Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Умер Браманте в Риме 11 марта 1514 года. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи. Серед его работ в Милане – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро. В это время начались Итальянские войны Франции. Милан захватили и ограбили воины короля Франции. Браманте спасает жизнь переездом в Рим.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. У комплекс Ватиканського палацу знаходяться дв споруди Браманте — двори Бельведера (1503-1545) Сан Дамази (ок. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Знаменитый двор (рис.
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Ему же принадлежат в Бельведере многие другие лестничные спуски, высокие и низкие, в зависимости от своего местоположения. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Тогда его имя было еще не известно.
До него этот приём применялся лишь в живописи. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок.
При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру. Браманте Донато (Bramante собственно Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio) (1444-1514) итальянский архитектор.
Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В этом прекраснейшем произведении он применил дорический ионический и коринфский ордера и оно отличалось величайшим изяществом. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.
Крупнейшим творением Браманте является собор св.
Спроектував почав будувати головний храм Риму – собор Св. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. В 1493 г. Браманте уехал из Милана. До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. При пап Юл II став головним папським архтектором з 1503 р. вв за дорученням Юля II велик роботи в Ватикан (двр Сан-Дамазо двр Бельведера).
на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры.
В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII.
Величественный, несмотря на сравнительно малую протяженность, дворец, разделенный на два яруса, в отличие от аристократической сдержанности и суровой, почти феодальной замкнутости палаццо Канчеллерии имел более открытый и парадный характер. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Прожил он 70 лет.
Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал.
Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты.
Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3. З 1499 р. псля захоплення Млана французькими вйськами перехав до Рим. библиографию), Ант. 1510).
Это творение великого зодчего входит не только в учебники по архитектуре и по истории искусства, но и в курсы градостроительства как едва ли не лучший за все века пример точечной застройки двора. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг.
после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. А на противолежащей стороне, обращенной к роще, он заложил крепкие фундаменты, но завершить строительство не успел по причине приключившейся смерти Юлия, а затем и самого Браманте. Великолепие жилых покоев, находившихся за отступившей в глубину стеной второго яруса, как бы демонстрировалось улице сквозь высокие, поднимающиеся от уровня пола окна-балконы, выдвинутые на самый обрез цокольной части. Мланський перод Браманте тривав двадцять рокв.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. здесь же работал римлянин Джулио Романо. Его пригласили к работам по расширению Ватикана и ватиканские сооружения стали высшим достижением творчества Браманте. Тектоническая функция, ясно выраженная в структуре двора, объясняет наличие пилястр на внутренней стене нижнего обхода, несущей крестовые своды и отсутствие таких пилястр наверху. 1510).
Этому способствовала также и биография мастера. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами.
Мланський перод Браманте тривав двадцять рокв. С 1499г. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным.
Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ).
нш видатн роботи Браманте — круглий храм Темпьетто у двор монастиря Сан Птро н Монторо (1502), внутршнй дворик церкви Санта Маря делла Паче фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного з найбльш вишуканих ренесансних палацв в Рим. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. Донато Браманте (итал.
Однако собор св. Начал он так: Julio II Pont. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо.
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Творчество Браманте — одна из вершин архитектуры Возрождения. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте.
Петра у Ватикан (з 1505 р. ) встиг звести храм до висоти арок. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
рис. 224). и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. на стр. Найбльшою пластично цлсност вн досяг у маленькй каплиц-ротонди Темпьетто (1502) у двор монастиря Сан-Пaposтро н Монторо.
Помер Браманте в Рим 11 березня 1514. рис. Тут мистецтво Браманте придбало класичну чистоту монументальнсть. Сначала успешно работал маляр.
Петра. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. 17 этой главы и рис. Главный купол полусферического, несколько повышенного очертания опирается на низкий барабан, покоящийся на парусах и полуциркульных подпружных арках. Распознав, глядя на это, намерения Браманте, неаполитанский кардинал стал к нему присматриваться и ему покровительствовать. 1510).
К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. Браманте и сам начинал как художник.
Достраивал её Браманте. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Миланский период Браманте длился двадцать лет. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом.
Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Работал в Милане и Риме.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Творчсть Браманте – одна з вершин архтектури Вдродження. 1510). да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см.
Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение.
– обелиск, который стоял в Большом цирке. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио.
21). 18).
Весь план пронизан нерушимой логикой. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ).
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте.
Все элементы возрастают к средокрестию и постепенно повышаются по мере приближения к куполу, создавая грандиозный и сложный интерьер, отчасти напоминающий иерархической соподчиненностью своих частей готические соборы, но резко отличающийся от них ясной, быстро воспринимаемой закономерностью центрического уравновешенного построения. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др.
З 1499 р. псля захоплення Млана французькими вйськами перехав до Риму. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг.
Тут мистецтво Браманте набуло класичну чистоту монументальнсть. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство.
В 1492—1497 гг.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Петра у Ватикан (з 1505 р. ) встиг звести храм до висоти арок. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом.
Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Он сохранил там только алтарь св. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ).
Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Хор оставался бы лишь трюком внехудожественного иллюзионизма, если бы не служил зодчему в качестве необходимого и единственного в данных условиях средства для осуществления задуманной им центрической композиции, главным ядром которой он хотел сделать пространство средокрестия, перекрытого полусферическим куполом на парусах.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. 16). Творчсть Браманте – одна з вершин архтектури Вдродження.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году.
Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте — дворы Бельведера (1503—1545) и Сан да Мазо (ок.
Спроектував почав будувати головний храм Риму – собор Св. диаметры главного и второстепенного куполов на плане Антонио да Сангалло Младшего) и требует уменьшения пространственной расчлененности постройки последнее, как показывают работы Микеланджело, могло нанести ущерб масштабной выразительности сооружения. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино. Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором.
Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Строительство, начатое несколькими годами ранее около средневековой капеллы Сан Сатиро, первоначально ограничивалось возведением маленькой оратории, совпадающей в плане с левой ветвью и серединой трансепта будущей церкви.
Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Спроектировал и начал строить главный храм Рима — собор Св.
Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Петра в Риме.
планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. 22). Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Петра.
Поскольку Браманте приехал в Рим в 1499 г., когда палаццо давно уже строилось, его авторство, признававшееся некогда на основе свидетельства Вазари бесспорным, с конца XIX в. рядом ученых было поставлено под сомнение. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Петра, продолжалось много лет. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт.
Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Найбльшою пластично цлсност вн досяг в маленькй каплиц-ротонди Темпьетто (1502) у двор монастиря Сан-Птро н Монторо. Петра в Риме. 5).
Браманте брав участь у реалзац бльшост архтектурних проектв, здйснених в Рим при пап Олександра VI (1489-1503) Юл II (1503-1513), як стали його заступниками. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. ниже).
Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Вздумалось Браманте украсить в Бельведере фриз наружного фасада письменами вроде древних иероглифов, чтобы лишний раз блеснуть своей изобретательностью и чтобы поместить там имя и папы и свое.
Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Вн був першим головним архтектором нового собору св. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом. Хор позади алтаря перекрыт небольшим, очень изящным плоским зонтичным куполом, напоминающим купола Брунеллеско в сакристии Сан Лоренцо и капелле Пацци (рис.
15, слева вверху). До конца жизни он занимался строительством нового собора Святого Петра, задумав его как величественное центрическое здание над могилой апостола. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года).
Возвратимся, однако, к Браманте. Петра (1506-1514), але не завершив цю споруду в процес будвництва план собору неодноразово змнювався, проте в основ остаточного варанту, що належить Мкеланджело, лежав проект будвл центричного, запропонований Браманте. В этот период определились основные интересы Браманте, связанные с созданием центрического храмового здания и формированием языка архитектурных форм, основанного на античных образцах. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см.
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы).
Вн звв клька будвель, наприклад, ввтарну частину церкви Санта-Маря-делле-Грац. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Пилястры, своеобразные филенки, карнизы и медальоны сделаны из камня в ломбардских традициях. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Вн звв деклька будвель, наприклад, ввтарну частину церкви Санта-Маря-делле-Грац.
Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. При пап Юл II став головним папським архтектором з 1503 р. вв за дорученням Юля II велик роботи у Ватикан (дврСан-Дамазо дврБельведера). Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете.
Другие выдающиеся работы Браманте — круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта-Мария-делла-Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499—1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами.
Однако подобное объяснение неудовлетворительно. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.