Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера.
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). По его проекту построен и дворец кардинала Андреа да Корнето в Борго Нуово, который строился медленно и в конце концов так и остался незавершенным из-за бегства названного кардинала. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения.
С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал.
Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. В деле строительства он разбирался чудесно и строил весьма быстро, когда тому не препятствовала алчность его подрядчиков. А на противолежащей стороне, обращенной к роще, он заложил крепкие фундаменты, но завершить строительство не успел по причине приключившейся смерти Юлия, а затем и самого Браманте.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503— 1545) и Сан да Мазо (ок. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). 18). Вначале выступал как художник, что отразилось и в его первой архитектурной работе – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-1483).
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Строг и величав завершенный им в 1499-1511 гг. Этому способствовала также и биография мастера.
Прожил он 70 лет. Общие же черты архитектуры Возрождения следующие: план храмов – продолговатый четырехугольник с трансептом и алтарем-апсидой своды и арки не остроконечные, а круглые, куполообразные колонны соответствовали древнегреческим образцам. Миланский период: Его первая архитектурная работа — Санта Мария прессо Сан – Сатиро (1482 -86). Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв.
Тогда его имя было еще не известно. По работам Браманте в Ломбардии, где он провел первую большую часть своей жизни, нелегко предугадать достижения последнего римского периода его деятельности. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св.
Их изменение немедленно влечет за собой перемещение всех второстепенных пространственных групп, стирание заметных различий в размерах главного и второстепенного (ср. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Ново и цветовое решение: переход от темно-серых гранитных колонн первого яруса, перенесенных строителем из древней церкви Сан Дамазо, к травертиновым, более светлым колоннам вверху и, наконец, к теплому, золотисто-коричневому тону кирпичной стены, создает последовательное обогащение тона, усиливающее впечатление непрестанного роста сооружения.
Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с двумя ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником.
Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо.
Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Крупнейшим творением Браманте является собор св. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св.
Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Петра в Риме. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. В 1492—1497 гг.
Он сохранил там только алтарь св. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме.
В 1505 году Папа Юлий II окончательно решил построить новую базилику, в которой будет грандиозный мавзолей для его могилы. Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. Сооружение произвело большое впечатление на Леонардо да Винчи, вызванного в Павию вместе с Франческо ди Джорджо Мартини для консультации, по-видимому, в связи с опасениями, которые высказывали многие современники, пораженные необычной стройностью центральных подкупольных устоев собора.
вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города.
Прожил Браманте семьдесят лет и гроб его с величайшими почестями несли в Риме и папские придворные и все что ни на есть скульпторы, архитекторы и художники. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте.
Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Вместе с Леонардо он работал над архитектурными проблемами конструкции фонаря – особой надстройки на куполе зданий, которая не только выполняла декоративную функцию, но и служила для освещения и вентиляции.
Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. – обелиск, который стоял в Большом цирке.
Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Петра в Риме. Вдохновленный древними храмами, Темпиетто является одновременно данью уважения к древности и христианским мемориалом. Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом.
От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. 1510). Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. 22). Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499— 1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии он достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчлененной в обоих ярусах полукруглыми нишами. 1510).
Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Браманте и сам начинал как художник. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов.
Донато Браманте (итал. Сначала успешно работал маляр. Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм.
В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. Знаменитый двор (рис. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца.
В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ).
Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Разница в рельефе фризов способствует облегчению сакристии кверху и определяется удалением рельефов от света. До конца жизни проектировал и строил грандиозный собор св. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор).
Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Комплекс включает в себя короткую Санта Мария прессо Сан-Сатиро Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь и восьмигранную сакристию у правой ветви трансепта. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте.
Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. С 1503 г. вел по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Природа не могла создать таланта более гибкого, который владел бы искусством с большей изобретательностью, с таким же чувством меры и с такой же основательностью, как он. Помимо этого он выстроил винтовую лестницу на колоннах, по которой можно подняться верхом на лошади и в которой дорический ордер переходит в ионический и далее в коринфский, поднимаясь все выше и выше. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. По приезде в Рим Браманте непосредственно познакомился с памятниками античного зодчества, ощутил их грандиозный масштабный строй и монументальную выразительность строго тектоничных и пластических объемов изучил великолепную технику купольных и сводчатых сооружений древних римлян.
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Работал в Милане и Риме. До него этот приём применялся лишь в живописи.
Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо. Пространство средокрестия перекрыто полусферическим куполом на парусах и низком барабане. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари.
Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
Начал он так: Julio II Pont. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. рис. Петра, Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Однако собор св.
Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante) (1444, Ферминьяно — 11 апреля 1514, Рим) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Его творчество – одна из вершин архитектуры Возрождения. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника.
Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. Его пригласили к работам по расширению Ватикана и ватиканские сооружения стали высшим достижением творчества Браманте. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план. Представляет собой перестройку и переоформление здания, сооруженного в IX веке. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от виллы ко дворцу, различной ориентацией подлежавших объединению зданий и необходимостью обеспечить обороноспособность сооружений Ватикана с востока, так как существовавшие с этой стороны укрепления следовало снести при постройке нового двора.
Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.
В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Петра в Риме.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. И хотя позднее строили и лучше, дворец этот тем не менее почитался и почитается еще за свою обширность жилищем удобным и великолепным строителем же этого здания был некий Антонио Монтекавалло.
В центре был задуман огромный купол. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Донато Браманте (итал. на стр. Так, при пяти осях на фасаде внутренний двор, естественно, не мог быть окружен традиционными галереями, которые в лучшем случае шли с трех сторон. Петра. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. Миланский период Браманте длился двадцать лет. 224). В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Браманте был нрава веселого и доброжелательной, он любил художников и делал им все возможные услуги. Для этого Браманте начал в Сан Бьяджо на Тибре, там, где недостроенный коринфский храм, произведение весьма редкостное, строительство дворца, от которого осталась начатая прекраснейшая рустованная кладка. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). В 1472-99 годах Браманте находился на службе у герцога Лодовико Моро в Милане, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и математическими работами Л. Пачоли. Третья точка зрения, развитая Лаваньино, опирается на литературные источники и прежде всего на Вазари. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. итальянский архитектор эпохи Возрождения.
В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Начинал как художник. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Достраивал её Браманте. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-1497) он создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное легким куполом. Выполняя это, он сделал модель части здания, расположенной выше карниза, до которого дошел Вентура, повысив его на восемь локтей, для принятия распора. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире.
Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio).
16). Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. 15, слева вверху).
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Весь план пронизан нерушимой логикой. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим. Петра, продолжалось много лет.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. 5). Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св.
Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.
Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Строг и величав завершенный Браманте Донато в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте Донато придал лёгкость и пластичность. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Начав архитектурную деятельность в Милане, свои основные сооружения архитектор возвел в Риме именно римский период в жизни Д. Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Ему принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-1492), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио.
Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. С 1499г. рис. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим.
По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим.
По окончанию миланского периода жизни Браманте работает над возведением хора в церкви Санта-Мария делла Грацие. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи. Серед его работ в Милане – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро. В это время начались Итальянские войны Франции. Милан захватили и ограбили воины короля Франции. Браманте спасает жизнь переездом в Рим. Плоскостная обработка, светлая окраска и обильное освещение интерьера, а также искусное применение кругов в его декоре придают куполу вид легкой скорлупы, подчеркивая в то же время просторность и крупные масштабы внутреннего пространства церкви. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио.
Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Миланский период Браманте длился двадцать лет. 17 этой главы и рис. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. До 1477 г. переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Петра в Риме. 1510). Все это было исполнено с величайшим изяществом и, несомненно, в высшей степени искусно, делая ему честь не меньше любой другой вещи, созданной им в этом месте. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Петра.
С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. итал.
Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (ок. Однако подобное объяснение неудовлетворительно.
Donato Bramante Донато Браманте родился в Монте Асдруальдо (сейчас это Ферминьяно). 21). Поиски Браманте абсолютного центрического сооружения во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами. ниже). Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504). До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. библиографию), Ант.
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами и башнями по углам.
Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным.
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) (1444-1514) итальянский архитектор.
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы.
Возвратимся, однако, к Браманте. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи.