Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине.
18). Вопреки всем строительным нормам Браманте не удержался от искушения изменить светотеневое соотношение между двумя ярусами галерей, поставил над нижними арками дополнительные колонки, членящие лоджии второго яруса ради уменьшения эффекта их глубины.
Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду.
Тот же Браманте мог без зазрения совести забрать для своего объекта колонны из какой-нибудь старой церкви. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор).
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Темпьетто играет роль исторического мемориала, т. к. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы.
И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Так вот. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии.
Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте.
Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. Петра в Риме. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан).
В 1492—1497 гг. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Если говорить об изменениях в стиле зодчего, то скорее это заключительный этап его творчества, в котором, несмотря на постоянный контакт с античностью, отражена гуманистическая культура. Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Браманте и сам начинал как художник.
Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. 21). Опираясь на исторические сведения и опять же на трактаты Витрувия, Браманте создает храм, содержащий в себе типологию классического центрического храма. В октябре 1503 г. папой был избран Юлий II (1503–1513 гг. ) и с этого момента Браманте работал, главным образом, для него, лишь изредка предпринимая кратковременные поездки: в 1506–1507 гг.
Начал он так: Julio II Pont. В клуатре церкви Санта-Мария делла Паче (1500–1504 гг. ), в этом первом его римском творении, он ещё говорит на языке своих ломбардских построек, но его речь становится более римской. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано.
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой.
16). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. До него этот приём применялся лишь в живописи. Юлий II пришел в ярость.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Главное содержание религиозного сооружения заключалось в его внешнем облике. Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело.
В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Петра в Риме. библиографию), Ант. В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). – обелиск, который стоял в Большом цирке.
После приезда в Рим он изучает памятники классической римской архитектуры, ведя уединённую и созерцательную жизнь. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов.
Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра.
4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра.
С 1499г. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является.
Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю.
здесь же работал римлянин Джулио Романо. Итальянцы не были единой нацией.
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. В Риме же Браманте стремился сочетать их с подлинно историческим обликом города, каким он представлялся на основании древних руин и, разумеется, трактатов Марка Витрувия Поллиона (I в. до н. э. ). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Этому способствовала также и биография мастера. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис.
При жизни Вентуры был и сам восьмигранный храм доведен до верхнего карниза и оставалось только вывести свод купола. Аркада первого этажа, выполненная на первый взгляд в традиционных формах имеет любопытные особенности: ее арки лишены архивольтов и потому подчеркивают роль стены исчезающей во втором этаже. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план.
Прожил он 70 лет. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. В те же годы он строит часовню во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, так называемое Темпьетто (завершена в 1502 г. ), которое послужило как бы «манифестом» Высокого Ренессанса.
Донато Браманте создал проект целостного ансамбля, задуманный так, чтобы виллу Бельведер соединить не только с папским дворцом, но и с базиликой св. В том же году какой-то епископ неуклюже попытался заступиться за Микеланджело, сказав несколько слов в том духе, что художники – люди туповатые, в правилах приличия ничего не смыслят, вот таким образом его надо простить. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами).
Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). рис.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Предполагалось также, чтобы по двум коридорам с лоджиями, которые окаймляли бы лощину, можно было пройти из Бельведера во дворец и из дворца в Бельведер и чтобы из лощины по разнообразно расположенным лестницам можно было бы подняться на площадку Бельведера». Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. После возвращения им возведены в герцогской резиденции в Виджевано капелла в церкви Сан Франческо, палаццо делле Даме и лоджия полагают, что по его проекту выполнена также башня замка и находящаяся перед ним окруженная аркадами площадь. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. На самом деле есть документальное свидетельство, что как архитектор Браманте сложился вне всякого влияния Леонардо, – Гравюра Преведари, где изображен великолепный интерьер крупной церкви или собора. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы.
От Лучано да Лаурана, среди произведений которого прошла юность Браманте, он воспринял красоту геометрически закономерной архитектуры, ясную гармонию, простоту и лаконичность выражения, роднящие этого мастера с Брунеллеско при посредстве творчества Франческо ди Джорджо Мартини, также работавшего в Урбино, Браманте приобщился к функциональной трезвости, тектоничности и могучей жизненной силе тосканской архитектуры в сооружениях Альберти в Мантуе он смог оценить логику и силу языка античной архитектуры общение с Леонардо да Винчи в Милане и Павии должно было укрепить в нем стремление к широкой и вольной трактовке больших архитектурных масс, к органичной связи между внутренним пространством и внешними объемами сооружения наконец, ломбардская архитектура научила Браманте сочетанию различных материалов использованию цвета и декора. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. ниже). Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
Петра, продолжалось много лет. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Весь план пронизан нерушимой логикой.
17 этой главы и рис. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Ему предстояло создать абсолютно новое, огромных размеров сооружение, умело введя в него уже существующие здания.
Папа посмеялся над этим и приказал ему вместо этого написать прописные буквы высотой в локоть, находящиеся там и ныне, поставив ему на вид, что глупость эту он взял из Витербо, где некий архитектор Франческо поместил свое имя над дверью на архитраве, на котором рельефно были высечены св. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора).
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). 15, слева вверху). А также, когда известность его возросла, он вместе с другими выдающимися архитекторами выносил решение по поводу большей части дворца Сан Джорджо и церкви Сан Лоренцо ин Дамазо, выстроенных Рафаэлем Риарио, кардиналом Сан Джорджо близ Кампо ди Фьоре. на стр. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена.
Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Согласно проекту Браманте, Темпьетто должна была стать центром круглого дворика, окруженного 16-ю колоннами, расположенными в соответствии с колоннами самой ротонды. Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором. В 1493 г. Браманте уехал из Милана.
В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Он сделал для него модель, которая, как говорят, была чудесной, о чем и теперь можно судить и по началу этой работы, оставшейся далеко не завершенной. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари.
Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Браманте не успел воплотить свой замысел полностью.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии.
Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют «брамантеско». Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. До конца жизни он занимался строительством нового собора Святого Петра, задумав его как величественное центрическое здание над могилой апостола. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
С точки зрения канонов статической структуры и пластической формы, это было абсурдно, а с точки зрения визуального равновесия светотеневых эффектов двух ярусов – необходимо. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте.
Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Однако подобное объяснение неудовлетворительно. 1510). ко Моро. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
22). Миланский период Браманте длился двадцать лет. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Уже первое возведенное им в Риме строение – маленькая часовня Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, – вызвала полный восторг разборчивой римской элиты и поныне считается классикой.
Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Его классическая культура сложилась в Урбино, а также временем работы в Ломбардии, где сильны были консервативные художественные традиции, в Милане он органически вписывал свои творения в позднеготическую ткань городской застройки.
В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Донато Браманте (итал. Он был первым главным архитектором нового собора св. Высокий барабан украшенный галереей спаренных арок, которые чередуются с пилястрами, венчает купол. Римский период деятельности Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени в течение короткого времени (с 1499 по 1514 гг. ) им были созданы крупнейшие памятники, определившие стиль Высокого Ренессанса он занял ведущее место среди архитекторов.
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Тогда его имя было еще не известно.
Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Уже тот факт, что церковь сооружалась самим гениальным архитектором Донато Браманте сам по себе примечателен, но войдя вовнутрь (кстати, внешне церковь выглядит маленькой и неприметной), мы поймем в чем заключалась его гениальность. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо.
Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. 1510). Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает, что папа Юлий II задумал благоустроить участок между Бельведером и дворцом так, «чтобы он принял форму прямоугольного театра между старым папским дворцом и каменным зданием, которое воздвиг для проживания пап Иннокентий VIII. Он всегда жил в величайшем почете и вел роскошнейший образ жизни и на той высоте, на какую он был вознесен своими заслугами, все, что он мог пожелать, было ничем по сравнению с тем, сколько он мог бы на это истратить.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество.
Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. 5).
От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство.
Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане.
Так же контрастно соотношение высоты нефов и средокрестия, перекрытого поднятым на широком фризе куполом, безраздельно гос подствующим над невысоким пространством этой маленькой церкви подкупольное пространство сразу же воспринимается как ядро всей композиции. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Его идея заключалась в том, чтобы полусфера купола собирала и венчала равноценные пространственные отрезки, в этой же церкви развить хор купола так, чтоб он был пропорционален протяженности трансепта и главного корабля, было невозможно – не позволяла площадь церкви. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм.
Все это было исполнено с величайшим изяществом и, несомненно, в высшей степени искусно, делая ему честь не меньше любой другой вещи, созданной им в этом месте. Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Крупнейшим творением Браманте является собор св. Дж.
Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Но одна такая церковь, которую он решил архитектурно обобрать, нравилась человеку по имени Микеланджело Буонарроти. Он сохранил там только алтарь св. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов.
Тот же Микеланджело был слишком большим художником, чтобы этого не понимать и потому предпочел промолчать. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. Хор позади алтаря перекрыт небольшим, очень изящным плоским зонтичным куполом, напоминающим купола Брунеллеско в сакристии Сан Лоренцо и капелле Пацци (рис. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Сначала успешно работал маляр. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514.
Достраивал её Браманте. Просто победа Браманте была бесспорной. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию.
В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Строгость линий и напряженность стройных колонн, а также тонко подобранное соотношение больших и малых окон двух верхних этажей создают поразительное впечатление легкости и спокойного, но неодолимого устремления вверх, не имеющее аналогий во внутренних дворцах других римских, а также флорентийских палаццо. Удачное соотношение основных архитектурных форм и элементов, выстроенных вокруг вертикальной оси, подчёркивает композиционный центр сооружения, а его идеальные пропорции создают эффект монументальности. Первый проект собора был составлен Кристофором Рокки в 1487 г. и, несмотря на то, что переделывался Амадео, все же не удовлетворил заказчика.
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. До этого момента он работал над простым, но красивым монастырем Санта-Мария делла Паче изысканным Темпьетто с округлыми формами в Монторио. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Папа всячески ему благоволил, отмечая мастера и за личные качества, даже посчитал его достойным должности хранителя свинцовой печати (Браманте соорудил прибор для наложения печати на папские буллы, действовавший при помощи очень искусно сделанного винта).
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным.
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Прав ли был Микеланджело в остальном. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см.
Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. построен на месте, где якобы был распят апостол Пётр (он имеет и символическое значение, поскольку представляет собой церковь, основанную Петром). В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Очень жалко, что осталось незавершенным столь достойное, полезное и великолепное дело, которое, по отзывам людей той профессии, было наилучшим когда-либо виденным решением такого рода задачи. Лестница была сконструирована с двойной спиралью, чтобы движение могло происходить одновременно вверх и вниз. Современная винтовая лестница также находится в музее Пия-Климента, она была построена по проекту Джузеппе Момо в 1932 г., но по идее Браманте. Так что расчет Браманте выглядел верным.
Петра в Риме. Оставив Милан в 1499 г. после его захвата французами, Браманте обосновался в Риме.
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). Однако собор св. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. В миланский период творчества, длившийся двадцать лет, Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная по приказу Лодовико Моро алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие. 224).
Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Такой излом угловых пилястр, как в третьем ярусе двора Канчеллерии, фактически был сделан до того лишь в сакристии Сан Сатиро. Иногда старые здания разрушали ради того, чтобы позаимствовать какие-то фрагменты, в том числе античного происхождения.
Может быть, все-таки существовал какой-то изначальный план, набросанный лично Донато Браманте и его-то все и придерживались. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Им написано в Милане много и других вещей большое число почитающихся ценными выполнил он и в округе. И потому, решив взглянуть хотя бы на что-нибудь выдающееся, он поехал в Милан, чтобы посмотреть на собор. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года).
1510). Браманте вынужден был искать работу в другом месте. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, т. е.
Особенностью древних античных храмов являлось отсутствие интерьера как такового. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. От Рима Браманте воспринял чувство монументальности, ставшее отличительным моментом его творчества. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
По плану собор должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Для воплощения этой идеи, обоснованной историческим преданием, Браманте воссоздал на основе теории (Витрувия) и исторических свидетельств (руин) типологию классического центрического храма. Петра. Д. Браманте определил пути развития не только итальянского зодчества, но и мирового.
Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Началась она с часовни (879 г. ), а строительство самой церкви относится к 1476-1478 году, по проекту великого итальянского архитектора и художника эпохи Возрождения Донато Браманте – современника Леонардо да Винчи, с которым они вместе работали над украшением замка Кастелло Сфорцеско. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
Общие же черты архитектуры Возрождения следующие: план храмов – продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные колонны соответствовали древнегреческим образцам.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Он был первым главным архитектором нового собора св. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему.
Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Прошло немного времени и Браманте добился своей цели.
Его очень высоко ценила духовная знать и он был представлен бесчисленному множеству синьоров, которые с ним знались. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. В этих частях можно заметить стремление к более строгой тектонической разработке стены, которая проявилась уже в апсидах и крипте Павийского собора. рис.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность. Наконец, Донато Браманте, уже проявившийся к тому времени как талантливый интриган, не мог не понимать, что союз с Рафаэлем делает намного сильнее их обоих. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница.
Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Сначала он служил помощником архитектора при папе Римском Александре VI Борджа (1492–1503 гг. ). Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Здесь им созданы двор Сан-Дамазо (около 1510 г. ) и двор Бельведера (1503–1545 гг. ) для турниров и зрелищ, достигающий в длину около 300 м и завершённый огромной нишей разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами (двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени).
Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. В центре был задуман огромный купол. Донато Браманте потирал руки.
Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт.
На месте обветшалой раннехристианской базилики Браманте задумал создать грандиозное сооружение. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Проект Браманте явился один из высших достижений архитектуры Возрождения и кульминационной точной в развитии типа центрального купольного храма, выдвинутого этой эпохой. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Возвратимся, однако, к Браманте.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо. Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
карнизы Темпьетто, палаццо Канчеллерии, церкви Сан Сатиро в Милане) консоли его закономерно удваиваются над более сильными опорами. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Знаменитый двор (рис. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. хотел жить независимо.
В этой истории многое переплелось. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
По поручению Юлия II Браманте вёл обширные работы в Ватикане. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Петра.
Но поссорился ненадолго. (Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio).