хольцшуэр», 1526). языка Д. вывел на новый уровень иск-во гравюры, превратив её в один из ведущих видов нем.
Художественные искания Дюрера завершила картина Четыре апостола (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. ин-т, Франкфурт-на-Майне), пейзажа («Гавань Антверпена» (1520, Альбертина и др. ). Дюрер начал собственные исследования, которые продолжал до конца жизни.
К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). В 1500 году типография Кобергера выпустила «Страсти св. мастеров.
Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. задач Д. становится поиск идеальных пропорций обнажённого тела она находит разрешение в гравюре на меди (1504) и живописном диптихе «Адам и Ева» (ок. Основоположник и крупнейший мастер нем.
Он гравировал иллюстрации для изданных Конрадом Цельтисом «Сборника комедий и стихов» Росвиты (1501) и для его «Четырёх книг о любви» (1502). Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера.
Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Д. («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. Впоследствии коллекция пополнилась и другими копиями картин Дюрера. Эти работы Дюрера были наиболее известны среди его современников. Основоположник и крупнейший мастер немецкого Возрождения (смотри Северное Возрождение). В каждом из них Д. представляет себя в разных образах (с цветком чертополоха и надписью в верхней части картины– «Моя судьба предопределена свыше», 1493, Лувр, Париж в образе аристократа, 1498, Прадо в образе Христа, 1500, Старая пинакотека рисунок «Автопортрет в обнажённом виде», ок.
Задержка выпуска гравюры «Святой Филипп», законченной в 1523 году, но отпечатанной только в 1526 году, возможно, произошла из-за сомнений испытываемых Дюрером в отношении изображений святых даже если Дюрер не был иконоборцем, роль искусства в религии в последние годы жизни он подверг переоценке44. Звание мастера (а с ним и право открыть собственную мастерскую) Дюрер получил, вероятно, выполнив росписи на «греческий манер» в доме нюрнбергского горожанина Зебальда Шрейера49.
После посещения Страсбурга вернулся в Нюрнберг (1494), женился и открыл собств. МаксимилианаI Габсбурга. Что поражает в этом автопортрете. Он выполнил серию погрудных портретов – живописных (Бернарда фон Резена, 1521, КГ, Дрезден «Портрет мужчины в шляпе», 1521, Прадо Иеронима Хольцшуэра, 1526, Государственные музеи, Берлин), рисованных (Луки Лейденского, 1521, Британский музей Себастьяна Бранта, 1520, Государственные музеи, Берлин) и гравированных (В. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.
Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 — 1490). музеи, Берлин Элизабет Тухер, 1499, Худож.
Троице» (1511). Одной из главных задач Дюрера становится поиск идеальных пропорций обнажённого тела она находит разрешение в гравюре на меди (1504) и живописном диптихе «Адам и Ева» (около 1507, Прадо, Мадрид). При симметричном расположении драпировка размещается по обе стороны от центра (воображаемой оси), т. е. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки. Они образуют своего рода триптих. Ни одной лишней детали, всё внимание сосредоточено на позе, сложенных на груди руках, на её лике.
«Большие Страсти Христовы» изданные в виде отдельной книги, положили начало новому её типу, где основным элементом были изображения, сопровождаемые текстом. Альбрехт Дюрер, немецкий художник эпохи Возрождения, родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Альбрехт провел это время в городах Верхнего Рейна (Страсбург, Кольмар, Базель). Видимо, Дюрер не задумывал создавать их как единый цикл. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств.
Искусство Дюрера, его личность и теоретические работы сделали его одним из наиболее влиятельных художников Северного Возрождения, чьё воздействие ощутимо не только в творчестве всех крупных немецких мастеров 1-й половины 16 века, но и некоторых итальянских художников свидетельством авторитета Дюрера может служить его изображение (в свите папы Юлия II) в ватиканской фреске Станцы дЭлиодоро Рафаэля (1512-14). Так, судя по письмам к Якобу Геллеру, для которого Дюрер писал алтарный образ «Вознесение Марии», этот франкфуртский купец был недоволен увеличением сроков работы и художнику пришлось объяснять, что произведение высокого качества, в отличие от рядовых картин, требует большего времени для исполнения. В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Св. Праздник четок является одной из самых больших работ Дюрера (161, 5 х 192 см).
Один цвет может быть главным, ведущим, а остальные могут его дополнять, обогащать. музей, Нюрнберг и отца, галерея Уффици, Флоренция, оба– 1490 и др. ). В эти годы Д. экспериментирует также стехниками офорта и сухой иглы. Во время Второй мировой войны дом сильно пострадал, но был восстановлен.
В издании первых серий ему помогал Антон Кобергер. 1498, Нац. В 1494 году вернулся в Нюрнберг Альбрехт Дюрер. Рисунки и гравюры Д. широко копировались по всей Европе. Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Дюрера с почётом приняли братья покойного (Каспар, Пауль, Людвиг) и Альбрехт имел возможность некоторое время работать в мастерской художника.
Акварельные рисунки принадлежат к числу наиболее выдающихся произведений Д. («Заяц», 1502 «Кусок дёрна», 1503, оба– Альбертина см. Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. В своём двухтомном труде (Лейпциг, 1876 второе издание— 1884) М. Таузинг сделал попытку связать жизненный и творческий путь художника с событиями современной ему эпохи90. Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504), работая над которой художник использовал рисунки с античных статуй Аполлона и Венеры62. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем.
Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки. Учёба в 1490 году по традиции завершилась странствиями (нем. Wanderjahre)K 2, во время которых подмастерье перенимал навыки у мастеров из других местностей. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи.
Не всегда легко воспринимается творчество Альбрехта Дюрера. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера.
левая сторона является зеркальным отражением правой.
Также Дюрер получил от Максимилиана грамоту (Freibrief), защищавшую от копирования его гравюры на дереве и меди. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. галерея, Прага «Алтарь Геллера», 1508–1509, Историч.
Иеронима 1492. По-видимому, трактатом Руководство христианского воина Э. Роттердамского был навеян автору образ немолодого сурового воина, который движется к неведомой цели, невзирая на Дьявола, следующего за ним по пятам, а также на угрозы Смерти. В серии портретов 1520-х годов (Я. Муффеля, 1526, И. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной галерее, Берлин-Далем и др. ) Дюрер воссоздал тип человека ренессансной эпохи, проникнутого гордым сознанием самоценности собственной личности, заряженного напряженной духовной энергией и практической целеустремленностью. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти.
Форму драпировки передаем с помощью светотени. Ее градации (по мере утемнения) такие: свет – полусвет – полутень – тень. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. 1504, Брит. В это время выполнял множество официальных заказов Альбрехт Дюрер. Важнейшими в наследии Д. являются задуманные как единый цикл три «мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св.
В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. Сопоставление — явно умышленное и весьма многозначительное. Над головой Марии помещён богато украшенный венец, который держат два ангела.
Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе Четыре апостола (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Собственный экслибрис с гербом Дюреров художник выполнил в 1523 году65. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506) и «Поклонение св. С особой интенсивностью и упорством Д. работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики.
В 1914 году, после сноса моста, памятник был перемещён в Исторический музей. Всеевропейское признание Дюреру принесли серии гравюр «Апокалипсис» (15 листов необычно крупного формата, ксилография, 1498 смотри иллюстрация к ст. «Дневник путешествия в Нидерланды» Дюрера по форме является приходно-расходной книгой, однако он даёт яркую и полную картину этой поездки. изучения физиогномики и характеров (портрет матери, 1514, Гос.
При этом нужно сравнивать каждый раз две-три ткани. Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Подробности его пребывания в Венеции известны из писем (их сохранилось десять) Дюрера Виллибальду ПиркгеймеруK 4. Вместе с другими немецкими художниками он участвовал в создании ксилографии «Арка Максимилиана» (1515-17, Германский национальный музей, Нюрнберг), отпечатанной на 192 листах, а также создал портрет императора (1519, Художественно-исторический музей, Вена). Совершил путешествие по городам Верхнего Рейна (1490–94).
Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. 1501). Но «наилучшим в живописи» (pest in gemell) немецкий художник считал Джованни Беллини, картины которого произвели на него впечатление невероятными силой и глубиной колорита и с которым, в отличие от других венецианских мастеров, у него установились дружеские отношения10.
Остальные участки драпировки попадают в зону «полусвета» (освещенные участки, расположенные на заднем плане или под углом к источнику света) или «полутени» (освещены не прямым от источника, а рассеянным светом). Подражая Джованни Беллини (смотри Беллини), Дюрер создаёт образ «Мадонна с младенцем» (около 1498, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Так, на обороте рисунка «Адам» (1507, Альбертина, Вена) изображена фигура человека, созданная с помощью дуг, окружности, квадратов. Одна из важнейших картин последних лет— диптих «Четыре апостола», который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году. Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497 «Пляшущие крестьяне», 1514).
Другие (Г. Дюрер первый в Германии рисовал обнаженное тело с натуры. Живописи и гравированию обучался в мастерской художника М. Вольгемута (1486-90). Однако это не означает, что рисунок должен располагаться симметрично. Изображение открытой двери на щите указывает на фамилию «Дюрер».
1528). Два других, посвященных страстям Христа, отличаются драматической экспрессией. На Автопортрете в двадцать два года (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания. М. Вольгемута (1486–90). Однако большая часть исследователей предполагает, что художник был в Италии 1494—1495 годах21 (существует также мнение, что до 1506 года Дюрер там не бывал)22, где, возможно, знакомится с творчеством Мантеньи, Полайоло, Лоренцо ди Креди, Джованни Беллини и других мастеров.
Здесь он вошел в круг книгопечатников и гуманистов. Подобрать красивое сочетание цветов -большое искусство. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие формы складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые формы складок. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю»51. музей, Франкфурт-на-Майне «Поклонение Св. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. илл.
Возможно, что «Мадонна с чижиком» (картины, где рядом с Марией и младенцем представлен Иоанн Креститель, нехарактерны для германского изобразительного искусства), была выполнена Дюрером по просьбе Беллини. Во Франкфурте-на-Майне установлена статуя Карла Великого, созданная по картине Дюрера с изображением императора (1513) для Городского совета Нюрнберга. 1502–05, композиции построены по образцу итальянских), а также «Страсти Христовы» (1508–12, резцовая гравюра), две серии «Малые Страсти Христовы» (1507–13, на меди и 1509–11, ксилография). Вот почему, строго говоря, белых участков на изображении даже белой ткани быть не должно.
Задача наибольшего портретного сходства явно превалирует над желанием интенсифицировать красочную выразительность образа. Характер нанесения мазков следует согласовывать с формой складок на драпировках. В раннем творчестве Д. центральное место занимала ксилография. Столь же разнообразны автопортреты Д. (1493, Лувр, Париж 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).
В следующем Автопортрете (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. Он был одарен как рисовальщик, гравер и художник. Если теневой участок граничит с освещенным, тень на нем подсвечивается отраженным светом, образуя «рефлекс», который светлее тени, но темнее «полусвета». Лист Св.
В последнее десятилетие XV века художник создал несколько живописных портретов: своего отца, торгового агента Освальда Креля (1499, Старая пинакотека, Мюнхен), саксонского курфюрста Фридриха III (1494/97) и автопортрет (1498, Прадо, Мадрид). Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). художников свидетельством авторитета Д. может служить его изображение (в свите папы ЮлияII) в ватиканской фреске Станцы дЭлиодоро Рафаэля (1512–14). Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Одна часть исследователей (в том числе Г. Дехио, Б. Хендке) считала, что в Германии не было периода Возрождения и Дюрер и его современники относились к художникам поздней готики.
Интересен автопортрет Альбрехта Дюрера в 26 лет в перчатках. Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет.
Сам Дюрер тесно сотрудничал с мастерской Фейта Хиршфогеля (1461—1525), обучавшегося у страсбургских мастеров68. Беллини), Д. создаёт образ «Мадонна смладенцем» (ок. портретов, Д. передаёт не только внешнее сходство, но и характер модели. Первый из европейских художников, написавший автобиографию. 1492), «Книге, написанной в назидание дочерям» де ла Тур-Ландри (1493), «Кораблю дураков» С. Бранта (1494).
Кроме того, это одна из самых мажорных по интонации картин. Для Дюрера, как и для Леонардо искусство представлялось одной из форм познания. Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. В эти годы Дюрер экспериментирует также с техниками офорта и сухой иглы.
Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. иллюстрации к ст. Анималистический жанр). После 1514 Дюрер был при дворе императора Максимилиана I. Самым трудоемкой работой Дюрера явилась колоссальная, отпечатанная на 192 досках, раскрашенная литографии «Арка Максимилиана I» (кроме него в работе участвовала большая группа художников). Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Drer, 21 мая 1471, Нюрнберг— 6 апреля 1528, Нюрнберг)— немецкий художник и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса1.
Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди — Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513—1514). Своё последнее живописное произведение– большой диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека см. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Рисунок, к которому Д. обратился в 13 лет (автопортрет, 1484, Альбертина, Вена), также составляет значит.
В конце 1490-х годов Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров— серию из пятнадцати гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), воплощение эсхатологических переживаний конца века, в которой удачно сочетала позднеготический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения26. Работал в основном в Нюрнберге. Универсальность дарования Д. особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах. Творческие искания художника завершили «Четыре апостола» (1526), где образы Павла, Петра, Иоанна и Марка исполнены внутреннего огня. Он ищет их секреты, рисуя обнаженные женские и мужские фигуры. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту.
С 1512 года главным покровителем художника становится император Максимилиан I. Став к тому времени известным мастером гравюры, Дюрер вместе с учениками своей мастерской принял участие в работе над заказом императора: «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией (3, 5м х 3 м), составленной из оттисков со 192 досок33. Дюрер читал также «Десять книг о зодчестве» Витрувия, работы Архимеда и других античных авторов, чему способствовали знакомства, завязанные во время итальянских путешествий и дружба с немецкими гуманистами (в частности, Пиркгеймер и Шедель обладали богатыми библиотеками, к которым Дюрер имел доступ). В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса.
Все эти портреты роднят гуманистические устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутренней напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. музей и др. ). В 1860 году в Париже вышла четырёхтомная монография Эмиля Галишона (фр. Emile Galishon) «Альбрехт Дюрер: его жизнь и творчество».
Центральная часть полиптиха «Мать Скорбящая», безусловно принадлежащая руке Дюрера по мнению современных исследователей, полностью посвящена изображению св. Благодаря смысловой глубине и многозначности, монументальности образов и усложнению худож. Ткани и полотна отличаются фактурой. В историографии творчества художника в XIX веке оформилось два направления. Форма складок зависит от свойств и вида материала.
«Начала» были детально изучены художником, однако, не без проблем: вероятно, Дюреру не хватало познаний в латыни и он обращался за помощью к Николасу Кратцеру, который переводил книгу Евклида на немецкий язык. становятся более темными. мастерскую. Как уже говорилось, выступающая часть (гребень) складки будет более освещенной, ее углубление или дно – наиболее затемненной, а переход от выступающей части к углублению дает полутень. Иск-во Д., его личность и теоретич.
иск-ве. Важнейшими в наследии Дюрера являются задуманные как единый цикл три «мастерские гравюры» : «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия» (обе – 1514), виртуозно исполненные в технике резцовой гравюры. Альбрехт превратил гравюру, вслед за Шонгауэром, в один из основных видов искусства.
Художественные искания Д. завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. 1490-1494 – годы странствий, обязательные для того, чтобы получить звание мастера. Дважды Дюрер совершил путешествие в Италию и создал ряд ученых трактатов («Руководство к измерению», 1525 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит Поклонение волхвов (1504, Флоренция, Уффици). Дюрер родился в Нюрнберге. В алтарных композициях («Дрезденский алтарь», ок.
Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Нюрнбергский Дом Дюрера в Циссельгассе (сейчас— улица Альбрехта Дюрера, 39), где он жил и работал с 1509 года до своей смерти, был приобретён городом в 1826 году. Сохранилось около тысячи (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpДжулия Бартрум говорит о 97045) рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки людей, животных и растений.
Отцом его был выходец из Венгрии, серебряных дел мастер. Здесь же хранится Графическое собрание города. Его творчество определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения, а влияние на современников было так велико, что проникло даже в Италию и Францию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Гравюра), «Большие Страсти Христовы» (ксилография, 1498-1510), «Жизнь Марии» (около 1502-05, композиции построены по образцу итальянских), а также «Страсти Христовы» (1508-12, резцовая гравюра), две серии «Малые Страсти Христовы» (1507-13, на меди и 1509-11, ксилография). Преодолев скованность позднеготич. В 1490 в Кольмаре изучал графич.
Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер910. Творчество Альбрехта Дюрера многообразно. подтексте. Ясная композиция, свободно располагающиеся в пространстве фигуры, уходящие в глубину четкие линии ступеней каменного крыльца, на котором сидит Мария, — все сообщает центральной группе чувство спокойного достоинства и величия, свойственное произведениям итальянского Возрождения.
Родился в семье нюрнбергских ювелиров, выходцев из Венгрии сын и ученик Альбрехта Дюрера Старшего (1427–1502), брат живописца Ханса Дюрера. Среди исследователей творчества Дюрера существуют разногласия в толковании этого диптиха— некоторые, вслед за каллиграфом Иоганном НейдёрферомK 18, выполнившим по заданию художника надписи на картине (цитаты из Библии в переводе Лютера), видят в «Четырёх апостолах» лишь изображения четырёх темпераментов10, другие— отклик мастера на события (религиозные разногласия, крестьянская война), потрясшие Германию и отражение идеи «несоответствия гуманистической утопии и реальности»46. музеи, Берлин) и гравированных (В. Пиркхаймера, 1524 Ф. Меланхтона, 1526 Эразма Роттердамского, 1526), в которых ярко проявилась духовная жизнь и характеры портретируемых. В его портреты проникают гуманистические тенденции (портреты Фридриха Саксонского, 1496, Государственные музеи, Берлин Элизабет Тухер, 1499, Художественное собрание, Кассель Освальда Креля, около 1499, Старая пинакотека, Мюнхен).
Драпировка, заложенная складками – объемна, т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). В 1871 году, к его юбилею, дом был передан Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени в нём работает музей.
На центральной части его изображено Рождество (ок. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. После находки гравированной доски титульного листа к изданию «Писем св. Многосторонность устремлений Д. проявилась в последние годы его жизни втеоретич. Каждая из этих сцен занимает более четырёх панелей и украшена пейзажем на заднем плане.
В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута.
Ajtosi, от названия села Айтош, от слова ajto — «дверь»), он буквально перевёл на немецкий как Thurer впоследствии она стала записываться как Durer. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Несколько ранее Дюрер выполнил для курфюрста Саксонии «Дрезденский алтарь» и полиптих, вероятно, с помощниками— «Семь скорбей» (около 1500). Возрождения и традиции рейнско-нидерландского иск-ва, в которых он был воспитан. Рисование было, видимо, частью каждодневной его жизни. На этой окружности образуется ряд точек опоры.
В Доме Дюрера также проходят временные выставки оригинальных работ художника89. И тогда же как творческий итог художественной деятельности и завещание потомкам пишет знаменитую картину Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая пинакотека). техника акварели приобрела самостоят. Список их следующий: выполненный в 1520 году углем Эразм Роттердамский, а также работы 1521 года Лука Лейденский (выполнена серебряным карандашом), Агнес Дюрер, при создании которой использовался металлический карандаш и др.
Воин представлен на фоне скалистого дикого пейзажа. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Изучению статической драпировки, т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку.
Подражая ДжованниБеллини (см. галерея искусств, Вашингтон). Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма.
При этом гравюра и рисунок занимают у него порой даже ведущее место. Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа – «Большие страсти» (ксилографии, около 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. При этом, рассматривая их, можно обратить внимание на то, что глубина складок к нижней части драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им более крупный изгиб. В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников).
Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна.
К первым принадлежат ткани, ко вторым – трикотажные полотна. Самые темные участки находятся в зоне тени (собственной или падающей). В Базеле Дюрер, возможно, принял участие в создании знаменитых гравюр на дереве к «Кораблю дураков» Себастьяна Бранта (первое издание в 1494, художнику приписывается 75 гравюр для этой книги)10. Для драпировок используются ткани и трикотажные полотна.
Автор этих иллюстраций получил у историков искусства имя «мастера типографии Бергмана». В области печатной графики Дюрер не знал себе равных. Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Завершает третью книгу «Эстетический экскурс», в котором художник раскрывает свои художественные принципы10.
По рекомендации братьев Шонгауэр Дюрер отправился в Базель (1492-94), работал у известных книгопечатников И. Амербаха, Н. Кеслера и И. Бергмана, вошёл в круг ведущих гуманистов. произведений, а также знакомства с рисунками Леонардо да Винчи черты ренессансного иск-ва проникают в творчество Д. В его рисунках появляются штудии обнажённого тела («Женская баня», 1496, Кунстхалле, Бремен «Аполлон с солнечным диском», ок. Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника, несмотря на то, что картина «Праздник венков из роз» испорчена неумелыми реставрациями, она ясно демонстрирует это. Контрастное решение композиции достигается противопоставлением одних цветов другим. В 1505 году Дюрер уехал в Италию. Здесь ему двадцать два года. Шонгауэр Д. отправился в Базель (1492–94), работал уизвестных книгопечатников И. Амербаха, Н. Кеслера и И. Бергмана, вошёл в круг ведущих гуманистов.
Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).
Его точный маршрут неизвестен, он объездил ряд городов в Германии, Швейцарии и (по мнению некоторых исследователей) Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов9. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х). При этом композиционный центр может находиться по любую сторону от воображаемой оси. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (Куст травы, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (Домик у пруда, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных.
Пейзажи, созданные Д. во время первого путешествия («Вид города Триент», Худож. Помимо перечисленного оставил заметный след в военно-инженерном искусстве6. Рисунки и гравюры Дюрера широко копировались по всей Европе.
В 1520-1521 Дюрер совершил путешествие в Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге и др. ) для получения мандата на императорское жалованье у Карла V, где познакомился с Эразмом Роттердамским. Лучшими изданиями его литературных трудов на немецком языке стали издания К. Ланге и Ф. Фузе (Drers schriftlicher Nachlass, Halle, 1893) и Э. Гейдриха (Albrecht Drers schriftlicher Nachlass, Berlin, 1910). материала из которого она изготовлена, от характера структуры и толщины. Более ранняя «Немезида» демонстрирует тип женщины, далёкой от классических канонов красоты8610, её фигура, тем не менее, судя по подготовительному рисунку (1501—1502, Британский музей, Лондон), создана в соответствии с рекомендациями Витрувия— полный рост человека равен восьми головам.
Дюрер (Durer) Альбрехт, немецкий художник, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. К прославленным акварелям относятся «Кусок дерна» и «Заяц». Во второй книге обсуждаются методы построения правильных многоугольников точными методами и приближенными для тех фигур, точное построение которых только с помощью циркуля и линейки невозможно.
Его первоначальные познания в математике, возможно, были ограничены знакомством с «Бамбергской арифметикой» или «Быстрым и красивым счётом для купечества». Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Знаменитым стал второй (тиражированный) экслибрис Пиркгеймера— геральдический знак с девизом в центральном поле «Себе и друзьям» (девиз, который впоследствии использовали многие библиофилы). Вместе с другими нем. Гравюры Дюрера имели широкое распространение и создали художнику уже при жизни общеевропейскую известность. В 1511 году Дюрер по заказу нюрнбергского купца Маттиаса Ландауэра написал алтарь «Поклонение Святой Троице» («Алтарь Ландауэра», Музей истории искусств, Вена)34.
собрание, Веймар см. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Молодым он покинул родину, чтобы поступить на службу к богатым бернским купцам. Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок.
Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок. Первым эскизом витража, выполненным Дюрером, считается «Святой Георгий, убивающий дракона», нарисованный между 1496 и 1498 годами. Есть только шпага, символ страданий, орудия, пройдущего сквозь душу.
Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Своё последнее живописное произведение – большой диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека смотри иллюстрации в статье Германия) – Дюрер создал для Нюрнбергской ратуши. Следует учитывать, что не всякий красный подходит к любому зеленому цвету и т. п.
В алтарных композициях («Дрезденский алтарь», около 1496, КГ, Дрезден «Алтарь Паумгартнеров», 1502-04, Старая пинакотека «Поклонение волхвов», 1504, галерея Уффици «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Алтарь Геллера», 1508-1509, Исторический музей, Франкфурт-на-Майне «Поклонение Святой Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) Дюрер делает попытки объединить принципы искусства итальянского Возрождения и традиции рейнско-нидерландского искусства, в которых он был воспитан. Однако работы Дюрера ближе по композиции к другому витражу— одному из так называемых Страсбургских окон (нем. Stropurg finster) работы страсбургского мастера Петера Хеммеля фон Андлау и его коллег по гильдии, заказанного Питером Фолкамером для хоров церкви Святого Лаврентия. Подтверждение того, что Дюрер совершил путешествие в Италию в 1494—1495 годах, находят в его письме из Венеции Виллибальду Пиркгеймеру от 7 февраля 1506 года, где художник говорит о тех работах итальянцев, которые понравились ему «одиннадцать лет назад», но теперь «больше не нравятся».
Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. музей, Вена). Всеевропейское признание Д. принесли серии гравюр «Апокалипсис» (15 листов необычно крупного формата, ксилография, 1498 см. Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью.
Анной (1519-1520, Метрополитен). элементом были изображения, сопровождаемые текстом. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515).
Известно, что во втором итальянском путешествии он приобрёл «Начала» Евклида— эта работа лежала в основе университетского курса геометрии. Они могут быть крупными и мелкими, плавными и ломаными. Под влиянием венецианских художников, рисования с натуры, копирования итал. Исчезает свойственная его ранним произведениям готическая угловатость.
На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Д. проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах и в его теоретических трудах («Руководство к измерению. », 1525 «Наставление к укреплению городов. », 1527 «Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Себастьяна и битва Св. Троице», 1511, Худож. -историч.
Дюрер работал практически во всех существовавших в то время техниках рисунка, который на протяжении всей жизни служил ему не только подготовительным материалом для гравюры и живописи (штудии драпировок, голов, рук, композиционные наброски), но и средством аналитического изучения физиогномики и характеров (портрет матери, 1514, Государственные музеи, Берлин), социальных типажей («Влюблённые крестьяне», Пинакотека Амброзиана, Милан), костюмов («Жительница Нюрнберга и венецианка», 1496-97, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), пейзажа («Гавань Антверпена» (1520, Альбертина и др. ). Один из результатов исследований художником строения тела человека— известная гравюра «Адам и Ева» (1504). Отходящие от них складки формируются так же, как складкидрапировки, свисающей с одной точки опоры (радиальные складки). Огромное значение для Альбрехта имеет в то же время соприкосновение с искусством Италии. часть его худож. В 1495—1496 годах Дюрер занялся и гравировкой на меди. Автор монографии о Дюрере (1876), М. Таузинг, относил этот визит в Италию к 1492—1494 годам, то есть считал, что художник побывал там в ходе ученической поездки.
Более светлым и смиренным женским образом для Дюрера была только Дева Мария. Целесообразно также поочередно рассмотреть куски самых различных тканей. Они отличаются редкой образной сосредоточенностью и лаконизмом. Марии.
Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). значение. Рисунок с видом на Кьюзу был использован позднее в гравюре «Немезида» (ок. В нем — новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я».
темы («Святое собеседование»), мотивы (фоны с античными руинами) и приёмы (перспективное построение, объёмность фигур), которые приходят в противоречие с такими северными чертами, как графизм, экспрессия и резкость цвета. В комнате присутствует ещё несколько ангелочков, занятых уборкой. Позднее Дюрер переехал в Базель (предположительно до начала 1494 года), бывший в то время одним из центров книгопечатания, к четвёртому брату Мартина Шонгауэра— Георгу14.
Во второй книге, вслед за Альберти, для измерения человеческой фигуры Дюрер использует шкалу, подобную так называемой «эксемпеде Альберти». галерея, Бремен «Домик у пруда», Брит. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои штудии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях54. гуманизма, сыграл важную роль в развитии мировоззрения художника. Все его акварельные работы можно условно разделить на два цикла: пейзажи (городской пейзаж и природные ландшафты) и зарисовки животных и растений.
К первым принадлежат ткани, ко вторым — трикотажные полотна. Их композиционным центром является данное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней. наследия (св. Таким образом, можно понять, как резко различаются складки, образуемые разными тканями. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики.
Эта гравюра считается одной из лучших работ Дюрера. Расстояние от впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки. музеи, Берлин), рисованных (Луки Лейденского, 1521, Брит. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны.
Дюрер (Drer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг, — 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Тем не менее работы эти объединяет морально-философский подтекст, весьма сложный (истолкованию его посвящено сегодня много работ). В действительности в глубине складок (на что также обращал внимание Леонардо да Винчи) материал обретает свой истинный цвет, так как свет, отраженный от освещенной части, падает на неосвещенную. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Его интенсивность зависит от отражающей способности поверхности ткани. работы сделали его одним из наиболее влиятельных художников Северного Возрождения, чьё воздействие ощутимо не только в творчестве всех крупных нем. иск-ве.
В первую книгу автор включил обмеры пяти человеческих фигур при помощи делителя. В её основу был положен трактат Августина «О граде Божьем»K 9. Многосторонность устремлений Дюрера проявилась в последние годы его жизни в теоретических трудах среди них – «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Underweysung der Messung, mit dem Zirckel und Richtscheyt in Linien, Ebenen und gantzen Corporen», 1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» («Etliche Underricht, zu Befestigung der Stett, Schlo und Flecken», 1527), «Четыре книги о пропорциях человека» («Hierinn sind begriffen vier Вcher von menschlicher Proportion», 1528). 1507, Прадо, Мадрид). жалованье у КарлаV, где познакомился с Эразмом Роттердамским.
Дюрер был первым художником, который создал и использовал свой герб и знаменитую монограмму (большая буква A и вписанная в неё D), впоследствии у него появилось в этом множество подражателей66. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Альбрехт Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди57. Поскольку поверхность ткани матовая, блика на ней нет (белым остался бы блик на глянцевой поверхности – как если бы мы изображали, например, освещенную металлическую или керамическую посуду).
Уверенность в себе и сдержанность. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Это выполненные на дереве Большие страсти (около 1498-1510 гг. ), а также две серии гравюр на меди Малые страсти (годы создания – 1507-13 и 1509-11).
Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам в зависимости от ее физических свойств, т. е. В 1520—1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Например, на тканях с гладкой фактурой (сатины, атласы, креп-сатины и др. ) цвета становятся более светлыми и яркими, на тканях с шероховатой фактурой (крепы, сукна, фланели, велюр-бархат и др. ) цвета углубляются, т. е. В его черновиках мы находим: "Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заключено в нас от природы. Художник изобразил типичных представителей городской среды, в «Жизни Марии» любовно переданы многочисленные бытовые подробности, всё это делало произведение ближе к зрителю, заинтересовывало его серия была очень популярна у современников5960.
В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. После посещения Страсбурга вернулся в Нюрнберг (1494), женился и открыл собственную мастерскую. Знакомство Альбрехта с императором Максимилианом I относится к 1512 году. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).
Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. В 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис». Эти работы, выполненные на дереве, Альбрехт создал в 1498 году. После этой поездки в творчестве Д. преобладали портреты. Считается, что в Базеле Дюрер работал над гравюрами для издания комедий Теренция (осталось незаконченным из 139 досок было обрезано всего 13), «Турнского рыцаря» (45 гравюр) и молитвенника (20 гравюр)16. Творчество Альбрехта Дюрера (1471-1528) интересно тем, что он выполнял гравюры одинаково успешно и на меди и на дереве.
Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. пейзажей в европ. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер издал свои теоретические работы: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Расстояние от впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки. Далее в Лион, где со временем стал одним из богатейших купцов и банкиров города.
