Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492–96 все– в Милане). Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра. Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое. Таким образом мастер хотел добиться идеальной симметрии и гармонии своего детища, однако задумке архитектора, по неизвестным причинам, воплотиться так и не удалось.
Петра в Риме. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Петра в Риме. храмового здания и формированием языка архит. масс к центру композиц. на стр. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы.
Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Однако собор св.
Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
фасаде– 2 высокие колокольни, добиваясь нарастания архит. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Юлий II пришел в ярость.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504). Иногда старые здания разрушали ради того, чтобы позаимствовать какие-то фрагменты, в том числе античного происхождения.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Но в зависимости от участка количество пролетов легко могло быть увеличено, а лавки и мастерские перенесены также и на другие стороны сооружения. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В этой истории многое переплелось. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора).
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо. Петра. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. творчестве испытал воздействие Л. Б.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии он достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчлененной в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Микеланджело начал работу в Сикстинской капелле с того, что разогнал всех помощников – работать он мог только в одиночку. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Петра в Риме.
Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту).
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Что же касается техники фрески, то есть росписи по сырой штукатурке, которая требует особых навыков, в этом он разбирался совсем плохо. замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488).
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. деятельность Б. повлияла (особенно в области объёмно-пространств. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
В центре был задуман огромный купол. 5). После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме.
К счастью, воровали все-таки с оглядкой. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Петра. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Донато Браманте потирал руки.
диаметры главного и второстепенного куполов на плане Антонио да Сангалло Младшего) и требует уменьшения пространственной расчлененности постройки последнее, как показывают работы Микеланджело, могло нанести ущерб масштабной выразительности сооружения. Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело. Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы.
К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. 1510). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Строг и величав завершенный им в 1499-1511 гг. Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Вначале выступал как художник, что отразилось и в его первой архитектурной работе – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483). Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. Это творение великого зодчего входит не только в учебники по архитектуре и по истории искусства, но и в курсы градостроительства как едва ли не лучший за все века пример точечной застройки двора.
Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. 1510). Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Так что расчет Браманте выглядел верным. интересы Б., связанные с созданием центрич. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. От Лучано да Лаурана, среди произведений которого прошла юность Браманте, он воспринял красоту геометрически закономерной архитектуры, ясную гармонию, простоту и лаконичность выражения, роднящие этого мастера с Брунеллеско при посредстве творчества Франческо ди Джорджо Мартини, также работавшего в Урбино, Браманте приобщился к функциональной трезвости, тектоничности и могучей жизненной силе тосканской архитектуры в сооружениях Альберти в Мантуе он смог оценить логику и силу языка античной архитектуры общение с Леонардо да Винчи в Милане и Павии должно было укрепить в нем стремление к широкой и вольной трактовке больших архитектурных масс, к органичной связи между внутренним пространством и внешними объемами сооружения наконец, ломбардская архитектура научила Браманте сочетанию различных материалов использованию цвета и декора.
Он был первым главным архитектором нового собора св. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего.
форм, основанного на античных образцах. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. Архит.
и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. В архит. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Б. принадлежит композиц. значение. библиографию), Ант.
Среди таких работ: перестройка ц. Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 Б. перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия скреста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церквимон. Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения– храм-часовня Темпьетто (1502), построенный на месте, где, по легенде, казнили ап. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
В основу своего проекта Б. положил равноконечный (греч. ) крест собширным пространством в средокрестии. При жизни Браманте была возведена центральная часть собора с главными пилонами и подпружными арками. Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями.
В углах креста Б. предполагал возвести купольные капеллы, а на зап. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Описания иногда создают впечатление, что Леонардо уже работал в Милане, когда туда приехал Браманте, – тот чуть ли не стал его учеником.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно– 11. 4. 1514, Рим) итал. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. 16). Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте.
плана, целлы, барабана и полусферы купола. До конца жизни он занимался строительством нового собора Св. Петра (в клуатре ц. Сан-Пьетро-ин-Монторио). Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором.
В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Главное содержание религиозного сооружения заключалось в его внешнем облике.
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Петра, задумав его как величественное центрич.
После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. С 1503 Б. вёл по поручению папы ЮлияII обширные работы в Ватикане. И тогда получится, что у этого жадного до денег, вороватого и склонного к интригам гения все-таки есть шедевр, придающий законченность его путаной жизни и его великому искусству. С 1503 г. вел по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. ниже). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Просто победа Браманте была бесспорной. 224).
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. В Риме Б. закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499–1503), построил аркаду двора ц. Санта-Мария-делла-Паче (1500–04).
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галереяБрера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола– ныне в галерее Брера). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени. 17 этой главы и рис.
В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-1497) он создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное легким куполом. До конца жизни проектировал и строил грандиозный собор св.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Итальянцы не были единой нацией. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. До 1477 г. переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
архитектор, художник, поэт. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (ок. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис.
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. В этот период определились осн. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. У Сангалло было много влиятельных друзей, в том числе Микеланджело, но никто из них за него не вступился.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). рис. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Являясь образцом идеального купольного храма, окружённого по примеру античных ротонд колоннадой, здание имело не только мемориальное, но и символич. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Весь план пронизан нерушимой логикой. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. композиции и восприятия интерьера как единого целого) на мн.
ветви креста и один из малыхкуполов (1506–14). Достраивал её Браманте. Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. вилл террасные дворы Ватикана– Бельведер и Сан-Дамазо (1503–1505). А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Петра в Риме.
Его творчество – одна из вершин архитектуры Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. Хотя Донато Браманте и написал несколько картин, он всегда ощущал себя главным образом архитектором. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Но поссорился ненадолго. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте.
Особенностью древних античных храмов являлось отсутствие интерьера как такового. В 1499 Б. переехал в Рим, где его творчество приобрело зрелость и большую масштабность.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создалпо заказу папы модель Санта-Каса (1507–09). В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. здание над могилой апостола. итальянский архитектор эпохи Возрождения. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане.
Ему принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-1492), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Б. успел возвести4 подкупольных столба с парусами, часть юж.
работами Л. Пачоли. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. До него этот приём применялся лишь в живописи. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари.
Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Знаменитый двор (рис. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. Прав ли был Микеланджело в остальном.
Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Тем не менее в своем деле Браманте явно считался докой, есть основания полагать, что именно он писал архитектурные задники у многих картин, которые номинальные авторы потом заселяли людьми, – это было в порядке вещей, так работали все мастерские.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Но работа его сводилась к перестройке и переоформлению здания, сооруженного в IX в. Все основные конструктивно-архитектурные элементы купола заимствованы у Брунеллески отличие лишь в декоративной проработке: введен усложненный карниз, применены пилястры.
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499г. доминантой собора должен был стать купол. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане.
К лучшим произведениям Б. относятся основанные на изучении рим. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.