«донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata – «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Душа ощущается и в портрете Донны Велаты и во всем облике этой женщины. «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. Дама с вуалью или Донна Велата, (итал. Мессерер настолько легко отнёсся к данному говорению, что Донну Велату назвал Мадонна Велета.
«донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. В картину «Донна Велата» живописец вложил всю свою любовь и восхищение девушкой, ставшей его последней любовью. Даму под покрывалом или с вуалью (так переводят Донну Велату) талантливый живописец написал в эпоху творческой зрелости, в 1515 году, когда Рафаэлю Санти исполнилось 32 года.
«донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata— «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. «донна Велата» (итал. Нет и в Донне Велате есть стандартное противоречие, характерное для живописи (объём изображается – плоскостью) и для портретного жанра (лицо в свету – фон тёмный).
«донна Велата» (итал.
В этом вопросе компромиссу не было места: честолюбивый Лев Х (1513 – 1521) возлагал на Рафаэля больше надежд, чем на бунтаря Микеланджело, абсолютно не считаясь с ограниченностью сил художника. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой».
Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. Полотно – изображение обыденной жизни. Род деятельности её отца-булочника (итал.
Но это не более, чем предположение. Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. На портрете изображена юная Маргарита Лутти. Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая».
«Донна велата» (ит. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина».
В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции. Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина.
Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Недолгая творческая жизнь Рафаэля целиком принадлежит короткой поре Высокого Возрождения. В данный момент картина хранится в музее Италии. Другое название, которое часто на слуху – «Дама с вуалью».
Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Это – один из самых блестящих портретов Рафаэля периода наивысшего расцвета его творчества, созданный в те годы, когда Рафаэль уже был так завален заказами, что многое поручал своим ученикам, которые работали по его рисункам. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Его творения отмечены гармонией, ясностью построения, безмятежностью. Лицо девушки прекрасно и в то же время абсолютно спокойно. Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени.
Душа – вот, что было главным. Это было начало романа 30-ти летнего Рафаэля и 17-ти летней Маргариты, который продолжался до самой смерти мастера. Знаменитый мастер Пьетро Перуджино был учителем юного Рафаэля. А потолок – стеклянный. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».
Рафаэль Санти был очень влюблен и взяв её в жены заплатил тестю очень большой выкуп. Именно он обучил юношу мастерству рисунка. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.
Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Красивый человек должен иметь внутри себя гармонию, поэтическое и нравственное совершенство.
Живущие там многочисленные художники и поэты создавали произведения, которые высоко ценились публикой, вошли в коллекцию мировой культуры. Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Рафаэль оказался в крайне трудном положении.
Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны.
Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. В то время, этот древний город был центром нового и реалистичного искусства. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён.
Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Губы тронуты едва заметной улыбкой. Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь.
В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Именно в портрете «Дама под покрывалом» Санти попытался изобразить свои мысли. На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. И Мессерер его демонстрирует. Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной.
Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. В ее облике можно заметить две черты – человеческое достоинство и благородство. О судьбе портрета известно крайне мало.
К сожалению, в браке они прожили не долго, хотя были безумно влюблены в друг друга. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля. А теперь вернемся к творчеству. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях.
Полотно мягкого, цвета оливы, наброшенное на голову, ложится на плечи, обрамляя её лицо. На картине одеяние юного дарования нарисовано из дорогой ткани с отделкой. В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности».
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Смотря на картину «Донна Велата», в которую художник вложил всю свою душу, любовь и творческий потенциал, мы видим юную девушку, которая стала последней любовью известного мастера. В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы.
Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513). Взгляд героини излучает мягкость, сияние и радость. Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь.
А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели. Красота во внешности для Рафаэля никогда не была основным качеством в человеке.
Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Изобретение – дело духовное. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II.
А вот на шее и плечах сверкает украшение из драгоценных камней. Однако своих мадонн и портреты он всегда писал сам. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. Роскошное платье оттеняет красоту молодой итальянки.