В славе и таланте не уступал своему старшему другу Брунеллески и Донателло (полное имя: Донатто ди Никколо ди Бетто Барди) – флорентийский скульптор, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. О личной жизни мастера практически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.
В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Один из величайших старых мастеров повлиял как на современников, так и на более поздние поколения скульпторов и художников, в том числе на Микеланджело и Джованни Бернини, а скульптуры Донателло являются украшением художественных музеях по всей Европе. Независимо от того, был ли Давид заказан Медичи, Донателло работал для них с 1433 до 1443 года, создавая скульптурное украшение для старой церкви Медичи в Сан-Лоренцо.
Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Донателло создал яркий образ, утвердивший победу ренессансного направления во флорентийской скульптуре. Знаменитая скульптура Донателло – золотая уменьшенная копия на квадратной малахитовой подставке в 1956 году была избрана итальянской Академией кинематографии в качестве национальной кинопремии Италии. Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.
Следующее поколение скульпторов Возрождения создавали мраморные скульптуры, на фоне которых стиль Донателло стал постепенно меркнуть. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло сделал первые революционные шаги в искусстве скульптуры – создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой.
Донателло строит образ на игре света и тени. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Он – скульптор, который пропускает все через себя. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом».
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Столь же выразительно и лицо пророка. Именно такая женщина была способна на подвиг. Подобная композиция трудна для исполнения.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Это еще одно новшество, введенное Донателло. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Может быть, это мое личное мнение. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Вообще, надо сказать, заслугой Донателло было то, что он как бы уходит от отстраненных образов в скульптуре, а идет к такому вот реализму.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Лаврентия изображающих Страсти Господни. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Антония. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone (головастый) и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Представитель флорентийской школы. На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Антония и изображениями символов евангелистов. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. 1. Антония.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Мы видим в архитектуре несколько планов. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. 1423—1425) и св. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Интересно, что долгое время ученые имели неблагоприятное мнение о Сент-Луисе, но позже ведущие искусствоведы стали считать скульптуру поистине уникальной, как технически, так и художественно. Современники поняли его не сразу.
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. И как всегда, он уверенно справился с ними. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Евангелист Марк (1411). В статуе св. На самом деле все было не так.
А Брунеллески он был обязан многим. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Фасад же церкви остался неоконченным. Статуя Святого Георгия, выполненная Донателло, принадлежит к числу произведений искусства, о которых можно сказать, что они словно живут «двойной жизнью»: есть подлинник, выставленный в Музее Барджелло и копия, которая занимает нишу на одном из фасадов церкви Орсанмикеле — именно для этого места и была создана мастером скульптура. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Донателло создает великолепный портрет, передающий яркие индивидуальные черты, в то же время – это типичный герой эпохи Возрождения, мужественный, уверенный в себе человек. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Как она непринуждённа и изящна. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Георгия» красивы и выразительны. «Св. Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. И были статуи всегда только круглыми и круглыми дураками были глупые умом и грубые скульпторы. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны».
Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. У него есть несколько планов в рельефе. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Помня, что Давид вышел на поединок с Голиафом без оружия и доспехов, он принимает смелое решение показать обнажённую фигуру героя. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. И он выходит с одной пращой. Он обладал характером сложным и независимым. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание.
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. «Св.
Лицо его отличается особой экспрессией. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». В отличие от «Св. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу.
Уравнивая пластику с архитектурой, Донателло первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармоничного сочетания с архитектурой. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения.
Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Однако страдание обладает длительностью во времени.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. В творчестве мастера наступил новый период. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру.
Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице).
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
В резком повороте головы богоматери, неестественном изгибе ее руки чувствуется глубокая экспрессия. На его лице веселая улыбка.
Наверное, так оно и было. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Действительно, Леонардо да Винчи в очень юном возрасте, чуть ли не двенадцати лет, попадает в мастерскую Андреа Верроккьо.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
Донателло «Давид» (около 1440). Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды.
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В этой фигуре всё значимо. Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. На лице его застыла гримаса страдания. На заднем плане поднимаются холмы, поросшие деревьями и они тоже заполнены отдыхающими воинами.
Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта.
Фигура исполнена достоинства. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Очевидно, ереванский рельеф был создан одним из учеников Донателло по его рисунку и под его непосредственным руководством в начале 1430-х гг. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена.
Он берет его за основу в образе Давида. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Здесь представлены родные и друзья Христа. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Донателло приближал рельеф к живописи. Удачно передано движение ангела. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Гаттамелата – это прозвище. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо.
Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Линии профиля определенны и чеканны. Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Людовика Тулузского (ок. Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом.
Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Так что статую св. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные.
Надгробие делится на три яруса. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Марка — по найму льнопрядильщиков. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.
Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой. Здесь немножко другая история. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Работа удалась на славу.
Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Высоко над холмом вознесены три креста. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Марк»). 1415, Флоренция, Нац. Марк, можно поверить и его писаниям». То же напряжение ощущается и в лице.
Рассмотрев вблизи статую св. Донателло не был столь знаменит, но к тому времени уже выполнил несколько важных заказов. Магдалина – исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница исхудалая истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица. Мрамор. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши.
Марка». Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
Мастер возвращается во Флоренцию из Рима, где и совершает работу над некоторыми художественными проектами, в которых главенствовали классические тенденции. Местоположение статуи не изменилось. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Для средней Италии это было время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихся готических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Т. е. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Скульптура была создана как навершие фонтана во дворце Медичи, в 1495 после изгнания Медичи из Флоренции была поставлена перед входом в палаццо Веккио, в 1504 ее переместили в лоджию деи Ланци, расположенную рядом с палаццо Веккио, на площади Синьории. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Антония (Санто). Лаврентия, во Флоренции. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Хотя ценили его больше как скульптора. Перспективное сокращение выражено мастером с исключительной последовательностью иллюзия прорыва пространства достигнута очень убедительно. В 1408-1415 гг. Голов pа повернута слишком неестественно. Георгия» и «Св. Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини).
Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. В ней чувствуется рука самого Донателло. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. В 1403—07 гг. Трудно поверить сейчас, что такие рельефы, полные светского, языческого духа, могли быть установлены на почетнейшем месте в христианском соборе.
Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать. Донателло так же мастерски передает своеобразную полную фигуру мальчика, как и особенности строения тела юноши. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Петра и завершения ряда других заказов. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности.
Он имеет даже подпись великого скульптора, добавленную, судя по всему, позднее, но возможно, еще в XV е. К сожалению, рельеф сохранился плохо, он был разбит на несколько частей и снова склеен, что сильно затрудняет суждение о качестве его исполнения. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Удивительна судьба этого города. Связи Падуи с Флоренцией не прерывались и позднее, в первой половине XV в. здесь работали художники Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. В течение долгих лет считалось, что скульптура, заказанная флорентийским землячеством в Венеции, была исполнена во время пребывания Донателло в Падуе, во второй половине 1440-х или в начале 1450-х гг. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Т. е. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам.
Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. В его время это было смелым нововведением. Они как бы окаменели от горя.
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.
Это Гиберти. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. И он же, Донателло их реставрировал. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Статуя отображает портрет современника, с большой лысой головой. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 г. возвратиться на родину, во Флоренцию. Георгия (ок. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Статуя полна жизни и изящества. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Либо «кошка цвета меда».
Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия.
Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Марка» с Ор Сан Микеле. Зазор между небом и землей становится все меньше. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Их различали не по чертам или выражению лица. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты – одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Лицо юноши, полное свежести и благородства. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. По сравнению со спокойной канторией Луки делла Роббиа бурный хоровод ангелов, созданный Донателло, кажется, забыл о цели своего танца — прославлении девы Марии. Между ними видны играющие музыканты. Наверное. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Красив мотив струящихся складок одежды. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото.
Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.
Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия).
Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Георгия. В творчестве мастера наступил новый период.
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
В скульптуре Св. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). вратами в рай.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Георгия — на деньги оружейников, а св. музей Барджелло). «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. На коленях стоит богоматерь. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
С такими он был непреклонен. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Донателло бросает вызов устоявшимся традициям.
Изящно ложатся складки одежды. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Главное действие происходит в центре композиции. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. они были приостановлены. 1455–1460).
В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Во-первых, другой материал. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Вверху изображены летающие ангелы. Может быть, льстивым был человек. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. В отличие от «Св. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Их судьба иногда была драматической. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Т. е. Тем не менее эта работа тоже значительна. 25 ноября 1406 г. имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта Мария дель Фъоре.
Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Он использовал т. н.
Его крылья, кажется, еще полны движения. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Донателло должен был чувствовать себя одиноким.
И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В Алтаре и в Кафедре Донателло использует мрамор, терракоту, песчаник, смальту, позолоту, архитектурные элементы – все это приносит этим произведениям яркость и декоративность.
Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим.
Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Вокруг он изобразил цветочный узор. Уже на рубеже XIII и XIV вв. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Это способствовало процветанию торговли. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Пока Брунеллески изучал руины Пантеона, круглого храма всех древнеримских богов, Донателло ходил вокруг конной статуи императора Марка Аврелия, счастливо пережившей века. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Реализм понимали в это время как правду земного. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Слегка изогнулся торс Марка. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Может быть, она не столь развита, как у Донателло, все равно еще плоскость, так сказать, тяготеет, но здесь есть элементы пейзажа, очень красиво струятся складки, удивительны пропорции, особенно женского тела. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. живописный рельеф. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Фигура прорисована уверенно и свободно. Особенно это заметно в изображении св. Но он не был выдающимся мастером. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Плодотворное влияние Донателло ощутимо и в творчестве живописцев Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Козимо Тура. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе.
Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи.
Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Сдержанна и в то же время энергична пластическая выразительность монумента, прекрасно вписанного в обширное пространство площади.
Георгия» и «Св. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн».
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Это один из первых ренессансных конных монументов. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Во-первых, возрастает значение линии.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Св. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Св. Работа для алтаря Сан-Антонио не оплачивалась, а памятник Гаттамелате не был размещен до 1453 года, в связи с чем он вынужден был отказаться от работы вспомогательных скульпторов и каменщиков используемых в этих проектах.
Смелые открытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, в изобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничные возможности разума – вот характерные черты этой эпохи. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Линии в «Битве св. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Так искусство XIV в. утрачивало свои позиции в конкуренции с новым искусством, принадлежащим Возрождению и в этом была своя закономерность. К сожалению, эта статуя явилась последним произведением Нанни ди Банко в области круглой скульптуры. явно он апеллирует к античному наследию. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Марка (1412 год), св. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Св.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. В его правой руке — тяжелый меч.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Но это не простой мальчик.
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. В конце XVI в. алтарь был разобран. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции.
Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Она, несомненно, связана с ними тематически. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы.
Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Скульптура отличается живостью исполнения. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Обратите внимание на позу Давида.
Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски. В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св.
Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Марку» с Ор Сан Микеле. И большей частью они были живописцами.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. В рассматриваемой композиции св.
Около 1345—1350 гг. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
В ней нет и намёка на столь славную победу. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела.
В этих скульптурах, впервые после периода классической древности и в отличие от средневекового искусства, человеческое тело демонстрируется как функциональный организм, а личность человека излучает уверенность в собственной ценности. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди.
Донателло. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. нателло. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Пять фигур находятся в музее собора. Известно, что Леонардо да Винчи был достаточно красивым и вполне возможно, что его красота привлекла Верроккьо как модель.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Антонием.
Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду.
Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения.
И эти памятники начинают множиться. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
Это Андреа дель Верроккьо. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Марка и Св. небесной реальности. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. музей Барджелло).
Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице) изображающая исхудалую старуху с длинными волосами.
Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Но спорить с Донателло было не так-то просто. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло.
Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Брезгливой гримасой тронут его рот.
Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Но видно, что внутри он сопереживает ей. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Ну и, конечно, сама голова Давида похожа на статую какого-нибудь римского юного бога – т. е. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Андреа Верроккьо так же потрудился для Орсанмикеле, тоже там сделал статую, даже целую группу. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. Галерею остро индивидуальных образов представляют собою выполненные Донателло в 1416—35 гг. Антония в Падуе.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. И все это сразу выливается и в художественную практику. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Здесь начинается следующий этап его творчества. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. В конце XVI в. алтарь был разобран. Так подчеркнута глубина рельефа. В общем, очень непонятно.
Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Эта «двойная жизнь» позволяет шедевру, с одной стороны, продолжать жить в городской среде, радуя взор прохожих и в то же время быть музейным экспонатом, привлекающим внимание любителей искусства и исследователей. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Антония.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Мария показана в сложном повороте. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Действительно, мы видим, что левый ангел очень сильно отличается от всего того, что на всей картине есть, что он действительно превосходит по мастерству, по изяществу исполнения все остальные фигуры. Т. е.
И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Все эти детали как нельзя лучше характеризуют упорное противостояние всему миру, которое чувствуется в фигуре пророка.
Основой этого расцвета явилась новая философия, точнее, философская система, получившая название гуманизма. Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне -- быть может, просто копии с антиков. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». это действительно только самое начало работы. Он, конечно, мастеровит, но даже по человеческим качествам и это отмечали современники, это был абсолютно другой человек.