Возрождения (см. Северное Возрождение). Брак был бездетным известно, что оба брата художника: Эндрес (1484—1555), золотых дел мастер и Ханс (1490—1538), художник и гравёр, впоследствии придворный художник Сигизмунда I, также умерли, не оставив потомства20.
Это участки, куда не попадает прямой свет. Г. Вёльфлин в своей работе («Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса») проследил на примере его творчества как складывалось немецкое культурное сознание под воздействием идей итальянского Возрождения. Как уже говорилось, выступающая часть (гребень) складки будет более освещенной, ее углубление или дно — наиболее затемненной, а переход от выступающей части к углублению дает полутень. В музее экспонируются копии важнейших произведений художника.
Евстафий», «Немезида»), Д. пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека «Св. Работа близка к искусству мастеров Италии не только мотивами, но также и своей жизненной силой, полнозвучием красок, полнокровием образов (в основном портретных), равновесием композиции, широтой письма. По рекомендации бр. В гравюре Дюрер опирался главным образом на позднеготические немецкие традиции (экспрессивность образов, напряжённость ломаных линий), но обогатил их глубоким пространством, пейзажем, основанным на натурных штудиях. собрание, Кассель Освальда Креля, ок. материалом для гравюры и живописи (штудии драпировок, голов, рук, композиц.
В этих рисунках, выполненных акварелью (с добавлением гуаши), с их многоплановым пространством и передачей световоздушной среды, раскрылся живописный талант Дюрера, благодаря которому вспомогательная техника акварели приобрела самостоятельное значение. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). В то время в Венеции работали такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Тициан, Джорджоне (однако нет данных, что Дюрер встречался с ними), Пальма Веккио и другие. В то же время он отмечал, что главное в обороне— стойкость защитников10. В ней, в отличие от живописи, раньше появились и легче приживались новые жанры.
На тканях с блестящей лицевой поверхностью образуются сильные блики и большая игра светотеней, вот таким образом они особенно эффектны при ярком освещении. Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498).
1502-05, ксилографии). Одной из лучших и значимых работ Дюрера в период между 1494/5 и 1505 годами (предполагаемым первым и вторым путешествиями художника в Италию) считается «Поклонение волхвов»2829, написанное для Фридриха III. Георгия с драконом. Ткани с такой структурой отражают лучи света рассеянно, вот таким образом и воспринимаются матовыми. По его словамK 16 магистрат Антверпена, надеясь удержать художника в городе, предлагал ему годовое содержание в размере 300 гульденов, дом в подарок, поддержку и, кроме того, уплату всех его налогов. музеи, Берлин), социальных типажей («Влюблённые крестьяне», Пинакотека Амброзиана, Милан), костюмов («Жительница Нюрнберга и венецианка», 1496–97, Штеделевский худож.
В этом случае «пустоты» листа композиционно закономерны. Дюрер после 1514 года работал при дворе Максимилиана I (выше представлен его портрет, выполненный Альбрехтом). новшество состоит в наполнении белого фона тонкими светотеневыми градациями, соединении линейной экспрессии и тональных контрастов, а содержательное– в глубоком филос.
иск-ва. музей, Лондон «Вид Инсбрука», Альбертина и др. ), – одни из первых самостоят. Он широко пользовался итальянскими образцами, заимствуя отдельные темы («Святое собеседование»), мотивы (фоны с античными руинами) и приёмы (перспективное построение, объёмность фигур), которые приходят в противоречие с такими северными чертами, как графизм, экспрессия и резкость цвета. идеал независимой мысли.
Чем ткань плотнее, тем хуже она драпируется. В 1513 году художник вместе с другими ведущими немецкими мастерами принял участие в иллюстрировании (рисунки пером) одного из пяти экземпляров «Молитвенника императора Максимилиана». Ткани отличаются фактурой, т. е. Дюрер не учился в университете.
Эти свойства зависят от свойств волокон из которых ткани и полотна изготовлены. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена) опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена см. Более 900 листов насчитывает наследие Дюрера-рисовальщика.
Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ). Эта картина напоминает Диспут Рафаэля. Основоположник сравнительной антропометрии. По многообразию и обширности его можно сопоставить только с творениями Леонардо да Винчи. В 1505 году Якоб Вимпфелинг в своей «Немецкой истории» писал, что картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса».
Действие разворачивается в пространстве, построенном с соблюдением законов перспективы, такова, например, серия гравюр «Жизнь Марии». В это время появилось множество беглых зарисовок. традиции (экспрессивность образов, напряжённость ломаных линий), но обогатил их глубоким пространством, пейзажем, основанным на натурных штудиях. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганн Стабий (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа39.
ДЮРЕР (Drer) Альбрехт (21. 5. 1471, Нюрнберг – 6. 4. 1528, там же), немецкий художник, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства.